Дополнительная общеразвивающая программа "С песней по жизни"

Носова Наталья Павловна

Программа «С песней по жизни»  дает возможность ребенку раскрыть свои   творческие и музыкальные способности, помогает  стать исполнителем  и активно участвовать в творческом процессе.  Используемые виды творчества: вокал, хореография, сценическое мастерство  позволяют  ребенку использовать разные художественные средства выразительности,  свободно чувствовать на сцене, реализовывать свои творческие замыслы.

Встреча с песней, общение ребенка с музыкой обогатят его положительными эмоциями,  чувствами.   Через полученный опыт чувственного восприятия, переживания и художественного исполнения песни   у ребенка сформируется эмоциональная осознанность, ценностные ориентиры  и понимание музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_s_pesney_po_zhizni.docx575.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования города Хабаровска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»

C:\Users\Северное сияние\Desktop\печать на программы.png

Дополнительная общеобразовательная,

общеразвивающая программа

«С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ»

Направленность: Художественная

Уровень программы: стартовый,

(1- год об.), базовый (2,3 год об.)

Возраст обучающихся: 7-18 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор - составитель: Носова Наталья Павловна,

педагог дополнительного образования,

г. Хабаровск 2023

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

3

Цели и задачи программы

5

Учебный план

6

Содержание программы

8

Планируемые результаты

12

РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

Условия реализации программы

13

Формы аттестации

14

Оценочные материалы

14

Методическое обеспечение

14

Рабочие программы

16

Список источников

30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы - художественная.

Программа предусматривает стартовый и базовый уровни.

ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от №28 «Об утверждении санитарных правил СП ;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от г. № 996-р;

-Приказ Минпросвещения России от г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года от №678-р;

- Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края», от г. №1321;

- Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года;

- Положение о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск» от. г. №3501;

- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Дворец творчества детей и молодёжи «Северное сияние».

Пение является одним из основных средств воспитания и самым любимым детьми видом музыкальной деятельности, который обогащает их внутренний мир, эмоционально воздействует на чувства и мысли ребенка, эстетически развивает его, способствует формированию творческой личности способной преобразовать окружающую его действительность в соответствии с динамикой современного мира.

Программа «С песней по жизни» дает возможность ребенку раскрыть свои творческие и музыкальные способности, помогает стать исполнителем и активно участвовать в творческом процессе. Используемые виды творчества: вокал, хореография, сценическое мастерство позволяют ребенку использовать разные художественные средства выразительности, свободно чувствовать на сцене, реализовывать свои творческие замыслы.

Встреча с песней, общение ребенка с музыкой обогатят его положительными эмоциями, чувствами. Через полученный опыт чувственного восприятия, переживания и художественного исполнения песни у ребенка сформируется эмоциональная осознанность, ценностные ориентиры и понимание музыкального искусства.

Программа «С песней по жизни» актуальна, потому что удовлетворяет потребности современных детей и подростков в музыкальном творчестве и художественно - эстетическом развитии, повышает их музыкальную культуру и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их взгляды и вкусы, учит разбираться в художественных достоинствах произведения.

Новизна программы состоит в использовании здоровьесберегающих технологий , в основе которых лежит личностно-ориентированное обучение и уровневая дифференциация включающая набор приемов, методов в работе по постановке исполнительского аппарата, развитию навыков звукоизвлечения, варьирующихся в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что на занятиях учащийся занят интересным для себя делом, пребывает в психологическом комфортном состоянии, благодаря выстроенной системе обучения и воспитания в коллективе.

Освоение учащимися основного содержания программы содействует формированию умений певческой деятельности и специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля, а также развитию у них личностных качеств, отвечающих за развитие творчества – любознательность, творческая активность, инициативность, самостоятельность, потребность в самореализации.

Используемые виды творчества воздействуют на эмоциональный мир ребёнка, развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, координацию.

Организованная конкурсная и концертная деятельность во Дворце и за его пределами, города, района дает учащимся приобрести бесценный опыт творческой деятельности и публичных выступлений, учащийся становится наиболее раскованными и уверенными в себе, происходит осознание собственной принадлежности и значимости участия в творческой жизни коллектива.

Отличительной особенностью программы является её гибкость в подборе упражнений и репертуара с учётом вокальных способностей, диапазона, тембра голоса, индивидуальных и возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

Также программой предусмотрено использование на занятиях дыхательных и голосовых упражнений А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова, речевых игр и упражнений, разработанных по принципу педагогической концепции Карла Орфа, упражнения с элементами музыкотерапии и вокалотерапии, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительные задачи.

Программа «С песней по жизни» она интегрированная и представляет собой единство ансамблевого вокального исполнительства и сценического воплощения для создания целостных выразительных вокально-сценических композиций.

Особое внимание в программе уделено её воспитательному потенциалу, которое ориентирует ребёнка выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, в значимом для него содержании через разнообразный песенный репертуар. Основу репертуара программы составляют произведения подобранные с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Хабаровского края, с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по плану воспитательной работы объединения и Дворца.

Песенный репертуар может быть изменён и дополнен с учетом особенностей детей.

Адресат программы:

Программа рассчитана на детей 7-18 лет (1-11 классов). В группы принимаются дети на свободной основе, с учетом собеседования и прослушивания. Приложение 2

Условиями отбора учащихся являются следующие параметры:

-желание заниматься пением;

-эмоциональная отзывчивость на музыку и слово;

-наличие музыкального слуха, чистоты интонирования;

-уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие мелодические обороты в диапазоне первой октавы);

-тембр, диапазон и сила звучания голоса.

Процесс обучения построен с учётом их возрастных особенностей детей, отдельные периоды которого (предмутационный, мутационный) имеют особое значение для развития голоса.

Срок реализации программы 3 года. 1- год обучения - стартовый, 2,3 год обучения базовый. Для одаренных детей возможен выбор индивидуального образовательного маршрута.

Объём и сроки усвоения программы, режим занятий

Период

Продолжительность занятий

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

2

2

4

43

172

2 год обучения

1 раз в неделю 2 часа, 1 раз в неделю 3 часа

2

5

43

215

3 год обучения

1 раз в неделю 2 часа, 1 раз в неделю 3 часа

2

5

43

215

Итого по программе

602

Режим занятий:

Продолжительность и количество групповых занятий регулируется Уставом образовательного учреждения. Обучение ведется в группах разновозрастного состава по 12-15 человек.

Занятия проводятся согласно расписания, с перерывами на отдых. Время одного для школьников 40 минут, с обязательным перерывом для проведения физкультминтки, упражнений, игр для снятия напряжения и формирования навыков здоровьесбережения.

Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учетом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений обучающихся.

Форма организации занятий: групповая, ансамблевая и индивидуальная. Каждое занятие подразумевает работу с группой, а также с малыми группами (дуэт, трио, квартет) и с солистами.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых материалов и иллюстраций для работы. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по теме, большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить, как творческую деятельность детей.

Формы проведения занятий: Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (практические занятия, репетиция, тренинги, упражнения, викторины, КТД, экскурсии, проекты, участие в конкурсах, концертах ).

Цель программы: Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, в процессе приобщения к вокальному искусству через освоение ансамблевого пения.

Для достижения цели программа решает такие задачи:

Предметные:

  • Обеспечить овладение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками ансамблевого пения;
  • Обучить основам певческой гигиены и самоконтроля голосового
  • аппарата, бережного отношения к нему;
  • Способствовать формированию опыта творческой деятельности и публичного выступления;

Метапредметные:

  • Формировать интерес к вокальному искусству, творческой, музыкальной деятельности;
  • Развивать навыки коммуникативной культуры и продуктивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;
  • Создать условия для развития музыкальных способностей: слух, память, чувство ритма, такта и творческого потенциала каждого ребенка;

Личностные:

  • Способствовать формированию личностных качеств у обучающихся

любознательности, творческой активности, самостоятельности потребности в саморазвитии;

  • Формировать уважительное отношение к здоровью, навыки здорового образа жизни;
  • Воспитывать общую и сценическую культуру, дисциплинированность, чувство ответственности, уважения к результатам коллективного творчества.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

тема, раздел

Количество часов

Формы

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Певческие установки

2

12

14

Наблюдение,

прослушивание

2

Работа над звуком, звукообразование

2

15

17

Наблюдение,

тестирование

3

Работа над дыханием

2

15

17

Упражнение,

тестирование

4

Певческий диапазон

3

15

18

Наблюдение

5

Координация между слухом и голосом

4

15

19

Упражнения, наблюдения

6

Дефекты голоса

2

20

22

Контрольные задания, наблюдение

7

Принципы артикуляции речи и пения

3

20

23

8

Работа над исполняемым произведением

2

25

27

Творческая работа, наблюдение

9

Основы здорового образа жизни

-

5

5

Наблюдение

10

Вокальный ансамбль

Концертная деятельность

0

10

10

Наблюдение

Концерт

Итого часов

20

152

172

2 год обучения

п/п

тема, раздел

Количество часов

Формы

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Певческие установки

4

10

14

Наблюдение, прослушивание

2

Работа над звуком, звукообразование

2

15

17

Наблюдение, тестирование

3

Работа над дыханием

2

15

17

Упражнение,

тестирование

4

Певческий диапазон

2

20

22

Наблюдение

5

Координация между слухом и голосом

2

22

24

Упражнения, наблюдения

6

Дефекты голоса

2

24

26

Контрольные задания, наблюдение

7

Принципы артикуляции речи и пения

2

25

27

8

Работа над исполняемым произведением

1

30

31

Творческая работа, наблюдение

9

Основы здорового образа жизни

-

5

5

Наблюдение

10

Вокальный ансамбль

Концертная деятельность

0

10

10

Наблюдение

Концерт

11

Работа над индивидуальным репертуаром

2

20

22

Творческая работа

Итого часов

19

196

215

3 год обучения

п/п

тема, раздел

количество часов

Формы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие Певческие установки

4

10

14

Наблюдение,

прослушивание

2

Работа над звуком

2

15

17

Наблюдение,

тестирование

3

Работа над дыханием

2

15

17

Упражнение,

тестирование

4

Певческий диапазон

2

20

22

Наблюдение

5

Координация между слухом и голосом

2

22

24

Упражнения, наблюдения

6

Дефекты голоса

2

24

26

Контрольные задания, наблюдение

7

Принципы артикуляции речи и пения

2

25

27

8

Работа над исполняемым произведением

1

30

31

Творческая работа, наблюдение

9

Основы здорового образа жизни

5

5

Наблюдение

10

Вокальный ансамбль

Концертная деятельность

0

10

10

Наблюдение

Концерт

11

Работа над индивидуальным репертуаром

2

20

22

Творческая работа

Итого часов

19

196

215

Содержание программы

1 год обучения

1.Вводное занятие –знакомство с объединением, цели и задачи программы. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.

Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы, поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны учащегося) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

#1056;абота над звуком.

Теория и практика: Основы звукообразования в академическом пении.

Понятие «опертого» звука, необходимости работы брюшного пресса.

Свобода и закрепощенность голосового аппарата -непременное условие красивого голосоведения

#1056;абота над дыханием.

Теория и практика: Практическое освоение различных типов дыхания -грудное, брюшное. реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания как наиболее рационального.

#1055;евческий диапазон.

Теория и практика: Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

#1050;оординация между слухом и голосом.

Теория и практика: Чистота интонации -результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

#1044;ефекты голоса.

Теория и практика: Горловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсирование звука. Причины возникновения дефектов.

Упражнения на устранение дефектов.

#1055;ринципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика: Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Упражнения для расслабления мышц рта, артикуляционная гимнастика. Визуальный контроль.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости –консультация логопеда.

#1056;абота над исполняемым произведением

Теория и практика: Подбор индивидуальной программы для выступления.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений на контрольном уроке или прослушивании.

9. Основы здорового образа жизни

Теория и практика: Беседы на тему «Расти здоровым и крепким». Постоянный контроль за осанкой детей в связи с тем, что костная система находится в стадии формирования; за правильным режимом голосообразования, соблюдением гигиенических норм в пении (без форсирования, без перенапряжения). Внимательное и бережное отношение к детскому голосу

Второй год обучения

1. Вводное занятие Цели и задачи программы. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Музыка и ее роль в жизни человека. Знакомство с певческой установкой.

Певческие установки. Прослушивание для определения вокальных возможностей голоса, чувства ритма.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы, поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального контроля за положением корпуса и головы.

Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.

Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова.

Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

#1056;абота над звуком

Теория и практика: Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого голосоведения.

Освоение различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.

#1056;абота над дыханием.

Теория и практика:Практическое освоение различных типов дыхания: грудное, брюшное, реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания –усложненные, с подключением мышц брюшного пресса.

#1055;евческий диапазон.

Теория и практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.

#1050;оординация между слухом и голосом.

Теория и практика: Чистота интонации –результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.

#1044;ефекты голоса.

Теория и практикаГорловой и носовой призвуки. осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

При особо упорных случаях-консультация фониатра

#1055;ринципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости –консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального туше и звуковедения.

#1056;абота над исполняемым произведением

Теория и практика: Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых

исполнительских приемов.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

9. Основы здорового образа жизни

Теория и практика: Беседы на темы: «Гигиена и охрана голоса», «Мы и наше здоровье». Упражнения, направленные на снятие физического и психоэмоционального напряжения. Игры, ориентированные на воспитание доброжелательных отношений между детьми в коллективе, развитие внимания и памяти. Развитие уверенности в себе.

10. Занятия по индивидуальной программе.

Теория и практика: Это может быть любая творческая работа, связанная со слушанием музыки, ритмическими играми, повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам и т д., а также игровые формы обучения.

3 год обучения

1. Вводное занятие. Цели и задачи программы. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.

Певческие установки.

Теория и практика: Закрепление пройденного материала.

Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок.

#1056;абота над звуком.

Теория и практика: Закрепление различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Принципы портаменто и глиссандо.

Работа над кантиленой.

Филирование звука

#1056;абота над дыханием.

Теория и практика: Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложненные с подключением мышц брюшного пресса.

#1055;евческий диапазон.

Теория и практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному регистру.

#1055;ринципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика:Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости –консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах вокального туше и звуковедения.

#1056;абота над исполняемым произведением

Теория и практика: Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом.

Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов.

Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра.

Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии.

Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений.

Творческий поиск.

Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

#1054;сновы здорового образа жизни

Теория и практика: Лекции, беседы об естественных способах укрепления здоровья (закаливание, спорт, здоровое питание); гигиене и режиме детского голоса в повседневной жизни. Упражнения, направленные на снятие физического и психоэмоционального напряжения. Игры, ориентированные на развитие межличностных отношений между детьми в коллективе (внимание, сочувствие, взаимопомощь и др.), развитие уверенности в себе.

Ожидаемые результаты освоения программы

1 год обучения:

Личностные результаты:

Проявляет активность, дисциплинированность, умение самостоятельно организовать свою деятельность, навыки творческого общения, стремление работать в коллективе на достижение результата;

Положительное отношение к занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;

Принимает участие в конкурсах, фестивалях, концертах Дворца, города;

Приобретен навык исполнения музыкальных произведений;

Участие в творческой и досуговой жизни объединения;

Метапредметные результаты:

Выражает настроение музыки, собственные ощущения, представления и образы в движении используя театральный язык (жесты, мимика, интонация);

Понимает и принимает учебную цель и задачи, в сотрудничестве с педагогом ставит новые учебные задачи;

Внимательно слушает музыкальный материал и анализирует его;

Предметные результаты:

будут знать/понимать: строение артикуляционного аппарата; особенности и возможности певческого голоса; гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь: правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

петь легким звуком, без напряжения; звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

2 год обучения

Личностные результаты:

Проявляет музыкально-исполнительские качества, культуру общения и поведения в социуме; самостоятельности обучающихся; интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

Уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре своего и других народов;

Эмоционально-ценностного отношение к музыкальному искусству, пению;

Позитивное отношение к ведению здорового образа жизни;
Метапредметные результаты:

Оценивает правильность выполнения учебных задач;

Анализирует проделанную работу, работу группы и коллектива;

Использует выразительные средства для создания художественного образа; импровизировать;

Взаимодействует с педагогами и сверстниками, работает в группе и индивидуально, находит общее решение;

Принимает участие в конкурсах, фестивалях, концертах различного уровня.

Предметные результаты:

будут знать/понимать: соблюдать певческую установку; жанры вокальной музыки;

уметь: правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; точно повторить заданный звук; в подвижных песнях делать быстрый вдох; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; петь чисто и слаженно в унисон; петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; дать критическую оценку своему исполнению;

принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

3 год обучения

Личностные результаты:

Положительное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах;

Проявляет музыкально-исполнительские качества и осмысленное, эмоциональное и художественное восприятие музыки;

Устойчивая мотивации к занятиям вокалом и ансамблевому пению;

Сформируются нравственные качества: чувство ответственности, уважение к сценическому этикету и общую культуру, навыки здорового образа жизни;

Развита общая коммуникативная культура учащегося: доброжелательность, открытость, умение слушать, уважать чужой выбор, умение поддержать другого.

Метапредметные результаты:

Осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Осмысленно исполнять произведение;

Обретет способность к конструктивным взаимодействиям в процессе творческой деятельности;

Поддерживает дружеский, творческий климат в коллективе

Анализирует, исправляет недостатки в вокальной технике;

Участвует в мероприятиях различного уровня;

Самостоятельно работает над пополнением репертуара;

Предметные результаты:

будут знать/понимать: основные типы голосов; жанры вокальной музыки;

типы дыхания; работа над дыханием: при усилении и затихании звучности, пауза между звуками без смены дыхания, равномерное расходование дыхания, закрепление навыков дыхания приобретенных ранее; поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь: петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу 3 года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения. Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в культурно-досуговых мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах различных уровней.

В репертуарном плане указан ряд песен, чаще всего используемых для основной работы по программе. Произведения, над которыми педагог работает при подготовке тематических концертных мероприятий, при подготовке детей к конкурсам различного уровня подбираются индивидуально, в соответствии со способностями детей, тематикой мероприятий и требованиями к конкурсам. (Приложение 1)

Формирование вокальных навыков предполагает ряд упражнений. (Приложение 3)

РАЗДЕЛ №2.

«Комплекс организационно-педагогических условий»

Условия реализации программы:

Занятия проходят на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодёжи «Северное сияние».

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Компьютер, магнитофон, микрофоны, видеоплеер, телевизор, другая аппаратура.

Аудиозаписи:

-фонотека эстрадных песен различной тематики

-профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);

-фонограммы – «караоке»;

-фонограммы, найденные в интернет-сайтах;

-демонстрационные студийные записи песен;

-аудиозапись распевов и вокальных упражнений

- фонограммы «+»; «-»;

7. Электроаппаратура.

8. Зеркало.

9. Шумовые инструменты

10. Нотный материал, подборка репертуара.

Видеоматериалы:

-запись конкурсных выступлений воспитанников;

-видеозапись городских и Дворцовых концертов и мероприятий;

-видеоматериалы «мастер-классов»;

-видеоклипы с участием солисток студии.

Дидактический материал:

1. Разработка вокальных упражнений на основе методических рекомендаций Емельянова В. и СэттаРиггза;

2. Словарь для вокалистов «Глоссарий»;

;Вокальныйка техизис»

4. План воспитательной работы;

5. Положение конкурса вокального мастерства — «Маленькие звездочки»;

#1042;идеоматериал, аудиоматериал;

7. Вокальные упражнения по системе Сэтта Риггза;

8. Таблица вокальных данных;

#1052;етодические пособия по постановке дыхания;
10. Практические упражнения (звуковедение, звукоизвлечение, пение на опоре, постановка вибрато и т.д.);

#1051;итература вокальному искусству;

#1051;итература по педагогике и психологии;

#1052;атериалы по проведению углубленной диагностики вокальных способностей детей;

#1044;идактические и методические материалы по применению инновационных методов и технологий;

Методические материалы:

#1088;епертуарный план – включает наиболее показательные вокальные произведения для прослушивания, отработки различных техник, наиболее востребованные песни и т.д;

#1082;онспекты занятий;

#1085;аглядные пособия по артикуляции, строению голосового аппарата и т.д., позволяющие более доступно разъяснить детям особенности образования звука, чистого голоса, возникновения проблем и способы их решения;

#1101;лементарная партитура – графическое изображение партий для ребят не знакомых с нотной грамотой (применяется в распевах, упражнениях, текстах песен и т.д.)

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое и специальное образование.

Формы аттестации

Программа предполагает различные формы контроля результатов. Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

Вводный - направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся. Для этого вида контроля используются формы:

-наблюдение

-тестирование, диагностические задания;

-игры

Текущий контроль определяет степень усвоения учеником музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности обучающегося к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение:

-в конкурсах

-на концертных выступлениях;

-на переводном конкурсе маленькие звездочки;

-Два раза в год конкурс внутри коллектива «Маленькие звездочки» -

в декабре и мае месяцах для оценки среза знаний и умений.

Оценочные материалы

Основными методами диагностики являются наблюдение за детьми в процессе обучения, в условиях выполнения практических заданий на занятиях, педагогический анализ, обобщение и систематизация полученных данных. Система отслеживания результатов включает в себя диагностическую карту «Карта индивидуальных образовательных результатов». (Приложение 4)

Также диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений у обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.

Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.

Методическое обеспечение

Принципы педагогического процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип гармонического воспитания личности;
  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
  • принцип успешности;
  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
  • принцип творческого развития;
  • принцип доступности;
  • принцип ориентации на особенности и способности
  • природосообразности ребенка;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

Формы проведения занятий:

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Учебное занятие - это модель деятельности педагога и обучающегося, где представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Типы учебного занятия:

Занятие-игра - для закрепления знаний и способов деятельности.

Контрольное занятие – для обеспечения проверки и оценки знаний, коррекция знаний и способов деятельности воспитанников

Занятие-концерт, заключительное занятие- завершающее тему, создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения воспитанниками комплекса знаний и способов деятельности.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

В основу разработки программы «С песней по жизни» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

-личностно-ориентированная технологияпостоянная поддержка мотивации ученика к творческой деятельности, обсуждение и учёт мнения детей по поводу содержания занятий;

-здоровьесберегающая технология - на основе музыкальной и художественной психотерапии оказывающей положительное воздействие, на ребенка создавая ощущение радости и счастья;

- технология дифференцированного обучения -организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, его способностей, возможностей и интересов;;

Для достижения целей и задач программы применяются как общепринятые дидактические методы, так и методы вокального обучения.

Применение дидактического метода на начальном этапе обучения с ограниченным употреблением специальных терминов, реализуется путем популярного объяснения в доступной для детей форме. Используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, теплый тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое звучание; вкусный - доставляющий удовольствия звук и т.д). Все это позволяет вовлечь в вокальный процесс уже имеющийся у детей опыт в некоторых областях чувствительного познания.

Методы организации образовательного процесса:

1) словесные: устное изложение материала (метод организации познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности, предполагающий диалог между педагогом и детьми преимущественно по вопросам педагога;

2) наглядные: ручные знаки, для показа звуковысотного движения мелодии, особенно при исполнении вокальных упражнений и разучивания песен. Движение рук при смене звуков мелодий создают наглядную картину изменения высоты звуков и характера звучания (легатто, стаккато). Особенно полезны эти знаки для детей не чисто и не точно интонирующих. Все характеристики звука сопровождаются собственным показом педагога. Наряду с показом вокального звучания применяется иллюстрация видимых движений артикуляционных органов голосового аппарата.

Показ видеофильма, иллюстраций; применение ИКТ; показ, исполнение изучаемого материала педагогом; наблюдение; работа по образцу.

3) практические: тренинг; вокально-тренировочные упражнения (многократное повторение действий с целью формирования вокальных умений и навыков); работа в нотной тетради; выступление; исполнение вокального произведения; восприятие музыки; работа над словом, художественным образом.

II. По способам организации деятельности:

- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием источников знаний (книг, журналов, компьютера) - восприятие и усвоение детьми готовой информации;

- репродуктивные (воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога);

-исследовательские (овладение методами научного познания, самостоятельной и творческой работы).

Методы развития эмоциональной отзывчивости - вызывающей эффект сопричастности к звучащей музыке, «вживания» в музыкальный образ. Нахождение личностного смысла в произведении, соотнесение переживания с конкретным жизненным событием.

Методы контроля и самоконтроля - способы, с помощью которых определяется результативность программы.

Методы формирования устойчивой мотивации: соревнования, создание ситуации успеха; познавательные игры; учебные дискуссии.

Организационно - педагогическая деятельность с родителями.

Тема

Содержание

Проведение родительских собраний

организационное (сентябрь);

итоговое (апрель).

Проведение открытых уроков для родителей:

В течение года

Проведение конкурса «Маленькие звездочки»

апрель

Участие родителей в совместных мероприятиях учреждения, города, края

В течение года.

Родители играют неотъемлемую часть в подготовке к концерту, к культурно-досуговому мероприятию.

Индивидуальные беседы с родителями:

индивидуальные способности и достижения;

анализ образовательной деятельности.

Индивидуальное консультирование:

состояние здоровья, обучающегося;

местоположение в коллективе;

Анкетирование

Сентябрь: Сведения об обучающихся и их родителях.

Цель: получить информацию

Май: удовлетворенность качеством дополнительного образования во Дворце и объединении.

План воспитательной работы

Формы работы

Сроки

форма проведения

Социальные партнёры

Дела в объединении

Ведение блога по направлению деятельности в «Instagram»

В течение года

СМИ

Родители, дети

Размещение информации о жизнедеятельности детского коллектива на официальном сайте учреждения рт

В течение года

СМИ

Участие в творческих мероприятиях дворца

В течение года

КТД

Комитет по управлению Краснофлотским районом

Участие в различных проектах, акция

В течение года

Проекты, акции

Управление администрации города Хабаровска,

КСК «Арсеналец»

Индивидуальная работа с детьми

В течение года

беседы, консультации

Родители

Праздники, традиции русского народа;

День Победы; День России;

В течение года

Тематические часы

Промежуточный и отчетный концерт объединения

Декабрь Апрель-май

Концерт

Члены жюри, родители

КТД в ДТДиМ

Открытие творческого сезона

сентябрь

Концерт

День Рождение Дворца

ноябрь

Концерт

День Рождения Студии

в течение года

Праздник, чаепитие

Родители

Концерт «Мама-главное слово в каждой судьбе»

ноябрь

Концерт

Новый год

декабрь

Концерт

Концерт «Самым любимым», посвященный дню 8 марта

март

Концерт

Закрытие творческого сезона

Апрель-май

Концерт

Работа с родителями

Родительское собрание

Сентябрь, май

Индивидуальные встречи и консультации

По запросу родителей и детей

Анкетирование на удовлетворённость качеством образования

Сентябрь

апрель

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Э. Ховарт, Х. Остин «Вокал для всех»: Издательство «Хобби центр Медиа», Москва, 2009г.

2. Людмила Романова «Школа эстрадного вокала»: Издательство «Лань», Москва, 2007 год.

3. Емельянов В. А «Развитие голоса - координация и тренинг». Планета Музыки, 2015.

4. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы.- М.:

Просвещение, 1972г.

5. Олег Степурко «Скэт-импровизация» Издательство «Камертон» Москва - 2007 год.

6. Брэтт Мэннинг «Все для успешного пения» Brett Manning «The Complete Singing Success», 2003 год.

#1065;етинин М.Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Москва.ФИС,2000

8. М.Н.Глубоковский «Гигиена голоса» , Ленанд, 2021

9. Вебер Сара, Уайт Виталия «Раскрой свой голос», Феникс ,2024

10. «Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем»,

Бархатова И. Б., Планета музыки, 2023.

11. Смелкова, Савельева: "Основы обучения детей сольному академическому пению. Учебное пособие", Планета музыки , 2022.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Линда Моркуорт «Самоучитель по пению» - М.: Астрель, АСТ 2006г.

2. Сэт Риггз «Поем как звезды», Питер, 2007г.

3. Методическая разработка педагога Бойко Л.Н. — «Катехезис», Хабаровск 2003г.

4. Помазкин И. Г. «Все, о чем пою»(сборник песен) , Планета музыки, 2022г.

5. Анисимова Г.И. « Сто музыкальных игр», Академия развития, 2005.

Влияние музыки на развитие психики ребенка

Приложение 1

Репертуарный план

1 год обучения

1. Планета кошек, Муз. Варламова В., сл.А. Миян.

2. Спляшем, Ваня. Муз. Варламова В., сл, Татаринова В.

3. Мамонтенок. Муз. Шаинского В. сл. Д. Непомнящего, О. Шорохо-вой.

4. Щенок. Муз. Батраченко И., сл. Иванова Г.

5. Коза и барашек. Муз, В. Дусек, сл. А Заева.

6. Шмель. Муз. О. Тарановой, сл. А, Заева.

7. Овечка. Муз. Варламова В,, сл. Паниной Р.

8. Стеклышки цветные. Муз. Варламова В., сл. Р. Паниной.

9. Маугли. Муз. В. Варламова, сл. Р, Паниной

#1040;нютины глазки. Муз, В. Варламова, сл. Р. Паниной.

#1041;аю-баюшки. Муз. Варламова В., сл. Темина В.

12. Баю-бай. Муз. Варламова А., сл. Паниной Р.

13. Инопланетянка. Муз. Варламова А., сл. Сазоновой А.

14. Радуга. Муз. О. Юдахиной, сл, В. Ключникова.

#1063;удеса. Муз. О. Юдахиной, сл. С. Лежневой.

16. Старый тарантас. Муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова.

#1042;ера и Анфиса. Муз Шаинского В. сл, Дементьева А.

#1055;есенка музыкальных знаков. Муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова

19. Пеликаны. Муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова.

#1043;орошинки. Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

21. Золушка. Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

22. Принцесса. Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

#1044;ождик. Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.

#1058;игренок. Муз. А, Варламова, сл. Р. Паниной.

25. Взрослые и дети. Муз. В, Шаинского, сл. М. Танича.

26. Резвый конь. Муз. А. Варламова, сл, Р. Паниной.

#1051;ягушачий джаз. Муз. А, Варламова, сл. Фархади.

#1058;ри пингвина. Муз. А. Варламова, сл. М. Бородицкого

29. Солнечная капель. Муз. С. Сосник, сл. И. Вахрушева.

#1052;амина песенка. Муз, М, Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского.

2 год обучения

1. Волшебная страна. Муз А. Николаев, сл. А. Рябицкий

2. Жар-птица. Муз. А Варламова, сл. Г. Ладонщикова

3. Отворите окна. Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

4. В старой сказке. Муз. В, Началова, сл. Ю. Началовой

5. Тридцать три коровы, Муз. Гладкова, сл. Э. Успенского

6. Золотая рыбка. Муз. О. Тарановой, сл. А. Бельмонт

7. Мечта. Сл. и муз. В, Морозова

8. Аришка. Сл. и муз. В. Морозова

9. Рыжик. Муз. В. Лебедева, сл. М. Танича

#1052;ой Рыжик. Сл. и муз. Ю. Началовой

#1043;ород детства. Сл. и муз. В. Морозова

#1057;емь нот. Муз. А. Варламова, сл. А. Гулевской

#1047;вездочет. Муз. А. Варламова, сл. Р. Панина

#1047;онтик. Муз. А. Варламова, сл. Р. Панина

#1042;есны поют колокола. Муз. А. Варламова, сл. Р. Панина

#1055;есня о бабушке. Сл. и муз. Е. Шмакова

17. Горница-узорница. Муз Л. Деревягина, сл. Степанова

#1063;ико-нико. Муз. А. Лего, сл. А. Видова

#1052;осковское мороженное. Муз. А. Лего, сл. А. Видова

#1052;атрешка. Муз. А. Лего, сл. А. Видова

#1050;анатоходка. Муз. А, Лего, сл, А. Видова

#1042;еснушки. Муз. А. Лего, сл. А. Видова

#1056;адуга, Муз. В. Синенко, сл. В. Ключникова

3 год обучения

1. Телефон. Муз. А. Ворламова, сл. Р. Паниной

2. Качели. Муз. А, Ворламова, сл. Р. Паниной

3. У моей России. Муз, А. Струве, сл, А. Кольчинского

4. Сирень, Муз. А. Ворламова, сл. Р. Паниной

5. Васильковая поляна. Муз. А. Ворламова, сл. Р. Паниной

6. Колдунья. Муз. А. Ворламова, сл. Р. Паниной

7. Мечта. Сл. и муз. В. Морозова

8. Мой Рыжик. Муз. В. Началова, сл. Ю. Началовой

9. Хабаровск. Муз. О. Тарановой, сл. А. Зоева

#1063;айка. Муз. О. Тарановой, сл. А. Зоева

#1052;елодия. Муз. В. Морозова, сл, С. Красикова

#1056;омашковая кошка. Муз. Р. Гуцалюк, сл. А. Левандович

#1040;ссоль. Муз. В. Морозова, сл. С. Красикова

#1041;абушка и внучек. Муз, Гладкова, сл. Э. Успенского

#1057;оломенное лето. Муз. Р. Гуцелюк, сл. А, Девандович

#1040;х, школа. Муз. и сл. В. и Ю. Началовых

#1042; старой сказке. Муз. и сл. В. И Ю, Началовых

#1057;емь нот. Муз, А. Ворламова, сл. Р. Паниной

#1046;елтые ботинки. Муз, О. Юдохина, сл. В. Воропаева

#1042;олшебная страна. Муз. и сл. В. Морозова

#1043;ород детства. Муз. и сл. В. Морозова

#1056;адуга. Муз. В, Синенко, сл. В. Ключникова

#1055;ять февральских роз. Сл. и муз. В. Цветкова

#1040;нгелы. Муз. В. Морозова, сл. В. Ключникова

#1055;тичка-синичка. Муз В. Началова, сл. Ю. Началовой

#1040;х, школа. Муз.и сл. В. Качалова

#1057;негопад. Муз. Р, Гуцелюк, сл. А. Левандович

Приложение 2

Возрастные и психологические особенности учащихся

Детям младшего школьного возраста характерна эмоциональная

впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Готовность к чуткому отклику как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия педагога. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и лёгкий микст. Этому голосообразованию соответствует лёгкое серебристое, преимущественно головное, звучание.

Возрастные особенности детей 10-13 лет.

Голоса детей 10-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период считается временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь ведётся кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

Возрастные особенности детей 14-17 лет. Подростковый возраст (14-17 лет) - это возраст интенсивного формирования нравственных ориентиров, представлений, убеждений, принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности. С психологической точки зрения этот возраст определяется как возраст общения. Центральным психологическим новообразованием данного возраста выступает возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им идентифицировать себя со взрослыми, находить образцы для подражания. Оценка и самооценка - доминирующее звено психической жизни подростка.

Приложение 3

Формирование вокальных навыков.

Формирование вокальных навыков — это единый неразрывный процесс. Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения:

а) упражнения по видам вокализации (стаккато, легато, контилено)

б) упражнения с постепенным расположением звуков

в) упражнения на различные интервалы

г) упражнения на одной ноте

д) упражнения с закрытым ртом

Упражнения располагаются в таком порядке, чтобы каждое последующее совершенствовало уже приобретенные навыки и постепенно развивало новые. Упражнения необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей голосообразования учащихся.

Развитие основных свойств звучания голоса происходит в следующем направлении: звуковой диапазон — от нескольких звуков примарной зоны (с. 6 ЗМБ) и т.д.

Звуковысотный диапазон — от нескольких звуков примарной зоны до двух октав и более за счет умения выбирать регистрированный режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче, т.е. ближе к фальцетному.

Динамический диапазон — от «рр» до «t». Расширение его происходит в основном за счет формирования активного «р», обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование, что предполагает активность краевого смыкания голосовых складок в любом регистровом режиме,

Тембр — от бедного тембра по обертовановму составу к более богатому и затем к его разнообразию при исполнении за счет произвольного использования различных регистров голоса. Постепенно выравниваются регистровые переходы и позиционное звучание гласных. Чтобы получить одинаковые по тембру гласные при их смене, всякий раз на уровне источника звука должна происходить корректировка способа смыкания и колебания голосовых складок, т. е, их регистровый режим.

Дикция — развивается на основе правильной артикуляции, сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и отдельных фраз.

Подвижность голоса — формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу и связана с умением выбирать нужный регистровый режим работы гортани: чем быстрее темп, тем легче звук за счет преображения способа колебания голосовых складок к фальцетному типу.

Навык выразительности в пении достигается за счет:

1. Мимики, выражения глаз, жестов и движений;

2. Богатства тембровых красок голоса;

3. Динамических оттенков, отточенности фразировки;

4. Чистоты интонации,

5. Разборчивости и осмысленности дикции;

6. Темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение;

Процесс голосообразования — 2 теории

а) Многоэластическая теория — колебания голосовых складок в силу их эластичности происходит пассивно под действием напора выдыхаемого воздуха.

б) Нейромоторная теория — колебания голосовых складок совершенствуются в результате активных сокращений мышц голосовых складок под влиянием нервных импульсов, прошедших по нерву из головного мозга. Эти две теории не исключают, а дополняют одна другую, позволяют глубже понять сложный процесс образования голоса в нашем организме. Вывод: основным условием образования звука является взаимодействие голосовых складок и дыхания.

Певческое дыхание опора

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависят сила и деятельность звука, его тембровые краски. Различают следующие типы дыхания:

1. Грудное дыхание, причем наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Оно неприемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и поэтому затруднено голосообразование.

2. Смещенное, грудобрюшное (косто-абдоминельное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание при этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, при относительном покое стенок грудной клетки. В вокально- педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно- -диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.

Атака звука— начальный момент работы голосовых складок и дыхания или способ взятия звука.

Различают следующие виды атак:

1. твердая атака — голосовые складки плотно смыкаются до начала вы-

доха;

2. мягкая атака — момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха;

3. придыхательная атака — смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха;

Атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно

Приложение 4

Индивидуальная карта отслеживания динамики особенностей развития обучающегося

____________________________________

Механизм отслеживания результатов реализации программы Отслеживание динамики развития обучающихся в течение освоения всей программы фиксируется в индивидуальной карте.

Содержание

Текущий контроль

Промежуточный

Ровность звучания по тембру

Резонирование

Чистота звука

Точность звуковысотного интонирования

Певческое дыхание

Четкая дикция

Выразительность, осознанное пение; пластичность;

Актерское мастерство;

Эмоционально-чувственное исполнение