«Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры»

Коновалова Ирина Николаевна

Статья о личном опыте по формированию музыкальной культуры школьников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья подготовлена учителем музыки муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения  

«Школа № 30» города Рязани

Коноваловой Ириной Николаевной

«Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры»

        На современном этапе развития нашего общества наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

       Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию у учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и, в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующих на эмоциональный мир школьника и облагораживающих его душу.

       Цели, которые ставлю перед собой:

  • развивать у детей творческие способности;
  • активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;
  • способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки;
  • развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение;
  • воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

        В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки. Они для меня не просто школьники, а во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.

        Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.

        Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки.

        На уроках музыки я стремлюсь научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 40 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

        Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего.

       В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения на уроках музыки использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.

       На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как хор, работа с солистами. Стараемся вместе с ребятами, поющими в хоре, принимать активное участие в проведении как школьных , так и внешкольных мероприятий.

       Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Выбирая произведения для разучивания, каждый руководитель хора должен думать об их художественной ценности.

Мною был разработан и реализован проект «Битва хоров». В проекте

приняли участие ученики 3-9-х классов. Целью проекта являлось: формирование художественных потребностей и вкусов школьников, привлечение учащихся к хоровому искусству как самому доступному виду массового творчества.      

       Благодаря реализации данного проекта была создана творческая среда, развивающая коммуникативные, музыкальные и организаторские способности школьников. Учащиеся получили опыт практической творческой деятельности, имеющий социальную значимость, что является одновременно и ресурсом, и средством развития активной жизненной позиции обучающихся.  Были созданы дополнительные условия для духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания учащихся, развития неформального общения, повышения культурного уровня школьников.



Предварительный просмотр:

Статья подготовлена учителем музыки муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения  

«Школа № 30» города Рязани

Коноваловой Ириной Николаевной

«Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры»

        На современном этапе развития нашего общества наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

       Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию у учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и, в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующих на эмоциональный мир школьника и облагораживающих его душу.

       Цели, которые ставлю перед собой:

  • развивать у детей творческие способности;
  • активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;
  • способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки;
  • развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение;
  • воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

        В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки. Они для меня не просто школьники, а во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.

        Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.

        Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки.

        На уроках музыки я стремлюсь научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 40 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

        Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего.

       В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения на уроках музыки использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.

       На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как хор, работа с солистами. Стараемся вместе с ребятами, поющими в хоре, принимать активное участие в проведении как школьных , так и внешкольных мероприятий.

       Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Произведение должно быть, прежде всего, доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Выбирая произведения для разучивания, каждый руководитель хора должен думать об их художественной ценности.

Мною был разработан и реализован проект «Битва хоров». В проекте

приняли участие ученики 3-9-х классов. Целью проекта являлось: формирование художественных потребностей и вкусов школьников, привлечение учащихся к хоровому искусству как самому доступному виду массового творчества.      

       Благодаря реализации данного проекта была создана творческая среда, развивающая коммуникативные, музыкальные и организаторские способности школьников. Учащиеся получили опыт практической творческой деятельности, имеющий социальную значимость, что является одновременно и ресурсом, и средством развития активной жизненной позиции обучающихся.  Были созданы дополнительные условия для духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания учащихся, развития неформального общения, повышения культурного уровня школьников.