Специфика работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов

Никишаева Елена Николаевна

В материале содержатся рекомендации по работе в классе струнно-смычковых инструментов (скрипки).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Методический доклад

«Специфика работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов»

Подготовила:

Никишаева Е.Н.,

концертмейстер

г. Железногорск

2024 г.

Камерный ансамбль является одним из многих видов исполнительского искусства. Приобщение к этому виду музицирования начинается в среднем звене профессионального музыкального образования, но иногда и в ДШИ. Концерты камерной музыки привлекают достаточно широкую аудиторию слушателей. Об этом свидетельствует огромный успех «Декабрьских вечеров» с  1980 г., проводимых в Москве, где принимали участие как российские, так и зарубежные исполнители. Внимание слушателей привлекают тоже и концерты камерных оркестров, исполняющих старинную, классическую и современную музыку. К сочинению камерных произведений обращались великие композиторы прошлого. К ним обращаются и современные композиторы. Большинство композиторов обращались к жанру камерной ансамблевой музыки.

Курс камерного ансамбля включен в учебный план всех исполнительских специальностей училищ и вузов. Л.С. Гинзбург отмечал, что истоки камерной музыки связаны с народной музыкальной практикой городских музыкантов любителей, с разными жанрами, которые зарождались в домашнем ансамблевом музицирование.

В XVII-ХVIII веках существовало много скрипичных и виолончельных сонат в основном для солирующего инструмента с аккомпанирующей партией в виде цифрованного баса.

Наиболее совершенными являются ансамблевые произведения Л. Бетховена.

Работа концертмейстера в ансамбле удобна для учащегося и преподавателя.

Удачное совмещение партнеров в ансамбле играет огромную роль в процессе музицирования. Приходится решать многие проблемы, чтобы прийти к оптимальному результату. Немалым условием жизнеспособности ансамбля является психологическая совместимость партнеров.

Пристального внимания заслуживают вопросы подбора репертуара. От правильно подобранной программы, учитывающей возможности и интересы учащегося зависит успех занятий и профессиональное развитие начинающих музыкантов. Учебная программа содержит список рекомендованных произведений, но окончательный выбор остается за преподавателем.

Основу учебного репертуара составляет классика и ранний романтизм. Важное место отводится также произведениям композиторам советского периода.

В процессе обучения игре в ансамбле можно выделить:

а) формирование умения слушать себя и одновременно слушать партнера;

б) внимательно смотреть в нотный текст своей партии и одновременно видеть обе партии.

При исполнении скрипичных произведений следует учитывать более мягкое звучание струнных инструментов, тогда как фортепиано, в сущности, является ударным инструментом.

В процессе работы над исполнением произведения художественные задачи являются преобладающими.

Природа урока является коллективной. Концертмейстер должен постоянно следить за партиями своих партнеров. Умение свободно читать с листа также имеет очень большое значение.

В числе требований к ансамблевому музицированию находятся ритмическая согласованность, динамическое равновесие, единство штриха и фразировки. Без их соблюдения не получится полноценного ансамбля, С развитием средств массовой информации необходимость в камерном музицировании несколько сократилась. Тем не менее, форма камерного музицирования является высшей формой музыкального содружества.

От опытности концертмейстера, его музыкальной чуткости зависит работа в классе и качество выступления на академических концертах и экзаменах.

В своей книге «Певец и аккомпаниатор» знаменитый английский пианист Джеральд Мур пишет: «Пианист всегда должен помнить, что фортепиано легко может заглушить более глубокий звук виолончели, а скрипка с ее высокой тесситурой без всяких усилий «взлетает» над сильным звуком фортепиано».

В своих беседах он проводил параллель между виолончелью и басом Ф. Шаляпина, а скрипку сравнивал с высоким сопрано Элизабет Шуман. У Шаляпина был огромный голос, но его легко мог заглушить небрежный аккомпаниатор.

В то же время легкие искрящиеся звуки голоса Э. Шуман свободно взлетали над звуком фортепиано.

Во время концертов и репетиций скрипачи располагаются очень близко к солисту со стороны клавиатуры и концертмейстер ясно слышит их. Когда пианист играет с виолончелистом, он должен быть внимателен и осторожен, т.к. фортепиано легко заглушает низкие звуки виолончели. Знаменитые дирижеры Вальтер Зюскинд и Вольфганг Заваллиш в начале своей карьеры были аккомпаниаторами.

Д. Баренбойм и С. Рихтер, А. Шнабель были блестящими аккомпаниаторами. Д. Мур вел классы мастерства для певцов и аккомпаниаторов, которые открылись в Швеции в 1961 г. В течение всей своей жизни он записывал их на пластинки, давал концерты-лекции. Он писал: «Я знаю, что заслужил репутацию хорошего аккомпаниатора, но мне самому прекрасно известны случай, когда я «ронял» своих партнеров». Он сравнивал свою работу с фигурным катанием: «Ты, как фигурист в танцевальной паре, который участвует в соревнованиях, где программа рассчитана на четыре минуты, и на тридцатой секунде падает. Он сразу понимает, что уронил свою партнершу, сразу чувствует, что не может получить высоких баллов, сразу осознает, что его промах виден даже несведущему зрителю и борется сам с собой, чтобы снова сосредоточиться, обрести равновесие, вернуть утраченную уверенность. Чем более серьезно музыкант относится к своему искусству, тем отчетливее понимает, что идет по туго натянутому канату».

Никто не застрахован полностью от непредвиденной ситуации на сцене во время концерта. Аккомпаниаторство – самая распространённая профессия среди пианистов. Ведь концертмейстер нужен везде; в классе по всем специальностям, кроме пианистов, на концертной эстраде, в оперном театре и в преподавательской деятельности – классе концертмейстерского мастерства.

Аккомпаниатор – в этом слове отражается специфика профессии. Оно образовано от французского глагола accompagner – «сопровождать». Аккомпаниатор должен достичь художественного единения всех компонентов, достичь глубины художественного содержания исполняемого произведения. Аккомпаниатор является одновременно концертмейстером – он исполняет произведение с певцом или инструменталистом на концертной эстраде и работает с солистом на предварительной репетиции, разрабатывая совместную художественную концепцию интерпретации, вникая во все мелкие детали ансамблевого исполнения. Концертмейстер должен обладать многоплоскостным вниманием и распределять его не только между своими двумя руками, но и по отношению к солисту и все это должен воспринимать целостно, а не дробно. Так же он должен проанализировать свою мышечную деятельность. В какой момент использовать педаль. При этом слух его занят восприятием звукового баланса.

Для совершенствования ансамблевого внимания требуется напряжение духовных и физических сил. Пианист не может установить свою меру динамики. Динамика зависит от стиля музыки. Piano Брамса тяжелее, чем piano Дебюсси. Концертмейстер внимательно вслушивается в звучание инструмента и дает своему партнеру максимальную поддержку, стараясь не заглушить звучание его инструмента. Диапазон скрипки охватывает высокие регистры, а диапазон виолончели охватывает четверть объёма скрипки, поэтому ее легче заглушить. В инструментальных произведениях иногда преобладает скрипка, а фортепиано уходит на второй план, а в следующем эпизоде скрипач уступает дорогу пианисту. Аудитория не может воздействовать на концертмейстера, т.к. он никогда не смотрит в зал. И при высокой степени концентрации внимания волнение отступает.

   

Список используемой литературы:

  1. Курачевич К.Ф. Формирование музыканта в классе камерного ансамбля. – М.: «Музыка», 1991 г.
  2. Мур Д. Певец и аккомпаниатор. – М.: «Радуга»,1987 г.  
  3. Савельева М.В. Обучение учащихся – пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа. Транспонирование. – М.: «Музыка», 1991 г.
  4. Методические записи по вопросам музыкального образования, вып.3 Москва «Музыка 1991г.