КОНСПЕКТ открытого урока преподавателя по классу эстрадного пения Винницкой Оксаны Николаевны «Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей обучающихся в классе эстрадного пения»

Винницкая Оксана Николаевна

      Музыкальная импровизация как форма учебной работы с обучающимися занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_improvizatsii.doc76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №2» г.Тайшета

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ

ВИННИЦКОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ

с обучающейся по классу эстрадного пения

Викторией Шакурской (5класс)

тема:

«Импровизация как средство развития

музыкально-творческих способностей обучающихся в классе эстрадного пения»

3 октября  2022г.

г.Тайшет

ОТКРЫТЫЙ УРОК

преподавателя МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета О.Н.Винницкой

с обучающейся 5 класса Викторией Шакурской

3 октября 2022г.

МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета

кабинет №6

Преподаватель: Винницкая Оксана Николаевна

Предмет: основы импровизации

Тип занятия: индивидуальное

Класс: 5 класс

Дата проведения:  3 октября 2022г.

Тема урока: импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей обучающихся в классе эстрадного пения.

Цели урока:  

-  обучение приёмам начальной вокальной импровизации, вокальной эстрадной техники, ознакомление с видами импровизации, развитие творческих способностей, творческой свободы учащихся, метроритмического чувства.

- помощь в реализации  музыкально-творческих способностей посредством  исполнения вокальной импровизации в репертуаре песенных произведений.  

Задачи урока для  преподавателя:

Воспитательные: воспитание вокальной культуры певца, единства вокально-технических навыков.

Обучающие:  реализация ведущих принципов обучения, связь ранее полученных умений и навыков с приобретёнными, правильная организация занятия с распределением теоретических и практических методов обучения.

Образовательные: формирование общечеловеческих ценностей, приобщение к  музыкальной культуре, воспитание воли, самообладания обучающегося.

Задачи урока для обучающегося:

Образовательные: формирование вокально-технических навыков, развитие слухо-зрительно-динамического стереотипа, то есть умения грамотно и мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальные звуки.

Воспитательные: развитие активной, самостоятельной личности, логического музыкального мышления в построении вокальной импровизации, музыкального внимания, памяти и  воображения.

Обучающие: умение грамотно и осмысленно использовать основы вокальной импровизации в работе над вокальными произведениями и джазовыми стандартами.

Оформление класса:

Музыкальный инструмент – электронное фортепиано.

Наглядные пособия: методические пособия и сборники по импровизации, папка с благодарственными письмами, грамотами, дипломами о выступлениях обучающихся, результатах различных конкурсов, статуэтки.

Технические средства: акустическая система, ноутбук.

Материалы:  нотная партитура.

План урока:

1. Вступление – 3 мин.

2. Разбор джазовых стандартов «C Jam Blues» Д.Эллингтон, «When The Saints Go Marching in» автор: неизвестен. Использование ритмической и мелодической импровизации в данных произведениях. 10-15 мин.

3. Разбор квадрата джазовой импровизации в песне «Bye, bye, Blackbird» Р.Хендесон с формированием навыков синкопирования. 10-15 мин.

4. Закрепление материала. Контрольное исполнение произведения – 3 мин.

5. Обобщение урока – 2 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

 

I.      Вступление

      Учитель: Добрый день! Начать сегодняшний урок с обучающейся 5 класса Викторией Шакурской мне хотелось бы с высказываний известной американской джазовой певицы Эллы Джейн Фицджеральд, которая сказала: "Единственное, что может быть лучше пения – это ещё больше пения".

         Главной задачей  сегодняшнего урока является разбор вокального произведения квадрата джазовой импровизации в песне «Bye, bye, Blackbird» Р.Хендесон с формированием навыков синкопирования с Викторией Шакрской.

        Выбор произведения не случаен, так как на эстрадно-джазовом отделении нашей школы согласно учебному плану в классе эстрадного пения мы занимаемся основами вокальной импровизации, так как импровизация является  неотъемлемой частью джазовых произведений.

      Прежде чем мы перейдем от слов к практике, необходимо коротко рассказать, что же такое импровизация и в чем ее сущность.

      Итак,  само слово импровизация происходит от латинского «импровизиус» - «внезапный», «неожиданный». Музыкальная импровизация – искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Она исключает письменную фиксацию (то есть написание нотного текста) и исполнение произведений.    

       Музыкальная импровизация как форма учебной работы с обучающимися занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности.

       Импровизация в силу своей специфики с наибольшей полнотой способна выявить и развить творческие возможности обучающегося. Причем, развиваются те  стороны музыкальности, которые необходимы не только исполнителю, но и слушателю музыки: чуткость музыкального слуха, эмоциональная память, творческое  воображение и мышление, самостоятельность.  

      Занятия по основам импровизации увлекают обучающихся, поддерживает и развивает их интерес к предмету, к самому процессу музицирования.

       Обучение импровизации, как известно, предполагает развитие слухо – зрительно – динамического стереотипа, то есть умения грамотно и мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальные звуки. Именно такая подготовка дает столь же прочное умение играть, как умение читать, писать и считать.

      Импровизация рождается из взаимодействия двух моментов: заданной схемы  - джазового стандарта (или, иначе, модели - образца) и системы стереотипов (относительно устойчивый, часто употребляемый ход развития музыкальной мысли).

      Существуют два типа импровизации – ритмическая и мелодическая (придумывание мелодии). Непосредственно их мы сейчас и будем разбирать на примере двух джазовых стандартов.

II.    Разбор джазовых стандартов

     Учитель:  Начнем мы с Викторией разбор с самого простого джазового стандарта под названием «C Jam Blues» Д.Эллингтона.

« C Jam Blues » - это джазовый стандарт, составленный в 1942 году Дьюком Эллингтоном и исполненный бесчисленным множеством других музыкантов, таких как Дэйв Грусин , Оскар Петерсон и Чарльз Мингус и многие другие.

      Как следует из названия, пьеса следует двенадцатитактовой блюзовой форме в тональности до мажор. Мелодия известна тем, что ее очень легко играть и петь, поскольку вся мелодия состоит только из двух нот: G и C.

      Итак, разберем саму форму стандарта.

1. Первый квадрат – 12-тактовый, где звучит основная мелодия. При исполнении основной мелодии будем использовать слоги: Уа-дап, Уи-дап, Уэ-дап, Уа-дап.

2. Второй квадрат – используем синкопирование. Уа-дап, Уи-дап, Уэ-дап, Уа-дап. Акцент (ударение) падает на каждый второй слог. То есть на слог Дап. В джазе основным условием является синкопирование – перенесение акцента с сильной доли на слабую.

3. Третий квадрат – разбираем ритмическую импровизацию. В нескольких вариантах по принципу повторения фразы: учитель-ученик. Затем можно использовать принцип: вопрос-ответ.

4. Четвертый квадрат – разбираем мелодическую импровизацию (фантазирование, придумывание мелодии). Начинать нужно с использования двух нот, затем трех, и так далее. Основная задача – держать гармоническую последовательность аккордов в голове, чтобы не вылететь из основного 12-тактового квадрата.

      Переходим к разбору следующего джазового стандарта «When The Saints Go Marching in».

     Перевод произведения звучит так – «Когда святые маршируют» — народная американская песня жанра спиричуэлс. Со второй четверти XX века песню записывало множество исполнителей разных жанров, она также стала стандартом в джазовом репертуаре.

        Авторство  данного произведения не установлено. Вполне возможно, что мелодия принадлежит Эдварду Боутнеру, который опубликовал её в песеннике «Spirituals Triumphant — Old and New», изданном в 1927 году в Нашвилле. Песня часто ошибочно приписывается Джеймсу Милтону Блэку, который в 1896 году сочинил песню под названием «When the Saints Are Marching In», которую путают с настоящей песней.

        Текст «When the Saints Go Marching In» связан с устной традицией спиричуэлс негритянского населения Юга США, и поэтому определить автора текста уже невозможно.

      Итак, разберем саму форму стандарта.

1. Первый квадрат – 16-тактовый, где звучит основная мелодия. При исполнении основной мелодии будем пропевать не сольфеджированием, а использовать различные слоги.

     Для наглядности 1 квадрат пропевает учитель, 2 квадрат исполняет ученик.

2. Последующие квадраты – используем раскачивание основной мелодии за счет изменения ритмического рисунка с помощью добавления дополнительных нот.  Так как в основной теме отсутствуют восьмые по длительности ноты, добавляем их, и за счет этого начинаем процесс синкопирования.

     Придумывание слогов – это тоже своего рода часть импровизационного процесса. Самое главное в этом процессе не использовать один и тот же слог: Ла, На, Па, Ля и т.д.

3. Следующий этап – используем ритмический рисунок джазового стандарта, но меняем мелодию. Здесь главной задачей является попадание нотами, которыми импровизирует ученик в основную гармоническую последовательность аккордов. В нескольких вариантах по принципу повторения фразы: учитель-ученик. Затем можно использовать принцип: вопрос-ответ.

4. В следующем этапе  – разбираем ритмическую импровизацию. Для более быстрого освоения учеником такого рода импровизации, лучше начинать придумывать ритмический рисунок с использованием одной ноты. На первом этапе учитель обязательно должен спеть свой вариант ритмической импровизации, после чего ученик придумывает свой квадрат.

5. Следующий этап – разбираем мелодическую импровизацию (фантазирование, придумывание мелодии). Начинать нужно с использования двух нот, затем трех, и так далее. Основная задача – держать гармоническую последовательность аккордов в голове, чтобы не вылететь из основного 16-тактового квадрата.

III. Разбор песни «Bye, bye, Blackbird» Р.Хендесон с формированием навыков синкопирования и свингования.

Учитель:      На уроках  по специальности  мы очень часто с обучающимися дополняем репертуар джазовыми произведениями. Сегодня мы с Викторией будем разбирать песню «Bye, bye, Blackbird» Рэйя .Хендесона. Виктория заранее выучила мелодию, разобрала и впела текст, так как произведение на английском языке. Основными задачами при разборе произведения на сегодняшнем уроке являются формирование навыков синкопирования в квадрате импровизации (во второй части произведения), а также свингования мелодии произведения. Так как это произведение звучит в стиле свинг, необходимо знать, что в переводе на русский язык swing означает «качание, колебание».

      «Bye Bye Blackbird » - песня, опубликованная в 1926 году Джеромом Х. Ремиком, написанная американским композитором Рэем Хендерсоном и лириком Морт Диксоном. Он считается популярным стандартом и впервые был записан Танцевальным оркестром Сэма Ланина в марте 1926 года.

        В работе над данным произведением оттачивается чистота мелодии, синкопирование квадрата джазовой импровизации, а также фразировка импровизации, формирование навыков пения в стиле свинг. В повторении риффа (короткие построения) в заключении произведения мелодически изменяется, и последняя фраза мелодически изменяется – можно использовать несколько вариантов окончания песни.

IV.   Закрепление материала. Заключительное исполнение произведения

        В процессе разбора джазового стандарта, перед обучающейся были поставлены определенные задачи, а именно: сформировать основные навыки  умения грамотно и мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальные музыкальные предложения; уделять особое внимание пропеванию фразировок и ритмических нюансов в соответствии с замыслом, логических ударений (акцентов), кульминации.

         Итог совместной работы ученика с преподавателем сводится к тому, чтобы в конце урока закрепить разбор произведения, полученные знания и навыки, качественно и результативно подготовить джазовый стандарт «Bye, bye, Blackbird» Рэйя Хендесона к концертному исполнению.

V.           Обобщение урока        

        К концу урока обучающийся сформировал навык художественно-выразительного интонирования, стал более свободными в показе собственных чувств и эмоций через построение собственной импровизации; осознал  потребность слушать себя и преподавателя, контролируя внутренним слухом собственное звучание; научился делать выводы о том, что получилось, и какие ошибки были допущены и как их можно избежать, предупреждая ошибки в дальнейшем.

В заключении можно сделать следующие выводы:

- импровизация оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;

- упражнения с использованием различных форм и методов импровизации оказываются эффективным средством развития гармонического слуха, помогают развивать гибкость и активность музыкальных способностей.

      Учитель:  Спасибо большое Виктории за работу на уроке. Итак, на сегодняшнем уроке, нам многое удалось. Я думаю, мы удачно справились с поставленными перед нами задачами.

Виктория научилась самостоятельно анализировать содержание, форму-модель джазовых стандартов и формировать музыкальную мысль через поиск выразительной интонации, ритмического и мелодического рисунка.  Приняла активное участие в поиске выразительных средств. Более стройным становится звучание мелодии основной темы, особенно в работе над джазовыми темами в медленном и умеренном темпе. Благодаря такому предмету, как Основа импровизации, у Виктории успешно развиваются творческие способности, вокальная техника, гибкость голоса, гармонический, интонационный и ритмический слух, а также музыкальная память, воображение.

VI.     Домашнее задание

      При исполнении джазового стандарта ««Bye, bye, Blackbird» Рэйя Хендесона необходимо:

     1. исполнять основную мелодию с элементами «раскачивания, колебания», то есть свинговать, а также синкопировать (проставлять акценты) стараться это делать на слабую долю в работе с фразами;

    2. во второй части произведения квадрат импровизации пропевать интонационно чисто, не фальшивить, проставить грамотно акценты на слабые доли, импровизацию выучить наизусть;

   3. к следующему занятию отработать произношение английского текста,  выучить его наизусть.