13. "Пути и способы пробуждения интереса и поднятие престижа к обучению игры на баяне, аккордеоне" тема для семинара 2019г

Тимофеева Алла Юрьевна

13. "Пути и способы пробуждения интереса и поднятие престижа к обучению игры на баяне, аккордеоне" тема для семинара 2019г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2019g.docx25.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского 2019г.

Семинар отделения народных клавишных инструментов на тему:

«Пути и способы пробуждения интереса и поднятие престижа к обучению игре на баяне, аккордеоне».

Начало семинара преподаватель Тимофеева А.Ю.

ВВЕДЕНИЕ.

В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДШИ и ДМШ?

В настоящее время на всех образовательных уровнях происходит обновление учебных планов, программ. Резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, к методикам, к процессу и результатам обучения.

Как следствие, возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых форм обучения.

Что нужно сделать в самих школах?

  1. Советуют поднять имидж заведения.
  2.  Правильно организовать работу сотрудников школы – администрации и преподавателей разных предметов. Ведь не секрет, что музыканты 80-х, 90-х гг., играли в 6-7 классе то, что сейчас играют на 2-3 курсе музыкального училища. Да, есть талантливые, способные дети, которые вытянут программу любой сложности, но есть и другие дети и у них есть проблемы.
  3.  Необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности. Не все родители понимают, что в музыкальной школе ребенок может почувствовать себя личностью, а не просто «материалом», который обучали в средней школе.

Почему родители детей не ведут в музыкальную школу на классические или теперь уже и народные инструменты? Какую музыку мы слышим из «крутых» иномарок? Дети перегружены уроками в школе и не все могут рационально распределить на все увлечения время. Танцы, вокал, для детей кажутся больше развлечением, чем трудом. Здесь нет в таком объеме домашнего задания, можно часто красоваться на сцене перед родителями и в очень короткие сроки.

На заседании народного отделения было высказано много мнений, каждый преподаватель видит проблему со своей стороны, исходя из собственного опыта работы. Опыт каждого преподавателя очень ценен и важен. Все единым дыханием сошлись на том, что необходима работа не только с детьми, но в первую очередь с родителями этих детей. Это не дети не хотят учиться, это родители не хотят или не думали о том, что можно ребенка привести в музыкальную школу. Определилась общая проблематика вопроса и выработалась единая концепция выступления на семинаре всех преподавателей народного клавишного отделения.

Все вышесказанное поставило перед педагогами задачу, как познакомить учащихся и их родителей с качественными образцами народной и эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал на отделении народных клавишных инструментов.

Выступление преподавателей:

1.Курносова Е.А. раскроет тему: «10 причин, отдать ребёнка в музыкальную школу»;

2.Черникова Н.Г. раскроет тему: «Значение музыкального и эстетического воспитания», а также «Воспитание интереса к музыке у детей в классе баяна»

3. Миронова И.И. раскроет тему: «Развитие интереса к народной музыке»

4 Тимофеева А.Ю. раскроет тему: «Современные технологии в обучении баянистов и аккордеонистов. Игре под фонограмму».

Продолжение семинара.

Преподаватель Тимофеева А.Ю.

тема: «Современные технологии в обучении баянистов и аккордеонистов в игре под фонограмму».

Некоторые обыватели почему-то считают, что на баяне можно играть исключительно только «Калинку-малинку» или «Во саду ли, в огороде». Некоторые исполнители вспоминают свое детство, где одноклассники кричали, что заниматься в музыкальной школе позорно. Но на баяне можно исполнять самую разнообразную музыку, а звучать будет модно, интересно и современно. Примером служат самые разнообразные современные солисты и ансамбли.

В последнее время на экране и на радио, возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». Это служит популяризации инструментов. Если проявляется интерес со стороны детей и родителей прийти в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, то это объясняется тем, что они хотят играть «как Дранга», хотят удивлять своих знакомых.

Дуэт «Баян – микс» так говорят в одном своем интервью: «Наша задача, сделать так, чтобы этот инструмент стал снова модным, востребовательным. Мы ломаем стереотипы. Мы не хотим слышать в свой адрес: «Ой, а мы-то думали, вы старые, лысые, а от баянных мехов пахнет клеем». Мы проводим международный фестиваль-конкурс в Самаре «Виват, баян!», благодаря которому в музыкальной школе в класс баяна-аккордеона появился конкурс – 2-3 человека на место. Все наши концерты и выступления проходят под девизом: БАЯН – ЭТО КРУТО!» Этому инструменту подвластно все – и джаз,  и рок, и поп, и этно, и техно. На баяне у нас играют Гальцев с Ветровым, на аккордеоне Игорь Крутой, в группе «Любе» один из основных в составе – баянист.

Вспоминая первые года, когда появился наш проект «Кнопочки баянные», изначально в нем принимало большое количество детей от каждого педагога, а затем с каждым годом всё меньше. Дети играли разной степени одаренности и не имели сравнения перед судьями. Может, не стоит оценивать исполнителей местами, а превратить мероприятие в праздник для родителей и детей, где педагог может подготовить много учеников, тем более он проводится в преддверии Нового года?  

Очень часто в социальных сетях можно наблюдать, так называемую «Антирекламу» баянистам. В чем это проявляется? Много роликов выкладывают с изображением нетрезвых молодых людей в руках с баяном, часто представляют музыкантов баянистов и гармонистов, как жителей «вымирающих глубинок», а о качестве исполнения можно только догадываться. Очень жаль, что гармонь, баян, аккордеон, стали часто ассоциироваться с неблагополучными слоями нашего общества. Остается догадываться, почему молодые родители не хотят вести своих сыновей в музыкальную школу на баян или аккордеон. Родители стали рациональными и прагматичными в выборе увлечений своих детей. Очень многие родители останавливаются на выборе самих детей, которые не имеют даже малейшего представления о музыкальной школе. Хотя опытные психологи утверждают, что увлечения детей в юном возрасте очень переменчивы и непостоянные, не стоит детям во всем самим принимать решения.  

Другие же родители строго наказывают своим детям 7-8 лет, чем заниматься в свободное от школы время (заниматься боевыми видами спорта, иностранными языками). С одной стороны, это хорошо, можно дать отпор, но с другой, нельзя ребенку обрезать пути в творческом развитии. Как показывает практика, что очень много детей из начальной школы, приходят заниматься борьбой, но многие и уходят. В чем тут причина? Дети физически и морально не готовы к такому виду деятельности. Программы для боевых видов спорта рассчитаны для детей 11-12 лет, а не для 6-7 летних. Психологически дети не готовы, а их туда пихают. Им больно, страшно, насмешки от других детей, более старших. Для папы мальчик становится слабаком. Тренеры идут на такие наборы детей, им нужны деньги.

Многие папы не понимают, что творческие занятия детей и особенно мальчиков, в дальнейшей взрослой жизни могут перерасти в их любимое хобби. Посмотрите, разве не замечательно, если профессор высшей математики с профессионализмом будет аккомпанировать себе на баяне, или студент вуза проявит свои способности в игре на аккордеоне или других клавишных инструментах в игре КВН? Таких примеров достаточно много (Владимир Путин играл в детстве на баяне и очень хорошо помнит вальс «Амурские волны», И.Крутой, В. Золотухин, Д.Билан, А.Воробьев, Егор Крид и т.д.). Не будем далеко ходить, даже у наших учеников, папы дома музицируют на гитаре, фортепиано, пишут стихи, песни и т.д. В доме на семейных праздниках будет весело и интересно, когда есть в семье единомышленники. Родители – играют, дети – поют, рисуют, танцуют. С таким подходом семьи становятся более крепкими. Наша задача является доносить это молодым родителям.

Народный репертуар в современной обработке, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также покажет, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Мы не первооткрыватели в этом направлении. Появляются авторы и сборники с дисковыми приложениями минусовок произведений, входящих в сборники. Появился репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» Часть 2; А. Новоселов «Играем с удовольствием»), способствующий решению вышеуказанных задач и др.

Я не сомневаюсь, что такое выступление не сможет оставить равнодушным взрослого слушателя.

ИГРА ПОД ФОНОГРАММУ.

В связи с вышесказанным в образовательную программу «Ансамбль» можно включить раздел «Игра под фонограмму», имеющий определенные задачи.

К ним относятся такие ЗАДАЧИ:

1) применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности;

2) развитие музыкального слуха, вкуса;

3) воспитание исполнительской дисциплины;

4) развитие внимания при исполнении;

5) точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике;

6) знакомство с лучшими образцами народной и эстрадной музыки;

7) воспитание самостоятельности дома;

8) развитие чувства ответственности качества разучивания своей партии.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов.

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте) в составе с другим исполнителем или педагогом;

Второй – игра под фонограмму соло (репертуар усложняется),

Третий этап - заключался в обучении игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне и аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию). Формировать ансамбли можно из учеников одного класса и инструментов – баян и аккордеон, а также разных инструментов – флейта-баян, аккордеон – фортепиано – флейта и т.д. На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.

Те педагоги в нашей стране, которые работают в этом направлении, проведя диагностику, определили, что игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму музицирования, ведь исполняя самые простые мелодии, начиная с попевок и народных мелодий, ребенок приобщается к творческому процессу и считают, что играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Большая ответственность ложится на плечи педагога, который отвечает за репертуар.  Не стоит забывать, что в работе с фонограммой необходимо использовать несколько вариантов темпа, соответствующих разным этапам работы над произведением. Особенно полезным будет работа в медленных темпах в технически сложных моментах произведения.

Этапы работы над произведением с фонограммой минус:

  • Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания,
  • форму,
  • прослушать (при наличии) полностью звучание произведения,
  • затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления,
  • иметь вариант ансамблевого переложения.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст и играть в удобном для ребенка темпе и штрихами. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение второй партии педагогом.

МЕТРОРИТМ.

Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой. Педагогу необходимо убедить ребенка в преимуществах игры с фонограммой. В случае, если результата нет, то не стоит продолжать такой вид концертной деятельности и ограничиться ансамблевым исполнением.

ВЫВОД.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом. Игра с минусовой фонограммой, является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива. Не стоит забывать на начальном этапе обучения, брать за основу репертуара народные мелодии, песни, танцы.

Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Все выше сказанное относится к вопросу, как заинтересовать родителей и детей в обучении игре на баяне и аккордеоне в музыкальной школе, как поднять престиж музыкального образования и сохранения народных традиций.

Литература

Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2006.

Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2010.

Программа по баяну и аккордеону. Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2006.