14. сценарий открытого урока "Применение современных технологий в обучении аккордеонистов и баянистов, игра с фонограммой" 20г.

Тимофеева Алла Юрьевна

14. сценарий открытого урока "Применение современных технологий в обучении аккордеонистов и баянистов, игра с фонограммой" 20г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_mart.docx42.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Открытый урок на Зональном методическом объединении

преподавателя Тимофеевой А.Ю.

с учащимся 3 класса Шмыркиным Алексеем

на тему «Роль аккомпанемента при работе над метроритмом с учащимися баянистами-аккордеонистами»

16.02.2023г.


Данный материал будет полезен преподавателям ДШИ по классу баяна, аккордеона. Он направлен на развитие исполнительских навыков учащихся.

  • Цель урока - развивать бережное отношение к аккомпанирующей функции левой руки баяниста и аккордеониста, закреплять ритмическую устойчивость при исполнении музыкальных произведений. Формирование постоянного контроля над качеством звуковоспроизведения.


Задачи урока:
Образовательные:
- Показать учащимся способы работы над метром и ритмом в музыкальных произведениях.
-  следить за исполнением музыкального произведения с опорой на метр и ритм.
- расширение знаний и представлений об аккомпанементе,

- развитие практического умения и навыков аккомпанирования;

- изучение различных видов аккомпанемента;

- приобретение навыков исполнительского мастерства.

Развивающие:
- Развитие музыкальных способностей учащихся – музыкального контроля, чувства ритма, координации движений, художественного образного мышления.
- Развитие у учащихся профессиональных навыков исполнения изучаемых музыкальных произведений.

- повторение знаний о жанрах в музыке (песня, танец, марш)


Воспитательные:
-Воспитывать любовь к музыкальному исполнительству.
- Воспитывать творческую инициативу и самостоятельность учащихся


Оборудование к уроку - музыкальные инструменты (баян, аккордеон), пюпитр, стул, наглядные материалы (карточки), магнитная доска, шумовые инструменты.

Тип  урока: демонстрационный, познавательный.

Методы ведения:

  -объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте);

  -проблемно-сообщающий (выявление типовых недочетов в аккомпанирующей функции левой руки).

План урока:

  1. Представление темы урока, целей и задач
  2. Работа с учащимся, над обозначенными проблемами в произведениях
  3. Использование наглядных пособий в работе над изучаемым репертуаром
  4. Подведение итогов.

  Содержание урока

РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК АККОМПАНЕМЕНТА.

Аккомпанемент, как и мелодия, имеет свой ритмический рисунок. Этот рисунок часто отличается от ритмического рисунка мелодии.

Выполнение сложного ритма аккомпанемента требует большой тренировки, умения облегчить свою работу путем правильного выбора аппликатуры, пользования вспомогательным рядом басов, верным движением меха.

Много ошибок в исполнении аккомпанемента, учащийся допускает из-за неопытности, неумения правильно и быстро ориентироваться на исполнение в левой руке. Боясь потерять порядок чередования басов и аккордов, учащийся просто вовремя не снимает палец с клавиши басов и держит его до тех пор, пока не нажмет другим пальцем клавишу аккордов (гармошечный аккомпанемент).  Поэтому уже с первых уроков нужно с учащимися четко усвоить строение левой клавиатуры. Я, с учащимися своего, класса начинаю освоение инструмента непосредственно с изучения именно левой. Басы, являющиеся опорой мелодии, должны быть несколько выделены при исполнении. Это может быть акцент, и второй способ подчеркивания баса – это более глубокое погружение пальца на кнопку баса. В зависимости от характера пьесы, к басам и аккордам могут применяться различные штрихи.

Исполнение аккомпанемента тесно связано с ведением меха. Нужно помнить, что левая рука выполняет одновременно две задачи: исполняет свою партию, ведет мех. И нужно уметь одновременно вести мех, менять направление его движения и исполнять басы и аккорды, причем в разных комбинациях, разным звуком и штрихами.

Сразу хочется отметить ошибки, которые допускают учащиеся при исполнении аккомпанемента. Наиболее часто встречаются: грубое исполнение аккомпанемента, заглушающее мелодию без учета характера музыки. Чтобы не допускать этой ошибки, нужно научиться плавно разводить и сводить мех, т.е. не толкать его.

 ФАКТУРА АККОМПАНЕМЕНТА.

Фактура аккомпанемента – это форма изложения сопровождения. Одна и та же мелодия при различной по фактуре сопровождения, может быть с интересом прослушана несколько раз; разнообразие аккомпанемента освежает мелодию, придает ей новые оттенки звучания. (пример: Блантер «Катюша». Меняя аккомпанемент в левой руке, можно исполнить как марш – бас и аккорд исполняются одновременно). Этот пример уместен при изучении учащимися темы: песня, танец, марш.

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка. Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

Целью обучения детей в музыкальной школе является подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, аккомпанировать.

Аккомпанемент представляет собой один из важных моментов в развитии юного музыканта. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг). Развитие различных форм музицирования особенно востребовано в настоящее время.

Так что же такое аккомпанемент?

В словаре В. Даля аккомпанемент определяется как подголосок, сопровождение, подыгрывание.

В середине XX-го века слово «аккомпанемент» приобретает более четкую формулировку — это музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения.

Аккомпанемент исполняется на фортепиано, гитаре, баяне, аккордеоне и т. д., а также ансамблем и оркестром. Характер и роль аккомпанемента зависят от эпохи, национальной принадлежности музыки и ее стиля.

Фразировка является одним из средств музыкальной выразительности.

Фундаментом исполнения в аккомпанементе всегда является линия баса. Ее надо отдельно проучивать. Большую пользу принесет выразительное исполнение баса с партией солиста. Бас всегда поддерживает исполнение соло.

Типы аккомпанемента

 Аккордовая опора

Это простейшая форма гармонической опоры, является поддержкой мелодии выдержанными аккордами на основных ступенях тональности. Здесь гармония подчеркивает ладотональные тяготения. Роль подобного сопровождения весьма велика для оперного искусства. Это сопровождение встречается и в инструментальной музыке. («Во поле береза стояла» русская песня, кантилена – аккорды легото)

 Чередование баса и аккорда

Такой вид аккомпанемента характерен для национальных танцев: мазурка, полонез, менуэт, гавот.

Распространенность такой формы танцевального сопровождения соответствует шагу, походке: басовый звук передает толчок в землю, а аккорды — более легкие движения. Еще можно сравнить, что на бас нужно сесть, а на аккорде – встать. Еще можно сравнить бас с шоколадной мягкой конфетой, а аккорды – хрустящей вафелькой)

Это самый доступный вид аккомпанемента домашнего музицирования. (А.Доренский «Регтайм», А.Мирек «Австрийская полька»)

 

Задачи аккомпанимента:

- передать характер мазурки, трехдольность, жанр;

- умение играть бас громче, аккорды тише;

-умение выстраивать мелодическую линию;

- преодоление тактовой пульсации;

- звуковое разнообразие музыкальных образов.

 Аккордовая пульсация.

Отход от танцевальности, обращение к другим темам и жанрам преобразует сопровождение, создает огромное разнообразие ритмических фигур, которые характеризуют движение.

Эти виды фактуры являются наиболее типичными. Они содержат в себе огромные возможности эмоционального насыщения за счет темповой и динамической активизации.

Аккомпанемент левой руки может передавать в исполнении произведения: покой, раздумье, взволнованность, переживания и т. д.

          В работе над музыкальным материалом в классе баяна или аккордеона, всегда встает вопрос, касаемый исполнительской функции левой руки. Очень многие преподаватели начинают занятия на начальном этапе с работы над левой рукой, т.к. в ее работу входит не только исполнение, но и меховедение. Самые первые навыки баяниста – плавное меховедение. Параллельно идет изучение левой клавиатуры инструмента и изучение басового ключа. На первых 10-ти занятиях не обязательно сразу изучать нотную грамоту, записывать сразу ученику в тетрадь (до нотный период). Некоторые психологи и педагоги практики придерживаются мнения, что ребенок вначале учится говорить, а лишь затем читать. Некоторые практики иностранных языков – вначале учат устно язык, разговорную часть, и только затем письмо и грамматику.

      Если суммировать все начальные знания первоклассника в игре по нотам, то мы увидим, о чём должен думать ребенок, глядя в ноты: узнать ноту на линейках, посчитать ее, определить длительность, вспомнить ее местоположение на инструменте, подумать, каким пальцем ее нажать и повести мех. В игре двумя руками добавится еще правая рука в скрипичном ключе. Очень сложный мыслительный процесс, особенно для маленьких детей! Я думаю, что первые 10 уроков не испортят образовательного процесса, если ребенок сразу начнет играть на инструменте, а преподаватель в устной форме со своим инструментом в руках станет примером и образцом подражания. Легче всегда услышать звуки, а не увидеть их. Играйте сами и вместе с ребенком, тогда результат будет виден быстрее.

      Ознакомились с инструментом, изучили разные длительности, освоили постановку рук – теперь запишите все в тетрадь. С этого моменте – ребенок уже играет по нотам и осознанно выполняет поставленные задачи.

Особенности левой клавиатуры.

      Левая рука баяниста и аккордеониста специально приспособлена для исполнения аккомпанемента. Это заключается в ограничении диапазона левой клавиатуры низким регистром, в готовых аккордах, в утроенных басовых звуках и в расположении клавиш в определенном порядке (квинтовый круг), облегчающим исполнение часто встречающихся в аккомпанементах сочетаний аккордов.

С одной стороны, строение левой клавиатуры облегчает исполнение аккомпанемента, с другой стороны, ограничивает исполнительские возможности баяниста и аккордеониста, так как готовые аккорды, каждый из которых дан в тесном расположении и только в одном виде (основном или обращении), а также небольшой диапазон обедняют звучание аккомпанемента.

Обычный, чаще всего применяемый «баянный» аккомпанемент состоит из басов и аккордов, чередующихся в определенной последовательности. Басы и аккорды выполняют различные функции в сопровождении. Басы – фундамент (обычно звучат на сильных долях такта). Иногда басы – подголоски и даже мелодия. Аккорды – гармонический фон для мелодии, заполняют звуковое полотно между мелодией и басами.

Причиной акцентирования аккордов может быть непонимание значения сильных долей такта. Сильные доли – это тот пульс произведения, который учащийся должен ощущать всегда.

 Первостепенной задачей в изучении метроритма является понятие метра. Сердце и пульс есть у каждого живого существа. Объясните учащимся, что метр – это сердцебиение музыки, её пульс. Это, конечно же, чередование сильных и слабых долей.

Что есть ритм? А ритмический рисунок? Это чередование длинных, средних и коротких звуков.

Методы работы над ритмом

Перед разбором произведения в рабочем порядке - прохлопать, подставить слова (ритмослоги)в определенных тактах или музыкальной фразе. Можно использовать шумовые инструменты для сопоставления ритмических рисунков между правой и левой руками. Чередование длинных и коротких нот (ритм в правой руке – бубен, ритм в левой руке – трещетка, треугольник и т.д.)

Следующий метод – это изучение ритмического рисунка в произведении.

Происходит это в таком порядке:  

·        преподаватель объясняет учащимся происхождение ритма

·        отрабатывается исполнение ритма со счётом вслух с помощью шумовых инструментов

·        закрепляется навык исполнения со счётом на ритмических партитурах (в учебниках их достаточное количество)

·        изучение ритмического рисунка на произведениях

·        запись ритма мелодии или игра «ритмическое лото»

Следующим методом освоения ритма является работа с гаммами. Этот метод начинает работать со 2 года обучения, когда гаммы повторяются, усваивается их буквенное обозначение, вводные ступени, опевания устойчивых ступеней (арпеджио) преподаватель показывает, как нужно играть гаммы в ритме (длительности, пунктир)

Т3\5 исполняют гаммы:

гамма

гамме ми