15. конспект открытого урока " Роль и формирование репертуара баяниста и аккордеониста в образовательном процессе в ДШИ" 21г

Тимофеева Алла Юрьевна

15. конспект открытого урока " Роль и формирование репертуара баяниста и аккордеониста в образовательном процессе в ДШИ" 21г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_repertuara_bayanista_._timofeeva_a.yu_.docx29.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО ДШИ им. А.С. Даргомыжского г. Вязьма

Открытый урок преподавателя по классу баяна, аккордеона

Тимофеевой А.Ю. с учащимися класса: Даниловым Матвеем (7 класс), Кудрявцевым Александром (6 класс), Панченко Александром (8 класс)

Тема урока:

 «Роль и формирование репертуара баяниста и аккордеониста в образовательном процессе в ДШИ»

Ноябрь 2021 год.

Цели урока:

 - продемонстрировать учащимся важность владения разнообразным репертуаром в исполнительской практике баяниста;

 - теоретическое обоснование содержания урока;

 - повышение исполнительского уровня учащихся.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- освоение разных стилей произведений и приемов игры;

 - стремление к разнообразию форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический

 - преодоление различных технических приемов исполнения,

  1. Воспитательные:

- понимание значимости исполняемого репертуара;

 - развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету;

 - понимание значимости самостоятельной работы вне урока.

  1. Развивающие:

- расширение кругозора исполнителя;

 - умение распределять внимание на все произведения.

Оснащение урока:

Светлая и проветриваемая аудитория, инструменты, стулья, пульты, наглядный инвентарь (карточки, фотографии).

Новизна.

На уроке происходит объединение исполнительских возможностей учащихся в реализации темы открытого урока. Каждый из троих взаимодополняет репертуар каждого исполнителя,  но работает отдельно над своим произведением, соблюдая стилистические задачи, определенные замыслом композитора.

Практическая значимость.

 Опыт работы можно использовать в программе ФГТ  в ДМШ и ДШИ, а также использовать сценарий урока для составления методического сообщения.

План урока:

  1. Введение.
  2. Поэтапная работа:

- Инструктивный материал - Гаммы с 3-х рядов (все учащиеся), «Этюд»

 - Работа над элементами полифонии

 - Крупная форма (анализ Сонатины)

 - Разновидность программных пьес

 - Обработка народной мелодии

    3. Роль и значимость ансамблевого музицирования

    4. Подведение итогов урока.

                                     

  1. Введение

      Одним из важных, основополагающих факторов музыкального воспитания, который способствует формированию художественного вкуса музыканта являет репертуар, над которым он работает в процессе обучения.

Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства.

  И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта, постоянно повышает его исполнительское мастерство.

  Репертуар - самый важный, стержневой вопрос творчества исполнителя.      Репертуар - это его лицо, его визитная карточка.

 Проблема репертуара для баянистов и аккордеонистов всегда была и остается актуальной. Баян и аккордеон, как исторически недавно созданные музыкальные инструменты (чуть более 100 лет), не имеют такого обширного по объему и содержанию концертного и педагогического репертуара, как, например, фортепианная или скрипичные школы. На заре баянной эры основу репертуара баянистов-самородков составляли народные песни и танцы, аранжировки всевозможных маршей, вальсов, полек, попурри на темы из популярных опер и т. д.

(можно провести диалог с учащимися по истории усовершенствования инструмента и его репертуара:

  1. Как назывался изначально инструмент? – гармонь
  2. Какую музыку на ней исполняли и для кого? -народную, плясовую на праздники, гулянья, посиделки
  3. Зачем нужно было усовершенствовать гармонь и нужно ли было приобретать знания
  4. Исполнители хотели поставить народный инструмент в один ряд с классическими инструментами и играть общий репертуар на концертах )

  С момента возникновения профессионального образования на баяне в музыкальных учебных заведениях (20-30 годы) и где-то до 60-х годов XX века в репертуаре были переложения произведений западной и отечественной классики для баяна с готовыми аккордами в левой клавиатуре. 

  В связи с этим многое из классической музыки приходилось даже не перекладывать, а скорее, приспосабливать к ограниченным возможностям инструмента старых конструкций. К тому же далеко не все потенциально звучащие произведения можно было уместить в рамки «готовой» клавиатуры.

  С появлением многотембрового готово-выборного баяна появилась возможность более точной передачи нотного текста оригинала и более полноценной трактовки художественного образа произведения.  На первых порах даже складывалось впечатление, что проблема переложений решена, поскольку в большинстве случаев достаточно было простейшей редакции.

  Баяну грозило стать инструментом, не имеющим своего облика. К счастью, этого не произошло. Вместе с развитием инструмента формировались исполнительская и обшемузыкальная культура, а также вкус самих баянистов.

   Сегодня для отечественной баянной школы в целом характерен весьма строгий подход к переложениям. Отбор произведений для переложения производится в первую очередь с учетом главного: не погрешим ли мы против эстетической сущности художественного образа оригинала, а не исходя только из того, насколько удобно и просто данная пьеса ложится на баян. 

Баяно-аккордеонный репертуар накапливался и совершенствовался одновременно с его реконструкцией. Недостаточная обеспеченность оригинальным концертным репертуаром, а часто и его художественное несовершенство вынуждают баянистов, аккордеонистов обращаться к классическим музыкальным произведениям, написанных для других инструментов. В современное время появившиеся композиторы-народники, очень быстро и удачно наполнили репертуарный «багаж» баянистов и аккордеонистов.

Музыкальные произведения, предназначенные для разучивания в классе баяна, аккордеона, должны положительно влиять на эмоциональную проекцию личности учащегося, формировать его как личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную. Вдумчиво подобранный репертуар зачастую является залогом педагогического успеха.

В учебном процессе репертуар приобретает особое значение, он является основой обучения и воспитания. Недостаточное внимание педагога к воспитывающей роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов.

Не требует доказательств тот факт, что умение подобрать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического искусства». 

Для каждого учащегося рекомендуется составлять индивидуальный план по следующим направлениям:

 -новый художественный репертуар для детального изучения.

 - новый художественный материал для самостоятельного изучения.

 - репертуар для эскизного изучения (для повторения)

 - инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).

 - материал для развития навыков чтения с листа, игры по слуху.

 При выборе учебного репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными Д.Б. Кабалевским. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным…, оно должно быть педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль».

Для каждого учащегося, опираясь не только на его интересы и пристрастия, подбирать материал для преодоления определенных творческих задач: развития техники (этюды), ритмики (джазовые пьесы), развития навыков ансамблевого исполнения (возможно игра с фонограммой), развития навыков игры гомофонных и полифонических произведений (кантилена и полифония) и т.д.

При подборе учебного материала педагог, прежде всего, должен решить следующие задачи: какие новые знания и навыки приобретет обучающийся, работая над данным произведением? Развитию каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения?

Каждый из этих аспектов работы связан с рядом проблем:

Проблема знаний. Говоря иными словами, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с большими и лучшими результатами.

Каким образом можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на баяне? Прежде всего, необходима тесная связь теоретического материала с практическим освоением инструмента - обучающийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе.

Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний. Но тут появляется вопрос: теоретики должны двигать материал за специалистами, или наоборот? У всех детей разный уровень подготовки, физические и музыкальные способности.

Проблема навыков. Процесс образования умений, полученных на начальном этапе обучения и перехода их в навыки должен включать в себя не только двигательные действия обучающегося, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нотного текста с листа и т. п.

Проблема воспитания. Педагог не может видеть свою задачу только в том, чтобы научить обучающихся хорошо играть на баяне. В процессе овладения баяном ученикам должны прививаться и другие качества, такие как: стремление постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства; стремление к выработке эстетических взглядов и вкусов; способность полноценно воспринимать прекрасное в любой области жизни; в стремление развивать свои художественные способности и совершенствоваться в одном из видов искусства - в данном случае в исполнительстве на баяне.

  В  учебно-тематическом  плане работа над классическими музыкальными произведениями – это высшая школа подготовки баяниста,  которая позволяет воспитать у него художественный музыкальный и обще эстетический вкус, сформировать высокий уровень исполнительской культуры игры на инструменте.

Принцип педагогической целесообразности заключается в том, что на основе изучения музыкальных произведений обучающийся должен:

 - освоить современные виды исполнительской техники игры на инструменте;

 - овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;

 -  познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора;

 - овладеть как можно большим и разнообразным (по стилю, жанрам и форме) музыкальным материалом;

 - расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, овладеть навыками вербальной интерпретации музыки.

Принцип разнообразия стилей, жанров и форм изучаемой обучающимся музыки является традиционным и педагогически оправданным в том смысле, что его соблюдение позволит будущему музыканту - исполнителю: выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры, выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в отношении к ней; расширить музыкальный интеллект и реализовать индивидуальные исполнительские возможности; овладеть навыками исполнения самой разнообразной музыки, определиться в собственном стиле и манере исполнения.

Принцип новизны предполагает введение в репертуар музыкальных произведений современных авторов, что позволит обучающемуся овладеть стилем исполнения современной музыки, оригинальными приемами игры на инструменте. Но народная

Музыка является основой учебно-педагогического и  репертуара баянистов. Песня,  марш,  танец – это   три   основные  жанровые  сферы, в которых музыкальное начало находится в неразрывном единстве со словом и движением. В них формируется все жанровое многообразие музыкальной культуры, вместе с тем они близки детскому мировоззрению и помогают ребенку сразу же включиться в процесс активного творческого действия.

Жанровые определения песни, марша, танца обычно не требуют длительных словесных пояснений, поэтому данные понятия можно вводить и закреплять через показ ярких образов.

Песня – это наиболее простая форма вокальной музыки. Но и сами песни очень разные: гимн – это песня, которую исполняют в особо торжественных случаях, а колыбельная – это тихая ласковая песня, которой убаюкивают ребенка или куклу.  Весело и задорно звучат песни игровые, шуточные. Восприятие мелодического содержания песни должно основываться на анализе ее наиболее характерных музыкально-выразительных особенностей. 

  Работа над средствами выразительности 

  Вниманию обучающегося доступны такие характеристики мелодий,

как: темп (быстро, умеренно, медленно),  артикуляция (связно, отрывисто), динамика (громко, тихо).

Пульсации в различных образных характеристиках неодинаково: в спокойных, кантиленных мелодиях она достигается удлинением опорных моментов, а в активных, моторных эпизодах – усилением звучания.

 Педагогу необходимо помнить о том, что дети младшего школьного возраста

пока не анализируют и не систематизируют фактический материал о явлениях. Поэтому способы с инструментом, с приемами игры на нем следует выбирать с учетом возрастных особенностей обучающегося. 

Всякий раз, исполнив или прослушав произведение, обучающийся с помощью педагога должен задать себе вопрос: что выражает музыка?

Совместное  музицирование с преподавателем

  Живой интерес у детей вызывает совместное музицирование с преподавателем, так как простейшая партия позволяет им деятельно включиться в исполнительский процесс.

  Даже до знакомства с нотной записью любое интересующее педагога произведение можно снабдить дополнительной партией из одного или двух звуков в различных регистрах с простейшим ритмическим рисунком.  Музыка, звучащая на уроке, движения под нее, пение и совместное с педагогом музицирование создают у ребенка эмоциональный тонус, который служит благоприятным условием для формирования практических исполнительских навыков. 

Факторы, влияющие на процесс выбора репертуара.

При  выборе  репертуара  для  каждого  конкретного  ученика,  необходимо  учитывать возрастные  и  индивидуальные  особенности  ребёнка.

  С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей.  Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра.  Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию. 

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент.

Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Заключение  

При обучении игре на баяне важно иметь в виду уровень развития художественного вкуса не только как результат этого обучения, но и как его начальную, отправную точку.

Правильная оценка художественного вкуса человека в период начала занятий музыкой, учет его развития в процессе овладения баяном - одно из условий успешного художественного воспитания человека.

Хороший художественный вкус – это способность получать наслаждение  от  подлинно прекрасного и эмоционально  отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в быту, в искусстве.

Настойчивая работа над совершенствованием исполнительских и аналитических навыков несомненно приведёт к тому, что музыкант за нотными знаками, за общей записью музыкального произведения начнёт чувствовать живую музыкальную мысль, образное содержание и исполнять музыкальное произведение будет с определённым художественным смыслом. Ярко, выразительно. А это главное.

Источники информации:

1) «Искусство игры на баяне», Москва «Музыка», 2004г.

2) «Об искусстве баянной транскрипции» теория и практика, Москва «Музыка», 2007г.

3) «Методика обучения игры на фортепиано». Изд. 3 – Москва: «Музыка», 1978г.

4) «Баян. Основы исполнительства и педагогики» - СПб., 2003г.

5) «Путь к музицированию», Л. «Сов. композитор» 1979г.