Конспект открытого урока "Работа над звукоизвлечением на уроке скрипки"

Печенкина Наталья Владимировна

Мастерское владение звуком при игре на скрипке - главное средство художественного воздействия на слушателя, основа выразительного исполнения музыки. "Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет,-замечал Борис Владимирович Асафьев,-  вот высшая ему похвала.Тогда не только слушают, но и стремятся  сышать, о чем скрипка поет".Работа над звукоизвлечением -не только важнейшая, но и одна из труднейших задач в воспитании скрипача. На уроке  показана работа над приемами звукоизвлечения на техническом материале, таком как открытык струны, гамма, этюд и показана работа над звукоизвлечением на художественном материале.Урок рассчитан на учащихся 13-14 лет, обучающихся в 7 классе детских музыкальных школ по специальности "скрипка". Дополнительная предпрофессиональная программа "Струнные инструменты" (8(9) лет обучения).
,,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого урока41.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Струве»

 

Конспект

открытого урока на тему:

                   

«Работа над звукоизвлечением в классе скрипки»

Выполнила:

Печенкина Наталья Владимировна

преподаватель по классу скрипки          

                                         

                                         

                                           Железногорск 2024г.

Пояснительная записка:

Урок рассчитан на учащихся 13-14 лет, обучающихся в 7 классе детских музыкальных школ по специальности «скрипка». Дополнительная предпрофессиональная программа «Струнные инструменты» (8(9) лет обучения)

Тема урока: «Работа над звукоизвлечением в классе скрипки» (Слайд №1)

Цель урока: развивать и совершенствовать приемы звукоизвлечения в процессе обучения.

Задачи урока:

Образовательные:

- Формировать и развивать навыки звукоизвлечения (работа над непрерывным звучанием, без призвуков, задеваний других струн, качественное ведение смычка, незаметная смена струн, исполнение штрихов);

- отрабатывать умения применять полученные навыки звукоизвлечения на практике;

Развивающие:

- Формирование у учащихся интереса к игре на струнно-смычковых инструментах;

- Совершенствовать индивидуальные способности учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, умение усваивать знания).

Воспитательные:

- Воспитание целеустремленности и настойчивости в работе над звукоизвлечением;

- Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, прилежность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца);

- Содействовать воспитанию трудолюбия, уверенности в себе;

- Воспитывать навыки самоанализа.

Тип урока: комбинированный урок (получение новых знаний, применение имеющихся знаний, умений и навыков и закрепление полученных знаний и навыков)

Вид урока: лекция-практикум

Форма урока: индивидуальная.

Технологии обучения:

- технологии личностно-ориентированного обучения

- здоровьесберегающие технологии

Методы: 

- словесные (беседа, вопросы)

- наглядные (показ преподавателя)

- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения)

- практические (метод упражнения, рефлексия)

- игровые (физкультминутка)

Оборудование: скрипка, пульт, рояль, ноутбук.

Репертуарный план урока: гамма a moll, Р. Крейцер Этюд № 1, Дж. Эллертон «Тарантелла».

I.Вступительная часть:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

II. Основная часть урока:

1.Работа над звукоизвлечением на открытых струнах.

2.Работа над штрихами в гамме a moll, работа над соединением струн на примере трезвучий гаммы a moll.

3.Работа над штрихами на примере этюда №1, Р. Крейцера

4.Физминутка.

5.Работа над звукоизвлечением в художественном произведении (Дж. Эллертон «Тарантелла»).

III.Заключительный этап.

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

3.Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.

Ход урока.

Вступительная часть.

           Мастерское владение звуком при игре на скрипке – главное средство художественного воздействия на слушателя, основа выразительного исполнения музыки. «Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет, ‒ замечал Борис Владимирович Асафьев, – вот высшая ему похвала. Тогда его не только слушают, но и стремятся слышать, о чем скрипка поет». «Ничто так не украшает игру музыканта, – говорил А.И. Ямпольский, – как певучий, осмысленный и содержательный тон – одно из наиболее впечатляющих средств передачи образов, чувств и настроений, выражения теплоты, глубины и содержательности исполнения». Работа над звукоизвлечением – не только важнейшая, но и одна из труднейших задач в воспитании скрипача.

Тема урока: «Работа над звукоизвлечением в классе скрипки»

Цель урока: развивать и совершенствовать приемы звукоизвлечения в процессе обучения (работа над непрерывным звучанием, без призвуков, задеваний других струн, качественное ведение смычка, незаметная смена струн, исполнение штрихов).

Основная часть урока:

  На нашем уроке мы будем работать над приемами звукоизвлечения, покажем, как над ними можно работать на техническом материале, таком как открытые струны, гамма и этюд и поработаем над звукоизвлечением на художественном произведении. Художественным материалом для сегодняшнего урока послужит «Тарантелла» Джона Эллертона.

  Работу построим из двух частей. В первой части урока мы будем работать над звукоизвлечением на техническом материале, а во второй части урока поработаем над звукоизвлечением в художественном произведении.

  Урок я буду проводить с учащейся 7 класса Стариковой Анастасией, концертмейстер Никишаева Елена Николаевна. Над звукоизвлечением с Настей мы стали работаем с первого класса. И начали мы эту работу на открытых струнах. И сегодня нашу работу мы начнем на открытых струнах.

Вопрос: Вести смычок по открытой струне нужно параллельно подставке?

Ответ:  Да. И смена смычка при этом должна быть незаметна.

  Сейчас Настя на струне «ре» постарается провести смычок ровно и последит за сменой смычка. (Слайд №2)

Учащаяся играет на струне «ре».

Преподаватель: Веди смычок медленно, параллельно подставке. Во время смены смычка проводи смычок немного медленнее, смена смычка должна быть незаметна.

  Преподаватель: а теперь над сменой смычка мы поработаем на гамме. «Тарантелла» написана в тональности a moll, соответственно и работать над сменой смычка будем на гамме a moll. Играй целыми нотами гамму вверх и вниз на весь смычок и при этом очень внимательно следи каждой сменой смычка.

Учащаяся играет гамму.

 Преподаватель: А теперь гамма по две ноты легато. Используем весь смычок на каждые две ноты. Затем четыре ноты легато, потом 8 легато и гамма легато на весь смычок.  И следи за тем, чтобы не задевать соседние струны, особенно когда будешь играть гамму вниз.

Учащаяся играет гамму штрихами.

Преподаватель: А теперь арпеджио 3 и затем 9 легато.

Учащаяся играет арпеджио.

Вопрос: Тебе удалось не задевать соседние струны?

Ответ: Да.

Вопрос: А что нужно делать со смычком, чтобы соединение струн было плавным?

Ответ: Играя на предыдущей струне, аккуратно подводить смычок к следующей струне.

 Преподаватель: А сейчас поработаем над этюдом Родольфа Крейцера №1. (Слайд №3)

Вопрос: Что ты можешь рассказать о Крейцере?

Ответ: Родольф Крейцер - французский скрипач, композитор и дирижер, представитель парижской скрипичной школы.

   Преподаватель: Да. Со дня основания Парижской консерватории (1795 г.) и до1826 г. Крейцер был профессором этого заведения. Вместе с Пьером Роде и Пьером Байо Крейцер создал классическую методику преподавания игры на скрипке. Наиболее известным из произведений Крейцера является сборник этюдов, до сих пор используемый в качестве учебного пособия. И как раз над этюдом № 1 из этого сборника мы и будем работать.

 Учащаяся играет этюд.

Преподаватель: Твоя задача следить за сменой смычка и соединением струн.

 Вопрос: А теперь вспомним какие виды штрихов встречаются в «Тарантелле» Джона Эллертона?

Ответ: Detacher, legato, staccato, залигованное staccato, martele.

Преподаватель: Давай отработаем все эти штрихи на этюде.

(Слайд №4) Detacher - это основа, фундамент всех штрихов. Необходимо извлекает каждую ноту отдельным движением смычка, без отрыва от струны, меняя его направление. Овладение этим штрихом в разных частях и отрезках смычка является одним из важнейших факторов становления певучего, богатого художественными красками скрипичного тона. Сыграй этюд штрихом detacher серединой смычка, затем верхней частью, а потом нижней частью смычка.

Учащаяся играет.

 (Слайд №5) Вопрос: а что такое legato на скрипке?

 Ответ: Это прием связного исполнения нескольких звуков на один смычок.

 Преподаватель: сыграй этюд по 2 ноты legato.

 Учащаяся играет.

(Слайд №6) Преподаватель: А теперь martele. Буквально martele переводится как «выбиваемый молоточком». Штрих основан на приеме detacher. Это короткий штрих, при котором звуки отделяются друг от друга короткой паузой без отрыва смычка от струны. Martele отличается от detache сильным уколом струны в самом начале движения. Сыграй этюд штрихом martele.

 Учащаяся играет.

(Слайд №7) Преподаватель: А теперь штрих staccato.

Вопрос: Что такое staccato?

Ответ: Это музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого.

Преподаватель: Играй этюд штрихом staccato.

 Учащаяся играет.

(Слайд №8) Преподаватель: Теперь залигованное staccato. Сыграй этюд две ноты legato и две ноты залигованное staccato.

Учащаяся исполняет этюд Р.Крецера №1 две ноты legato две ноты staccato. Физминутка: А теперь давай дадим нашим мышцам отдохнуть. Сделаем упражнение «мельница». Крутим поочередно левой и правой рукой, сначала медленно, затем быстрее. А теперь эти же движения делаем обеими руками одновременно. Назад и вперед. А теперь наклоняемся и расслабляем руки. Усталости как небывало.

Преподаватель: А теперь над звукоизвлечением мы поработаем на художественном произведении. Это «Тарантелла» Джона Эллертона. 

Вопрос: Настя, что ты можешь сказать об Эллертоне? (Слайд №9)

Ответ: Джон Лордж Эллертон (1801-1873) был английским композитором классической музыки XIX века.

Преподаватель: Эллертон был плодовитым музыкантом. Им написаны шесть симфоний, около пятидесяти струнных квартетов, струнный квинтет, 9 опер.

Вопрос: А что такое «Тарантелла»? (Слайд №10)

Ответ: Это итальянский народный танец, сопровождаемы аккомпанементом аккордеона, мандолины, гитары, тамбурина, исполняемый в быстром темпе, стремительном движении. Музыкальный размер 6/8, 3/8.

Преподаватель: С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV в. течении двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» - безумия, вызываемого укусом паука тарантула. Название паука тарантул, также как и танца, происходит от южно-итальянского города Таранто.  В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее действие на слушателей и танцующих.

Преподаватель: Сыграй, пожалуйста, «Тарантеллу», а потом мы над ней поработаем.

Учащаяся играет пьесу.

Вопрос: Пьесу можно разделить на три части. Первая часть стремительная в миноре. А вторая часть?

Ответ: Певучая.

Вопрос: А третья?

Ответ: Торжествующая мажорная.

Вопрос: А теперь мы посмотрим, какие же способы звукоизвлечения используются в этой пьесе. Первые фанфарные аккорды мы с тобой пробовали играть вверх смычком и вниз смычком. Как оказалось играть удобнее и правильнее?

Ответ: Вниз смычком.

Вопрос: А почему?

Ответ: Смычок у колодки тяжелее, ff прозвучит активнее, энергичнее.

Учащаяся играет.

Преподаватель: следующая фраза,1я цифра - в скрипичной партии это продолжение фразы, начатой у фортепиано. Задача скрипки продолжить начатую фортепиано фразу. Очень важно здесь правильное соединение струн, иначе ноты на прозвучат. Сыграй.

Учащаяся играет.

Преподаватель: Первая половина первой страницы внимательно следим за плотностью нажима смычка, сменой смычка, сменой струн, смычок ведем энергично.

Вопрос: А как мы играем флажолет?

Ответ: Пальцы левой рукой слегка прикасаются к струне. Смычок проводим плотно по струне.

Вопрос: А как мы будем делать crescendo в 3й цифре?

Ответ: С помощью расширения смычка и усиления плотности нажима смычка.

Вопрос: Далее вторая половина 3й цифры - staccato, мы отрабатывали этот штрих на этюде. Вспомни, как мы это делали?

Ответ: активное проведение каждой ноты и пауза после каждой ноты. Характер его острый, короткий.

Сыграй всю первую страницу.

Преподаватель: А теперь мы поработаем над средней частью (цифра 7). Тут совершенно другой характер. Сочетание певучей мелодии с игривой мелодией. Певучую фразу играй с хорошей вибрацией и большую часть смычка проводи на первую ноту в лиге, с опорой на первую долю в такте. В игривой фразе главное выдержать паузы. И в цифре 11 вновь стаккато. Выделяй обязательно сильную долю в каждом такте. Четыре такта mf и четыре такта p, а потом crescendo к верхней ноте «ми».  На mf смычок шире, на p используем небольшую часть смычка.

Вопрос:  А на crescendo что нужно сделать ?                                                                                                        

Ответ: Увеличить плотность смычка.

Преподаватель: 12я цифра точная копия1й, 2й и 3й цифр и потом тема из минорной превращается в мажорную. Все звучит на f, а завершающая тема на ff.

Вопрос: какие приемы звукоизвлечения здесь используются?

Ответ: Плотный нажим смычка, расширение смычка, вибрация на последних аккордах.

Преподаватель: А теперь, Настя, сыграй всю пьесу от начала до конца.

Учащаяся играет «Тарантеллу» Джона Эллертона.

Заключительный этап:

 В конце урока учащаяся оценила, как она овладела приемами звукоизвлечения, мы наметили пути работы с недостатками в оттачивании приемов звукоизвлечения на техническом материале и решили, как будем работать в художественных произведениях над звукоизвлечением.

Цели и задачи:

Закрепить пройденный на уроке материал и настроить ученика на плодотворную домашнюю работу.

Рефлексия:

Вопрос: Что нового ты узнала на уроке? С какими столкнулась трудностями? Что удалось сделать? Что не получилось? Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

(Сравниваю цель урока с полученным результатом, формулирую цель следующего урока, даю задание на дом). (Слайд №11)

Список используемой литературы:

В. Стеценко.  Методы обучения игры на скрипке. Музыкальная Украина 2000

Ю.И.Янкелевич.  Педагогическое наследие. Москва 1993

С.О.Мильтонян. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь 2003

 М.Либерман, М.Берлянчик . «Культура звука скрипача» Москва «Музыка» 1983

.В.Руденко, Н.Руденко. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности. Москва 1986

Самоанализ урока:

Учащаяся школы Старикова Анастасия – 7 й год обучения имеет хорошие музыкальные способности, хороший слух, чувство ритма, чистую интонацию, домашние занятия регулярные и плодотворные. Я считаю, итог урока показал, что цели и задачи урока достигнуты, так как все содержание урока было направлено на усвоение темы урока.