Основные причины сценического волнения и как их преодолеть

осетрова валентина александровна

как помочь ученику справлятся со сценическим волнением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenicheskoe_volnenie_metodicheskoe_soobshchenie.docx22.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

Автор - преподаватель класса фортепиано

Осетрова Валентина Александровна

МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора»

2023г.

Основные причины сценического волнения и как их преодолеть

       Сценическое выступление учащихся является обязательной частью организации учебно-воспитательного процесса детской школы искусств. Сценическое выступление позволяет продемонстрировать уровень владения исполнительскими умениями, а также динамику развития учащихся. Следовательно, подготовка детей к сценическим выступлениям является одной из важных задач музыкального образования учащихся детских школ искусств. Что дают публичные выступления? Это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи, участвуют в музыкальных спектаклях. В то же время, исполнитель испытывает на сцене сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Важнейшей задачей исполнителя является - умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло.  По своим характеристикам публичное выступление, относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому возникают трудности психологического порядка.   Характер сценического волнения существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения. Сценическое волнение весьма многолико в своих проявлениях: если оно воодушевляет, то в этом случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика и артиста. Но чаше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все.  Но каждый волнуется по-своему. Нигде так выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся, как перед концертной и концертной обстановке. Значит, нам педагогам представляется благоприятная возможность лучше изучить психологические особенности своих учащихся и проверить их в экстремальных условиях.

Отношение к публичному выступлению учащихся младших и старших классов

        Учащиеся младших классов в большинстве своём в меньшей мере испытывают сценическое волнение. С удовольствием принимают известие о предстоящем выступлении. Для учащихся младших классов, выступление в концерте ассоциируется с праздничным ожиданием, запечатленным в детстве от посещения утренников в детских садах, домах культуры, с удивительными, красиво одетыми артистами, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта праздничность и необыкновенность ещё долго доминирует в сознании младших школьников о концерте. Учащихся младших классов привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы ведущим, выход к публике, положительные переживания всеобщего внимания, аплодисменты, поздравления, повышенное внимание и сопереживание родителей, фотографирование и так далее. Учащиеся старших классов более критичны к своим выступлениям и поэтому испытывают большее волнение, чем учащиеся младших классов.

  • Не доведённая до конца работа над произведением

При работе над произведением должна быть проведена хорошая подготовка, в плане детального разбора музыкального произведения. Произведение должно быть выучено не менее, чем за месяц до концертного выступления. Хорошее знание текста с детальным разбором структуры произведения, логическим построением. «Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности. Разучивать необходимо с самых медленных темпов. Технически трудные места проучивать отдельно.   В процессе работы, постепенно увеличивать темп, собирая в более крупные куски. Ближе к выступлению начать «собирать» произведение - проигрывать от начала до конца в разных темпах. Будут хорошо видны все проблемные места, недочёты, которые необходимо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции» 

  • Сам факт, что действия пианиста происходят в эпицентре внимания слушателей

      Чаще всего ученик, находясь на сцене, сосредоточен не на исполнении произведения, а на том, как он выглядит, ведь все смотрят на него. Часто волнение сопровождается мыслями типа: «Что обо мне скажут другие?», «Как я сыграю?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д., и т.п. Это состояние как раз и отвлекает его от того, на что должно быть направлено все его внимание- от исполнения произведения. Начинать подготовку к публичному выступлению необходимо заранее. Первые обыгрывания желательно проводить в классе перед своими сверстниками или родителями. Затем можно обыграть   произведение в концертном зале, где пройдёт предстоящее выступление. Так же желательно, чтобы присутствовали зрители. Всё это психологически эмоционально подготовит учащегося к выступлению.

  •  Боязнь забыть нотный текст

Ещё одна из первопричин сценического волнения – это боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть; и забывают именно потому, что чрезмерно волнуются.  В результате сознание затуманивается, мысли путаются, ослабевает слуховой контроль и контроль за движениями рук и пальцев.  Теряется самообладание, ученик допускает неточности, несвойственные ему при обычном исполнении.

Всё это отражается на темпе, качестве звука, чистоте текста, выразительности.  

Важно уметь помочь юному музыканту совладать с причиной сценического волнения. Неплохой эффект дают приемы самовнушения. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах.  

Самоконтроль у детей, как правило, не развит, они не знают, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене, не знают, как сесть, что делать в моменты пауз, в перерывах в игре. Это тоже может стать причиной волнения.

Научить ученика сосредотачиваться на исполняемом произведении. Способность сосредоточиться на исполняемом произведении – это, наиболее эффективный метод борьбы со сценическим волнением. У детей музыкально одаренных, этот дар проявляется в какой-то мере интуитивно. Но это не значит, что его не надо развивать.

 

  • Оценка выступления ученика со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку

     Оценка учащегося педагогом, зрителями очень важна для выступающего. Очень важно чтобы юный артист получил положительные эмоции от своего выступления. Учащийся хочет получить поддержку, одобрение, доброжелательные отзывы и внимание к себе, со стороны педагога, родителей, друзей. Здесь не надо скупиться на похвалу, доброжелательные слова. Обязательно надо подчеркнуть все удачные моменты в исполнении концертного выступления. А всё, что не удалось раскрыть и показать на сцене, надо разобрать и проанализировать в рабочей обстановке на уроке.

  • Внушённая из вне, мысль о возможном провале, которая может развиться в опасное самовнушение

 Внушенная мысль о возможном «провале», может перейти в опасное самовнушение. Юный исполнитель должен уметь защищаться от враждебного внушения. При концертном выступлении могут быть небольшие промахи. Юный артист должен быть готов к любой неординарной ситуации, научится игнорировать любой промах. Ведь разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю концертную программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. Так же одной из причин может быть нежелание, неготовность к выступлению. В основе этого нежелания выступать, является психологическое состояние учащегося. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. 
Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором.

  • Завышенная или заниженная оценка своих творческих возможностей

             

        Часто учащиеся завышают или занижают самооценку своих творческих возможностей. Это в большей степени присуще учащимся старших классов. При заниженной оценке они невольно сравнивают себя со своими сверстниками. Добавляется борьба за достижения признания, повышенное чувство ответственности за своё выступление. Большую роль для снятия этого напряжения, играют близкие друзья, родители, педагоги, так называемая «группа поддержки». Добрые слова, любовь к творчеству, вера в успех, воодушевляет исполнителя, заставляет чувствовать себя более уверенным в себе. Завышенной оценкой своих творческих возможностей страдают чрезмерно горделивые, перехваленные натуры, считающие, что быть «лучше всех» - это их призвание и дело чести. Но они так же уязвимы. Страх возможного «провала» или выступить не на должном уровне, так же вызывает у них боязнь сцены.

  • Физическая и эмоциональная усталость

        Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя в период подготовки к концерту допускать состояния утомления как физического, так и эмоционального. Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления. Прогулки на свежем воздухе, крепкий сон перед предстоящим выступлением, всё это положительно влияет на общее состояние учащегося. Заранее продумать о выборе удобной одежды и обуви. Подумать о времени разыгрывания, о выходе на сцену. Походка не должна быть торопливой. Хорошая осанка, спокойные движения. Сосредоточенность на музыкальном произведении. Контроль за своими действиями. Желательно выходить на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой - на неё непременно ответят встречными улыбками, и это придаст исполнителю большей уверенности.

  • Универсальные рецепты для преодоления сценического волнения

     

     Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, не обходимо учитывать индивидуальные особенности психики выступающего юного артиста.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы. 

 Список литературы:

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство, Музыка, 1974 г.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999 г.
  3. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, Музыка, 1985 г.
  4. Гофман И. Музыкальная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, Москва, 1961 г.
  5. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика, Челябинск, 2006 г.
  6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987 г.
  7. Перельман Н.Л. В классе рояля. Москва-Ленинград, Музыка, 1997 г.
  8. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство, Москва, 1969 г.
  9. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества, Советский композитор, 1988