Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки

Щербинина Оксана Георгиевна

Как ни странно, математика и музыка очень тесно связаны. Математика как наука, говорит о "числе" логически, а музыка говорит о нём "Выразительно". всё что нас окружает - всё выражено разными сиволами, разными способами, в том числе звуками и числами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_u_doshkolnikov_sredstvami_muzyki.docx22.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема

 «Формирование элементарных математических представлений

                                у дошкольников средствами музыки».

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений (ФЭМП) не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами музыкального воспитания.                                      

Математика (греч. - знание, наука) – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Слово “музыка” (греч. – искусство муз.), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.

Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки.

В учении Пифагора о гармонии сфер число и звук оказываются неразрывно связанными.

Как считал Г. Галилей: “Книга природы раскрыта перед нами, но она написана не теми буквами, из которых состоит наш алфавит; ее буквы – это треугольники, круги, шары, четырехугольники, ”.

В истории развития человеческой мысли математика и музыка предстают как взаимосвязанные.

 Математика логически говорит о числе, а музыка говорит о нем «выразительно».

Окружающий мир, его гармония и красота могут быть выражены разными символами, разными способами, в том числе звуками и числами.

Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать эту связь интуитивно ребёнок сможет, осваивая мир звуков через различные виды музыкальной деятельности. Тогда он почувствует и увидит, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало и т. д.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие необычным, более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Такое построение учебного процесса дает возможность каждому ученику найти приемлемую для себя форму восприятия информации.

Во-вторых, как образец художественного творчества музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего на данном возрастном этапе, и форма подачи материала во многом способствует непроизвольному и ассоциативному запоминанию, в ходе которого происходит усвоение новой

 информации, необходимой для своевременного формирования мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание.

В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных “физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности (учебному труду).

Все это поможет ребенку, обучаясь по любой программе, познать красоту 

математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким.

Подвижные музыкальные игры “Зимушка зима”, «Ты катись весёлый мяч» способствуют закреплению знания количества и формы предмета, а также формированию навыка ориентирования в пространстве. 

Во время прослушивания упражнения «Птенчики» (вторая младшая, средняя группы) детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама- птица – пониже».

Исполняя песню «Бубенчики»«Лестница», дети старшей и подготовительной группы выкладывают ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука или работают с индивидуальной карточкой – лесенкой или нотным станом. В игре «Определи по ритму» дети старших групп отгадывают знакомые песенки (такие ритмические загадки может исполнять и педагог, и ребёнок, отображают мелодию этих попевок при помощи длинный и коротких полосочек или уже по составленной схеме исполняют песню.

Пальчиковые игры. На кужковых музыкальных занятиях я использую пальчиковые игры, многие из которых содержат в себе порядковый счёт, названия чисел и определение и простукивание ритма: «Апельсин»«Паук»«Вышли пальчики гулять»«Барабанчики»«Кулачки и ладошки».

Слушание. Слушая музыкальные произведения, дети учатся разбираться в его структуре. Отвечая на вопросы педагога, обобщают и сравниваютопределяют, сколько частей в произведении, общий характер пьесы и её частей, отвечают, например, чем отличаются первая и третья часть от второй. Для определения частей музыкальных

произведений мы используем геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники.

Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима»«Весна»«Лето»«Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь»«Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года. Рассказывают, сколько месяцев содержит зима или лето, вспоминают их последовательность. Отвечают на вопросы «Какой месяц следует за мартом?» или «Какое время года предшествует осени?»

Музыкально-ритмические движения играют особую роль в развитии пространственных ориентировок. Формирование пространственных отношений проходит успешно, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Разучивая движения под музыку, дети обучаются ориентировке в созданной ситуации. Исполняя, например, хоровод, дети двигаются в заданном направлении: вправо или влево по кругу, вперёд (к центру круга) или назад. В ритмических играх дети двигаются за первым ребёнком, по сигналу – за последним, по диагонали, врассыпную, становятся на место друг за другом, вспоминая и определяя своё положение в пространстве относительно геометрии помещения и расположения других детей.

Также дети определяют своё место по заданному условию: мальчики берут себе в пару девочек, которые стоят справа или слева от них.

Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по одному. Исполняя считалки вместе с детьми, выбираем ведущего для музыкальной игры. Разучивая движение, объясняем детям: «На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять дробный шаг, а на вторую – шаг с притопом…»

На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а ведущего – в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, оперируем понятиями «внешний круг»«внутренний круг». Или же дети становятся в одну прямую линию. Сравниваем музыкальный зал с прямоугольником, квадратом и просим детей встать у двух противоположных сторон зала или по углам.

Игра на детских музыкальных инструментах. Небольшие песенки дети учатся исполнять на музыкальных инструментах: «Мы идём с флажками»«Сорока-сорока» (средняя группа, «Гори, гори ясно» (старшая группа, «Бубенчики»«Гармошка» (подготовительная группа). Мелодия в этих упражнениях на одном-трёх звуках, либо в поступательном движении вверх или вниз. Поэтому предварительная работа по анализу звуков, различных по длительности и высоте, соответствует приёмам, изложенным выше, в разделе «Музыкально-дидактические игры».

Приходим к выводу, что все виды музыкальной деятельности: слушание, танец, песня, дидактические музыкальные игры, подвижные музыкальные игры - все проникнуты математическими категориями такими как форма, время, количество и пространство.

Таким образом, успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений:

- единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности;

- аналогии понятий интегрируемых областей знания;

- игровой деятельности как способа организации образовательного процесса.

Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира, ведь, как отмечает российский философ, специалист в области эстетики, аксиологии и истории философии Л. Н. Столович: "…вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С.3

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.

3.  Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004

4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников – М., "Просвещение” 1982г.

5. Лаптева В.А.  Музыкальная математика для детей 4-7 лет – М., "Сфера” 2003г.

6. Метлина Л.С.  Занятия по математике в детском саду – М., "Просвещение”. 1985г.