Ритмическое развитие учеников начальных классов

Прежде чем начать заниматься с ребенком ритмом, нужно выяснить, есть ли вообще у него хотя бы какие-то природные задатки ритмичности. Метрическая устойчивость, ритмическая гибкость зависят от его природных данных и от степени умения педагога в сфере слухового ритмического воспитания. Внешние приемы могут помочь в разъяснении ритма, но не развить чувство ритма. Воспитание ритма основывается на восприятии учеником равномерности ритмической пульсации и навыков ритмичного движения ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_-_razvitie_ritmicheskogo_vospriyatiya.docx93.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №9»

Г.О. САМАРА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме «Ритмическое развитие учеников начальных классов»

Выполнил

педагог дополнительного

образования (фортепиано)

МБУ ДО ДШИ №9

г.о. Самара

Афанасьева Елена Владимировна

Элементарное ритмическое восприятие на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

«Ритм лежит в основе движения

музыки, с него начинается любая

традиционная    культура.    Ритм

организует  жизнедеятельность  и мышление». 

Введение

        Прежде чем начать заниматься с ребенком ритмом, нужно выяснить, есть ли вообще у него хотя бы какие-то природные задатки ритмичности. Метрическая устойчивость, ритмическая гибкость зависят от его природных данных и от степени умения педагога в сфере слухового ритмического воспитания. Внешние приемы могут помочь в разъяснении ритма, но не развить чувство ритма. Воспитание ритма основывается на восприятии учеником равномерности ритмической пульсации и навыков ритмичного движения ученика.

        Цели:

        выявить у учащегося элементарное чувство ритма, способность к восприятию различных танцевальных ритмических групп длительностей.

        Актуальность темы:

        занятия имеют большое практическое значение,  в игровой форме в самом раннем возрасте легко обнаружить, имеют ли учащиеся тягу к занятиям музыкой, раскрыть перед ними и их родителями пользу занятиями музыкой, занятие тесно связано в целом с музыкальным образованием детей. Тема актуальная , методически трудная, помогающая в работе преподавателей.

        Задачи:

        Научить определять у учащихся элементарные навыки ритма, провести диагностику музыкальных способностей учащихся на ранней стадии, раскрыть пользу их занятий музыкой.

        Состав:

        Индивидуальные занятия по фортепиано, 1 класс.

         

        Чувство ритма должно быть воспитано на звуковом, а не на зрительном восприятии. Сначала ребенок приучается слухом различать разнообразие ритмических фигур. Только тогда, когда разновидности ритмических формул будут освоены и смогут быть легко воспроизведены на слух, можно объяснять ребенку правила записи ритма - объяснять ритм, такт, группировки.

        С первых уроков необходимо готовить ученика к самостоятельной грамотной работе ученика с нотным текстом, поскольку эта работа требует большого внимания и специальных навыков.

        Для определения природных задатков ритмичности предложите ребенку несколько простых, всем известных заданий. Первое - пусть он споет любую песенку, которую знает или, хотя бы, ее начало. Второе - прохлопайте в ладоши или простучите по столу самый простой ритмический рисунок, и пусть ребенок его попробует повторить. Третье - этот же ритмический рисунок повторите голосом на слог «та», то же самое должен сделать ребенок.

        И все-таки, если все эти упражнения ребенок сделает неверно, это не повод утверждать, что он не ритмичен, потому что не все дети в возрасте от четырех до шести лет сразу понимают, чего от них хотят. Поэтому просто начинайте с ним заниматься, и вам все станет ясно.

        Начать можно с игры в солдатиков. Маршируйте с ребенком. Во-первых, переключая внимание ребенка на другое действие, вы даете ему возможность отдохнуть от неподвижного сидения за инструментом. Во-вторых, возможность активно подвигаться сделает ваши уроки более занимательными.

        Итак, предложите ребенку представить, что вы солдатики и учитесь красиво маршировать. А шагают солдаты уверенно, на одну высоту поднимая коленочки, равномерно. Вот это самое главное и трудное, научить равномерности. Для начала встаньте рядом с ребенком. Скажите, чтобы он следил за вашими движениями и выполнял их вместе с вами. Как дети учатся ходить или говорить, он будет учиться с вами правильно маршировать Еще один способ помочь ребенку понять, что значит одинаково ровно. Приведите в пример ход часов: «Тик-так, тик-так, тик-так». Часики тоже ходят, и ходят очень ровно. Дайте ребенку послушать метроном. Поиграйте ему музыку в ритме марша. Попробуйте наглядный вариант:

        Пусть звучит музыка под метроном. Объясните ребенку, что удары метронома - это шаги солдатиков. Не всегда ребенок сразу сможет маршировать, тогда попробуйте «маршировать» руками.

        Садитесь с ребенком за стол. Отбивайте ладошками по столу ритмический рисунок марша. Но сначала покажите ему это сами. Затем, если у ребенка не очень будет получаться, возьмите его ладошки в свои руки и делайте это вместе с ним.

        Слово «ритм», «ритмичность» легко ассоциировать со словами «счет», «считать». Предложите ребенку помочь нашим ножкам и ладошкам маршировать. У солдат есть командир, который ими командует, помогая тем самым все делать вместе. Так и мы, как часики или как метроном, будем командовать нашими ножками и ручками. Начнем считать: раз, два, три, четыре. Дети могут, конечно, и считать неровно. Но ведь рядом с ними вы. Помогите ребенку. Считайте вместе с ним. Добивайтесь, чтобы ребенок запомнил, привык к этим равномерным движениям со счетом. Заодно это будет еще одним подготовительным упражнением на координацию. Обратите внимание ребенка на то, что его команды должны точно совпадать с его движениями. Покажите, как это нужно делать. Вначале делайте вместе с ним. Но не задерживайтесь на одном упражнении долго. Даже если у ребенка пока не получается, переходите к другим действиям. Чувствуйте меру в обучении, чтобы ребенок не устал или ему не надоело. Это касается и других упражнений. К этим упражнениям на следующих уроках вы все равно будете возвращаться, и они обязательно получатся. Когда вы почувствуйте, что ребенок уже без вашей помощи достаточно ровно стучит и считает, предложите ему голосом и силой удара выделять определенные доли в шаге. В качестве примера предложите другую игру.

        Например:

        Учитель: «Представь себе, что мы играем с мячом. Ударяем ладошкой по мячу - он стучит об пол и подскакивает вверх, сам по себе». По инерции, без вашего удара и снова стучит об пол и опять подскакивает вверх. Затем вы ударяете по мячу снова. Проще говоря: 2/4. - Представляем, что мы ударяем по мячу через раз после того, как он отскакивает от пола. Голосом выделяем счет раз, на два - мяч скачет без вашей помощи.

        3/4. - Ударяем по мячу через два раза, после того, как мяч отскакивает от пола. Выделяем голосом и движением также счет раз. На счет два, три - мячик скачет без вас.

        4/4. - Считаем до четырех. Ударяем по мячу через раз. Голосом выделяем счет раз и три, объяснив ребенку, что если мы ударим по мячу только раз, ему трудно будет проскакать без нашей помощи еще три раза (тем более равномерно). Поэтому мы ему поможем. И как бы ударим по нему на счет три. Эти простые упражнения позволят подготовить ребенка к знакомству с такими понятиями, как размер и сильная доля. Покажите ребенку движение удара по мячу со счетом, выделяя сильные доли.         Движением руки изображайте прыжки, подпрыгивания («скачи») мяча. А интонацией голоса выделяйте сильные доли в разных размерах. Причем рука должна двигаться постоянно, изображая скачки мяча и без удара об него. То есть:

J:\Новая папка\1.JPG

         непрерывной чертой обозначаем «как бы удар по мячу».

         пунктир - траектория движения мяча без вашей помощи.

        Можно использовать и другое сравнение. Как будто вы раскачиваете на качелях куклу.

         Не забудьте - играйте в придуманные игры вместе с ребенком. Для начала - почти вместо него, держа его руку в своей. Считайте вслух.

        Разнообразим игру. Мячи бывают разные: большие и маленькие, легкие и не очень. Легкий мячик будет прыгать быстрее, мячик потяжелее - скачет медленнее. А это уже первое знакомство с понятием темп (с понятием разных темпов мы уже немного знакомились, когда изображали, как бы смог маршировать мишка или зайчик).

        Продолжайте заниматься и усложнять материал. Мячик может скакать быстрее или медленнее не только потому, что он тяжелее или легче. Все может зависеть от того, как высоко будет прыгать мяч. Чем выше он будет подскакивать, тем движение его будет медленнее. Если мячик будет подскакивать невысоко, то двигаться он может быстрее и скакать чаще под нашей ладошкой. Эти сравнения могут пригодиться вам в дальнейшем, при изучении длительностей. Обычно в быстрых пьесах движение мелодии характерно короткими длительностями. Продемонстрируйте ребенку движением руки то, как по-разному может скакать мяч, в зависимости от высоты. Возьмите его ладошку в свою. Пусть он считает вместе с вами вслух и почувствует разницу в темпе.

        Теперь можно пробовать повторить другие ритмические рисунки. Предлагаю еще одно упражнение, позволяющее развивать чувство ритма у детей. В этом нам помогут опять детские стихи. Любое стихотворение имеет свой ритмический рисунок. Так вот - читайте любимые и знакомые детям стихи (можно те, которые вы с ним поете) и одновременно отхлопывайте ритмический рисунок стиха по слогам. Детям это очень нравится, им это интересно. Они быстро учатся понимать, как это нужно делать. Для начала покажитё все сами. В возрасте от трех, четырех лет у детей иногда бывает не очень развита координация. Помогите ему. Организм человека устроен так, что в нем все взаимосвязано. Объясните ребенку, что когда мы хлопаем в ладоши, их лучше держать ближе друг к дружке, при этом стараясь не напрягать их. После хлопка не разводить ладошки далеко друг от друга, потому что так будет удобнее. Возьмите его ладошки в свои руки и хлопайте вместе с ним (вернее, вначале получится почти вместо него). Тем самым, приучая ребенка уловить и усвоить, чему его хотят научить. Интересная и очень важная вещь - в момент, когда на хлопок будет попадать ударный слог стиха, - ладошки соединяем и не разводим, демонстрируя, что этот хлопок (слог) длиннее остальных. В дальнейшем приводим сравнение с длинным звуком (соединяя ладошки, «как бы держим», тянем звук).

        Для начала выбираем стихи с самым простым ритмическим рисунком, чтобы у ребенка все получилось.

Пример:

«Тра-та-та! Тра- та-та!

Мы ве-зем с со-бой ко-та»

Или

«Ти-лим бом, Ти-лим бом За-го-рел-ся кош-кин дом!»

        Когда у ребенка начнет получаться, попробуйте, как и в предыдущем упражнении, ударные слоги выделять движением рук и интонацией голоса. В зависимости от содержания стихотворений их можно читать и прохлопывать быстрее или спокойнее, то есть, в разных темпах. Постепенно ребенок научится воспринимать всё, как знакомое и обычное для него действие. Но для этого нужно время. Чтобы ребенку было интересно, стихи нужно читать с выражением, с разной интонацией. И просить, чтобы он следовал вашему примеру. Тем самым, развивая в ребенке естественное поведение.

        Усложните задачу. Не просто читайте стихи, прохлопывая их ритмический рисунок. Пойте стихи, одновременно прохлопывая их ритмический рисунок. Вы соединили две задачи - ритмическую и интонационную. Двигайтесь от простого к сложному. Сначала пойте и хлопайте четверостишие на одном звуке. Затем пойте постепенно. Сильные доли выделяйте интонацией голоса и более сильным хлопком. Можете это упражнение выполнять по лестнице, показывая каждую следующую ступень, куда голосом двигаться ребенку. Пойте и стучите ритмический рисунок вместе с ним, пока не почувствуете, что он может делать это сам и без вашей помощи. Тогда только показывайте, на какую ступеньку двигаться ему дальше.

        Попробуйте теперь ритмический рисунок задать сами, но вместе с хлопками в ладоши проговаривать его на слог «та». Опять начните с самых простых. После всех ваших занятий это упражнение у него получится. Можете поиграть. Меняйтесь местами. Пусть ребенок сам пробует придумать свой ритмический рисунок, а вы сыграйте «непонятливого» ученика, путайтесь, просите ребенка, чтобы теперь он объяснил вам, как это нужно делать. Детей очень подбадривает ситуация, когда они выглядят умнее, понятливее кого- то, с кем идет общение. Ребенок радуется, когда может помочь другому кого-то понять; или сравнить себя, понятливого, с непонятливым собеседником и утвердиться в своем знании. Этот педагогический прием очень плодотворен, пользуйтесь им.

        Дальше можете ритмические рисунки изображать. Выбирайте разную форму. Если ребенок совсем маленький, ему проще рисовать короткие и длинные звуки штрихами - короткими и длинными, или палочками:

J:\Новая папка\7.JPG

        Дети старше, могут короткие звуки изображать закрашенными кружочками, а длинные не закрашенными.

J:\Новая папка\6.JPG

        Вместе с ребенком читайте и хлопайте на слог «та». Если ребенок понял, пишите ему разные ритмические рисунки из стихотворений. Хлопайте и читайте их со словами и без слов. Задавайте ребенку домой задание, чтобы он сам записывал ритмический рисунок стихотворения. А на уроке проверяйте его.

        Для того, чтобы было интересно, усложните задачу. Пойте ваш ритмический рисунок, задавая определенную высоту. Сначала, конечно, весь ритмический рисунок на одном звуке. Пойте и следите за ритмическим рисунком вместе с ребенком. Затем пусть он следит без вашей помощи и держит голосом высоту звука на слог «та». Обязательно хлопайте в ладоши. Разнообразьте ваши занятия ритмом. Разместите ваш ритмический рисунок на лесенке. Пусть ребенок учится следить не только за тем, что короче и длиннее, а еще и за тем, как ведут себя короткие и длинные звуки. Опускаются они или поднимаются. Можно не использовать лестницу, а изобразить упражнение на листочке в клеточку.

Пример:

                                                                                                                                        

J:\Новая папка\2.JPG

        Предварительно сыграйте ребенку мотив, который он должен прохлопать и пропеть. Спойте и прохлопайте сами. И первое время выполняйте задание вместе с ребенком. Тем самым обучая его. Поддерживайте его пение игрой на инструменте. Можно начать с более простых примеров. Таких как:

J:\Новая папка\3.JPG

        И голосом на слог «та», и хлопаньем в ладоши пусть ребенок повторяет все, что вы будете показывать ему карандашом по лестнице. Все делаете вместе с ним, пока не поймете, что ребенок может обойтись без вашей помощи.

        Теперь вы можете разнообразить ваши занятия с ребенком новой для него формой обучения. Учитесь писать ритмические и звуковысотные диктанты. Конечно, самые простые, ставя перед ним элементарные задачи. Например:

        Учитель. «Поиграем в игру. Я буду играть тебе разные по длине звуки, а ты будешь их записывать короткими или длинными палочками (как удобнее), или кружочками (закрашенными или не закрашенными)».

        Учите постепенно. Сначала играя по одному звуку, каждый раз проверяя и обсуждая с ребенком, правильно ли он записал. Затем, если ребенок выполняет все верно, можно играть сразу по два звука или короткий ритмический рисунок.

        Тот же самый прием используйте при написании звуковысотного диктанта (чтобы не фиксировать внимания на ритме, играйте звуки, одинаковые по длительности). И для начала не акцентируйте внимание на точной интонации, ставьте перед ним три простые

задачи: выше, ниже или одинаково. При этом, чтобы ребенку было легче уловить разницу в звучании, - подъем и спуск делайте не на одну ступень, а на несколько. Со временем точность вы откорректируете. Сейчас главное, чтобы ребенок слухом уловил и правильно записал - куда делает движение каждый следующий звук относительно предыдущего. При написании таких диктантов удобнее всего использовать обычный листочек в клеточку.

Пример:                                                                                                

J:\Новая папка\4.JPG

        Точно так же, как и с ритмическим диктантом, учите ребенка писать его постепенно, то есть, каждый следующий звук отдельно: играете - обсуждаете - записываете. Когда поймет, играйте и пишите сразу по два звука и т.д.

        После того, как ребенок усвоит эти две формы, попробуйте объединить их вместе. Но опять постепенно, осторожно, постоянно объясняя и помогая ему.

        Пример:

J:\Новая папка\5.JPG

                                                                                                        Эти упражнения позволят подготовить ребенка к обучению написания настоящих музыкальных диктантов.

        Продолжая развивать чувство ритма, предлагаю попробовать выполнить упражнение двумя руками. Это первые упражнения на координацию:

        Положим обе ладошки на стол. Теперь запомним - стучать по столу будем одновременно двумя руками. Но левой рукой один удар - длинный. Правой, в это же время - два коротких. Покажите, как это делается. Если у ребенка не получается, помогите ему, подскажите, как это проще сделать. А именно: первый раз ударяем по столу вместе, двумя руками. Затем левую руку от стола не отрываем (как бы тянем длинный звук), а правой в это время ударяем по столу еще раз. И так дальше. Снова обеими руками вместе - удар по столу. Подобные упражнения можно придумывать разные. Главное, чтобы ребенок уловил их принцип.

        И еще одно упражнение, которое, позволит научить ребенка начальным навыкам пунктирного ритма. Приведите сравнение.

        Учитель. «Представь себе, что у тебя заболела ножка, и тебе очень больно на нее наступить. Как же ты будешь ходить? Прыгать на одной ноге сложно, и ты быстро устанешь. Что же тебе остается делать? Как идти? А вот как. Делаешь шаг здоровой ногой, затем тихонько, ненадолго наступаешь на больную, и снова быстро опираешься на здоровую. И так дальше. Получается, что пунктирный ритм - это «прихрамывание на одну ногу», или, по-другому говоря, «прихрамывание на один звук». Покажите ребенку, как хромает человек. Потом похромайте по классу вместе с ним, а голосом озвучивайте свои шаги на слог «та». Пусть ребенок привыкнет к этому ритму. Затем «хромайте» вместе с ним ладошками по столу, держа его ладошки в своих руках. Когда почувствуете, что он понял, пусть повторит сам, но вместе с голосом на слог «та». После этого прохлопайте этот ритм в ладоши, но пока опять с голосом. И снова сами держите его ладошки. Помогайте ему. Когда у ребенка получится повторить пунктирный ритм, и он поймет, как это делать, вставьте пунктирный ритм в любой ритмический рисунок. Простучите его сами. Например, J:\Новая папка\8.JPG Затем пусть это сделает ребенок. Если у него пока не получается, берите его ладоши в свои, и стучите и пойте на слог «та» на одном звуке. Сначала пойте только вы. Затем вместе с ребенком. После того, как и этот вариант ребенок усвоит, опять усложняйте задачу. Во время прохлопывания ритмического рисунка меняйте высоту звука.

        Когда вы будете заниматься с ребенком ритмом, подскажите ему, что любой ритм - это та же музыка. Ее можно также пропеть на слог «та», только на звуке одной высоты.

         

        Итак, периоду первоначального восприятия чувства ритма принадлежит существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, сказывается решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся – музыкант не сможет в дальнейшем  двигаться по восходящей линии. Поэтому начальная фаза ритмического воспитания оценивается самым серьёзным образом. А систематические занятия  активно воспитывают, разносторонне «упражняют» музыкально – ритмическое  чувство, создают естественную, исключительно благоприятную среду для его развития и кристаллизации.

Литература.

Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1978.

Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1978.

Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976.

Коновалов А. Донотыши, Курган, 1999.

Милич, Б. Воспитание ученика – пианиста. К.: Музична Украина. 1997.

Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Муз. 1981.

Смирнова, Т.И. Интенсивный курс. М.: Изд. ЦСДК. 2003.