Актуальные вопросы хорового исполнительства в условиях дополнительного образования

В этой статье поднимаются вокально-хоровые вопросы , с которыми сталкиваются , как начинающие, так и опытные хормейстера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mustafina.docx26.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Мустафина Айгуль Радиковна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Балкыш»

Нужно ли ребенку посещать вокальный ансамбль или хор? Каждый родитель наверняка задавался таким вопросом, перед тем как записать ребенка на кружок хора. На фоне современной культуры, массового вкуса к развлекательным, эстрадным жанрам, интерес к академической музыке желает быть выше.

Как же заинтересовать юного обучающегося и привить понимание, любовь к хоровому исполнительству? Что представляет собой хор? «Хор является художественно-эстетическим прообразом народа, олицетворяя его склад и характер, выражая его духовные интересы и чаяния» - из книги «От урока к концерту»1990г. (Введение, 7 стр.) С.А. Казачкова.

Хоровой ансамбль – это творческий коллектив, цель которого постоянное совершенствование музыкально – исполнительского уровня. Занятия в ансамбле воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общий труд, стремление поделиться приобретёнными знаниями и умениями со слушателями в условиях коллективной деятельности. Пение в ансамбле не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка. Также это прекрасная возможность отвлечь от школьных забот, проблем, гаджетов, телефонных чатов, соцсетей, «ненужных» друзей, психологических зажимов и других сложностей.

В отличие от музыкальной школы, где набор обучающихся в хоровой коллектив традиционно проходит путем смотра, прослушивания музыкальных способных детей, учреждение дополнительного образования обучает любого желающего (прием обучающихся в системе «Навигатор» в порядке очереди) вне зависимости от способностей и подготовки. Этот аспект, а также другие нюансы поднимают множество вопросов, с которыми сталкивается педагог-хоровик учреждения дополнительного образования. Вот одни из самых актуальных вопросов, которые ежеурочно решает педагог:

1. Разный вокальный уровень в одном коллективе, от способных вокалистов до «гудошников».

2. Нестабильное посещение объединения, так как это досуговое занятие, хобби.

3. Разный возраст, интересы, характеры, школы и учебные смены обучающихся (до 7 школ).

Охват всех этих аспектов, несомненно, задают тон, мотивацию и методические ключи, которые непременно включаются в работу на хоровом занятии.

Первый год нового хорового состава: это психологическая адаптация, вокальное раскрепощение, обучение основам хорового пения, работа над унисоном. Разный уровень подготовки хористов предполагает индивидуальный подход в работе. Это несомненно дополнительные индивидуальные занятия, прослушивание и разучивание партий. Расположение «гудошников» или слабоинтонирующих хористов на хоровом занятии расставляются по принципу: «под крыло более стабильного поющего». Элементы 2-х голосия дадут возможность проявить себя в мелодической линии поющих исполнителей, более робкие и местами теряющие музыкальную линию хористы, с меньшими потерями для мелодии комфортно будут находиться в рамках первой октавы, во-вторых, голосах. Главное - создать благоприятный музыкальный климат на занятии для уверенности и мотивации начинающим исполнителям и для ответственности более самостоятельным уверенным хористам.

Что значит благоприятный климат на уроке хора? Какими качествами должен обладать педагог, чтобы мотивировать юных исполнителей? «Руководитель хора, независимо от места работы и масштаба деятельности, — это интересная личность, человек, одержимый музыкой, искусством хорового пения, общественный деятель, страстно увлеченный идеей духовного совершенствования людей.” - из книги «От урока к концерту» 1990г. (Введение, 12 стр.) С.А. Казачкова.

Педагог должен выстроить общую картину, путем тщательного подбора репертуара, вокально-хоровых методических приемов, которые применит в процессе работы, предусмотреть пути развития и быть готовым к любым вариантам развития хоровых сложностей. Самое главное достучаться до каждого сердца исполнителя в хоровом ансамбле, убедить в правоте своего музыкального замысла и не уступить не на шаг от своего нацеленного пути. Такая одухотворенность, несомненно, вдохновит юных исполнителей, только навыки еще нужно наработать, опыт исполнения набрать и музыкальный вкус привить. С этого момента начинается та самая неизбежная, сложная, порой беспросветная вокально-хоровая «кухня», которую мало кто разбирает, упоминает в своих теоретических трудах хоровые практики. Работа над музыкальным материалом начинается с прослушивания произведения, в оригинальном, кавер или в живом исполнении педагога. Ансамбль должен представить музыкальный и литературный замысел композитора, автора слова. Путем беседы, нужно обговорить музыкальные и литературные акценты, приемы на которые нужно обратить особое внимание при дальнейшем исполнении. В ход идут небольшие заметки, дыхательные лиги и другие «карандашные» подсказки в партитуре каждого артиста. Это сократит количество напоминаний ансамблю о том или следующем обязательном музыкальном акценте, при работе с произведением. Каждый звук мелодии интонируется медленно, на опорной гласной, с четким произношением литературного текста. Периодически проводится краткий попевный опрос каждого исполнителя до 7-10 раз в течении занятия. В момент индивидуального прослушивания, остальные хористы анализируют исполнение, озвучивают вокальную проблему и вариант решения . Этот момент считаю очень важным по следующим причинам: во первых- это возможность психологического превозмогания своих страхов петь для зрителя, который настроен на дружественный анализ и нахождения пути решения сложившейся вокальной сложности. Во-вторых — это позволяет настроить каждого исполнителя, как клавишу на инструменте, соединяя по одному выстраивать унисон как из отдельных паззлов -картинку. Монотонная вокальная работа всегда сменяется небольшой игрой. Это может быть битва партий- кто справится лучше. Это сплачивает настроение партии, настраивает слуховой тонус, улучшает внимание , но и главное –это снова повторение музыкального материала, несомненный плюс в вокальную копилку. Более отработанный материал, уже проверяется путем баттлов: сопрано против альта. Возможно, этот метод покажется не музыкальным, ведь цель 2-х голосов –это соединение партий в слаженный гармоничный дуэт. К этой цели мы непременно придем, но только через 4-5 лет усиленной вокально-хоровой работы. Первые 2 года хористы учатся петь свою партию и не сбиваться при общем исполнении. Выстраивание интервалов музыкального материала, хороший метод обучения исполнения 2-х голосия. Вертикальное слушание помогает вокально выровняться в ансамбле, услышать красоту звучания и наконец понять цель к которой мы все стремимся.

Как подготовить ансамбль к вокальной работе? Традиционно, каждый вокально-хоровой урок начинается с дыхательной гимнастики и вокальной распевки. Методики дыхательных упражнений много, это система Стрельниковой, Бутейко, Мюллера, Кофлера, Вилунаса, гимнастика цигун, ушу, йога и бодифлекс. Любую методику можно адаптировать и успешно применять в работе, так как все они способствуют укреплению, расширению дыхательных возможностей и являются прекрасной профилактикой дыхательных заболеваний. А вот к распевке стоит обратить особое внимание. Характер упражнений должен совпадать с целью дальнейшей вокальной работы на занятии. Если тема занятия-кантилена в произведении, соответственно и распевочный маатериал идет с упором на легато и распределение равномерного выдоха. Отдельные попевки из произведения, также могут послужить распевочным материалом в виде сенквенции. Динамичный, стакатный музыкальный материал произведения- можно подготовить таким же динамичным распевочным материалом, с применением штриховых атак, интервальных скачков и быстрых снятий звука. Одним словом, распевочный материал может и должен меняться на каждом уроке, так как является прямой вокально-хоровой настройкой ансамбля к музыкальной работе. Если в пение главное звук, для чего же нам литературный текст?

Цитата из книги “Маска и душа” Ф.И.Шаляпина

-- Войти аль нет? -- первая моя фраза. Подходит Мамонтов и совсем просто, как бы даже мимоходом, замечает: -- Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет. Как молнией, осветил мне Мамонтов одним этим замечанием положение. Интонация фальшивая! -- сразу почувствовал я. Первая фраза -- "войти аль нет?" -- звучит у меня ехидно, ханжески, саркастически, зло. Это рисует царя слабыми, нехарактерными штрихами. Это только морщинки, только оттенки его лица, но не самое его лицо. Я понял, что в первой фразе царя Ивана должна вылиться вся его натура в ее главной сути. Я повторил сцену:-- Войти аль нет? Могучим, грозным, жестоко-издевательским голосом, как удар железным посохом, бросил я мой вопрос, свирепо озирая комнату. Значит -- понял я раз навсегда и бесповоротно, -- математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Значит, искусство пения нечто большее, чем блеск bel

Произношение текста при исполнении – важная часть при составлении образа. Передача поэтического смысла через вокал, сложная задача. Необходим анализ каждого акцента: музыкального и поэтического. Иногда они идут в разрез друг другу, но как правило текст логически переплетен с музыкой и при правильном трактовании, все становится на свои места. Для звукоизвлечения, текст играет огромную роль. Опора на согласные звуки, выливаются в красивые опорные гласные. Работа над образом проходит параллельно с работой над текстом. Понимание при исполнении, выстраивание ассоциаций и эмоционального отношения, разительно меняет качества звука и ускоряет работу.

Образное произношение литературного текста, может решить ряд вокальных проблем, как неточное интонирование, нехватка дыхания во фразе, расставление динамических акцентов, снятие звуков и т.д. Произношение текста на вокальной головной позиции, способствует подготовки академической манеры исполнения. Утрированное чтение – активизирует штриховые акценты. Каждый согласный звук способствует укреплению гласной, поэтому важно четкое своевременное произношение текста во время исполнения. Для подготовки артикуляционного аппарата применяются дикционные, логопедические упражнения, произношение скороговорок с параллельным проведением нейрогимнастики. Комбинации можно видоизменять, упрощять, усложнять, в зависимости от возможностей самих хористов.

Цитата из статьи: «Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Ключевой принцип гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. Именно при таких упражнениях тренируется согласованная работа двух полушарий мозга. Систематическое выполнение таких упражнений повышает общую работоспособность и продуктивность головного мозга.»

Применение всех этих методик, возможно закалит будущего хориста, а может и испугает своим размахом. Важно помнить, что перед тобой не профессиональные артисты, а юные маленькие ребята, которые совсем не имееют представления о понятии вокальный ансамбль, гармоничный хор, чистое интонирование, образное исполнение. Для них идеалом может быть блогер из тик-тока, супер песня- трендовый хит, а лучший образ- это косплей. Такова реальность сегоднешнего поколения, и именно этих ребят надо убедить в ценности академических произведений и раскрыть музыкальный мир в ином их понимании и представлении. Репертуарный подбор в этом вопросе станет ключевым решением. К этому вопросу нужно подойти с особым подходом, отвественностью и креотивом. От репертуара зависит заинтересованность хористов, посещение занятий, коллективное обьединение, мотивация, творческий настрой. Немного классики, романтики, советской или современной эстрады, все прекрасно может сложиться в единый репертуар при правильном подборе и грамотном применении. Главное придерживаться идейно-эстетической линии, единой общей художественной направленности, исключая творческой эклектики и сомнительного музыкального вкуса. Все перечисленное раннее- лишь малая доля практической работы, которая применяется на занятии. Ведь каждый урок уникален, неповторим. Каждое произведение требует особого подхода, музыкального приема, методических ключей, которые неукоснительно применяются для разрешения музыкальной сложности. Вокальный опыт педагога здесь, несомненно, очень важен и необходим. Каждый исполнитель -как струна одного большого инструмента. Педагог является также настройщиком каждой клавиши, которая может «занижать», «завышать», «западать» и т.д.

Чтобы коллектив состоялся, раскрепостился, стал единым целым, хорошо помогают элементы психологических тренингов: на спочение коллектива, психологического раскрепощение каждого исполнителя, для укрепления и выявления лидерских качеств, для желания взаимодействовать и работать вместе, для преодоления барьера в общении с участниками коллектива. Уроки вокала необходимо «закреплять» посещениями в оперу, театр, концерты, фестивали. Таким образом ученик понимает на примере, необходимость правильного дыхания, дикции и образа. Поездки на конкурсы, мотивируют вокалистов и заряжают желанием учиться с большим рвением и отдачей. Музыка даёт безграничное счастье, так, что человек чувствует себя под покровительством божественного, чувствует себя могущественным духом, оторванным от всего земного. Благодаря ей мы обретаем лучшее, что в нас есть – наши сила, ум, талант, воля и стремление к победе. И всё в жизни может измениться к лучшему, если красота музыки войдёт в жизнь каждого.

.

Список литературы:

  1. Казачков С.А. «От урока к концерту»/Москва 1990
  2. Шаляпин Ф.И. «Маска и душа»/
  3. «Упражнения нейрогимнастики»/
  4. .Кабалевский Д.Б «Программы общеобразовательных учреждений -Музыка»/Москва 2007
  5. «Тренинг на сплочение коллектива»/
  6. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика и постановка голоса по методу Стрельниковой» /Москва 1993
  7. Варшавская Н. П. /Некоторые принципы вокальной методики / Казань 2007
  8. Горностаева М.Е. «Вокальная азбука здоровья» /методические материалы/Н.Челны 2009