Понимание и сущность романтизма

В данном докладе рассматривается тема романтизма. Феномен романтизма имеет большое значение в процессе эволюции мировоззренческих ориентаций общества и духовной культуры. Без этой эпохи не сложилось бы музыкальное общество и музыкальная культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponimanie_i_sushchnost_romantizma.docx23.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской»

«Понимание и сущность романтизма в культуре»

(Доклад)

Выполнила:

Сарычева Алина Руслановна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ГДД(ю)Т им. Н.К.Крупской, МХС «ВИТА»

г. Новокузнецка

г. Новокузнецк, 2024

Феномен романтизма имеет большое значение в процессе эволюции мировоззренческих ориентаций общества и духовной культуры. Если вникнуть в суть, то романтизм является новым типом исторического мышления, определенным типом культуры, общекультурным движением, которое оказало влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Романтическое мироощущение и мирочувствование нашли также свое выражение в художественной практике и эстетических теориях. Несмотря на универсальность эстетических идеалов и философском обосновании, для каждой отдельной страны была характерна национальная специфика принципов воплощения.

Для эпохи и культуры романтизма характерно особое понимание сущности личности, а также ее возможностей и роли в истории. В романтизме в культурологии основной акцент лежит на уникальности, неповторимости каждого человека. Романистами углубляются традиции индивидуализма, формируется романтический культ личности.

Высокий уровень субъективизма — отличительная особенность художественного мироощущения эпохи романтизма в культуре 19 века. Любой творец сосредотачивал свое внимание на личности, ее внутреннем мире и внутренней жизни. Эстетический центр романтиков — «Я» художника и «Я» творца. На первый план выходит ценность и значимость непосредственно субъекта, человек и индивидуальная психология личности. Если говорить о произведениях искусства, то в них на первый план выходят сильные лирические переживания, страсти, в котором находят воплощение универсальный человеческий опыт. Особенностью романтического мировосприятия было трагическое переживание противоречий между идеалом и реальностью, а также их несовместимостью. Романтики по большей части были не удовлетворены положением дел и тем, что нет никакой возможности воплотить мечты в реальность. Они томились по идеалу — его поиски составляли смысл их жизни и творчества. В это же время происходит обострение антонимичности бытия и внутренней природы личности.

Для романтического героя всегда характерно чувство неудовлетворенности и раздвоенности. Конфликт происходит во внутреннем мире личности и личностного мироощущения.

Романтики детализировали описания субъективного мироощущения. Так как акцент смещался на субъективно значимое начало, то он подразумевал моделирование идеального мира, а также бесконечных пространственно-временных категорий — они противостояли конечности и ограниченности мира реального.

Под конечным понимается нечто замкнутое, имеющее воплощение в телесной форме, с границами, утратившее возможность двигаться и творить.

Для бесконечного характерна нестабильность, оно находится в процессе постоянного движения и может принимать любую форму. К примеру, принцип бесконечного заложен непосредственно в универсуме.

Бесконечное представляет собой определенный универсальный синтез, в котором все представлено в совокупности и нерасчлененности. Это синтез, в котором нет границ, пределов и форм воплощения, а также тождество противоположных начал (духовного и природного, субъективного и объективного).

Можно выделить определенные характеристики романтического мировосприятия:

глубокое субъективное;

личное;

интимное;

религиозное переживание таинственного, незнакомого и религиозно-мистического.

На всех уровнях романтического художественного мироощущения и сознания присутствует дихотомия «конечное — бесконечное». Оно находит выражение в таких оппозициях как «наивное — сентиментальное», «хаос — гармония» и др.

Если говорить о видах искусств, то такая дихотомия выражается в оппозиции «скульптура — музыка». Музыка в этом случае представляет собой нечто образное и текучее, а скульптура — образную твердь. Между ними находится живопись.

Как видно, романтизм в культуре 19 века — это сложный феномен в виде синтеза, проявляющийся в специфике художественного мышления и мировосприятия в целом. В основе романтизма в мировой культуре лежала личность, человек и его борьба с миром, а также конфликт идеала и реальности, бесконечного и конечного. С этой точки зрения значение романтизма в европейской культуре XIX века сложно переоценить.

Романтикам принадлежит идея синтеза всех искусств. Особенно тесна связь музыки, литературы и живописи. Отсюда – программная музыка, которая связывает эти виды искусств в одном произведении (специфические средства выражения музыки).

Именно музыка, в силу своей специфики, назвалась идеальным видом искусства как наиболее полно и точно выражающая движения души. В эпоху романтизма она заняла ведущее положение в системе искусств. Лирика становится главным жанром (тема одиночества, образы любви, тема природы, тема фантастики/ сказочно-фантастические образы). Получают развитие песенные жанры, в том числе баллады.

Основная проблема романтической музыки – проблема Личности, причем в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – самая популярная в романтическом искусстве. Очень часто герой – творческая личность (поэт, музыкант, артист), например, «Любовь поэта» Шумана.

Романтические идеи в музыке воплощали австриец Ф. Шуберт, немцы К.М. Вебер, Р. Вагнер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, итальянцы Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Верди, французы Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер, Дж. Мейербер, поляк Ф. Шопен и венгр Ф. Лист.

При всем богатстве и неповторимости индивидуальных и национальных стилей и направлений, романтическое музыкальное искусство внутри себя содержало достаточно четкую эстетическую, стилевую и образную систему:

богатство музыкального языка, свобода высказывания, особая задушевность;

повышенная эмоциональная выразительность (первенство чувства над разумом – аксиома теории романтизма);

интерес к глубине и многообразию душевных переживаний в форме «лирической исповеди», раскрывающей внутренний мир героя;

использование фантастического вымысла, как бы возвышающего художника над неприглядной действительностью;

тяготение к детализации, конкретности подчеркиванием характерных подробностей образа;

проявление тенденции к монотематизму, к непрерывности развития, вариационное трансформирование тем;

обогащение ладогармонической красочности: альтерированные гармонии, тональные сопоставления, аккордика побочных ступеней;

частая смена лада и частая смена тональности – необычайно выразительные гармонические последовательности;

разнообразный ритмический рисунок;

обновление интонаций за счет обращения к национальному фольклору;

усиление роли принципа программности вследствие новизны и сложности романтических образов;

романтическая мелодика, свободно развертываемая, более неопределенна, с интонациями незавершенности;

необычные индивидуальные музыкальные формы.

ранней романтической музыке Германии и Австрии композиторы настаивали на традиционной мысли, представленной Глюком в его творчестве, и полагали, что музыкальные произведения должны основываться на музыке, а поэзия может занимать только вспомогательную позицию.

Три мастера Венской классической школы Гайдн, Моцарт и Бетховен, также написали значительные произведения в области романтической музыки. Романтические песни Гайдна часто гармонически и ритмически просты, мелодии красивы и плавны. Романтические песни Моцарта имеют более структурно строгие мелодии, богатую гармонию и тональные изменения, например, его «Фиалка» на стихи Гете, которую можно считать самым совершенным творением в его ранних романтических песнях. В творчестве позднего Бетховена отчетливо проявлялись черты романтизма. Его романтические песни более глубоко и широко выражают богатый духовный мир людей, композитор хорошо обыгрывает торжественные и философские темы. Композитор стал экспериментировать с формой вокальной музыки, например, в его «К далекой возлюбленной» (цикл из 6 песен на стихи Ейтелеса, ор. 98), он использовал фортепианную интерлюдию, чтобы соединить разные песни вместе, также «К музыке» (1817) еще одна его успешная работа в этом направлении.

Мировоззренческая позиция романтиков изначально противоречива: восторженное ощущение свободы, творческой энергии духа сочетается со скептическим неприятием буржуазного практицизма, перспективы внешних преобразований, рациональной и моральной ограниченности. Внутренне активное миросозерцание остается пассивным во внешней жизни. Позиция скептического энтузиазма позволяет сохранить самоценную личность в условиях социальных коллизий. Это интеллектуальное отношение к миру оказывается настолько подвижным, что дает возможность непринужденно и снисходительно воспринимать общественные противоречия, осмыслить тот иррационализм жизни, который был недоступен метафизическому разуму. Такая жизненная позиция получила наименование романтической иронии.

Национальными чертами немецкого романтизма стали интеллектуальность, мистичность, ирония приобрела вид развитого философичного самосознания. В Англии романтизм обрел чувственный, лиричный характер и ирония скрылась под покрывалом поэтичности и сентиментальности.

При всем разнообразии романтизма в любых его проявлениях можно найти нечто общее - то, что зовут душой романтики - ироническое видение, скептическое состояние ума и двусмысленную жизненную позицию. Далеко не везде иронию можно обнаружить в явном виде, ибо порой она покрыта одеждами фантазии, вымысла, сказки, мифа. Но любой снисходительный взгляд на мир сквозь флер воображения, приукрашивающего или заостряющего изъяны действительности, несет в себе заряд иронического скепсиса. Свобода личности понимается у романтиков не как результат осознания социальной необходимости, условий общественного бытия, но как независимость личности от мира, способность превзойти любую ограниченность, каузальность, определенность. Это независимость романтического сознания от логических, правовых, моральных законов и ограничений. Романтический герой - это гений, овладевший мировыми достижениями культуры, способный с высот своего духовного богатства взглянуть на мир мелочных интересов и преодолеть собственную ограниченность. Вместе с тем, индивидуализм предполагает гуманизм, устремление к идеалу человечности и любви.

Свойство перетекания одного вида искусства в другое, размывание границ между ними отражает доминантную черту искусства модерна. Идея синтеза искусств, безусловно, восходит к вагнеровскому творчеству и наследуется вместе с романтизмом. Но у Вагнера она находила конкретное воплощение в театре, где объединялись, прежде всего, музыка и драма.

На рубеже ХIХ и ХХ веков романтическая идея синтеза искусств перерождается в синтез всего и вся, и главное – в синтез типовых черт разных видов искусств и разных направлений в одном виде, например, в изобразительном искусстве рождается синтез живописного, декоративного и прикладного направления. Один вид искусства словно перенимает и примеряет на себя стилевые черты другого вида: поэзия – музыку, музыка – живопись, живопись – музыку и т д. Как писал по этому поводу М.Антакольский, «музыку хотели видеть, а живопись и скульптуру слышать».

Отто Рунге(портретист) одним из первых художников-романтиков поставил перед собой задачу синтеза искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Ансамблевое звучание искусств должно было выразить единство божественных сил мира, каждая частичка которого символизирует космос в целом. Художник фантазирует, подкрепляя свою философскую концепцию идеями знаменитого немецкого мыслителя 1-ой пол. XVII в. Якоба Беме. Мир – некое мистическое целое, каждая частичка которого выражает целое. Данная идея родственна романтикам всего европейского континента.

Идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы романтизма и развился в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере, песне, инструментальной миниатюре и музыкальной програмности). Характерное для романтизма обращение к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге э В романтизме оформилась идея синтеза искусств, одновременно проникающая в литературу, живопись, музыкальные и пластические искусства и создающая систему средств художественной выразительности. Именно романтики синтезировали опыт словесного творчества с музыкальным, осознав заложенные в музыкальной эвфонии стиха суггестивные возможности.

В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца XIX века, Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное пего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байрейт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи — созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». моционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.