Открытый урок "Заучивание сложных музыкальных текстов на примере фортепианной пьесы Ф.Богданова "Весенние ручейки"

galaeva julia sergeevna

Данный материал содержит описание важного этапа в работе над музыкальным произведением - заучивание нотного текста, успех в такой работе обусловлен включением всех видов памяти - логической, двигательной и эмоциональной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yulya_master-klass_mart_2024.docx19.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Городской дворец детского и юношеского творчества им. Н.К.Крупской»

Открытый урок

Заучивание сложных музыкальных текстов

(на примере фортепианной пьесы Ф.Богданова «Весенние ручейки»)

Выполнил:

педагог ДО МХС «ВИТА»

Галаева Ю.С.

Новокузнецк, 2024

Материалы и оборудование: рояль, нотный текст фортепианной пьесы Ф.Богданова «Весенние ручейки»

Обучающийся: Холуева София, учащаяся 6 года обучения МХС ВИТА.

Цель урока: выучить наизусть пьесу

Задачи урока: проанализировать нотный текст на предмет характерных особенностей, способствующих запоминанию и воспроизведению пьесы, выявить механизмы надежного заучивания нотного текста.

Проблема заучивания музыкальных текстов всегда актуальна в работе преподавателя-музыканта, так как, во-первых, нотный текст – специфическая форма знакового текста, строящегося по своим законам, во-вторых, психологические особенности ученика играют огромное значение, их всегда нужно учитывать в работе.

Федор Федорович Богданов – советский украинский композитор, годы жизни 1904-1981. Работал дирижером в драматических театрах Украины, во время Великой Отечественной войны работал капельмейстером во фронтовых духовых оркестрах. Работал в жанрах хоровой музыки, обработки народных песен, романса и фортепианной музыки, музыкального сопровождения драматических спектаклей советских писателей и классиков русской, украинской и западной литературы. Пьеса «Весенние ручейки» написана в 1974 году и предназначается для учеников средних классов. (Взята пьеса в работу по горячей просьбе ученицы дать ей для исполнения что-нибудь «весеннее».)

Пьеса, с которой мы работаем, даже визульно выдает свой современный характер, то есть она неклассична. При анализе текста сразу бросается в глаза его монопостроение, практически на всем протяжении, за исключением двух последних тактов, где заключительное арпеджиато переходит в последний аккорд. Фактура разложенных аккордов ровными восьмыми с главными первыми четвертными нотами в обеих руках сложна даже для восприятия ученика, способы ее заучивания не «вырастают» из предыдущих относительно простых музыкальных текстов, традиционная, классическая гармоническая и двигательно-пианистическая логика здесь неприменима. Схожие музыкальные тексты можно видеть в этюдах и прелюдиях Шопена, отчасти Шостаковича, то есть эта пьеса демонстрирует композиторское письмо скорее первой половины ХХ века. Это скорее психологическая трудность (непривычность, новизна, необычность текста), недолговременная, но ее тоже нужно преодолеть. Делается это главным образом при разборе текста, отдельно и затем двумя руками, играем внимательно, ровно и спокойно, сначала учим по частям, по 4-8 тактов, затем играем весь текст, который занимает 26 тактов в размере три четверти.

Привыкание к такому новому тексту занимает несколько недель. Сами ноты не очень сложны, случайных знаков достаточно, но не критично много. Тональность пьесы можно определить как до мажор, по ходу пьесы встречаются несколько отклонений условно в ля-бемоль мажор, си-бемоль мажор, встречается даже энгармоническая замена тональности до-бемоль мажор на си мажор в 14 такте. (Надо заметить, что ученица совершенно естественно, без «швов», заучила именно это место и окружающие его, ввод диезного такта посреди бемольных не вызвал у нее никакого дискомфорта.) Тщательно анализируем тональный план произведения, условные разделы занимают куски по 4 такта, это дает хорошую устойчивую «квадратную» структуру, что облегчает нам задачу заучивания. Пишем на отдельном листке тональный план пьесы по тактам. Собираем все ноты одного такта в один аккорд, записываем таким образом всю пьесу в нотной тетради, в процессе этого выявляется гармонический скелет пьесы, становится видно, что в пианистической основной фигуре каждого такта есть основные и вспомогательные ноты, не все они несут одинаковую музыкально-смысловую нагрузку. Эта работа помогает не воспринимать пьесу как нечто незапоминаемое, понять, что структура опирается на внятный гармонический «скелет».

Наряду с таким интеллектуальным анализом заучивать помогает эмоциональное «проживание» текста. Возможно, эта составляющая даже более важна при работе, так как ученица очень чутко откликается на изменения тональностей и эмоциональной окраски музыки. Есть отрезки пьесы со светлым, мажорным звучанием, в до мажоре (начальные два такта, «бегущие» четыре такта с насыщенной игрой двумя руками перед заключительным арпеджированным аккордом в конце), есть более «темной», минорной окраски такты, где ручеек как бы Обсуждаем с ученицей устойчивые эмоционально «кластеры», нюансы изменения образа ручейков, ощущения пробуждения природы, весеннего оживления и свежести, какие она услышала, характерные движения музыки – вверх (например, в девятом такте музыка взлетает выше, к ля-бемоль мажорному аккорду во второй октаве). И снова играем всю пьесу целиком, очень внимательно, малейшее ослабление внимания грозит незапоминанием, требует полной концентрации на тексте. Это очень важный этап в развитии ученика.

«Весенние ручейки» по фактуре скорее этюд, чем лиричная пьеса, и это обстоятельство тоже играет большую роль для достижения успешного исполнения. Для хорошего техничного исполнения любой подвижной пьесы (а в «Весенних ручейках» указан темп allegro leggiero) нужно свободное владение пианистической фактурой. Данная пьеса должна все время, от начала до конца, «бежать» вперед как ручеек, легко, весело и свободно, эта цель не так просто достижима, нельзя оставить работу ни на день, нужно постоянно совершенствовать технику.

Кроме того, оказывается, такой компонент памяти, как двигательный, в этой пьесе тоже помогает выучить ее. При работе включаем пластичные «обводящие» движения локтем и запястьем, которые «встраиваются» в тональные отклонения текста и помогают запоминать движения и собственно нотный текст. Важное замечание – нельзя «прилипать» к последним двум-трем восьмым в такте, рука должна «дышать», даже чуть поднимаясь к следующему такту, оставляя позади уже сыгранное – совсем как ручеек, который стремится только вперед, не оглядываясь на пройденное.

Учим сначала текст без педали, ровными восьмыми. София уже знает текст, может сыграть его целиком, без ошибок. Она наперед уже может знать, куда двинется музыка (ноты, движения рук). Проигрываем несколько раз по нотам, затем кладем ноты горизонтально, чтобы они не стояли перед глазами, и пробуем играть на память. София играет около шести тактов, затем приходится уточнить текст, так как именно в этом место происходит отклонение. Так постепенно, уточняясь в нотах и знаках, пробуем проиграть всю пьесу. Это и будет домашним заданием – играть на память весь текст, сначала по кускам, по частям, постепенно продвигаясь к концу. Впереди будет еще работа на ускорение игры и добавление педали, которая оживит звучание.

Таким образом, для заучивания наизусть непростой пьесы нужно одновременно включать несколько видов памяти – те, которые обращаются к логическому осмыслению текста, к мышечному запоминанию движений рук в процессе игры, и, конечно, к запоминанию эмоций, которые вызывают изменяющиеся музыкально отрезки текста. Все это служит надежной базой для публичного исполнения произведения, которое своей новизной, несомненно, обогащает ученика и расширяет его исполнительские и музыкально-образные горизонты.