20. методическое сообщение «Роль ансамблевого музицирования в классе баяна, аккордеона» 22г.
20. методическое сообщение «Роль ансамблевого музицирования в классе баяна, аккордеона» 22г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль ансамблевого музицироваия | 32.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского
Методическая разработка на тему:
«Роль ансамблевого музицирования
в классе баяна, аккордеона»
17 марта 2022г.
Разработчик:
Преподаватель по классу
аккордеона Тимофеева А.Ю.
Цель работы: определить особенности ансамблевого музицирования и его роль в обучении игре на аккордеоне (баяне), а также способы его эффективного использования.
Задачи:
- показать формы и методы работы в классе ансамбля;
- стимулировать творческую активность учащихся через ансамблевое музицирование;
- обобщить собственный педагогический опыт работы в классе ансамбля;
- воспитать у ребенка интерес к ансамблевому музицированию, как к виду художественно-творческой деятельности.
План:
I. Формирование навыков ансамблевой игры
1.1. Выбор партнёра и репертуара
1.2. Работа над музыкальным произведением
1.3. Основы ансамблевой техники
1.4.Темп
1.5. Динамика
1.6. Работа над штрихом
1.7. Чтение нот с листа
1.8. Память
II. Подготовка к концертному выступлению
2.1. Игровые способности
III. Заключение
IV. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Все самое главное в жизни у человека начинается с детства. Музыка – язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей приобщать к музыке, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет. Опыт показывает, что все коснувшиеся музыки по-настоящему выросли хорошими, честными, полноценными людьми. А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать».
Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет всё более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Ансамблевая игра издавна известна не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке.
Охватывая значительный пласт детей, школа в последнее время часто сталкивается с психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
Ансамблевое музицирование позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений.
Ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра в ансамбле, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку художественное творчество является его системообразующим стержнем и органично влияет на развитие творческих способностей учащихся. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень ее развития. Важность ансамблевого музицирования в развитии учащихся определяется в любых возрастных группах. В подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка - потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности. Младшие учащиеся нуждаются в формировании коммуникативных навыков, расширением кругозора знаний и потребностью к познавательной деятельности.
Некоторые учащиеся, заканчивая школьный курс, продолжают практику музицирования сольно или в других коллективах. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.
Приступать к формированию навыков ансамблевой игры можно и нужно на раннем этапе обучения. Участники ансамбля – это индивидуальности. У каждого свой характер, свои привычки, свой круг интересов. Как же объединить разных по своему складу детей, чтобы это способствовало наибольшей эффективности в работе? Прежде всего, участников ансамбля сплачивает общая цель, общая идея. Иными словами, говоря, дело коллектива, его интересы должны стать в то же время и личными интересами каждого участника ансамбля. Только вера в перспективу ансамбля, в его настоящее и будущее может создать творческую атмосферу, помогающую в каждодневной напряженной работе.
И первейшая задача руководителя ансамбля – объединить участников в сплоченный коллектив, определить его ближайшие задачи, наметить перспективы работы. А для этого вовлекать исполнителей в творческий процесс, делать их активными соучастниками в «общем деле».
Задачи для руководителя:
* определить состав ансамбля;
* подобрать репертуар с учетом исполнительских индивидуальных возможностей обучающихся и задач, стоящих перед коллективом (участие в конкурсах, концертах…)
* сделать, если это необходимо, аранжировку, переложение, адаптировать текст к возможностям учащихся, внести в партии коррективы и максимально подробные указания темпа, характера, штрихов, динамики, нюансов;
* выстроить свои отношения с обучающимися таким образом, чтобы позволить им развиваться в индивидуальном плане, достигая наилучших результатов;
* довести работу в классе до конечного результата – выступление на концертах, конкурсах и т.д.
Задачи обучающихся:
*научиться понимать исполняемые произведения: стиль, характер, строение, фактуру. Различать партии, ведущие основную мелодию, подголосок, аккомпанемент, басовую линию;
* уметь читать с листа партию, ориентироваться в ней, исполнять её, следуя замыслу и избранной трактовке;
* добросовестно и ответственно относиться к репетициям и выступлениям.
1.1. Выбор партнёра и репертуара
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле. В данной ситуации учитель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры и способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения. Совместные выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом и надолго остаются в памяти, стимулируя дальнейшие занятия на инструменте. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей технической подготовке, исполнительскому уровню и владению инструментом. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Также надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта и должен формироваться, учитывая интересы и вкусы обоих партнеров. Одним из решений этой задачи является привлечение в репертуар ансамбля современных произведений. Это могут быть песни из кинофильмов, песни, исполняемые современными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес участников ансамбля.
А распределяя по партиям учитывать специфические особенности каждого ребенка: музыкальность, техническую подготовку, объем руки. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.
На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Нужно научиться слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание в целом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа, желательно знакомить детей с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. Подбор нотного материала должен подчиняться двусторонней задаче: обеспечить достаточную начитанность в различных стилях музыки и развить у учащихся живой интерес к игре в ансамбле.
- Работа над музыкальным произведением
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. Для этого нужно проиграть пьесу целиком или прослушать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Так же следует познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Работая с учеником над нотным текстом его партии, педагог, будучи первым партнером ученика, добивается чистой мелодической и гармонической интонации. Убедителен метод наглядности и в работе над ритмической стороной произведения, нюансами, штрихами. Ученик осознает, что игра в ансамбле предъявляет к этим элементам особые требования, большие, чем при игре соло.
До встречи с партнерами ученик должен твердо знать текст своей партии со всеми штриховыми и нюансовыми обозначениями. Тогда он, получив представление о разучиваемом произведении в ансамбле с педагогом, готов к коллективным занятиям.
На первом коллективном занятии педагог наглядно объясняет ученикам роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую и др. С первых уроков ансамбля надо стараться воспитать в ученике сознание равной ответственности за исполнение каждой партии, каждого голоса, умение подчинить свой голос общим задачам данного произведения, понимание каждого эпизода в контексте.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
-знакомство ансамбля с произведением в целом;
-техническое освоение выразительных средств;
-работа над воплощением художественного образа.
Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом.
На втором этапе работы над произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей.
- Основы ансамблевой техники
Технически грамотная ансамблевая игра предусматривает достижения синхронности ансамблевого звучания. Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля.
При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показать вступления, снятия, замедления.
Синхронность звучания является результатом важнейших качеств ансамбля и одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание и показать вступление небольшим кивком головы, состоящим из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – чёткого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, всё зависит от характера и темпа исполняемого произведения. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера.
Вряд ли есть необходимость подчёркивать, насколько важно закончить произведение вместе, одновременно:
а) последний аккорд – имеет определённую длительность, - каждый из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и снимает аккорд точно вовремя.
б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и движение кивок головы.
Технически грамотное ансамблевое выполнение предусматривает: уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики) и согласованность штрихов всех партий (единство приёмов и фразировки).
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе далипринципиальный результат. Пусть даже это исполнение ещё далеко от совершенства, всё можно выправить дальнейшей работой.
- Темп
Большое значение в ансамблевом исполнительстве имеет темп, который определяется ритмическим рисунком мелодии или голосами сопровождения, например, в виде гармонической фигурации. Один из партнеров приобретает функции «ведущего», а другой - «ведомого». Эти функции в процессе исполнения меняются. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения, и в процессе игры темпо-ритм должен быть коллективным. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям, что обычно происходит при crescendo, в пассажах при желании «проскочить» трудные технические места. В дуэте же непременно один из участников оказывается, как бы корректором.
Один из главных показателей качества ансамблевой игры - синхронность звучания. Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были прочувствованы и отработаны, при этом, не становясь заученными раз и навсегда. Работая над ансамблевой слаженностью, необходимо разучивать произведение в медленном темпе. Именно в медленном темпе будут выявлены и устранены различные неточности, отработаны и закреплены основные элементы исполнительского замысла. Проигрывая произведение в среднем темпе, желательно в первую очередь обращать внимание на то, чтобы исполнение выявляло музыкальное развитие, динамику и агогику. Даже когда работа над произведением близится к завершению, целесообразно периодически возвращаться к медленному и среднему темпу.
- Динамика
Аналогичный принцип должен соблюдаться и при работе над динамическими оттенками. В отличие от сольного исполнительства, варьирование динамического рисунка во время эстрадного выступления одним из ансамблистов может негативно сказаться на качестве исполнения, разрушив целостность и выразительность звучания.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения.
Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний. Педагог учит умению правильно исполнять тот или иной общий нюанс в разных голосах в зависимости от их смысловой нагрузки, пониманию относительности звучания одного и того же нюанса (пиано мелодии ярче, чем пиано сопровождающей фигуры). Нюансы нередко становятся причиной изменений темпов (форте – быстрее, пиано - медленнее, крещендо - ускоряя…). С первых занятий педагогу нужно обращать на это постоянное внимание.
- Работа над штрихами
Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность зрительного восприятия ансамбля и мешает, конечно, партнерам, а главное, наносит ущерб выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Естественно, применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, нюанса, темпа, ритмического рисунка.
Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.
Конечно, приходится учитывать уровень продвинутости учащихся, а также количество участников ансамбля, так как чем больше состав ансамбля, тем затруднительнее синхронное исполнение сложных штрихов.
- Чтение нот с листа
С ансамблем обязательны занятия чтением нот с листа. Нужно выбирать более легкие произведения, чтобы технические трудности не отвлекали при этом ученика от основных задач. Каждый ученик получает первые навыки игры с листа на занятиях по специальности. Но на уроках ансамбля чтение нот проходит эффективнее и вызывает больший интерес у детей. Наглядная необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа. Контакт с партерами обеспечивает поддержку, увеличивая вместе с тем ответственность каждого за текст. Приобретается умение, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам, ученик убеждается в ценности грамотной удобной аппликатуры, помогающей быстрому «схватыванию» текста.
Чтение нот с листа в ансамбле как бы демонстрирует ученику недопустимость каких-либо поправок, остановок, пренебрежения к паузам, нюансам. Дети учатся пропускать «непрочитавшиеся» ноты ради своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, особенно четко реагируя на пиано, быстро ориентироваться в музыкальном материале.
Успех обучения зависит от того, насколько серьезно и регулярно ведутся такие занятия с самых первых ступеней музыкального образования. Очень большую пользу уроки чтения с листа приносят воспитанию уверенности на эстраде, исполнительской «цепкости» - качеств, необходимых для публичных выступлений.
- ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Итог кропотливой и многосторонней работы – концертное выступление. Для любого исполнителя, тем более для неопытного ансамбля выход в большой зал, всегда стресс. Репетиционные занятия проходят в классе, в камерной акустике, естественной для ансамблевого музицирования. В классе вырабатываются параметры – f и p, налаживается контакт между партнерами, то есть они чувствуют себя вполне естественно и свободно.
Однако первая репетиция в зале может принести больше огорчений, чем радости, как самому ансамблю, так и его руководителю. Партнеры плохо слышат себя и друг друга и явно испытывают психологический дискомфорт. От прежнего классного исполнения, яркого и убедительного, остаётся лишь воспоминание. Шероховатости, которые в классе казались незначительными, на сцене могут превратиться в недостатки, порой влияющие на интерпретацию произведения в целом. Здесь появляется концертное волнение, которое нужно рассматривать, как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение - подъём» и «волнение - паника». Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать больше энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата.
В такой ситуации педагогу приходится менять задуманное, ставить перед ансамблем новые цели. Многие педагоги, музыканты практикуют так называемый “прогон” – безостановочное исполнение пьесы от начала до конца, обычно приглашая “для публики” учащихся класса и друзей. Такие репетиции - концерты помогают не только ощутить целостность исполнения, но и адаптировать исполнителей к сцене. Приобретение уверенности на сцене - это длительная работа музыканта. Замечательный альтист и педагог В.В.Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», - снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости. Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического страха.
2.1. Игровые способности.
Рассмотрев положительное влияние ансамблевого музицирования на развитие музыкальных способностей ребёнка на начальном этапе формирования (слуха, памяти). А теперь хочется заострить внимание на положительном эффекте ансамблевой игры в процессе развития игровых способностей. Именно благодаря проявляемому интересу к ансамблю на начальном этапе, легко и без болезненно происходит организация игрового аппарата ребёнка, с большим эффектом он осваивает основные приёмы звукоизвлечения, знакомится с различными типами фактур. Особенно важно при освоении учеником другого инструмента в коллективе (баянист – осваивает балалайку секунда, альт или басовую, группу ударных или шумовых инструментов и т.д.)
Практика показала, что двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
Всем известна склонность к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику, и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучести звука, ведении меха и много другого; то есть в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.
В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуко-высотного, гармонического, полифонического, темброво-динамического), игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического слуха. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а также овладеть более сложными метро-ритмическими категориями (агогика, пауза и др.), ансамблевое музицирование способствует развитию музыкальной памяти. Работа над ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и способствует формированию обобщённых понятий. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся (импровизация, чтение с листа, подбор по слуху, игра в оркестре).
Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.
Список литературы:
- А. Готлиб «Заметки о фортепианном ансамбле». М. 1973.
- Н. Ризоль. « Очерки о работе в ансамбле». М.1986г.
- А. Готлиб. « Первые уроки ансамбля».
- Л. Баренбойм. « Путь к музицированию». М. 1964г.
- Шрамко В. И. « Класс ансамбля баянов (аккордеонов) – СПб. : “Композитор”, 2008.
- Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.