21 Методич сообщение "Индивидуальный стиль учителя" 21г.

Тимофеева Алла Юрьевна

21 Методич сообщение "Индивидуальный стиль учителя" 21г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Индивидуальный стиль учителя"22.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение преподавателя

Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Тимофеевой А.Ю.

2021г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ЕГО МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки имеет ярко выраженное социальное предназначение. Оно заключается в формировании личности учащегося посредством приобщения его к общечеловеческим ценностям, которые содержатся в подлинно художественных образцах музыкальной культуры; в раскрытии творческих сил ребенка, путем вовлечения его в посильную для него музыкальную деятельность. Высокая миссия учителя определяет целевую направленность и содержание его музыкально-педагогической деятельности.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленных спецификой музыкального искусства. Она является отражением его профессиональной подготовки, переработанный опыт, характеризующийся «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Для учителя музыки овладение содержанием педагогической деятельности отнюдь не означает хорошее знание только своего предмета; своевременное образование предъявляет к нему более широкие требования – усвоить необходимую для него сумму философских, социальных, психолого-педагогических идей и уметь их трансформировать применительно к специфике своей профессии.

Педагогическая деятельность учителя музыки представляет собой синтез педагогической и музыкальной деятельности и может быть охарактеризована как целостная система. Она предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленной спецификой музыкального искусства.

В структуру музыкально-педагогической деятельности входят: конструктивная профессиональная, музыкально-исполнительская, коммуникативно-организаторская, исследовательская деятельности.

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказать детям о музыке, её формах, жанрах, давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы и др.

Ещё в 20-е годы Б.В. Асафьев указал на качества, необходимые педагогу-музыканту в его музыкально-педагогической деятельности. «Музыкальный педагог» в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть: и теоретиком, и дирижером, и в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание на ту или иную сторону.

Как говорилось, профессия педагога-музыканта имеет свои специфические особенности и требует от человека определённого комплекса способностей и личностных качеств.

 Вопрос об индивидуальном стиле учителя музыки имеет большое значение для музыкального обучения и воспитания, которые он осуществляет в своей просветительской деятельности.

Под индивидуальным стилем деятельности учителя музыки понимается самобытный сплав личностных и деятельностных качеств, способностей, умений, предпочтений учителя, которые делают его неповторимым и легко узнаваемым.

Стиль деятельности учителя музыки определяется положительными качествами, комплексом неординарных, запоминающихся, творческих проявлений его разнообразной музыкально-педагогической деятельности. Педагог-музыкант не должен использовать «дурной» стиль, например, манеру общения с детьми (грубые слова), выбор репертуара, исполнительские интерпретации произведений, не имеющие ничего общего с их художественным замыслом и т.д.

Рассматривая проблему стиля деятельности учителя музыки, необходимо уточнить, в каком отношении в ней находятся такие категории, как личность учителя музыки и его деятельность. В музыкальной педагогике эти понятия почти не разделимы, поскольку индивидуальный стиль деятельности учителя музыки чаще всего является выражением его профессиональных и личностных качеств.

Индивидуальные стили выдающихся педагогов-музыкантов: Н.Л. Гродзенский (хоровое пение), Д.Б. Кабалевский (композитор, автор учебной программы по музыке, организатор телевизионного цикла «Учителю – урок музыки», М.Ф. Головина (организатор уникальных общешкольных «лицейских вечеров»).

Если рассматривать индивидуальный стиль А. Самойловой, обладательницы Гран-при Второго Международного конкурса им. Д.Б. Кабалевского «Учитель музыки XXI века», то можно сказать о его гармоничной связи поэзии с музыкой, манере общения с детьми, артистическом исполнении собственной, сочинённой музыки. Этот стиль педагога-музыканта гармонично связал и искусство, и манеру общения с детьми.

Шишкин

В индивидуальном стиле профессиональной деятельности А. Самойловой можно отметить, что на фоне наличия всего комплекса умений, относящихся к видам музыкально-педагогической деятельности, на первый план выступили её профессиональные творческие композиторские способности, стремление развить в своих воспитанниках соответствующие умения импровизировать, желание пробудить у детей фантазию, интуицию, воображение.

В силе другого яркого участника Второго Международного фестиваля 2002 г. им. Д.Б. Кабалевского «Учитель музыки XXI века» – Т.Н. Кравченко, учителем с большим опытом работы в школе, преобладали уникальный комплекс способностей и умений, а также яркая музыкальность в пении. Т.Н. Т.Н.Кравченко – прекрасный пианист и профессионал в вокально-хоровой работе с детьми на уроке музыки. Татьяна Николаевна владела профессиональной манерой общения с детьми, она была пропитана теплотой и задушевностью, но всё же педагог оставался достаточно требовательным к своему предмету.

В результате ребята на уроке музыки вели себя раскованно, активно, и это способствовало созданию особой атмосферы занятия [1; 176.].

Немаловажное значение для формирования индивидуального стиля учителя музыки имеет формирующийся у него в процессе вузовского обучения «образ профессии».

Е. Щербакова, студентка МГПУ, рассматривает эту проблему сквозь призму идеального и реального компонентов образа профессии, то есть каким студент хотел бы видеть себя в будущем (идеальный компонент) и каким он является, с его точки зрения, на настоящий момент (реальный компонент) [1; 176].

Выявлено, что отношение к профессиональной деятельности изменяется в процессе теоретического и практического овладения квалификацией «Учитель музыки», причём образ профессии меняется не только в сфере реального, но и идеального компонентов.

Итак, индивидуальный стиль – это обобщающая характеристика деятельности учителя музыки, который складывается не только из профессиональных музыкальных знаний, творческих устремлений, но и из конкретных результатов работы с детьми.


   
 За последние десятилетия в нашей стране произошли большие перемены. Наступил век компьютеризации, подрастает новое поколение с более материальными ценностями. Культура оказалась как бы в тени, в стороне. Но музыкально – эстетическое воспитание детей как было, так и остается одним из важнейших звеньев в воспитании и становлении подрастающего поколения. Сейчас музыкальные школы и школы искусств находятся в достаточно нелегком положении. Если раньше было престижно учить детей, то сейчас картина изменилась. За последнее время поступление детей в музыкальные школы сократилось, за недостатком способных детей в школах все больше  стали обучаться дети с ограниченными музыкальными способностями, а это в свою очередь требует от педагогов новых музыкально–воспитательных методов в процессе индивидуального обучения детей.

Одной из центральных задач современной педагогики является поиск средств и приемов  музыкально слухового и творческого развития  начинающих музыкантов и его органичное проникновение в различные процессы обучения. Каким же должен быть преподаватель ДМШ и ДШИ и какие требования к нему должны предъявляться в 21 веке?

Г. Нейгауз писал: «Педагог должен быть прежде всего учителем по истории музыки, теории, культуре, высоко моральным и только потом учителем по музицированию». То же говорил и Асафьев.  Эти слова действенны и для нашего времени. Педагог должен быть универсальным и требования к нему колоссальны. Прежде всего – это яркая  артистичная личность, умеющая образно говорить, передавать свои эмоции, хорошо владеющая инструментом,  хороший психолог, имеющая хороший запас знаний и умений в искусстве и культуре.

Важно не останавливаться на достигнутом, но постоянно совершенствоваться, повышать знания во всех сферах искусства, культуры и жизни, повышать педагогическое и исполнительское мастерство. Но главное - любить свое дело, свою профессию и детей. Только при наличии этих факторов можно строить свою работу с детьми и иметь результат.

Первое, с чего начинается приобщение ребенка к музыке – это встреча и знакомство со своим преподавателем. Оттого, какой контакт сложится у ученика с преподавателем, будет зависеть успех ребенка в обучении музыкой. Преподавателю очень важно стать для ученика самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Это очень нелегкая задача, которая требует постоянной работы над собой, мудрости и великого терпения. Преподаватель должен быть личностью, и эта личность должна быть интересна ученику.       

Главнейшая из первоначальных задач – зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки. Преподаватель должен создавать непринужденную радостную атмосферу на уроке, пробуждать воображение, не только учить музыке, но и воспитывать музыкой: играть на уроках и концертах, вместе слушать музыкальные записи, ходить вместе на концерты, музицировать в классе. Одно из условий – привлечь к себе симпатию ученика, влюбить его в себя.

Без целей и задач не может строиться учебный процесс. Какие же цели и задачи должен ставить перед собой преподаватель? Цели могут быть разные: ближние, средние, дальние. Исходя из этих целей ставятся конкретные задачи на каждый урок. Преподаватель должен планировать каждый урок, готовиться к нему. Главная цель – воспитание  музыканта, комплексное, гармоничное развитие личности ребенка. 

Преподаватель должен на уроках с учеником работать как над сольной программой, так и прививать навыки музицирования: чтение с листа, игра в ансамбле, аккомпанемент, подбор па слуху. Ученик верит преподавателю и через него еще больше любит музыку. Вдохновение, воодушевление педагога и совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успеха ученика. Пробудив в ученике ответные струны, педагог создает в нем условия для развития ярких музыкальных впечатлений. У ученика пробуждается инициатива сделать что-то самому. Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является первым успехом в педагогической работе и главным критерием подхода к ученику.

Занятия с учеником – это творческий процесс. Все, чему преподаватель хочет научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно элементарные задачи сделать интересными и волнующими.

Иногда преподаватель недооценивает способность ребенка мыслить и понимать и впадает в примитивный и фальшивый тон, что дети всегда чувствуют. Также неправильно разговаривать с учеником в духе безоговорочного приказа, строгого и беспрекословного подчинения. Ученик должен чувствовать, что преподаватель разговаривает с ним, как с равным, рассуждает вместе с ним, с уважением относится к его рассуждениям. Педагог должен уважать ученика как личность, тогда ученик будут испытывать доверие к нему, у него будет воспитываться чувство ответственности, стремление оправдать доверие. С этого начинается авторитет педагога и создается благодатная почва для занятий музыкой.

Поскольку занятия музыкой индивидуальны, то нужен и индивидуальный подход. Преподаватель должен быть хорошим психологом. Не бывает двух одинаковых детей. Педагог должен знать об ученике по возможности все (здоровье, семейное положение, окружение, интересы), держать тесную связь с родителями.

Основная задача педагога – воспитание музыканта, а игра на инструменте – только средство. В связи с этим необходимо воспитывать в ученике общечеловеческие качества (терпение, усидчивость, внимание, заинтересованность, ответственность). Очень важно научить ребенка видеть, чувствовать и мыслить. Долг преподавателя – обеспечить здоровый и неуклонный рост ученика, воспитать его гармоничной личностью, которая станет той прослойкой общества, которая будет нравственно и морально облагораживать это общество. И чем больше будет эта прослойка, тем духовнее и нравственнее будет все общество.

Преподавателю нужна определенная мудрость, чтобы разглядеть в ученике положительные и отрицательные стороны, увидеть перспективу в нем. Не следует ученику часто подчеркивать его недостатки, это может отбить у него желание заниматься музыкой. Гораздо важнее говорить ему о его положительных сторонах (пусть самых незначительных) и в своей работе опираться на них, поощрять и развивать их. Это не значит, что на недостатки можно закрыть глаза, наоборот, с ними можно активно бороться, они, как все плохое, виднее, понятнее и острее ощутимы на фоне хорошего.

Хваля ученика, преподаватель придает ему большей уверенности в своих силах и возможностях, уходит боязнь перед инструментом. Разговаривая и рассуждая с учеником на равных, нельзя забывать, что он ребенок, которому свойственно конкретное мышление. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным, метким. Одновременно важно создавать эмоциональный настрой урока. Очень важно вовлекать в работу ученика и делать это постоянно, не просто давать ему необходимую информацию и делать замечания, которые дети зачастую пропускают мимо ушей, но направлять ученика к тому, чтобы он сам себе делал замечания, находил ошибки и думал, как их исправить.

Нельзя перегружать ребенка массой различных указаний. Такие уроки иногда оказываются бесплодными. Преподаватель должен выбирать самое главное и существенное, должна быть во всем целесообразность и последовательность: от общего к детальной проработке материала, научить ученика осмысливать целое и единство целого и деталей.

Очень важно учить ученика, как работать дома на примере классных занятий. Ученик будет усваивать это лучше, если не будет пассивен на уроке. Преподаватель должен больше общаться с учеником во время урока, задавать ему вопросы, спрашивать его мнение. Важно воспитывать не учеников, которые «отражают» учителя, а таких учеников, которые на основании замечаний педагога делают свои выводы и идут по пути дальнейшего развития.

Немаловажно, совместно преподавателю и ученикам принать участиеКак хорошо, когда между преподавателями ДМШ и ДШИ организовано тесное сотрудничество для проведения совместных концертов, фестивалей, конкурсов, тематических вечеров. В школах искусств можно проводить объединенные концерты и вечера с разными отделениями. Это очень оживляет жизнь школы, коллектива преподавателей, а самое главное – творческую жизнь детей.  Они воспитываются в творческой атмосфере, и это становится частью их жизни. Не многие из них станут профессиональными музыкантами, но многие полюбят музыку и искусство навсегда.

Г. Нейгауз писал «Учитель игры на любом инструменте… должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть  ее разъяснителем и толкователем». Здесь неизбежен комплексный метод преподавания: то есть преподаватель одновременно является историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио и игры на инструменте. На педагоге лежит большая ответственность. Чем опытнее педагог, тем больше путей он видит для различных индивидуальностей.

В заключении нужно сказать, что работа преподавателя ДМШ и ДШИ – это сложный творческий процесс, требующий большой самоотдачи, постоянной работы над собой и продвижения вперед, гибкое владение как общими, подходящими для всех детей, так и избирательными, индивидуальными методами обучения.