23. Семинар "Конвенция о правах ребенка" 23г.

Тимофеева Алла Юрьевна

23. Семинар "Конвенция о правах ребенка" 23г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Конвенция о правах ребенка"523.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Выступление на семинаре передового педагогического опыта преподавателя Тимофеевой А.Ю.

06.2023г.


20 ноября во всем мире отмечают Всемирный день ребенка, провозглашенный ООН. В этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989-м — Конвенция.  

Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.

Тридцать лет назад, в 1989 году, мировые лидеры дали историческое обещание детям всего мира, приняв Конвенцию о Правах Ребенка Организации Объединенных Наций - международное соглашение о детстве, кроме США и Сомали.

Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, определяемые Конвенцией как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция предписывает каждому государству-участнику обязанности по обеспечению каждого ребенка специальными мерами защиты и помощью; доступом к таким услугам, как образование и здравоохранение; возможностям развивать свою личность, способности и таланты в полной мере; возможность расти в среде счастья, любви и понимания; информацию и условия для участия в достижении своих прав доступным и активным способами, без какой-либо дискриминации.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Согласно данному документу, все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция о Правах Ребенка является наиболее широко ратифицированным договором о правах человека в истории.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

•       Конституция РФ; Семейный кодекс РФ (закрепляет за детьми такие основные права: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и родственниками; право на защиту, право на имя, отчество и фамилию; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию;  имущественные права, включая права собственника. Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может).

•       Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

•       Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

•       Федеральный закон «Об образовании»;

•       Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

•       Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

•       Федеральный закон об опеке и попечительстве

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.

 Статья 1. Определение ребенка

Ребёнком является каждый человек, не достигший 18 лет. До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции. 

Статья 2. Запрещение дискриминации

 Все дети в равной степени обладают предоставленными им правами вне зависимости от того, кем они являются, где проживают, на каком языке говорят, какую религию исповедуют, каковы их взгляды, как они выглядят, мальчик это или девочка, есть ли у них инвалидность, богаты они или бедны, от того, кем являются, во что верят и что делают  их родители или члены их семей. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению. Для этого не существует ни одного основания.

Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка

 В процессе принятия решений взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях. Все, что делают взрослые, должно быть направлено на наилучшее обеспечение интересов детей. Правительства обязаны обеспечить детям защиту и заботу со стороны их родителей или, в случае необходимости, других лиц. Правительства также должны обеспечить, чтобы лица и учреждения, ответственные за заботу о детях, хорошо выполняли свою работу.

Статья 4. Осуществление прав Конвенции

Государство должны сделать всё возможное, для того чтобы каждый ребёнок в их стране мог пользоваться всеми правами, закреплёнными в настоящей Конвенции.

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Правительства должны позволить семьям и общинам руководить своими детьми, с тем чтобы дети по мере взросления обучались тому, как наилучшим образом осуществлять и пользоваться своими правами. Чем старше будут становиться дети, тем меньше они будут нуждаться в руководстве других. Государство должны уважать это право.

Статья 6. Право на жизнь и развитие

Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развиваться. Правительства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие детей.

Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей

Необходимо регистрировать детей сразу после рождения и давать им имя, которое будет официально признаваться правительством. Дети должны иметь гражданство (принадлежность к определенному государству). Дети, насколько это возможно, имеют право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8. Сохранение индивидуальности

Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности: официальную запись о том, кем они являются, включая имя, гражданство и семейные связи. Никто не имеет права лишать детей их индивидуальности, однако если это произойдёт, правительства должны предоставить детям помощь для скорейшего восстановления их индивидуальности.

Статья 9. Разлучение с родителями

Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключением случаев, когда они не получают надлежащего родительского ухода, например, когда родитель жестоко обращается с ребёнком или не заботится о нём. Дети, родители которых проживают раздельно, должны иметь прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это может нанести вред ребёнку.

Статья 10. Воссоединение семьи

Если родители ребёнка проживают в другой стране, правительства должны предоставить ребёнку и его родителям право перемещаться между странами в целях продолжения общения и воссоединени

Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну

Правительства должны запретить незаконный вывоз детей из страны, например похищение кем-либо или перемещение ребенка за границу одним из родителей или его удержание одним из родителей за границей, если другой родитель не давал на это своего согласия.

Статья 12. Уважение взглядов ребенка

Дети имеют право свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим их. Взрослые должны прислушиваться и воспринимать детей всерьёз. Мнение ребенка должно быть учтено при принятии таких решений.

При этом в школах свободы детей периодически нарушают — даже те, которые дополнительно защищены в законе «Об образовании».

Осенью 2018 года пермячка Зина А. пришла в школу с розовыми волосами. Дежурный администратор остановил ее, отправил к директору, где ученицу пытались отстранить от занятий. Зина проконсультировалась с мамой по телефону, в итоге огласка привела к скандалу. Заодно оказалось, что во многих городах России учителя критикуют детей за внешний вид и в том числе отстраняют от занятий. учителя и администрация не имеют права отстранять учеников от занятий — только разговоры и административные взыскания». 

Статья 13. Свобода выражения и информации

Дети имеют право свободно передавать информацию о том, что думают и чувствуют, будь то в устной, письменной или иной форме, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета а также посредством рисунков, если это не наносит вреда другим людям.

Статья 14. Свобода мысли, совести и религии

Дети имеют право на свободу мысли, мнений и вероисповедания, однако это не должно препятствовать осуществлению прав других людей. Родители могут руководить детьми, для того чтобы по мере взросления они учились правильно пользоваться данным правом. Родители должны разъяснить эти права.

Директора школ часто угрожают исключением ученикам, которые выражают оппозиционные взгляды или ходят на митинги. Эти случаи происходят по всей стране. При этом нередко администрация и учителя узнают, что ученики участвовали в политических акциях, по репостам в соцсетях. Иногда их мониторят целенаправленно. 

Кроме того, детям не обеспечивают условия для соблюдения религиозных обязанностей. Например, в Челябинской области имам жаловался на то, что его детям, ученикам общеобразовательной школы, не удается совершать намаз. Но это, скорее, происходит не по злому умыслу, а потому, что администрация не может понять, как действовать в подобной ситуации. 

Если школа мониторит соцсети и на основе постов и репостов решает, что делать с учениками, то это нарушает, как минимум, закон о защите персональных данных. Никто не вправе собирать, обрабатывать и хранить частные данные без разрешения».

Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний

Дети могут вступать или создавать группы или организации и взаимодействовать с другими людьми, при условии, что это не наносит вреда другим лицам.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Закон должен защищать личную и семейную жизнь, дом, общение и репутацию (или доброе имя) детей от любого посягательства. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения

Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации

Дети имеют право получать информацию из Интернета, радио, телевидения, газет, книг и других источников. Взрослые должны убедиться, что информация, которую получают дети, не нанесёт им вреда. Правительствам следует поощрять средства массовой информации к распространению информации из различных источников на языках, понятных всем детям.

Статья 18. Ответственность родителей

Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. Когда у ребёнка нет родителей, эта обязанность возлагается на другого взрослого, называемого «опекун». Родители и опекуны всегда должны действовать в наилучших интересах ребёнка. Правительства должны оказывать им в этом содействие. Если у ребёнка имеются оба родителя, то они оба должны нести ответственность за его воспитание. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.

Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения

Правительства должны защищать детей от насилия, злоупотребления и небрежного отношения со стороны любого лица, заботящегося о ребенке.

Учителя не имеют права оскорблять ребенка, унижать его как физически, так и психологически. Они могут ставить детям «двойки», но это должно оставаться оценкой работы, а не личности школьника. Ребенок имеет право на то, чтобы его уважали таким, какой он есть, даже если он не понимает какие-то темы на уроках или решает задачи медленнее одноклассников. 

Как нарушают

Периодически учителя ругают и бьют детей. Учительница языковой школы в Старом Осколе оскорбляла учеников, которые не справлялись с заданиями. «Ты чё написал, урода ты кусок», «Чтоб ты облез 20 раз» — эти и другие фразы записаны на видео, опубликованном в соцсетях. При этом сами школьники считают, что учительница права, потому что она говорит это, только когда они «занимаются тупизмом».

Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи

Каждый ребёнок, о котором не может заботиться его собственная семья, имеет право на получение должного ухода со стороны людей, уважающих религию ребенка, культуру, язык и другие аспекты его жизни.

Статья 21. Усыновление

При усыновлении детей важнейшее значении имеет обеспечение наилучших интересов детей. Если ребёнок не может получить надлежащую заботу в своей стране, например проживая в другой семье, он может быть усыновлен в другой стране.

Статья 22. Дети-беженцы

Дети, покидающие родную страну, по причине того, что в ней небезопасно оставаться, и переезжающие в другую страну в качестве беженцев, должны получать помощь и защиту и иметь те же права, что и дети, рождённые в этой стране.

Статья 23. Дети-инвалиды

Каждый ребёнок с инвалидностью имеет право на максимально достойную жизнь в обществе (право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ребенок мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям). Правительства должны устранить все препятствия, способные помешать детям с различными формами инвалидности стать независимыми и активно участвовать в жизни сообщества.

Статья 24. Здоровье и здравоохранение

Дети имеют право пользоваться наилучшими услугами системы здравоохранения, чистой питьевой водой, получать здоровое питание и жить в чистой и безопасной среде. Все взрослые и дети должны обладать информацией о том, как оставаться в безопасности и быть здоровыми. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.

Статья 25. Периодическая оценка при попечении

Необходимо на регулярной основе проводить проверку состояния и условий проживания каждого ребёнка, помещённого на попечение с целью ухода, защиты или лечения, для того чтобы убедиться, что у ребенка всё хорошо и что место его проживания по-прежнему отвечает наилучшим интересам ребенка.

Статья 26, Социальное обеспечение

Правительства должны оказывать материальную помощь или иную поддержку детям из малоимущих семей. Общество должно предоставить возможность пользоваться его благами, которые помогают развиваться и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей. 

Статья 27. Уровень жизни

 Дети имеют право на питание, право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития, одежду и безопасное жильё для своего полноценного развития. Правительства должны помогать семьям и детям, которые не могут себе позволить осуществление этого права.

Статья 28. Право на образование

Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и   бесплатным. Среднее и высшее образование должны быть доступны каждому ребёнку. Следует поощрять детей получать тот уровень школьного образования, который в максимальной степени соответствует их способностям. Школьная дисциплина должна поддерживаться с учётом прав детей и без применения насилия.

Ученик должен быть в безопасности на территории школы и в классе. То есть должны быть закрыты канализационные люки, очищен снег с крыш и так далее. 

Как нарушают

Далеко не во всех школах устроены пандусы для маломобильных граждан. При этом предполагается, что любые общеобразовательные учебные заведения доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что в них должны быть лифты, но пандусы на крыльце — естественная необходимость. Есть случаи, когда устанавливать их заставляют суды или городские департаменты образования. 

Статья 29. Цели образования

Образование должно помочь детям в полной мере развить их личность, таланты, умственные и физические способности. Образование должно способствовать пониманию детьми своих прав и воспитанию у детей уважения к своим родителям, а также к правам, культуре и самобытности других людей. Образование должно помочь им мирно жить и защищать окружающую среду. Подготовить к взрослой жизни и научить уважать родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Дети имеют право на свой родной язык, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию, даже если ими не пользуется большинство проживающего в стране населения.

Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь

Каждый ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в играх, культурных и творческих мероприятиях.

Статья 32. Детский труд

Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать. 

 Если дети работают, они имеют право на безопасные условия и справедливую оплату труда.

Детский труд - это...

... постоянная работа, выполняемая детьми моложе 15 лет

... работа, которая лишает детей возможности посещать школу

... работа, которая является опасной и вредит физическому, умственному и эмоциональному состоянию детей.

Причины детского труда иногда очень сложны и варьируются от национально-культурных традиций до состояния бедности, когда родители и семья нуждаются в заработке, который приносят домой дети.

Что касается последствий, то детский труд, помимо того, что он лишает детей должного образования, вредит их физическому и умственному развитию, может привести к таким серьезным проблемам для здоровья, как скелетно-мышечные деформации, химические отравления, порезы и другие телесные повреждения, респираторные заболевания, серьезные ожоги и др.

Среди товаров, производимых детьми, можно назвать ковры, кирпичи, спички, сахар, одежду, обувь, сигареты, фейерверки, дома и другие сооружения, карандаши, кожаные изделия. Детей используют также при сборе урожая, на заводском производстве, для переноски тяжестей, в рыболовстве и для выполнения основных домашних работ.

Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств

Правительства должны защищать детей от употребления опасных наркотических веществ, их производства, транспортировки или торговли такими веществами.

Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации

Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия. Правительства обязаны защищать детей от сексуальной эксплуатации, использования в сексуальной деятельности и сексуального совращения, в том числе людьми, принуждающими детей заниматься сексом за деньги или участвовать в производстве фото- и видеоматериалов сексуального содержания.

Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения

Правительства должны принять меры для предотвращения случаев похищения или продажи детей, контрабанды в другие страны или в места, где дети будут подвергаться эксплуатации.

В России 35 статья называется Право на неприкосновенность имущества

Никто не должен забирать личные вещи ребенка — ни ученики, ни учителя. Это касается, например, телефонов, книг, ритуальных принадлежностей. 

Как нарушают

Чаще всего забирают телефон, в котором ученик сидит во время занятия. Иногда учителя делают это перед началом каждого урока. Такие вещи не редкость, поэтому родители и дети даже уже не жалуются. Но иногда подобные случаи попадают в СМИ. Например, жительница Новосибирска заявила о том, что учитель на уроке забрал у её сына телефон, а затем от него потребовали удалить с экрана обои с аниме-картинкой. 

И учитель не имеет права требовать сдачи телефона перед уроком — так он нарушает ст. 209 ГК РФ, п. 1. ст. 35 Конституции РФ. Но даже если школьник добровольно сдаст свои вещи педагогу, то между ними сразу заключается сделка хранения. И теперь учитель обязан отвечать за телефон, отдать его ученику в том же виде, что и получил. Вряд ли преподавателю хочется нести такую ответственность». 

Учитель может сказать ребенку, что телефон нельзя использовать как учебное средство — такие нормы прописаны в СанПиН, вступивших в силу 1 января 2021 года. Но в любом случае у него нет прав запрещать ученику проверять звонки и сообщения и забирать телефон на время урока. 

Статья 36. Защита от других форм эксплуатации

Дети имеют право на защиту от всех других форм эксплуатации (использования), даже если последние не перечислены в настоящей Конвенции (тяжелый домашний труд, умственная деятельность и др.)

Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы

В отношении детей, обвиняемых в нарушении закона, не должна применяться смертная казнь, пытки, жестокое обращение, пожизненное тюремное заключение и тюремное содержание вместе с взрослыми. Тюремное заключение используется лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени. Дети, лишённые свободы, должны иметь доступ к правовой помощи и возможность поддерживать связь со своей семьей.

Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами

Дети имеют право на защиту в случае военного конфликта. Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста (18 в большинстве европейских стран), не может призываться на службу в армию или принимать участие в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39. Восстановительный уход

Дети имеют право получить помощь, если они стали жертвой пренебрежительного или жестокого обращения, конфликта, пыток или пострадали в ходе военных действий, для того чтобы они могли восстановить своё физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества. 

Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Дети, обвиняемые в нарушении закона, имеют право на правовую помощь и справедливое обращение. Необходимо принять различные меры для того, чтобы помочь этим детям стать полезными членами своих сообществ. Тюремное заключение должно использоваться лишь в качестве крайней меры только за очень серьезные преступления.

Статья 41. Применение наивысших норм

Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны.

Статья 42. Распространение информации о Конвенции

Правительства должны широко информировать детей и взрослых о настоящей Конвенции в целях повышения осведомленности о правах детей.

Статьи 43-54. Обязательства государств

Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей. В этих статьях содержится разъяснение того, что правительства, Организация Объединённых Наций (включая Комитет по правам ребёнка и ЮНИСЕФ), а также другие организации делают для обеспечения всем детям возможности пользоваться всеми имеющимися у них правами.

Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.

Каждое государство – участник Конвенции о правах ребенка обязано раз в пять лет предоставлять в Комитет ООН по правам ребенка доклад о выполнении Конвенции.

Что повлияло на принятие законов о правах детей?

 Положение детей: факты и цифры

Хотя Конвенция и стала гигантским шагом в деле улучшения положения детей, факты показывают, что права детей нарушатся в большинстве регионов мира.

Дети в Европе...

  • Торговля женщинами и детьми, росла катастрофическими темпами. По оценкам, каждый год до 120 000 женщин и детей продают из стран Восточной и Центральной Европы в Западную Европу.
  • В Болгарии, Эстонии, Латвии по сообщениям, проституция стала главным источником дохода значительного количества девочек в возрасте от 14 до 18 лет,
  • Во Франции феномен бездомных детей начал представлять значительную проблему в 1980-х годах
  • В Польше и Венгрии более трети всех детей в возрасте до пятнадцати лет жили в бедности.  60% детей страдали от недостаточного питания в той или иной форме, а 10% постоянно недоедали
  •  В Российской Федерации явление задержки роста среди детей в возрасте до двух лет увеличилось с 9,4 % в 1992 г. до 15,2 % в 1994г
  • В целом, в Восточной и Центральной Европе росло количество бездомных молодых людей, живущих на улице. Оценивается, что только в Бухаресте 1 500 детей и молодых людей жили на улице.
  • Ежегодно более 10 миллионов детей до пятилетнего возраста умирало от обстоятельств, которые можно предотвратить.
  • Более 100 миллионов детей еще не ходили в начальную школу, большинство из них - девочки.
  • Согласно оценкам, 300 000 детей участвуют в боевых действиях.
  • 149 миллионов детей, две трети которых живет в Азии, не получают достаточного питания.
  • около 31 миллиона беженцев и перемещенных лиц, в большинстве своем женщины и дети, оказались в зонах военных конфликтов и были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.

Уполномоченный по правам ребенка

Слово «омбудсмен» происходит от скандинавского «омбуд», что означает «посол, делегат или посланец». Так стали именовать тех, кто занимается жалобами определенной группы (в данном случае, это дети), кто выступает от имени этой группы и старается улучшить как условия жизни отдельных членов этой группы, так и положение группы в целом.

Первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в 1981 году. Омбудсмен является независимым, беспристрастным деятелем, представителем, третейским судьей, арбитром, предлагающим меры по улучшению в областях, касающихся детей. Омбудсмен отстаивает нужды, права и интересы несовершеннолетних, борется за соблюдение Конвенции о правах ребенка и содействует ее распространению. Омбудсмен вправе проводить расследования, давать критическую оценку и публиковать свое мнение, однако он не вправе изменить административную меру или аннулировать административные решения. Омбудсмен выступает независимо от юридических представителей, родителей или опекунов, защищая права ребенка во всех видах гражданских и уголовных дел, в которые дети прямо или косвенно вовлечены.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости. 

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. 

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.