Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный вокал» (на 3 года обучения)

Касьянов Игорь Владимирович
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный вокал» 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 001_estradnyy_vokal_okonchatelnaya.docx781.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Виктор\Desktop\Новая папка (2)\Эстрадный вокал.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность (профиль) программы

1.2. Актуальность данной программы

1.3. Новизна

1.4. Педагогическая целесообразность программы

1.5. Отличительные особенности программы.

1.6. Основные принципы включения материала в содержание программы.

1.7. Характеристика деятельности по освоению предметного содержания общеобразовательной программы

1.8. Цели и задачи программы

1.9. Адресат программы. Возрастные особенности обучающихся

1.10. Условия приёма детей в объединение

1.11. Срок реализации программы

1.12. Формы организации образовательной деятельности

1.13. Планируемые результаты освоения программы

1.14. Модель выпускника детского объединения

2.1.Учебно-тематический план

2.2. Содержание изучаемого курса

3.1. Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы

 3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

3.3. Уровни оценочных критериев

3.4. Диагностическая карта (таблица)

4.1.Методическое обеспечение программы.

4.1.1. Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

4.1.2. Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

4.2. Материально-техническое обеспечение

4.3. Информационное обеспечение

4.4. Организационное обеспечение

4.5. Кадровое обеспечение

5.1. Список нормативных документов

5.2.Список литературы, используемой педагогом

5.3. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

5.4. Интернет-ресурсы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Обоснование  необходимости  разработки  и  внедрения программы в образовательный процесс

1.1.Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный вокал» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного образования и ориентирована на обучение детей эстрадному вокалу.

Программа разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3ст 34, Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р), Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

1.2.Актуальность программы:  

 

 Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные педагоги-музыканты особую роль отводят эстрадному творчеству, как самому современному и на данный момент популярному виду музыкального исполнительства.  В последние десятилетия возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи. Одной из важнейших задач эстрадного пения является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве форм и жанров. Творческий человек может активно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. 

1.3.Новизна программы 

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Эстрадный вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Программа  предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся и разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, но при этом  имеют разные стартовые способности.

  На занятиях обучающиеся смогут получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь.    

1.4  Педагогическая целесообразность 

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал»  строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.

1.5. Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что настоящая программа дополнена специфическими упражнениями, приемами, характерными для эстрадного вокала, которые позволяют научиться красиво и грамотно петь. При этом детское объединение посещают обучающиеся не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности. В данных условиях программа «Эстрадный вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал, как деятельность, в программе рассматривается как средство развития музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся. 

1.6. Основные принципы включения материала в содержание программы:

- систематичности;

- логической последовательности;

- целостности;

- научности;

- природосообразности.

- практической значимости.

1.7.Характеристика деятельности по освоению предметного содержания образовательной программы

Способ выполнения деятельности

Продуктивный

Метод исполнения деятельности

По памяти, по аналогии

Основные предметные умения

Применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности, исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе, создавать коллективные музыкально-пластические композиции, исполнять вокально-хоровые произведения.

Деятельность обучающегося

Восприятие знаний и осознание проблемы. Внимание к последовательности и контролю над степенью реализации задуманного. Мысленное прогнозирование очередных шагов исполнения произведения. Запоминание.

Деятельность педагога

Постановка проблемы и реализация её по этапам

1.8. Цель и задачи программы:

Цель программы: развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся посредством эстрадного вокала.

 Задачи:

Обучающие: 

- овладеть вокально-певческими навыками;

- овладеть навыками сценического мастерства;

- научить работать с микрофоном.

- способствовать формированию эстетического вкуса, познавательного интереса.

Развивающие:

- развивать творческий потенциал обучающихся;

- развивать основные музыкальные способности;

- развивать вокальные данные;

- развивать  эмоциональную  восприимчивость, образное  мышление,  творческое воображение;

- развивать артистические способности;

- развивать культуру исполнения и художественный вкус.

Воспитательные:

- воспитывать  трудолюбие,  чувство  товарищества,  чувство  личной ответственности;

- воспитывать нравственные гуманистические нормы жизни и поведения;

- воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству;

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать  личность,  обладающую  чувством  собственного  достоинства  и  толерантным сознанием.

Здоровьесберегающие:

- оказывать положительное эмоциональное влияние на ребенка посредством музыки,

- укреплять голосовой аппарат,

- развивать речь.

Задачи на первый год обучения.

Образовательные:

-развивать координацию голосовых связок и слухового аппарата;

-обучать певческим навыкам, чистому интонированию несложных мелодий;

-формировать умение петь в ансамбле в унисон одноголосно: держать темп, соразмерять силу звучания своего голоса с интенсивностью звучания других голосов;

-обучать основам музыкальной грамоты;

Развивающие:

-формировать умения анализировать собственную вокально-певческую деятельность;

-овладеть основами самоконтроля, самооценки.

Воспитательные:

-формировать устойчивый интереса к пению, эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

-формировать устойчивые предпочтения в области эстетически ценных произведений искусства;

-развивать образное и ассоциативное мышления, творческое воображение;

Задачи на второй год обучения.

Образовательные:

-обучить грамотно исполнять определённые сценические и танцевальные движения;

-формировать и развивать вокальные знания, умения, навыки; 

-обучить слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

Развивающие:

-применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, интернета;

-развивать память, воображение, творческое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать чувство коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребности и готовности к эстетической деятельности;

-развивать творческую инициативу, коммуникативные способности, элементы самоуправления;

-вести профилактическую работу асоциального поведения обучающихся.

Задачи на третий год обучения.

Образовательные:

-научить  планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;

-формировать и развивать технику сценического мастерства.

-научить детей выкладывать самостоятельный творческий маршрут общения с вокальным искусством, участвовать в жизни микро- и макросоциума;

-приобщить детей к концертной деятельности.

Развивающие:

-развивать творческое самовыражение личности, самооценки и самоанализа собственных возможностей;

-формировать эстетический вкус и эстетический кругозор;

-формировать мотивацию познавательной деятельности в сфере искусства.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к национальной музыке, привить художественный вкус;

-воспитывать умение реализовывать свои творческие возможности музыкально одаренным детям на основе коллективного и сольного вокального музицирования;

-расширять музыкальный кругозор обучающихся.

1.9. Адресат программы, возрастные особенности обучающихся

 Программа «Эстрадный вокал» предназначена для обучающихся 7-14 лет. В объединение принимаются дети с 7 лет.  В этом возрасте деятельность ребенка предполагает наличие у него способностей и мотивов для творческого развития, накопления опыта не только в процессе познания, но и в практической деятельности, самовыражении, творческом применении полученных в процессе обучения знаний в жизни.

1.10. Условия приёма обучающихся в объединение

Прием обучающихся в детское объединение   «Эстрадный вокал» осуществляется в соответствии с «Положением о правилах приѐма в МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» Каменского муниципального района Воронежской области на основании заявления родителей (законных представителей). Зачисление в объединение «Эстрадный вокал» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) установленного МБУДО «ЦРТДЮ» образца.

Набор обучающихся в группу ведется с учётом следующих принципов:

- добровольность;

- общественная направленность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Набор обучающихся в группу свободный, состав группы постоянный. 

  1. Сроки реализации программы, режим занятий:  3 года -432 часа.

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 144 часа

3 год обучения – 144 часа

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; (час академический)

1.12. Формы организации образовательной деятельности: занятия проводятся аудиторные и внеаудиторные, как по группам, так и индивидуально.

1.13. Планируемые результаты освоения программы:

1 год обучения:

Личностные:

-сформирован устойчивый интереса к пению, эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

-сформированы устойчивые предпочтения в области эстетически ценных произведений искусства;

-развиты образное и ассоциативное мышления, творческое воображение;

-приобретены первичные навыки самостоятельной музыкальной деятельности.

Метапредметные:

-сформированы умения анализировать собственную вокально-певческую деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки.

Предметные:

-развита координация голосовых связок и слухового аппарата;

-обучены певческим навыкам, чистому интонированию несложных мелодий;

-сформировано умение петь в ансамбле в унисон одноголосно: держать темп, соразмерять силу звучания своего голоса с интенсивностью звучания других голосов;

-обучены основам музыкальной грамоты;

2 год обучения:

Личностные:

-воспитано чувство коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребности и готовности к эстетической деятельности;

-развита творческая инициатива, коммуникативные способности, элементы самоуправления;

-проведена профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.

Метапредметные:

-применены знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

-осуществлен поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, интернета;

-развивата память, воображение, творческое мышление.

Предметные:

-научены грамотно исполнять определённые сценические и танцевальные движения;

-сформированы и развиты вокальные знания, умения, навыки;

-научены слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке

3 год обучения:

Личностные:

-воспитаны интерес и любовь к национальной музыке, привит художественный вкус;

-воспитано умение реализовывать свои творческие возможности музыкально одаренным детям на основе коллективного и сольного вокального музицирования;

-расширен музыкальный кругозор обучающихся.

Метапредметные:

-развито умение планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;

-развито творческое самовыражение личности, самооценки и самоанализа собственных возможностей;

-сформирован эстетический вкус и эстетический кругозор;

-сформирована мотивация познавательной деятельности в сфере искусства.

Предметные:

-проведено обучение  планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;

-сформирована и развита техника сценического мастерства.

-приобщение детей к концертной деятельности.

-проведено обучение детей выкладывать самостоятельный творческий маршрут общения с вокальным искусством, участие в жизни микро- и макросоциуме;

Знания и умения, приобретаемые в течение первого года обучения

 Знать:

- знать правила охраны голоса

- первоначальные навыки поведения на эстраде, основные стили.

- вокально-музыкальную терминологию.            

Уметь:

- исполнять переходные ноты, сглаживать регистры,

- исполнять паузы между звуками без смены дыхания (staccato),

- следить за чистотой интонации в пределах сексты,

- выравнивать звучание по всему диапазону,

- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях,

- выполнять простейшие исполнительские задачи,

- исполнять вокализ,

- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни и упражнения

- петь с сопровождением и без него

- уметь при содействии руководителя сделать исполнительский анализ песни

- уметь разбираться в замысле песни, её содержании и грамотно и красиво исполнять её

- овладеть умением фразировать, вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.

Знания и умения, приобретаемые в течение второго года обучения

Знать:  

- ощущение  округленности,  близости  звука,  его  высокой  вокальной позиции,

- ощущение   пространственной  перспективы  во  время  пения,

- микрофоны  различных модификаций,

- вокально-музыкальную терминологию, дирижерские жесты

Уметь:

- пользоваться правильной артикуляцией, четкой дикцией, фразировкой,

-  исполнять динамические оттенки в удобной тесситуре,

- исполнять вокализ,

- пользоваться «опорой» звука при пении широких интервалов,    

- следить  за чистотой интонации в пределах септимы,

- пользоваться микрофонами различных модификаций,

- воссоздать сценический образ в вокальном произведении с текстом.

-  петь в диапазоне до1  - ми2 (фа2),

- петь естественным, нежно-звонким, лёгким, мягким звуком, сохраняя индивидуальность тембра,

- уметь петь на одном дыхании довольно продолжительные фразы, достаточно равномерно его распределяя, уметь самостоятельно выразительно – осмысленно спеть несложные песни контрастного содержания.,

-уметь слаженно петь в ансамбле.

- достаточно хорошо уметь общаться в группе, активно участвовать в проводимых мероприятиях, концертах, конкурсах и т.д.

Знания и умения, приобретаемые в течение третьего года обучения.

Знать:

- правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода или мутации,

- ощущение  высокой  певческой  позиции,  близости  и  опоры  звука,  особенно  при  пении

широких интервалов,

- процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи.

Уметь:

- пользоваться ровностью голоса на всем его протяжении,

- самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал,

-  самостоятельно работать над осмыслением сценического образа,

- следить за чистотой интонации в пределах октавы,

- работать над качеством звука,

- исполнять вокализ,

- совместно с педагогом принимать решения о световом, цветовом  и хореографическом

исполнении материала,

- работать над драматургией произведения, сценическим поведением,

- уметь применять полученные знания, опыт в своём творчестве, быту, а при необходимости помогать педагогу в работе с младшими детьми,

1.14. Модель выпускника детского объединения «Эстрадный вокал»:

-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);

-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

 -умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- обладание творческими навыками и представлениями, связанными с вокальным искусством;

- любознательность и активность;

- овладение необходимыми умениями и навыками;

 -стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

 -умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также элементы двухголосия и подголосков.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Учебно-тематический план

Учебно-тематический план первого года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Постановка голоса:

9

41

50

Работа над дыханием и певческой атакой

3

11

14

Упражнения на сглаживание регистров

7

7

Вокально-технический тренаж

1

16

17

Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)

3

7

10

Тезаурус

2

2

3

Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

9

13

4

Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

12

12

5

Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.

4

11

15

6

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

14

14

7

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала

2

12

14

8

Развитие музыкального слуха:

- пение а, капелла для развития внутреннего слуха,

- исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима)

- несложные вокализы

2

12

14

9

Аттестация

4

4

10

Концертная  и досуговая деятельность

6

6

Всего:

22

122

144

Учебно-тематический план второго года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

2

2

Постановка голоса:

6

42

48

Работа над дыханием и певческой атакой

2

12

14

Упражнения на сглаживание регистров

6

6

Вокально-технический тренаж

16

16

Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)

2

8

10

Тезаурус

2

2

3

Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

4

10

14

4

Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

14

14

5

 Приёмы исполнения. Работа над произведениями.  Индивидуальная вокальная работа.

4

12

16

6

Сценическое мастерство.  Совершенствование исполнительских навыков. Индивидуальная вокальная работа.

2

12

14

7

Строй и ансамбль. Работа над произведениями.  Индивидуальная вокальная работа

14

14

8

Навыки эстрадного вокала. Пение учебно-тренировочного материала.

10

10

9

Аттестация

4

4

10

Концертная  и досуговая деятельность

8

8

Всего:

18

126

144

Учебно-тематический план  третьего года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

2

2

Постановка голоса:

4

46

50

Работа над дыханием и тремя видами певческой атаки

2

12

14

Упражнения на сглаживание регистров

8

8

Вокально-технический тренаж

16

16

Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)

10

10

Тезаурус

2

2

3

Работа над многоголосием. Исполнения а капелла. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

12

12

4

Работа с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

14

14

5

 Работа над мелодическим и гармоническим строем

2

12

14

6

Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

2

12

14

7

Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

14

14

8

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

14

14

9

Итоговая аттестация

4

4

10

Концертная  и досуговая деятельность

6

6

Всего:

10

134

144

2.2. Содержание изучаемого курса:

1 год обучения

1. Вводное занятие -2ч.

Теория  - 1ч.

- инструктаж по ТБ,

 - задачи и  план работы на год,

Практика - 2ч.

- прослушивание и диагностическое обследование

2. Тема «Постановка голоса» -50ч.

2.1 Тема " Работа над дыханием и певческой атакой"-14 ч.

Теория - 3 ч.

- правила формирования гласных звуков

- звуковедение

Практика – 11 ч.  

- динамика звука

- индивидуальная работа по расширению диапазона, выравниванию звучности,

- работа над атакой звука (мягкой, придыхательной и твердой)

- четкое произношение согласных и правильное формирование гласных звуков,

- работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры

2.2. Тема " Упражнения на сглаживание регистров"-7 ч.

Практика - 7 ч.

Упражнения на сглаживание регистров

2.3 Тема " Вокально-технический тренаж-17 ч.

Теория-1 ч.

Понятие вокально-технического тренажа

Практика-16 ч.

- упражнения для развития более подвижного и беглого голоса,

- упражнения для расширения звукового и динамического диапазона,

- работа над подвижностью и гибкостью голоса,

- навык выразительного и красивого пения: артикуляция, расширение диапазона, тембр, певучесть голоса,

2.4. Тема " Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)"-10 ч.

Теория-3 ч.

Понятия "Легато", "Нон легато", "Стаккато"

Практика-7 ч.

Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразованием.

2.5 Тема "Тезаурус"-2 ч.

Теория-2 ч.

Использование специальной терминологии в музыке

3. Тема «Приёмы импровизации»-13 ч.

Теория-4 ч.

Импровизация на занятиях эстрадного вокала

Практика-9 ч.

- импровизации на стихотворения диалогической структуры

 - импровизация на эмоционально-образную ситуацию.

 - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку)

- импровизация в заданном ладу: cпеть мелодию в мажоре или миноре.

- импровизация мелодии на заданный ритм.

4. Тема «Приёмы работы с микрофоном» -12 ч.

Практика-12 ч.

- передвижение с микрофоном по сцене.

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»

 - совершенствование работы владения микрофоном:  у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

 - разучивание песенного репертуара.

5. Тема «Речитатив»-15 ч.

Теория-4 ч.

- знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

 - формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях в стиле РЭП,

Практика-11 ч.

- Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа

- индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций в стиле РЭП.

6. Тема «Сценический имидж» -14 ч.

Практика-14 ч.

- манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем

- продолжение работы по «сценическому имиджу»,

 - овладение культура эстрадного мастерства,

 - работа с хореографом,

 - индивидуальный подбор песенного материала,

 - индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

 - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

 - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

7. Тема «Вокальный ансамбль»-14 ч.

Теория-2 ч.

- беседы о разучиваемых произведениях,

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения (раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств).

Практика-12 ч.

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие, многоголосие) и разучивание песенного репертуара

8. Тема «Развитие музыкального слуха»-14 ч.

Теория-2 ч.

-ладовое интонирование

-скачки в музыке

Практика-12 ч.

- пение а, капелла для развития внутреннего слуха,

-исполнение скачков на широкие интервалы (квинта, секста, септима)

- несложные вокализы

9. Промежуточная аттестация-4 ч.

Практика-4 ч.

10. Концертно – досуговая деятельность-6 ч.

Практика-6 ч.

- работа с детским коллективом, посещение концертных залов,

- участие в концертных программах, фестивалях и конкурсах МБУДО ЦРТДиЮ.

Второй год обучения:

1. Вводное занятие-2 ч.

Теория-2 ч.

 -  инструктаж по ТБ,

 - задачи и  план работы на год,

2. Тема «Постановка голоса» -48 ч.

2.1 Тема " Работа над дыханием и певческой атакой"-14 ч.

Теория-2 ч.

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.

Практика-12 ч. 

Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.2 Тема: " Упражнения на сглаживание регистров"-6 ч.

Практика-6 ч.

Упражнения на сглаживание регистров

2.3 Тема "Вокально-технический тренаж"-16 ч.

Практика-16 ч.

– вокальная дикция.

- работа органов артикуляции.

- работа над атакой звука (мягкой, придыхательной и твердой)

- Артикуляционная гимнастика. Четкое и ясное произношение слов во время пения.

-Быстрое произношение согласных в пении.

- четкое произношение согласных и правильное формирование гласных звуков,

- работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры

2.4. Тема " Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)-10 ч.

Теория-2 ч.

Понятие кантиленного пения. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.

Практика-8 ч.

Интонирование. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразованием.

2.5 Тема "Тезаурус"-2 ч.

Теория-2 ч.

Использование специальной терминологии в музыке

3. Тема «Приёмы импровизации»-14 ч.

Теория-4 ч.

-  понятие: вокальная  импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов.

Практика-10 ч.

- пение  импровизаций  –  вариаций  на  заданную  тему  в  различном  характере,  с различным ритмическим рисунком. Элементы импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.

- импровизация на эмоционально-образную ситуацию.

 - импровизация на определённое настроение (спеть весёлую мелодию, спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку)

- импровизация в заданном ладу:  спеть мелодию в мажоре или миноре.

- импровизация мелодии на заданный ритм.

4. Тема «Работа с микрофоном» -14 ч.

Практика-14 ч.

- работа  над   эстрадными   вокальными  произведениями  с  учѐтом  уже

полученных ранее знаний о специфике работы с фонограммой (-1) и микрофоном,

 - совершенствование работы владения микрофоном:  у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

 - разучивание песенного репертуара.

5. Тема «Приёмы исполнения. Работа над произведениями.  Индивидуальная вокальная работа.»-16 ч.

Теория-4 ч.

- индивидуальная  манера  исполнения  эстрадных  произведений.  Роль  солиста  в эстрадных вокальных композициях.

Практика-12 ч.

- работа  над  качеством  сольного  исполнения, ансамблей.  Работа  в партиях.  

-Выбор  репертуара.  

-Работа  над  программным  репертуаром,  совершенствуя манеру  эстрадного  пения.  

-Поиск  собственной  манеры  исполнения.  Работа  над технической стороной и художественным образом.

-Отработка  неудавшихся  нюансов.  

-Доведение  программного репертуара до концертного уровня. Репетиции на сцене.

6. Тема «Сценическое мастерство»-14 ч.

Теория-2 ч.

- Сценическое мастерство - это технический аспект театрального, кино- и видеопроизводства. Значение сценического мастерства

Практика-12 ч.

- закрепление  навыков  сценического  поведения,  движений.  

- упражнения  на вокально-двигательную координацию,

-  подчинение движений характеру музыки и текста.

-Поиск  собственного  сценического  образа.  Работа  над  репертуаром,  используя сценическую технику. Создание собственного сценического стиля.

7. Тема «Строй и ансамбль»-14 ч.

Практика-14 ч.

-  закрепление  понятия  об  ансамблевом  пении.  Ансамбль  в  двухголосном изложении.

 - совершенствование  единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака  звука,  правильная  вокализация  гласных,  единая  подтекстовка).  

- пение гармонических  упражнений,  интервалов.  

- упражнения  на  совершенствование динамического,  ритмического,  дикционного  и  тембрового  ансамбля,

- работа над качеством исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле.

8. Тема «Навыки эстрадного вокала»-10 ч.

Практика-10 ч.

-Совершенствование  вокально-технических  навыков,  специальных  приѐмов, характерных именно для эстрады.

- повторение  и  закрепление  правил  пения,  охраны  голоса,  певческой  установки,

теоретических  сведений  о  голосовом  аппарате  и  звукообразовании.

-  правила  охраны голоса в предмутационный и мутационный периоды.

-  показ  упражнений и их  разучивание. Контроль  за певческой установкой в процессе пения,

- учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков,

- дыхательная  гимнастика,

- упражнения  на  выработку  правильного  дыхания  при усилении  и  затихании  звучности,

 - паузы  между  звуками  без  смены  дыхания.

9. Аттестация-4 ч.

Практика-4 ч.

10. Концертно – досуговая деятельность-8 ч.

Практика-8 ч.

- работа с детским коллективом, посещение концертных залов,

- участие в конкурсах и фестивалях,

- участие в концертных программах МБУДО ЦРТДиЮ,

- участие в отчетном концерте творческих коллективов МБУДО ЦРТДиЮ

Третий  годы обучения:

1. Вводное занятие

Теория-2 ч.

 - инструктаж по ТБ,

 - задачи и  план работы на год,

2. Тема «Постановка голоса» -50 ч.

2.1 Тема "Работа над дыханием и тремя видами певческой атаки"-14 ч.

Теория-2 ч.

-Разновидности вокальных упражнений и их значении в применении.

Практика-12 ч.

-Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению.

-Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

2.2 Тема " Упражнения на сглаживание регистров"-8 ч.

Практика-8 ч.

Упражнения на сглаживание регистров

2.3 Тема " Вокально-технический тренаж"-16 ч.

Практика-16 ч.

-  повторение  и  закрепление  правил  пения,  теоретических  сведений  о  голосовом аппарате и звукообразовании.

- упражнения для развития более подвижного и беглого голоса,

- упражнения для расширения звукового и динамического диапазона,

- пение элементарных двухголосных и трѐхголосных упражнений, канонов

- пение  интервалов,  гамм,  гаммообразных  упражнений  в  различной  ритмической фигурации,

- работа над подвижностью и гибкостью голоса,

- навык выразительного и красивого пения: артикуляция, расширение диапазона, тембр, певучесть голоса,

2.4 Тема " Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)"

-10 ч.

Практика-10 ч.

-Освоение форм звуковедения (легато, нон легато, стаккато)

-работа над приемами легато, нон легато, стаккато

2.5 Тема "Тезаурус"-2 ч.

Теория-2 ч.

Использование специальной терминологии в музыке

3. Тема «Работа над многоголосием»-12 ч.

Практика-12 ч.

- консонанс, полифония,

- основные моменты работы над произведением,

- освоение навыка пения  двухголосия в прямом и параллельном движении,

- упражнения на движение голоса в разных направлениях,

- работа над произведением, в которых встречаются различные приѐмы голосоведений

4. Тема «Работа с микрофоном» -14 ч.

Практика-14 ч.

- репетиции в зале с микрофоном, отработка отдельных моментов,

- акустические репетиции, работа с микрофоном,

- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;

- сценический мониторинг

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

5. Тема «Работа над мелодическим и гармоническим строем»-14 ч.

Теория-2 ч.

- динамика, фразировка, художественный образ, кульминация

Практика-12 ч.

- дыхательная гимнастика Стрельниковой И.А.

- комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой И.А.

- работа над образованием звука: проверка усвоения текста песни, работа по закреплению мелодической основы песни, постановка корпуса, головы, рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо), атака звука, закрепление материала в изучаемой песне.

- усвоения песни и мелодии в целом;

- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком,

- совершенствование всего комплекса навыка и знаний, полученных за время обучения.,

- углублённая работа над звуком

6. Тема «Сценический имидж» -14 ч.

Теория-2 ч.

- поиск  собственного  сценического  образа,

Практика-12 ч.

- закрепление  навыков  сценического  поведения,  движений,

- упражнения  на вокально-двигательную координацию,

- работа  над  репертуаром,  используя сценическую технику,

- создание собственного сценического стиля

7. Тема «Вокальный ансамбль»-14 ч.

Практика-14 ч.

- слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения (раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств).

- совершенствование единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака  звука,  правильная  вокализация  гласных,  единая  подтекстовка),

-  пение гармонических  упражнений,  интервалов,

- упражнения  на  совершенствование динамического,  ритмического,  дикционного  и  тембрового  ансамбля,

- работа над качеством исполнения музыкальных произведений в эстрадном ансамбле.

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения.

8. Тема «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре»-14 ч.

Практика-14 ч.

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

9. Итоговая аттестация-4 ч.

Практика-4 ч.

10. Концертная и досуговая деятельность-6 ч.

Практика-6 ч.

- работа с детским коллективом, посещение концертных залов,

- участие в конкурсах и фестивалях

- участие в концертных программах МБУДО ЦРТДиЮ,

3. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Система отслеживания и оценивания результатов

При реализации программы необходимо опираться на 6 типов определенных уровней, которые отображают индивидуальные особенности обучающихся:

- психофизическое развитие;

- мотивированность;

- интеллектуальное развитие;

- информированность и эрудиция в отношениях общих знаний и содержания общеобразовательной программы в частности;

- уровень становления компетенций, которые определяются в зависимости от содержания и тематической  направленности общеобразовательной программы;

- информационная и функциональная грамотность обучающихся.

Формы контроля

Для диагностики используются формы контроля:

- групповой;

- индивидуальный;

- фронтальный;

- аттестация обучающихся.

Приемы контроля:

- самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом;

- совместная деятельность обучающихся;

- совместная деятельность педагога и обучающихся;

  - моделирование и разрешение проблемных ситуаций

3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Эстрадный вокал»

Этап

Дата контроля

Цель контроля

Тема контроля

Формы контроля

Методы

контроля

Уровни оценочных

критериев

1.

сентябрь

выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся, изучение отношения обучающихся к выбранной деятельности, достижения в этой области и личностных качеств

входной мониторинг

готовности к освоению общеобразовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования) «Эстрадный вокал»

собеседование;

тестирование

наблюдение; анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

2.

в течение года

определение теоретической подготовки обучающихся, выявление степени сформированности практических умений и навыков

текущий мониторинг

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

3.

декабрь, май

определение уровня развития основных компетенций, способностей и личностных качеств обучающихся, их соответствие прогнозируемым результатам общеобразовательной (общеразвивающей) программы

промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающая) программы дополнительного образования  и личностный рост)

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

3.3. Уровни оценочных критериев

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

1.1. Теоретические занятия

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Недостаточный уровень

Обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой

Достаточный уровень

Обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Высокий уровень

Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня)

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Недостаточный уровень

Обучающийся избегает употреблять специальные термины

Достаточный уровень

Специальные термины употребляет осознанно

Высокий уровень

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные общеобразовательной программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Недостаточный уровень

Обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

Достаточный уровень

Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

Высокий уровень

Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня)

2.2. Владение различными материалами и инструментами

Свобода владения специальным оборудованием и оснащением

Недостаточный уровень

Обучающийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании

Достаточный уровень

Обучающийся работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей

Высокий уровень

Обучающийся работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает трудностей

3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Недостаточный уровень

Креативность в работах отсутствует

Достаточный уровень

Работы выполняются не репродуктивном уровне. Обучающийся выполняет в основном задания на основе образца

Высокий уровень

Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества

Развитие воображения

Недостаточный уровень

Проявления творческого воображения практически незаметны

Достаточный уровень

Обучающийся способен к выполнению творческих заданий самостоятельно

Высокий уровень

Обучающийся проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий

4. Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Недостаточный уровень

Обучающийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Достаточный уровень

Обучающийся большую часть заданий выполняет самостоятельно

Высокий уровень

Обучающийся работает самостоятельно

5. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Недостаточный уровень

Обучающийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности

Достаточный уровень

Обучающийся самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности

Высокий уровень

Обучающийся самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими обучающимися

3.4  Диагностическая карта

Диагностическая карта итогов промежуточной (итоговой) аттестации детского объединения   «Эстрадный вокал»

Год обучения ______группа________ Педагог дополнительного образования  Касьянов И.В.

Ф.И.О. обучающегося

Оценка уровня теоретической подготовки обучающихся

Оценка уровня практической подготовки обучающихся

Оценка уровня развития и воспитанности обучающихся

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным      требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной     терминологии

Умение осуществлять поиск      необходимой информации для   выполнения заданий с            использованием учебной литературы

Свобода восприятия теоретической информации;

Итог теоретической      подготовки

Соответствие уровня развития практических умений   и навыков программным требованиям

Умение отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла

Свобода владения специальным оборудованием и оснащением

Умение организовать свое                   рабочее   место

Технологичность практической деятельности.

Качество выполнения практического задания

Итог практической     подготовки

Культура   поведения

Развитость специальных способностей.

Уровень сформированности              навыков здорового образа жизни

Умение учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Итог уровня  развития и

воспитанности

Итог промежуточной аттестации

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

4.1. Методическое обеспечение программы:

Успешной организации образовательно-воспитательного процесса способствует следующее методическое обеспечение: методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов). 

4.1.1. Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

раздел

цель

технологии

методы и приёмы

1

Пение как вид музыкальной деятельности.

 Формирование у обучающихся соответствующих знаний, элементарной музыкальной грамотности

Игровые,  проблемные ситуации, здоровьесберегающие.

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

2

Формирование детского голоса

Формирование сознательного отношения к выполнению музыкальных вокальных упражнений

Игровые, личностно - ориентированные,  здоровьесберегающие, ИКТ.

        

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

3

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

Формирование музыкальной культуры и изучение истории вокального и песенного жанра

Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, личностно - ориентированные, импровизации

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

4

Игровая деятельность, театрализация песни

Формирование  личностного и социально – культурного развития в области вокального искусства

Игровые, здоровьесберегающие,ИКТ.

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

5

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры

 Формирование умений и навыков вокального певческого искусства.

Игровые, здоровьесберегающие,ИКТ, личностно - ориентированные, импровизации

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

6

Концертная деятельность

Формирование умений реализовать способности и таланты обучающегося, т.е. открыть возможность самореализации;

дать ощущение полноты и осмысленности жизни;

развиваться: осваивать новые знания, навыки, необходимые для достижения цели;

заставляет искать и находить нестандартные подходы к решению проблем (т.е. творческие подходы).

Игровые, импровизации, здоровьесберегающие, ИКТ, личностно - ориентированные;

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

4.1.2. Методы обучения используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Для реализации программы используются следующие методы:
- словесные методы обучения  (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);

- наглядный метод (наглядные материалы - рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал ; видеоматериал);

- метод наблюдения (записи, аудио-запись, видеосъемка);

- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную задачу и т.д.);

- проектный метод (разработка творческих проектов);

- игровой метод  (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения, конкурсы, путешествие, ролевые, деловые, игры-шутки, игры-минутки и т.д.).

- проведение занятий с использованием:

- средств искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, литературы);

 - активных форм познавательной деятельности (обсуждение сообщений, защита проекта, викторина, конкурс, познавательные игры и т.д.);

- психологические и социологические методы  (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций - психология общения, деловая игра и т.д.).

4.2. Материально-техническое обеспечение:

Успешная реализация программы зависит от наличия определенной материально - технической базы.

Для учебных занятий необходимо наличие:

специального кабинета (оформление, стол педагога, посадочные места и парты для детей, т.к. программа предусматривает изучения теории и чередование пения стоя и сидя); синтезатора; ученической доски; аудиоаппаратуры (музыкальный центр); микрофонов и стоек для них; компьютера; нотных изданий; записей аудио, видео в формате МР-З для слушания и анализа музыки, записи фонограмм в режиме + и - ;

4.3. Информационное обеспечение: записи выступлений с концертов, конкурсов, праздничных мероприятий, открытых занятий;

4.4. Организационное обеспечение. Программа реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательной программы МБУДО «ЦРТДиЮ» со школами: МКОУ «Тхоревская ООШ» , МКОУ "Крутчанская ООШ"

4.5. Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности детского объединения художественной направленности.

5. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

5.1. Список нормативных документов:

1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р) 

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

3. Приказ Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области  №1194 от 14.10.2015г. «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ и прил. №1 к данному приказу».  

4. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016).

5. Постановление администрации Каменского муниципального района №63 от 15.02.2019г. «Об утверждении положения о персонифицированном финансировании в системе дополнительного образования детей в Каменском муниципальном районе».

6. Постановление администрации Каменского муниципального района №83 от 06.03.2019г. «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области».

7. Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №349 «О внесении изменений в постановление администрации Каменского муниципального района» от 06.03.2019 г. №83 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Каменского муниципального района Воронежской области».

8. Постановление администрации Каменского муниципального района от 20.11.2019 №350 «Об утверждении нормативной стоимости дополнительных общеразвивающих программ на 1 обучающегося (по направлениям) в рамках программы персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей на территории Каменского муниципального района Воронежской области».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

10.«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28

11. Федеральный Закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» п. 9 ст. 2; п. 1 ст. 12; п. 5 ст. 12; п. 3, 6 ст. 28, 13, 17; часть 3 ст. 34.

5.2.Список литературы, используемой педагогом:

1.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

 2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.

3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007.

4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.

5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс»,  2007

6. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.

7. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.

8. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006.

9. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962.

10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.

11. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.

12. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.

13. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.

14. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.

15. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.

16. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.

17. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.

18. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 2004.

20. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: Музыка, 1972.

21. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002.

22. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005.

23. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007.

24. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.

25. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб: Лань, 1997.

26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002.

27. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.

28. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.

29. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000

5.3. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей:

1.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.

2.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.

3.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.

4.Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.

5.Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.

6.Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.

7.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А. С. Кленов; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М., 1998.

8.Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — 3-е изд. — М., 1976.

9.Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.

10.Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.

11.Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.

12.Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/

13.Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.

14.Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.

15.Николаенко Н.Н. Психология творчества  СПб.: Речь, 2005

Репертуарные сборники

1.«Всё  в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.

2.«Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.

3.«Детям нужен мир». М. 1982г.

4.«Дружат дети всей земли». М. 1981г.

5.Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко).  М. 1975г.

6.«За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.

7.«Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.

8.«Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.

9.«Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.

10.«Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.

11.Ахмедов В. «Что это такое?».  М. 1997г.

12.Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.

13.Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.

14.Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.

15.Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной /                          

сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.

16.Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.

17.Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.

18.Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.

19.Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Сов. композитор,  1986.–68

20.Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.

21.Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.

22.Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М.

23.Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.

24.Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.

25.Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.

26.Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного      возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86    

 

Современные нотные пособия.

1.«Жили – были Трали - Вали» М.Е.Полякова Челябинск «Урал LTD» 1997г.

2.«Песни для дошкольников и млад. школьников! Москва «Айрис Пресс» 2007г.

3.«Необычные песенки для дошкольного и младшего школьного возраста»       С.В.Крупа-Шушарина Ростов - на -Дону «Феникс» 2006г.

4.«Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников» Н.Н.Алпарова  В.А.Николаев Ростов – на – Дону «Феликс» 2009г.

5.«Мы играли в паповоз»  Ярославль  Академия развития «Холдинг» 2003г.

6.«Ладушки».  Программа музыкального воспитания для дошк. мл. школьного возраста изд. «Композитор»  Санкт-Петербург. 2012г.

7.«Зимушка-Зима» Песни, пьесы и танцы  для дошк. мл .школ. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.

8.«Три мюзикла для детей» Муз. В.Бровко. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.

9. «Крошка Ру.» Мюзиклы для детей. Учебно- методическое пособие. Изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2009г.

10.«Музыкальные праздники для дош . мл. шк.»  Учебно –методическое пособие» И.А.Кутузова А.А.Кудрявцева  изд. «Просвещение» Москва 2005г.  

11.Миловская  «Распевание на уроках пения» изд. «Музыка»1977г.

12.«На родимой стороне» популярные народные песни  Ярославль2004г.

13.«Танцы ,игры, упр. для красивого движения»  Ярославль 2004г.

14.« Музыкальная грамота в картинках» Г.П.Шалаева изд. «Эксмо» Москва 2006г.

15.«Лучшие попевки и песенки для муз. развития малышей» Е.В.Горбина Ярославль    2007г.

16.«Как у наших у ворот» И.Каплунова, И.Новоскольцова  пособие для муз. руководителей изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2003г.

17.«Развивающие музыкальные игры» И.Асамова  М.Давыдова Москва 2007г.

18.«Эстрадное пение» Экспресс курс Москва 2006г.                          

19.«В лунном сиянье». Романсы изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2011г.

20.«Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки» изд. «Современный композитор» 1990г

21.«Музыкальный букварь» Ветлугина изд. «Музыка» Москва 1986г.

22.«Забавное сольфеджио!  Л. Абелян. Москва 1985г

5.4 Интернет - ресурсы:

http://notes.tarakanov.net – нотная библиотека Б. Тараканова;

http://notonly.ru – нотный архив;

http://propianino.ru/katalog-not - каталог нот;

http://www.notomania.ru – нотный архив;

http://www.melodyforever.ru – ноты современных песен для фортепиано;

http://sheets-piano.ru – нотный архив;

http://x-minus.org – сайт минусовых аранжировок песен;

http://vkmonline.com/minusovki - сайт минусовых аранжировок песен;

http://minusovki.mytracklist.com - сайт минусовых аранжировок песен;

http://mp3ostrov.me – сайт минусовых аранжировок песен;

http://tourkids.ru – информация о фестивалях детской эстрадной песни;

http://www.det-fond.ru – сайт о фестивалях детского творчества;

http://xn--80adimcr2bip.xn--p1ai – Фестивали РФ;

http://rus-festival.ru – фонд развития творчества детей и молодёжи «Улыбка»

https://nsportal.ru/kasyanov-igor-vladimirovich - сайт педагога дополнительного образования МБУДО "ЦРТДиЮ" Касьянова Игоря Владимировича