25. учебная программа "Ансамбль барабанщиков"

Тимофеева Алла Юрьевна

25. учебная программа "Ансамбль барабанщиков"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

имени А.С. Даргомыжского

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» 8 лет

«ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» 8 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«УДАРНЫЕ ИНСТРМЕНТЫ» 4 года

В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.02.УП.02. «Коллективное музицирование»

В.01.УП.01 «Учебный предмет по выбору»

«АНСАМБЛЬ БАРАБАНЩИКОВ»

Срок реализации 4 года (9-16 лет)

Смоленская область г. Вязьма

2022г.

Принято                               Принято                                 Утверждаю

на заседании                        на заседании                         Директор МБУДО

Методического                   Педагогического                   Вяземской ДШИ

совета                                   совета                                    им.А.С.Даргомыжского

Протокол №1                      Протокол №1                      _________Новичкова Е.А.

от «29» августа 2022 г.       От «30» августа 2022 г.        Приказ № 71

                                                                                              от «01» сентября 2022г.

Программа учебного предмета «Ансамбль барабанщиков», срок обучения» срок обучения 4 года, разработана на основе проекта примерной программы по учебному предмету «Ансамбль барабанщиков» Министерства Культуры РФ.

Составитель: Тимофеева А.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Ансамбли для смешанного состава;
  • Методическая литература;

  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Ансамбль барабанщиков является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и дисциплины.

Значение термина «ансамбль»: ансамбль это - небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т. д.

Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом – организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения. Подбадривает, организует.

Программа «Ансамбль барабанщиков» имеет художественную направленность. Программа по уровню содержания – базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата – учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Занятия в ансамбле барабанщиков формируют музыкальный вкус обучающихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Программа предусматривает приобщение детей к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально – творческой деятельности для себя и для окружающих.

Срок реализации учебного предмета

Реализации данной программы осуществляется с 1 по 4 классы Дополнительной общеразвивающей программе «Ударные инструменты» (срок обучения 4 года) и  по 5 по 8 классы Дополнительной общеобразовательной программе «Народные инструменты» и «Духовые инструменты» (срок обучения 8 лет).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Дополнительная общеобразовательная программа

«Народные инструменты» и «Духовые инструменты» (срок обучения 8 лет).

Сроки обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

33

33

33

33

Количество часов на внеаудиторные занятия

Не отводятся

Не отводятся

Не отводятся

Не отводятся

Дополнительная общеразвивающая программа

«Ударные инструменты» (срок обучения 4 года)

Срок обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия

34

34

34

34

Количество часов на внеаудиторные занятия

51

51

51

51

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Количество учащихся в группе от 8 до 10-12 человек. Рекомендуемая продолжительность урока– 1 час (40 минут)

Цель и задачи учебного предмета

Цель программы – способствовать развитию творческих способностей личности в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.

Задачи:

- обучение основам музыкальной грамоты;

- приобретение навыков игры на малом барабане, большом барабане, маршевых томах и других ударных инструментах;

- обучение базовым хореографическим элементам, необходимым в дефиле;

- развитие музыкально-ритмического слуха;

- воспитание чувств коллективизма, ответственности, взаимопомощи и поддержки, терпения и выносливости;

- воспитание сценической культуры.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

Методы обучения

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип связи педагогической деятельности с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
  • принцип наглядности;
  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
  • принцип интеграции.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- проработка и закрепление пройденного материала;

- раскрытие индивидуальности ребёнка через творческое самовыражение

- воспитание художественного вкуса;

- метод многократного повторения всевозможных движений;

- метод коллективного творчества;

- метод объяснения;

- метод самостоятельной работы;

- метод похвалы и поощрения

Формы организации образовательной деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная.

формы организации учебного занятия:

  • практическое занятие;
  • занятие-беседа;
  • комплексное занятие;
  • занятие - репетиция;
  • итоговое занятие;
  • творческий отчёт.

 В образовательной деятельности используются педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • развивающего обучения;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология игровой деятельности;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений.

Предложенные методы работы с ансамблем барабанщиков, в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны        на        проверенных        методиках        и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на ударных инструментах.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Для работы с инструментальным ансамблем необходимо следующее оборудование и инструменты:

- Наличие палочек для занятий (одна пара на ученика);

- Малые барабаны 6-8 штук;

- 2 больших барабана;

- Две пары тарелок;

- 10 пюпитров для воспитанников высокого роста, музыкальный центр, для прослушивания записей;

- Мебель: стулья, соответствующие требованиям СанПиНов, шкафа для нот, трех столов (для аппаратуры и теоретических занятий). Зеркало.

- Костюмы для выступлений.

  1. Содержание учебного предмета 

Создание инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль барабанщиков», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Народные инструменты» и «Духовые инструменты» (срок обучения  8 лет).

Распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий

(в год)

32

33

33

33

Количество        часов        на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на внеаудиторные занятия

131

Максимальная учебная нагрузка

262

Дополнительная общеразвивающая программа

«Ударные инструменты» (срок обучения 4 года)

Распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий

(в год)

34

34

34

34

Количество        часов        н аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

132

Общее количество часов на внеаудиторные занятия

132

Максимальная учебная нагрузка

264

Самостоятельные занятия: с 1 по 4 класс – 1 час (40 минут) в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

  • Вводное занятие. Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения, основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте.
  • Формирование исполнительского аппарата. Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приемов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твердо знать психо – физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы).
  • Работа над упражнениями и этюдами. Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения.
  • Работа над произведениями. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведения с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.
  • Ансамблевая подготовка. Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа.
  • Музыкально – теоретические сведения. Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.
  • Итоговый отчетный концерт. Составление программы, отбор исполнителей. Репетиции.

Виды внеаудиторной работы:

  • -выполнение домашнего задания;
  • - отработка ритмических группировок;
  • -подготовка к концертным выступлениям;
  • -посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений.

Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.

Годовые требования по классам

В ансамблевой игре так же, как и  в  сольном  исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом,  навыки  совместной  игры,  такие,  как: сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Программа рассчитана на 4 года обучения, с общим количеством часов для дополнительной общеразвивающей программе «Ударные инструменты» (срок обучения 4 года – 264, для дополнительной общеобразовательной программы «Народные инструменты» и «Духовые инструменты» (срок обучения 8 лет) – 232ч

В коллектив принимаются все желающие, с разным уровнем подготовки, но, желательно, чтобы ученик умел играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Специфика работы инструментального ансамбля, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на ударных инструментах. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, который варьируется от 10 до 25 исполнителей. Минимальный состав ансамбля состоит: из 4 - х малых барабанов, большого барабана и тарелок. Основной состав состоит: из 10 малых барабанов, 2 - х больших барабанов и 2 – х тарелок.

Определенного уровня овладения этим комплексом умений и навыков участники инструментального ансамбля достигают через 3 – 5 лет обучения. При этом количественный охват детей практически не ограничен. Исключение составляет собственно концертная группа ансамбля, для участия в которой воспитанники подготавливаются постепенно.

Учебно – тематический план

1-й год обучения

Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.

Практическая работа: гимнастические упражнения для развития рук. Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др.

Ударные инструменты (малый барабан)

Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.

Практическая работа: гимнастические упражнения для развития рук. Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др.

Игра в ансамбле

Организация работы над произведением в ансамбле:

- индивидуальный разбор и выучивание произведения.

- игра произведения дуэтом, трио:

- малый барабан + малый барабан

- 3 малых барабана + большой барабан

большой барабан + тарелки + малый барабан

- игра произведения в ансамбле.

Ожидаемые результаты:

  • изучить основы музыкальной грамоты, нотацию для ударных инструментов, аппликатуру
  • играть одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением
  • играть крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане

          освоить малые ударные инструменты: бубен, трещотки, маракасы

Инструментальная подготовка

История инструмента. Устройство барабана. Музыкально – теоретические сведения.

Теория: Беседа об истории появления барабана, рассказ об устройстве барабана. Правила обращения с барабаном. Правила игры на барабане. Понятие затакт, такт. Музыкальные размеры 4/4, 2/4, 3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, весёлая – грустная; особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта.  

Формы и методы обучения: беседа.

Форма подведения итогов: собеседование, опрос.

Работа над упражнениями и этюдами.

Практические занятия:

Развитие технического совершенства игры на малом барабане:

  • разминка для пальцев рук;
  • правильное положение рук и палочек во время игры на барабане и вне игры;
  • одиночные удары, «двойка», «дробь»;
  • усиление и угасание ударов;
  • разучивание не сложных ритмов: на 2-4 счета, на 8 счета.
  • Упражнения с палочками:
  • свечка;
  • перекладина;
  • петли, петли двумя руками;
  • вращения палочками между пальцами;
  • перекидывание палочек партнершам.

Дефиле.

Основы сценического движения:

Основы сценического движения. Положение поз и направление движений. Походное положение барабана.

Движения и перестроения с барабанами:

Разучивание движений и перестроений направленных на развитие координации движения, воспитание сценической культуры:

  • Основной шаг.
  • Техника походки.
  • Распределение сценического пространства.
  • Движение с барабанами;
  • Перестроение в фигуры:
  • коробочка;
  • квадрат

Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.

Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:

  • «Бей барабанщик»;
  •  «Старый барабанщик
  •  Русская народная песня «Коробейники»;
  •  под собственный аккомпанемент

Примерный репертуарный план

1. Походный марш № 1.

2. Походный марш № 2.

3. Г. Шинстайн «Ритмы улиц».

4. М. Николаев «Марш на выход».

5. С. Смит «Crazy army».

6. В. Аникин «Удар за ударом».

7. И. Тамарина. Токкатина.

Второй год обучения:

- Гимнастические упражнения для развития рук, посадка за инструментом. Простые упражнения на глухом барабане: одиночные удары «двойки», «двойки» с ускорением.

- Музыкальная грамота и элементарная теория музыки. Нотация для ударных инструментов. Аппликатура. Простые размеры:4/4, 2/4, 3/4. Игра упражнений на целые, половинные и четвертные длительности.

- Теория: восьмые длительности и упражнения на них.

- Теория: нота с точкой, упражнения. Акценты.

- Теория: шестнадцатые длительности и упражнения на них. Марш. Изучение простого ритма с ногами.

- Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства

- Маршевый ритм № 3 на 3 партии (малый барабан, большой барабан).

- Маршевый ритм № 4 на 3 партии (малый барабан, большой барабан).

- освоить простые, сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг

Практическая работа: Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки). Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Разучивание ансамблевых партий

Ожидаемые результаты:

  • изучить инструменты ударной установки (их устройство, функцию, расположение)
  • освоить нотную запись инструментов ударной установки
  • изучить танцевальные ритмы
  • разучить ансамблевые партии.

Ансамблевые занятия

Практическая работа: разыгрывание ансамбля. Разучивание партий для ансамбля различного состава. Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительностей нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Специфика индивидуальной и коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Упражнения на отработку игры в движении, синхронное исполнение. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Работа с зеркалом. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам.

Инструментальная подготовка. Музыкально – теоретические сведения.

Дефиле. Основы сценического движения. 

 Основы сценического движения. Положение поз и направление движений. Походное положение барабана.

Движения и перестроения с барабанами.

Практические занятия:

Разучивание движений и перестроений направленных на развитие координации движения, сценической походки; воспитание сценической культуры:

  • Основной шаг.
  • Техника походки.
  • Изучение фиксаций.
  • Распределение сценического пространства.
  • Движение с барабанами;
  • Перестроение в фигуры:
  • коробочка;
  • квадрат

Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.

Практические занятия:

Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:

  • «Торжественный марш»;
  •  «Марш Парад»;
  •  Русская народная песня «Коробейники»;
  •  Марш «Славянка»;
  •  под собственный аккомпанемент

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: визуальное наблюдение, творческая работа.

Работа над упражнениями и этюдами.

Практические занятия:

Развитие технического совершенства игры на малом барабане:

  •  разминка для пальцев рук;
  •  правильное положение рук и палочек во время игры на барабане и вне игры;
  • одиночные удары, «двойка», «дробь»;
  •  усиление и угасание ударов;
  • разучивание не сложных ритмов: на 2-4 счета, на 8 счета.
  • Упражнения с палочками:
  • свечка;
  •  перекладина;
  •  петли, петли двумя руками;
  •  вращения палочками между пальцами;
  • перекидывание палочек партнершам.

Ожидаемые результаты:

  • слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;
  • понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;
  • ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;
  • слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука.

Примерный репертуарный план

1. Походный марш № 1.

2. Походный марш № 2.

3. Г. Шинстайн «Ритмы улиц».

4. М. Николаев «Марш на выход».

5. С. Смит «Crazy army».

6. В. Аникин «Удар за ударом».

7. И. Тамарина. Токкатина.

Третий год обучения:

- Теория: триоли и упражнения на них.

- Теория: на восьмую с точкой шестнадцатую и упражнения.

- Теория: синкопа и упражнения.

- Теория: форшлаги и упражнения на них.

- Теория: сложные размеры: 6/8, 9/8, 12/8. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане.

- Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет

- Теория. Нотная запись инструментов ударной установки

- Изучение танцевальных ритмов. Координация рук и ног

- Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства

- Маршевый ритм на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

- Маршевый ритм на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

- Разучивание ансамблевых партий

Игра в ансамбле

В работу инструментального ансамбля входят: построение музыкальной формы, музыкально – образовательные беседы и слушание музыки, разучивание репертуара и импровизация, сценическое оформление номеров.

Практическая работа: индивидуальное занятие ансамблистов для повышения исполнительского мастерства. Упражнения на закрепление специфики игры в движении и синхронное исполнение трюков. Шаги. Разводка. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение трюков. Работа с зеркалом. Повышение качества исполнения музыки. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. Понимание жанра, стиля и характера исполняемой музыки.

Организация работы над произведением в ансамбле:

- индивидуальный разбор и выучивание произведения.

- игра произведения дуэтом, трио:

- малый барабан + малый барабан

- 3 малых барабана + большой барабан

- большой барабан + тарелки + малый барабан

- игра произведения в ансамбле.

Инструментальная подготовка и строевая подготовка

Разновидность шагов, поворотов, ракурсов.

Практические занятия:

Продолжение разучивания команд:

  •  «Равняйся!»;
  • «Смирно!»;
  •  «Равнение направо!»;
  •  «Вольно!»,
  • «Готовься!»;

Повороты:

  •  «Направо»;
  • «Налево»;
  • «Кругом»

Совмещение выстукиваемого ритма со строевым шагом по кругу, по квадрату, линиями, колонами, по диагонали. Вращения линиями по: 2, 3, 4 человека и более.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой и практические методы.

Форма подведения итогов: практическая работа

Дефиле. Основы сценического движения.

 Походное положение барабана.

Движения и перестроения с барабанами.

Практические занятия:

Перестроение направленных на развитие координации движения, сценической походки; воспитание сценической культуры:

  • Основной шаг.
  • Техника походки.
  • Изучение фиксаций.
  • Распределение сценического пространства.
  • Движение с барабанами;
  • Перестроение в ряду;
  • Перестроение в фигуры:
  • расческа;
  • коробочка;
  • квадрат

Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.

Практические занятия:

Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:

  • «Торжественный марш»;
  •  «Марш Парад»;
  •  Русская народная песня «Коробейники»;
  •  Марш «Славянка»;
  •  под собственный аккомпанемент

Ожидаемые результаты:

  • слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;
  • понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;
  • ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;
  • слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука;
  • понимать стиль и характер музыки;
  • понимать функцию и роль каждого инструмента в ансамбле.

Примерный репертуарный план

1.М. Глинка «Андалузский танец».

2. Г. Гладков «Песня атаманши и разбойников».

3. П. Чайковский «Эккосез».

4. А. Казелла «Диатонический вальс».

5. А. Полонский «Испанский танец».

6. Б. Сметана «Вальс».

7. Д. Шостакович «Соглашатель» (из балета «Болт»).

Четвертый год обучения:

В работу инструментального ансамбля входят: построение музыкальной формы, музыкально – образовательные беседы и слушание музыки, разучивание репертуара и импровизация, сценическое оформление номеров.

Практическая работа: индивидуальное занятие ансамблистов для повышения исполнительского мастерства. Упражнения на закрепление специфики игры в движении и синхронное исполнение трюков. Шаги. Разводка. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение трюков. Работа с зеркалом. Повышение качества исполнения музыки. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. Понимание жанра, стиля и характера исполняемой музыки.

- Теория: триоли и упражнения на них.

- Теория: на восьмую с точкой шестнадцатую и упражнения.

- Теория: синкопа и упражнения.

- Теория: форшлаги и упражнения на них.

- Теория: сложные размеры: 6/8, 9/8, 12/8. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане.

- Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства

- Маршевый ритм на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

- Маршевый ритм на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

- Разучивание ансамблевых партий

Игра в ансамбле

Организация работы над произведением в ансамбле:

- индивидуальный разбор и выучивание произведения.

- игра произведения дуэтом, трио и т.д.

- малые барабаны

- 3 малых барабана + большой барабан

- 6 малых барабана + большой барабан, тарелки

- игра произведения в ансамбле. 

Инструментальная подготовка и строевая подготовка

Разновидность шагов, поворотов, ракурсов.

Теория:

Знакомство с разновидностью шагов, поворотов, ракурсов.

Разучивание и исполнение команд.

Практические занятия:

Разучивание команд:

  •  «Равняйся!»;
  • «Смирно!»;
  •  «Равнение направо!»;
  •  «Вольно!»,
  • «Готовься!»;

Повороты:

  •  «Направо»;
  • «Налево»;
  • «Кругом»

Совмещение выстукиваемого ритма со строевым шагом по кругу, по квадрату, линиями, колонами, по диагонали. Вращения линиями по: 2, 3, 4 человека и более.

Формы и методы обучения: практические занятия; словесные, наглядные, наглядно-слуховой и практические методы.

Форма подведения итогов: практическая работа

Дефиле.

Положение поз и направление движений. Походное положение барабана.

Движения и перестроения с барабанами.

Практические занятия:

Разучивание движений и перестроений направленных на развитие координации движения, сценической походки; воспитание сценической культуры:

  • Основной шаг.
  • Техника походки.
  • Изучение фиксаций.
  • Распределение сценического пространства.
  • Движение с барабанами;
  • Перестроение в ряду;
  • Перестроение в фигуры:
  • расческа;
  • коробочка;
  • квадрат

Движения под различные музыкальные сопровождения и ритмы.

Практические занятия:

Разучивание движений под различные музыкальные сопровождения, ритмы:

  • «Торжественный марш»;
  •  «Марш Парад»;
  •  Русская народная песня «Коробейники»;
  •  Марш «Славянка»;
  •  под собственный аккомпанемент

Примерный репертуарный план

1.М. Глинка «Андалузский танец».

2. Г. Гладков «Песня атаманши и разбойников».

3. П. Чайковский «Эккосез».

4. А. Казелла «Диатонический вальс».

5. А. Полонский «Испанский танец».

6. Б. Сметана «Вальс».

7. Д. Шостакович «Соглашатель» (из балета «Болт»).

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические навыки и умения, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

Результаты учитываются применительно к отдельной личности в зависимости от индивидуального характера и качества усвоения знаний, умений и навыков.

Учащиеся должны в обязательном порядке выполнять следующие требования:

  • систематически посещать все учебные занятия,
  • в полном объеме выполнять все практические задания,
  • на занятиях иметь инструмент, нотную тетрадь, папку с нотами, ручки, карандаши. Руки ученика должны быть чистыми, с коротко отстриженными ногтями.

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

- основы музыкальной грамоты;

- что такое метр, ритм, метроном;

- динамические оттенки (нюансы);

- разновидности ударных инструментов.

Должны уметь:

 - читать и играть по нотам;

- работать с метроном;

- исполнять базовые ритмические рисунки;

- работать со звуком (нюансировка).

У обучающегося будет развито:

- чувство ритма;

- навыки самостоятельной работы;

- навыки работы в коллективе.

У обучающегося будет воспитано:

- уважительное и внимательное отношение к участникам коллектива;

- трудолюбие, выдержка, трудоспособность, выносливость;

- стремление прилагать усилия для достижения поставленной учебной задачи.

По окончании второго – четвертого года обучения обучающиеся должны знать:

- основные музыкальные стили: рок, диско, поп и т.д.

Должны уметь:

- исполнять выученные элементы;

- работать в ансамбле;

- запоминать движения и грамотно их повторять;

- координировать свои движения;

- классифицировать музыку по стилям и жанрам.

У обучающегося будет развито:

- эстетический кругозор и вкус;

- навыки самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки работы в ансамбле.

У обучающегося будет воспитано:

- чувство патриотизма, любви к Родине.

Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются публичные выступления. С начала в виде показов для родителей, затем в виде участия в концерте, шествии, параде.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля уcпеваемости являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Tекущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки за триместр.

Особой формой текущего контроля является зачет, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными   формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной (с оценкой).

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

Контрольные требования на разных этапах обучения 

На 1 и 2 году обучения:

Начальный контроль:

1. умение выполнять основные команды строевой подготовки;

2. умение выполнять основные упражнения для устойчивости корпуса, развития ритмичности и пластичности;

3. умение выполнять основные направления игры на барабане;

 Промежуточная аттестация:

1. умение построения и перестроения, рисунки дефиле;

2. выполнение команд строевой подготовки;

3. умение играть на инструментах во время движения.

Промежуточная аттестация:

1. умение реагировать на сигналы тамбурмажора;

2. умение выполнять перестроения, рисунки и дефиле;

3. умение выполнять основные приемы игры на малом барабане.

На 3 и 4 году обучения:

Начальный контроль:

1. умение выполнять базовые ритмические конфигурации на барабане;

2. выполнение и совершенствование перестроений в дефиле; основных элементов хореографии;

3. умение выполнять команды строевой подготовки.

Промежуточная аттестация:

1. выполнение хореографических движений и упражнений;

2. умение выполнять сценическую походку;

3. выполнение техники дефиле.

Аттестация по завершении реализации программы:

1. выполнение техники игры на малом барабане и репертуаром ансамбля;

2. выполнение правил движения с барабаном;

3. умение заниматься постановочно – репетиционной работой.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически        качественное        и        художественно

осмысленное        исполнение,        отвечающее        всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Отметка отражает        грамотное        исполнение        с

небольшими        недочетами        (как        в        техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс        недостатков,        причиной        которых

является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса 

Приступая к занятиям с начинающим учеником, педагог должен подобрать инструмент. Выбор инструмента зависит не только от желания самого воспитанника, но и от его физических возможностей. Надо также подобрать высоту пульта, характеристики которого соответствовали бы физическим данным обучающегося. Необходимо увязать процесс изучения первоначальной нотной грамоты с выработкой правильных представлений «нота - звук». В процессе обучения педагог должен постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений. Для успешного развития навыков ученику, прежде всего, необходимо усвоить рациональную, удобную постановку корпуса, организацию игрового аппарата, учитывающие его индивидуальные особенности. Целесообразно включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.

С первых занятий необходимо добиваться интонационной и ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука — основные требования на всех этапах обучения.

Технические возможности обучающихся, необходимо развивать с самого начала обучения. По всем направлениям, последовательно, тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Учебная литература:

- Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211.

- Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М., «Просвещение», 1995.

- Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. ч 1. М., 1979

  • Ансамбли для смешанного состава;

Методическая литература:

  • Андреев Е. «Ударные инструменты современного симфонического оркестра» - Киев, 1990.
  • Биберган В. «К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки» -Моска, 1990.
  • Головко С. «К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах» - Москва, 1989.
  • Денисов Э. «Ударные инструменты в современном оркестре» - М., 1982.
  • Дмитриев Г. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние» - М., 1980.
  •  Зиневич В., Борин В. «Курс игры на ударных инструментах» - П., 1980.
  • Ковалевский М. «Аппликатурные приемы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле» - М., 1980.
  • Макиевский С. «Техника игры на ударном инструменте» - Киев, 1990.
  • Парамонов В. «Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре» - М., 1984.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения на ударных инструментах// Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра.- М., 2006
  2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс, Кн. 1,2,2-е изд.- Л., 2008
  3. Барсова И. Предесловие// Ударные инструменты в современном оркестре.- М.: Сов. Композитор,2008
  4. Гарбузов Н. Музыкант, исследователь, педагог: Сб. статей. – М.: Музыка, 2011
  5. Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2006

    Электронные ресурсы:

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л.: Искусство,1983

https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bazarova-nadezhda-pavlovna/azbuka-klassicheskogo-tanca 

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Айрис-пресс, 1999

https://bookree.org/reader?file=593636 

  1. Лифиц И. Ритмика. Методическое пособие для преподавателей. -М., 1992

https://nsdshi.uln.muzkult.ru/media/2020/04/10/1252998357/Lificz_I.V._Ritmika_Uchebnoe_posobie.PDF 

  1. Рыданова О.П. Катинене А.И. Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. –М., 1994

https://perviydoc.ru/v4872/радынова_о.п.,_катинене_а.и.,_палавандишвили_м.л._музыкальное_воспитание_дошкольников