26. учебная программа для барабанщиков 3 года

Тимофеева Алла Юрьевна

26. учебная программа для барабанщиков 3 года

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

имени А. С. Даргомыжского

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01. УП.01. Основы музыкального исполнительства

(ударные инструменты)

Срок реализации программы 3 года (10-16 лет)

Смоленская область, г. Вязьма

2022г

ОДОБРЕНО                ПРИНЯТО                              УТВЕРЖДАЮ

на заседании                  на заседании                    Директор МБУДО

Методического              Педагогического               Вяземской ДШИ им. А.С.

совета                        совета                            Даргомыжского

Протокол № 1                Протокол № 1                 __________Е.А. Новичкова

от 29.08.2022г.               от 30.08.2022г.                    Приказ № 71

                                                                     от 01.09.2022г.

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (ударные инструменты)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на ксилофоне, малом барабане и полной ударной установке в детских школах искусств со сроком обучения 3 года.

Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории Тимофеева А.Ю.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

-Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план.

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература

- Методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 No191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на ударных музыкальных инструментах в детских школах искусств. В процессе формирования гармонически развитой личности важную роль играет эстетическое воспитание. Музыке принадлежит одно из ведущих мест.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы 10 – 16 лет.

Программа предусматривает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их музыкальным способностям. Возможно обучение учащихся, как закончивших один курс образовательных программ для ДШИ, так и для вновь поступившим детям.

Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме Академического зачета. Возможны другие формы завершения обучения (участие в конкурсе, концерте). При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) 3-х летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) составляет 2 часа в неделю (по 40 минут). Занятия проходят в индивидуальной форме.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

34

Количество недель

17

17

17

17

17

17

Аудиторные занятия

34

34

34

34

34

34

204

Самостоятельная работа

34

34

34

34

34

34

204

Максимальная учебная нагрузка

68

68

68

68

68

68

408

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 204 часов – аудиторные занятия, 204 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе ударные инструменты, является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, рекомендуемая продолжительность урока 1,2,3 классах – 1 час (40 минут).

Цель и задачи учебного предмета

Данная программа направлена на развитие учащихся со средними музыкальными данными, которых большинство среди детей, поступающих в музыкальные школы и школы искусств.

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование практических умений и навыков игры на ударных инструментах, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

-  ознакомление детей с ударными инструментами, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

- формирование навыков игры на музыкальном инструменте – ударные инструменты;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

-  оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- развитие творческой активности, побуждающей учащихся к самостоятельным занятиям музыкой в дальнейшем;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

- расширение кругозора.

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-  распределение учебного материала по годам обучения;

-  описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-  словесный (объяснение, беседа, пояснение, указание, замечание, рассказ);

-  наглядный (наблюдение, демонстрация, просмотр видеоматериалов, концертов, конкурсов);

- практический (систематические, последовательные, постоянные упражнения воспроизводящие и творческие);

- эмоциональный (похвала, эмоциональные переживания, ассоциативно-образное представления, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы предмета требует наличие учебного кабинета -класс для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений. Оборудование учебного кабинета- ударные инструменты (шумовые и звуковысотные), фортепиано, пюпитр, стол, стулья, подставки для ног.

Информационное обеспечение - перечень рекомендуемых печатных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы, обеспечение доступа учащимся к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Темы и содержание занятий

I полугодие

Знакомство с инструментом (барабан, ксилофон, ударная установка), устройством, правилами обращения и ухода за ним. Освоение правильной постановки корпуса, рук и принципов звукоизвлечения. Занятия проводятся как на тренировочном пэде, так и непосредственно на инструменте. Необходимо отрабатывать одиночные удары как отдельно каждой рукой, так и в чередовании правой и левой. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (целых, половинных, четвертей, восьмых).

Учащийся должен выучить соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (c акцентом на сильной доле). Игра упражнений, этюдов, народных песен, легких пьес современных композиторов.

Уд.установка: знакомство с инструментом, воспитание чувства ритма, развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического, постановка рук, ног, организация игровых движений, элементарное звукоизвлечение – одиночные удары; 2-3 разнохарактерные пьесы, ритмических упражнений или этюдов (Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и  замедлением. Упражнения для развития техники рук        и ног. Одиночные удары.)

II полугодие

Освоение основных музыкальных терминов, обозначающих динамику, повтор, окончания и др.

Гаммы До и Соль мажор в две октавы, трезвучие (в развернутом виде). Игра упражнений, этюдов, легких произведений современных композиторов, народных песен, танцев.

Уд.установка: знакомство с инструментом, воспитание чувства ритма, развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического, постановка рук, ног, организация игровых движений, элементарное звукоизвлечение – одиночные удары; 2-3 разнохарактерные пьесы, ритмических упражнений или этюдов (Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением. Упражнения для развития техники рук        и ног. Одиночные удары.)

Технический зачет (февраль) – одна гамма по выбору и этюд.

Апрель - Академический зачет (возможно участие в коллективе, или концерте, за текущий месяц)

Второй год обучения

Темы и содержание занятий

I полугодие

Различные упражнения, развивающие подвижность кистей рук (играть гаммы и трезвучия дуолями, триолями, квартолями - каждой рукой в отдельности и с чередованием рук. Умение передавать динамические оттенки.

Гаммы мажорные 0-1 знаков, Ля минор двух видов в две октавы, трезвучие.

Освоение несложных ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Освоение приема тремоло на ксилофоне.

Уд.установка: ; 2-3 разнохарактерные пьесы, ритмических упражнений или этюдов, Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением.        Упражнения        для        развития техники рук и ног.  Простейшие элементы полиритмии. Одиночные удары, парадидлы, привитие интереса и любви к музыкальному искусству, умение ребенка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки»,                      работа над штрихами, основами исполнительства (акустика, темпы, динамика), целенаправленное развитие навыков чтения нот с листа, воспитание навыков домашнего музицирования.

Технический зачет (ноябрь) – одна гамма по выбору и этюд

II полугодие

Гаммы мажорные и минорные 0-1 знак. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы, марши, оригинальные произведения, аранжировки или обработки произведений, пьесы современных композиторов, произведения зарубежных и русских композиторов.

Гаммы мажорные и минорные до 2-х знаков включительно. Упражнения и этюды. Произведения русских и зарубежных композиторов, современных композиторов, облегченные переложения популярной музыки.

Февраль - на технический зачет выносится гамма Соль или Фа мажор, этюд на малом барабане (по нотам) или на ксилофоне.

Уд.установка: ; 2-3 разнохарактерные пьесы, ритмических упражнений или этюдов, Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением.        Упражнения        для развития техники рук        и ног.  Простейшие элементы полиритмии. Одиночные удары, парадидлы, привитие интереса и любви к музыкальному искусству, умение ребенка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки»,   работа над штрихами, основами исполнительства (акустика, темпы, динамика), целенаправленное развитие навыков чтения нот с листа, воспитание навыков домашнего музицирования.

Технический зачет (февраль) – одна гамма по выбору и этюд.

 Апрель - академический зачет. Выносятся две-три разнохарактерные пьесы (одна-две на ксилофоне (металлофоне) и одна на малом барабане (по нотам). Возможно участие в коллективе, конкурсе или концерте, за текущий месяц.

Третий  год обучения

Темы и содержание занятий

I полугодие

Гаммы мажорные и минорные 1-3 знака в две октавы, трезвучия, арпеджио. Освоение мелизмов: форшлаг одиночный, двойной. Усовершенствование приема тремоло, освоение игры legato с использованием тремоло. Несложные произведения крупной формы или вариаций, классическая музыка, обработки и аранжировки музыкальных произведений, эстрадные пьесы.

Развитие технических навыков (исполнение гамм, арпеджио различными ритмическими рисунками и группировками, с «разных» рук). Принципы исполнения игры интервалами. Произведения крупной формы, пьесы зарубежных, русских и современных композиторов, оригинальные пьесы, популярная музыка.

Уд.установка: Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением.        Упражнения        для развития техники рук и ног.    

Простейшие элементы полиритмии. Одиночные удары, парадидлы, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки»,   упражнения для развития техники рук и ног, Поли ритмические комбинации, свинг, развитие у ребенка самодеятельности и грамотности при работе с нотным текстом; изучение учеником произведений более крупного объема и сложной фактуры изложения, привитие навыков ансамблевой игры. Упражнение «двойки» в медленном темпе с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу. Темброво- ритмические и поли ритмические соло.

Технический зачет (ноябрь) – одна гамма по выбору и этюд;

Декабрь – прослушивание выпускников (исполнение 1 части выпускной программы 2 произведения) Возможно участие в коллективе, конкурсе или концерте, за текущий месяц.

II полугодие

Занятия по развитию технических навыков исполнения на малом барабане: триоли, шестнадцатые, квинтоли с ускорением, начальные навыки игры «дроби». Исполнение пьес на «шумовой батарее». Учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно изучить основные приемы звукоизвления, простых ритмических рисунков на 2/4, 3/4, 4/4 (марш, польки, вальса) на ударной установке. Подготовка итоговой программы.

Уд.установка: работа над овладением новых приемов игры: упражнения «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу, размеры: 12/8, 6/8, нюансы: пиано, меццо форте, форте, крещендо, диминуэндо и т. д., простые виды исполнения дроби, дальнейшее освоение триольного и дуольного ритма в отдельности и в соотношении друг с другом, темброво-ритмические и Поли ритмические соло, накопление сценического репертуара и применение его в концертной практике, развитие навыков самостоятельной работы.

Апрель – прослушивание выпускников (вторая часть программы 2 разнохарактерных произведения)

Май - итоговая аттестация. Выносятся три-четыре разнохарактерных произведения (одно-два на ксилофоне, одно на малом барабане, одно на ударной установке, с сопровождением фортепиано (вальс, полька, марш)). Возможно участие в коллективе, конкурсе или концерте, за текущий месяц.

Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа. Возможно участие в коллективе, или концерте.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков индивидуального и коллективного музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений. Возможно участие в коллективе, или концерте.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на ударных инструментах (звуко высотных, шумовых), правильная постановка рук и корпуса, правильное звукоизвлечение.

На ксилофоне: выучить мажорные гаммы до 1-2 знаков, а также трезвучия. Заниматься различными упражнениями, развивающими исполнение тремоло.  Упражнения и этюды, произведения народные, современных, русских, зарубежных композиторов.

Выучить 5-10 пьес: детские песенки, народные песни, танцы;

1-2 этюда.

Малый барабан: занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (целые, половинные, четверти, восьмые). Учащийся должен выучить соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (c акцентом на сильной доле).

Выучить 8-10 этюдов или упражнений.

Ударная установка: Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением.        Упражнения для        развития        техники        рук и ног. Одиночные удары. Круг учебных задач, успешность выполнения которых подлежит контролю, по которым можно конкретно оценить перспективы развития и возможности ученика: знакомство с инструментом, воспитание чувства ритма, организация мышления, развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического), постановка рук, ног, организация игровых движений, элементарное звукоизвлечение – одиночные удары.

На переводном академическом концерте ученик должен сыграть два-три разнохарактерных произведения или этюда.

Технический зачет (февраль) – одна гамма по выбору и этюд.

Апрель –промежуточная аттестация, зачет. Возможно участие в коллективе, или концерте, за текущий месяц.

Примерный репертуарный список

Ксилофон

1.Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. NoNo 1-5

2.Р.н.п. «Василек»

3.Р.н.п. «Частушка»

4.Р.н.п. «У кота»

5.Р.н.п. «Как под горкой»

6.Р.н.п. «Ах, вы, сени»

7.Р.н.п. «Солнышко»

8.Р.н.п. «Зайчик»

9.Укр.н.п. «Лисичка»

10.Детская песенка «Петушок»

11.Р.н.п. «Во поле береза стояла»

12.Д. Кабалевский « Маленькая полька»

13.В.А. Моцарт «Азбука»

14.Бородин А. «Полька»

15.Укр. н. п. «Весёлые гуси»

16.М. Качурбина «Мишка с куклою танцуют польку»

Малый барабан

1.С. Ветров Этюды и упражнения NoNo 1-41

2.Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

3.Прибаутка «Я гуляю»

4.Р.н.п. «Уж как по мосточку»

Ударная установка:

  1. Купинский К. Этюды №№ 1, 3
  2. Снегирёв В. Этюд № 1
  3. Палиев Д. Этюды №№ 1, 2
  4. Школа «101 Drumset», стр. 6-12

Примерные исполнительские программы

1вариант

1. «Петушок» детская песенка

2. Р.н.п. «Как под горкой»

2вариант

1. Р.н.п. «У кота»

2. Прибаутка « Я гуляю»

3вариант

1. Р.н.п. «Частушка»

2. Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

4вариант

1. Д. Кабалевский «Маленькая полька»

2. С. Ветров этюд No 17

5вариант

1. М.Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку»

2. Р.н.п. «Уж как по мосточку»

Второй год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Освоение и развитие навыков игры на ударных инструментах (звуковысотных, шумовых.

На ксилофоне: выучить мажорные гаммы до 1-2 знаков, а также трезвучия. Заниматься различными упражнениями, развивающими исполнение тремоло.  Упражнения и этюды, произведения народные, современных, русских, зарубежных композиторов. Освоение несложных ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Знакомство с основными музыкальными терминами.

Выучить 5-10 пьес: детские песенки, народные песни, танцы, 1-2 этюда.

Малый барабан: занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (целые, половинные, четверти, восьмые). Учащийся должен выучить соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (c акцентом на сильной доле).

Выучить 8-10 этюдов или упражнений.

Ударные инструменты:

Учебная художественно-техническая работа: привитие интереса и любви к музыкальному искусству, умение ребенка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки»,  парадидлы, работа над        штрихами, основами исполнительства (акустика,        темпы, динамика), целенаправленное развитие навыков чтения нот с листа, воспитание навыков домашнего музицирования.

На переводном академическом концерте ученик должен играть наизусть два-три разнохарактерных произведения или этюда.

Технический зачет (ноябрь, февраль) – одна гамма по выбору и этюд.

Апрель –промежуточная аттестация, зачет. Возможно участие в коллективе, конкурсе или концерте, за текущий месяц.

Примерный репертуарный список

Ксилофон

1.Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. NoNo 1-4

2.Глинка М. «Полька»

3.Люлли Ж. «Гавот»

4.Кодай З. «Детский танец No 3»

5.Балакирев М. «Полька»

6.Гайдн Й. «Анданте»

7.Глинка М. «Андалузский танец».

8.Стравинский И. «Аллегро»

9.Укр.н.п. « Ехал казак за Дунай»

10.Шаинский В. «Кузнечик»

11.Гладков Г. «Песня друзей»

12.Укр.н.п. «По дороге жук, жук»

13. Р.н.п. «Я на горку шла»

14.Р.н.п. «Ах, ты, береза»

15.Р.н.п. «На горе-то калина»

16. Р.н.п. «Как на тоненький ледок»

Малый барабан

1.Купинский К. Школа игры на малом барабане. NoNo 1-4

2.Купинский К. Этюды NoNo5-10, упражнения.

3.Бородин А. Полька

4.Беркович И. Этюд

5.Жилинский А. Весёлые ребята.

6.С. Ветров Этюды и упражнения NoNo 42-118

Ударные инструменты:

  1. Купинский К. Этюд № 31
  2. Снегирёв В. Этюд № 2
  3. Палиев Д. Этюды №№ 3, 4
  4. Школа «101 Drumset», стр. 15-30
  5. Ковалевский М. Этюды для ударной установки
  6. Соло из сборников C. Willcoxon, J. Pratt
  7. Палиев Д. Этюды №№ 7, 8, 9, 10
  8. Ковалевский        М.        Этюды        для        ударной        установки        (триоли, восьмые, шестнадцатые)
  9. Кокалин В. Соло-этюды на выбор
  10. Осадчук В. Этюд № 38 (или пьеса в сопровождении фортепиано)
  11. Кизант Г. Соло на двойном парадидле для малого барабана и двух томов
  12. Раздобудов А. «И опять помнить Бади на 5»
  13. Раздобудов А. «Солё»
  14. Джазовые стандарты для ударной установки (на выбор)
  15. Кокалин В. Соло-этюды (на выбор)
  16. Примерная программа на итоговый зачёт:
  17. Ковалевский М. Этюды для ударной установки (на выбор).
  18. Раздобудов А. «В закрытых глазах…» (соло)
  19. Кизант Г. «Разговоры барабанов» Концертная пьеса для ударных инструментов

Примерные исполнительские программы

1 вариант

1.Барток Б. «Пьеса»

2.Ветров С. Этюд No 46

2 вариант

1.Глинка М. «Полька»

2.Р.н.п. «По дороге жук, жук»

3 вариант

1.Шаинский В. «Кузнечик»

2.Р.н.п. «Я на горку шла»

3.Жилинский А. Весёлые ребята.

Третий год обучения

Гаммы мажорные и минорные 1-3 знака включительно, мажор с его параллельным минором в две октавы, трезвучия, арпеджио. Освоение мелизмов: форшлаг одиночный, двойной. Усовершенствование приема тремоло, освоение игры legato с использованием тремоло. Мелизмы: форшлаг одиночный, двойной.

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). На итоговую аттестацию выносятся три-четыре разнохарактерные пьесы.

Освоение других ударных инструментов, приемы игры и звукоизвлечения (треугольник, маракасы, бубен, тамбурин, тарелки, большой барабан), игра в оркестре, ансамбле.

Ксилофон

В течение учебного года учащийся должен освоить: мажорные и минорные гаммы до 4-5-х знаков, трезвучия, арпеджио с обращениями. 4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа.

Малый барабан

Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые триоли, шестнадцатые, четвертные). Игра с динамическими нюансами, двойные и тройные форшлаги. Упражнения по развитию двоек, чтение нот с листа в том числе оркестровых и ансамблевых партий. 5-6 этюдов (по нотам).

Полная ударная установка

В течении учебного года отрабатываются упражнения для развития техники рук и ног, различные виды аккомпанементной фактуры, полиритмические комбинации, отрабатываются и доводятся до концертного исполнения темброво-ритмические и полиритмические соло. привитие интереса и любви к музыкальному искусству, умение ребенка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки»,    парадидлы, работа над        штрихами, основами исполнительства (акустика,        темпы, динамика), целенаправленное развитие навыков чтения нот с листа, воспитание навыков домашнего музицирования. 

На итоговой аттестации ученик должен играть наизусть два-три разнохарактерных произведения или этюда.

Технический зачет (ноябрь) – одна гамма по выбору и этюд.

Декабрь, апрель – прослушивание выпускников

Май –итоговая аттестация, исполнение выпускной программы 3 произведения: малый б., ксилофон, (на ударной установке - исполнение в составе коллектива на конкурсе или концерте)

Примерный репертуарный список

Ксилофон

1. Р.н.п. «Калинка»

2. Р.н.п. «Ой, мороз, мороз»

3. Р.н.п. «Тонкая рябина»

4. Р.н.п. «Как у наших у ворот»

5. Дж. Гершвин «Колыбельная»

6. Шуман Р. «Смелый наездник»

7. Вебер К. М. «Хор охотников»

8. Перселл Г. «Ария»

9. Гайдн Й. «Анданте»

10. Глинка М. «Жаворонок»

11. Моцарт В.А. «Колыбельная»

12. Чайковский П. Камаринская

13. Глинка М. «Галоп»

14. Бетховен Л. «Менуэт»

15. Палиев Д. «Вальс»

16. Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

17. Селиванов В. «Шуточка»

18. Гендель Г. «Жига»

19. «Маленькая Леди» 

20.Прокофьев С. Танец Антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»

21. Бетховен Л. Турецкий марш

22. Балакирев М. Полька

23. Боккерини Л. Менуэт

24. Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»

25. Григ Э. Норвежский танец No 2

26. Шостакович Д. Гавот из цикла «Танцы кукол»

27. Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

28. Рахманинов С. Итальянская полька

29. Госсек Ф. Гавот

30. Цыбин В. Старинный танец

Малый барабан

1.Лонгшамп-Друшкевичева К. «Краковяк»

2.Кабалевский Д. «Маленький жонглёр»

3.Купинский К. Этюды NoNo 1-5, упражнения.

4.Кабалевский Д. «Клоун»

5.Шуман Р. «Марш»

6.Жилинский Ж. «Мышки»

7.Бутов Г.«Элли»

8.Бутов Г.«Страшила»

9.Бутов Г.«Песенка Татошка»

10.Вольфарт Х. «Маленький барабанщик»

11.Иордан И. «Охота за бабочкой»

12. Питерс М. «Прогрессивный этюд No2»

13. Дюпэн Ф., Йордан М. «Шкатулка»

14. Дюпэн Ф., Йордан М. «Шутка»

15.Упражнения и этюды

16. Купинский К. Школа игры на ксилофоне, 2раздел, NoNo5-10

17. Купинский К. Школа игры на малом барабане, NoNo 6-10

18. Кабалевский Д. Марш

19. Хосровян Е. Кочари Армянский народный танец

20. Купинский К. Этюды No 1-12, упражнения.

21. Бутов Г. Родео

Полная ударная установка

  1. Колган М. Два соло
  2. Маклевский С. РудиментыNoNo27-32
  3. Резевский З. Медленный фокстрот
  4. Росетти Эд Свинг хип-хоп
  5. Гершвин Дж. Чарующий ритм
  6. Жобим А. Девушка из Ипанемы аранж. Белова В.(с ансамблем)
  7. Купинский К. Этюд № 31
  8. Снегирёв В. Этюд № 2
  9. Палиев Д. Этюды №№ 3, 4
  10. Школа «101 Drumset», стр. 15-30
  11.  Ковалевский М. Этюды для ударной установки
  12.  Соло из сборников C. Willcoxon, J. Pratt
  13.  Палиев Д. Этюды №№ 7, 8, 9, 10
  14.  Ковалевский        М.        Этюды        для        ударной        установки        (триоли, восьмые, шестнадцатые)
  15.  Кокалин В. Соло-этюды на выбор
  16.  Осадчук В. Этюд № 38 (или пьеса в сопровождении фортепиано)
  17.  Кизант Г. Соло на двойном парадидле для малого барабана и двух томов
  18.  Раздобудов А. «И опять помнить Бади на 5»
  19.  Раздобудов А. «Солё»
  20.  Джазовые стандарты для ударной установки (на выбор)
  21.  Кокалин В. Соло-этюды (на выбор)
  22.  Примерная программа на итоговый зачёт:
  23.  Ковалевский М. Этюды для ударной установки (на выбор).
  24.  Раздобудов А. «В закрытых глазах…» (соло)
  25.  Кизант Г. «Разговоры барабанов» Концертная пьеса для ударных инструментов

Примерные итоговые исполнительские программы

1вариант

1. Р.н.п. «Ой, мороз, мороз»

2. Вебер К. М. «Хор охотников»

3. Дюпэн Ф., Йордан М. «Шкатулка»

2вариант

1. Р.н.п. «Тонкая рябина»

2. Палиев Д. «Вальс»

3. Иордан И. «Охота за бабочкой»

3вариант

1. Бетховен Л. «Менуэт»

2. Р.н.п. «Калинка»

3. Вольфарт Х. «Маленький барабанщик»

4вариант

1. Моцарт В.А. «Колыбельная»

2. Шуман Р. «Смелый наездник»

3. Бутов Г.«Элли»

На разных инструментах

1 вариант

Ксилофон

Григ Э. Норвежский танец No 2

Малый барабан

Вольфарт Х. Маленький барабанщик

Полная ударная установка

Резевский З. Медленный фокстрот

2 вариант

Ксилофон

Моцарт В. Рондо из сонаты для фортепиано

Малый барабан

Бутов Г. Галоп

Полная ударная установка

Жобим А. Девушка из Ипанемы аранж. Белова В.(с ансамблем)

3 вариант

Ксилофон

Цыбин В. Старинный танец

Малый барабан

Бутов Г. Родео

Полная ударная установка

Гершвин Дж. Чарующий ритм

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

• текущий контроль,

• промежуточная аттестация учащихся,

• итоговая аттестация учащихся.

         Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

• систематичность,

• учет индивидуальных особенностей учащегося.

Формами текущего и промежуточного контроля являются:

1. Технический зачет (ноябрь, февраль) – одна гамма по выбору и этюд;

2. Академический зачет (апрель) – два разнохарактерных произведения;

3.Участие в тематических вечерах, мероприятиях культурно-   просветительской, творческой деятельности школы, конкурсах.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. При проведении итоговой аттестации применяется форма Академического зачета. Содержанием Академического зачета является исполнение сольной программы или в составе коллектива.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);

• переводные зачеты (дифференцированные);

• академические концерты;

• контрольные уроки.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме Академического зачета, в присутствии комиссии и исполнением целой программы. Возможен индивидуальный подход к сдаче итоговой аттестации (участие в конкурсах, концертах и т.д.)

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

1. С. Макаров. Пьесы для ксилофона и фортепиано. -М. 2002;

2. С. Ветров. Сборник упражнений для ксилофона. –М. 2005;

3. Т. Егорова, В. Штейман. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана.

Младшие классы. –М.1986;

4. А. Школяр. Ксилофон. 1-2 классы. –Крымск. 2011;

5. А. Школяр. Ксилофон. 2-3 классы. –Крымск. 2012;

6. А. Школяр. Ксилофон. 3-4 классы. –Крымск. 2013;

7. К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах.- М. 2015;

8. Г. Бутов. Нотная папка ударника. – М. 2010;

9. Tommy Egoe’s. Groove essentials. 2002;

10. Школа рока. 2006;

11. С. Ветров. Сборник упражнений и этюдов для малого барабана. –М.2002;

12. Т. Егорова, В. Штейман. Ритмические упражнения для малого барабана. – М.

1988;

13. Дж. Тизар. Этюды для малого барабана. Прага. 1966;

14. В. Осадчук. Этюды для малого барабана. Ленинград. 1988;

15. К. Бартлет. 20 соло для ударной установки;

16. А. Раздобудов. Школа игры на ударных инструментах. –М.2008.

17. Г. Кизант. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986

Дополнительные источники:

1. А. Раздобудов. Школа игры на ударных инструментах. Учебное пособие. -

М.; Изд. В. Катанский, 2008 г.

2. Н. Платонов. Школа игры на флейте. Изд.7. Редактор Ю. Должников. - М.,

1983

3. С. Савшинский. Работа над музыкальным произведением. – М., 2004

4. К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах. –М. 2015.

5. Л. Баньян .Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962.

6. Л. Арчажникова. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд. искусствоведения. -М., 1971.

7. В. Григорьев . Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-

исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М., 1986.

8. Л. Грищенко. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

9. П. Евтихиев. Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994.

10. В. Снегирев. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003

11. Д. Ванамейкур, Р. Карсон. Международные основы обучения на ударных, США

Интернет ресурсы:

1. http://www.classicalmusic.com.ua/music.html

2. http://ru.scorser.com/

3. http://notonly.ru/

4. http://www.нотныйархив.рф/

5. http://classic-online.ru/

6. http://intoclassics.net/

7. http://ru.wikipedia.org/