27.учебная программа для барабанщиков 4 года

Тимофеева Алла Юрьевна

27.учебная программа для барабанщиков 4 года

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

имени А. С. Даргомыжского

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Ударные инструменты»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01. УП.01. Основы музыкального исполнительства

(ударные инструменты, 6-9 лет)

(Срок реализации 4 года)

Смоленская область, г. Вязьма

2022г

ОДОБРЕНО                       ПРИНЯТО                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании                 на заседании                          Директор МБУДО

Методического             Педагогического               Вяземской ДШИ

совета                               совета                                  им. А.С.Даргомыжского

Протокол № 1               Протокол № 1                 __________Е.А. Новичкова

от 29.08.2022г.               от 30.08.2022г.                    Приказ № 71

                                                                           от 01.09.2022г.

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (ударные инструменты)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на ксилофоне, малом барабане и полной ударной установке в детских школах искусств со сроком обучения 4 года.

Разработчик: Тимофеева А.Ю. - преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

-Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план.

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература

- Методическая литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 No191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на ударных музыкальных инструментах в детских школах искусств. В процессе формирования гармонически развитой личности важную роль играет эстетическое воспитание. Музыке принадлежит одно из ведущих мест.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на ударных инструментах. Инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям. Это обуславливает актуальность программы по предмету «Ударные инструменты» (ксилофон, ударная установка, малый барабан). Ударная установка – один из самых сложных в техническом плане музыкальных инструментов. Возросшая роль ударных инструментов в современной музыке привела к тому, что существенно усложнилась ритмическая и тембровая фактура. В связи с этим исполнитель на ударной установке выдвинулся в один ряд с солистами. Большую роль в развитии ударных инструментов сыграла эстрадная и джазовая музыка, в которой исполнитель на ударной установке стал одним из ведущих солистов.

Учебная программа «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты)», направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на ксилофоне, малом барабане, ударной установке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика, выявление творческих способностей.

Ударная установка является основным необходимым инструментом любого эстрадного или джазового коллектива. Современная модификация ударной установки обязательно включает в себя один большой барабан, 2-3 том-тома, малый барабан, две подвесные тарелки и хай-хет (чарльстон).

Данная программа основана на следующих принципах:

  • доступность осваиваемого материала;
  • связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей;
  • вариативный подход к выбору учебного материала в зависимости от уровня притязаний ребенка, его способностей и возможностей;
  • импровизация и сочинение;
  • использование разнообразных видео и аудио школ;
  • использование интернет ресурсов.

Так как контингент детей по своему составу и музыкальным              способностям довольно разный, процент детей, которые могли бы и хотели профессионально заниматься музыкой и продолжать свое музыкальное образование, очень небольшой от общего количества учащихся. При этом у многих детей есть нарушения координации движений, вялые мышцы, быстрая утомляемость. Со стороны родителей не всегда присутствует должный контроль за успеваемостью и самоподготовкой детей. Поэтому в программах не   устанавливаются жесткие рамки по уровню трудности произведений. Учитываются индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки, отсутствие инструмента дома.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) 4-х летнего срока обучения, количество учебных занятий с 1-го по 4-й годы обучения составляет 34 недели в год. Возраст детей, участвующих в реализации программы – от 6-9 лет.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Количество недель

34

34

34

34

Аудиторные занятия

68

68

68

68

272

Самостоятельная работа

51

51

51

51

204

Максимальная учебная нагрузка

119

119

119

119

476

Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) составляет 2 часа в неделю (по 40 минут). Занятия проходят в индивидуальной форме. Возможно создание коллективной формы музицирования, наполняемостью групп от 2 -х до 4-х человек.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (ударные инструменты) при 4-летнем сроке обучения составляет 476 часов. Из них: 272 часов – аудиторные занятия, часов – 204самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, мелко групповая. Рекомендуемая продолжительность урока 1,2,3,4 классах – 1 час (40 минут). возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых занятий (от 2-х до 4-х человек). Развитию ансамблевой игры способствует работа учащегося с концертмейстером (по возможности), игра под запись («минус»), использование разнообразных видео и аудио школ, интернет ресурсов. Исполнение произведений в сопровождении, обогащает музыкальное представление учащегося, помогает лучше понять и усвоить содержание и характер произведения, укрепляет и совершенствует ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Для развития ансамблевой игры очень большое значение имеет игра в ансамбле ученика и преподавателя, а также в оркестре.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на ударных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на ударных инструментах, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

 - ознакомление детей с ударными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

- формирование навыков игры на музыкальном инструменте, приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- приобретение знаний в области истории музыкальной грамоты;

-  формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

- оснащение системой знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

- воспитание стремления к практическому использованию

- формирование представлений о выразительных элементах музыкальной речи и средствах музыкальной выразительности;

- развитие музыкально-образного мышления, памяти;

- формирование навыка чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, игры в ансамбле;

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-  распределение учебного материала по годам обучения;

-  описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-        словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-        наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на ударных инструментах.

-        практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

-        эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы предмета требует наличие учебного кабинета -класса для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений. Оборудование учебного кабинета: ударные инструменты (шумовые и звуко высотные), фортепиано, пюпитр, стол, стулья.

Информационное обеспечение - перечень рекомендуемых печатных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы, обеспечение доступа учащимся к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план.

Первый год обучения (1 класс – 2 часа)

Ксилофон и малый барабан

Донотный период. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на ударных инструментах (постановка корпуса и рук)

В течение первого года обучения учащийся должен пройти:

  • гаммы однооктавные: C-dur, а-moll, игра терциями, октавами;
  • освоить разные длительности и ритмические комбинации;
  • упражнения;
  • этюды (1-2);
  • пьесы (4-5).

Ударная установка

Донотный период. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты.

- 4-6 разнохарактерных пьес

- 4-6 ритмических упражнений или этюдов

- Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением.        

- Упражнения        для развития        техники рук и ног. Одиночные удары.

Второй год обучения (2 класс – 2 часа).

Ксилофон и малый барабан

В течение второго года обучения учащийся должен пройти:

  • гаммы однооктавные: G-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио; игра терциями, октавами;
  • упражнения;
  • этюды (1-2);
  • пьесы (4-5).

Ударная установка

- 4-6 разнохарактерных пьес

- 4-6 упражнений или этюдов

- Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и

замедлением.        

- Упражнения        для        развития        техники        рук        и        ног.

- - -               Простейшие элементы полиритмии. Одиночные удары, парадидлы.

Третий год обучения (3 класс – 2 часа)

Ксилофон и малый барабан

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами.  В течение третьего года обучения учащийся должен пройти:

  • гаммы однооктавные: F-dur, d-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио; игра терциями, октавами;
  • упражнения;
  • этюды (1-2);
  • пьесы(4-5)

Ударная установка

- 4-6 этюдов или упражнений

- 4-6        разнохарактерных пьес        (включая пьесы, исполняемые в ансамбле, оркестре)

- Упражнение «двойки» в медленном темпе с ускорением, переходом

на дробь и возвращением к первоначальному темпу.

- Упражнения для развития техники рук и ног.

-  Полиритмические комбинации.

Четвертый год обучения (4 класс – 2 часа)

Ксилофон и малый барабан

 Совершенствование ранее пройденных приемов игры.

В течение четвертого года обучения учащийся должен пройти:

  • гаммы однооктавные: D-dur, h-moll (натуральный, гармонический, мелодический); арпеджио; игра терциями, октавами;
  • упражнения;
  • этюды (1-2);
  • пьесы(4-5).

Ударная установка

- 4-6 этюдов или упражнений

- 4-6        разнохарактерные в ансамбле, оркестре)

- Упражнение «двойки» в медленном темпе с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу.

- Темброво- ритмические и полиритмические соло.

Годовые требования.

1 класс

  • На ксилофоне: выучить мажорные гаммы до 1-2 знаков, а также трезвучия, игра терциями, октавами. Заниматься различными упражнениями, развивающими исполнение тремоло.  Упражнения и этюды, произведения народные, современных, русских, зарубежных композиторов.

Выучить 5-10 пьес: детские песенки, народные песни, танцы, 1-2 этюда.

Малый барабан: занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (целые, половинные, четверти, восьмые). Учащийся должен выучить соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (c акцентом на сильной доле).

Выучить 8-10 этюдов или упражнений.

Ударная установка: донотный период. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Знакомство с инструментом, воспитание чувства ритма, развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического, постановка рук, ног, организация игровых движений, элементарное звукоизвлечение – одиночные удары; 2-3 разнохарактерные пьесы, ритмических упражнений или этюдов (Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением. Упражнения для развития техники рук        и ног. Одиночные удары.

Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением.        Упражнения для        развития        техники        рук и ног. Одиночные удары. Круг учебных задач, успешность выполнения которых подлежит контролю, по которым можно конкретно оценить перспективы развития и возможности ученика: знакомство с инструментом, воспитание чувства ритма, организация мышления, развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического), постановка рук, ног, организация игровых движений, элементарное звукоизвлечение – одиночные удары.

На переводном академическом концерте ученик должен сыграть два разнохарактерных произведения или этюда.

Февраль – технический зачёт (1 гамма, 1 этюд

Апрель – Академический зачет

Примерная программа зачета (академического концерта) в 1 классе:

1 вариант:

Ксилофон

Ф.Госсек "Гавот G-dur " П.Чайковский "Полька"

Малый барабан Д.Кабалевский "Галоп"

Ударная установка - Купинский К. Этюды №№ 1, 3

 2 вариант:

Ксилофон - Й. Гайдн "Менуэт G-dur" М. Глинка "Полька"

Малый барабан - Русская народная песня "Пойду ль я, выдуль я"

Ударная установка - Снегирёв В. Этюд № 1

  1. вариант

Ксилофон - Украинская        народная        песня "Веселые гуси"

Малый барабан - Купинский "Этюд 1"

Ударная установка - Палиев Д. Этюды №№ 1, 2

  1. вариант

Ксилофон - Д .Кабалевксий "Ёжик"

Малый барабан К.Купинский "Этюд 1"

Ударная установка - Школа «101 Drumset», стр. 6-12

5 вариант

Ксилофон - Григ Э. Норвежский танец No 2

Малый барабан - Вольфарт Х. Маленький барабанщик

Полная ударная установка - Резевский З. Медленный фокстрот

2 класс

  • На ксилофоне: выучить мажорные гаммы до 1-2 знаков, а также трезвучия, игра терциями, октавами. Заниматься различными упражнениями, развивающими исполнение тремоло.  Упражнения и этюды, произведения народные, современных, русских, зарубежных композиторов. Освоение несложных ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Знакомство с основными музыкальными терминами.

Выучить 5-10 пьес: детские песенки, народные песни, танцы, 1-2 этюда.

Малый барабан: занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые). Учащийся должен выучить соотношение длительностей нот и пауз (целые, половинные, четвертные, восьмые) в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (c акцентом на сильной доле).

Выучить 8-10 этюдов или упражнений. 

Ударная установка: учебная художественно-техническая работа. Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением. Упражнения для развития техники рук и ног.  Простейшие элементы полиритмии. Одиночные удары, парадидлы, привитие интереса и любви к музыкальному искусству, умение ребенка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки», работа над штрихами, основами исполнительства (акустика, темпы, динамика), целенаправленное развитие навыков чтения нот с листа, воспитание навыков домашнего музицирования.

Ноябрь, февраль – технический зачет (ксилофон - мажорная гамма в 2 октавы, терции, октавы, малый барабан - 1 этюд)

Апрель – Академический зачет

  1. вариант

ксилофон - М. Глинка "Полька"

малый барабан - К. Купинский "Этюд No3"

Ударная установка - Купинский К. Этюд № 31

  1. вариант

ксилофон - Ж. Люлли "Гавот"

малый барабан - А. Бородин "Полька"

        Ударная установка - Снегирёв В. Этюд № 2

  1. вариант

ксилофон - Б. Барток "Пьеса"

малый барабан - К. Купинский "Этюд No4"

Ударная установка - Палиев Д. Этюды №№ 3, 4

  1. вариант

ксилофон - М. Глинка "Андалузский танец"

малый барабан - В. Моцарт "Юмореска"

Ударная установка - Ковалевский М. Этюды для ударной установки

5 вариант

Ксилофон - Моцарт В. Рондо из сонаты для фортепиано

Малый барабан - Бутов Г. Галоп

Полная ударная установка - Жобим А. Девушка из Ипанемы аранж. Белова В.(с ансамблем)

3 класс

Ксилофон: гаммы мажорные и минорные 1-3 знака включительно, мажор с его параллельным минором в две октавы, трезвучия, арпеджио. Освоение мелизмов: форшлаг одиночный, двойной. Усовершенствование приема тремоло, освоение игры legato с использованием тремоло. Мелизмы: форшлаг одиночный, двойной.

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). На итоговую аттестацию выносятся три-четыре разнохарактерные пьесы.

Малый барабан: различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые триоли, шестнадцатые, четвертные). Игра с динамическими нюансами, двойные и тройные форшлаги. Упражнения по развитию двоек, чтение нот с листа в том числе оркестровых и ансамблевых партий. 5-6 этюдов (по нотам).

Ударная установка: учебная художественно-техническая работа. Упражнения «простые двойки» в медленном темпе, с ускорением и замедлением. Упражнения для развития техники рук и ног.    

Простейшие элементы полиритмии. Одиночные удары, парадидлы, работа над овладением приемов игры: одиночные удары, «двойки»,   упражнения для развития техники рук и ног, полиритмические комбинации, свинг, развитие у ребенка самодеятельности и грамотности при работе с нотным текстом; изучение учеником произведений более крупного объема и сложной фактуры изложения, привитие навыков ансамблевой игры. Упражнение «двойки» в медленном темпе с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу. Темброво- ритмические и полиритмические соло.

Освоение других ударных инструментов, приемы игры и звукоизвлечения (треугольник, маракасы, бубен, тамбурин, тарелки, большой барабан).

В течение учебного года учащийся должен освоить: 4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа.

Ноябрь, февраль – технический зачет (ксилофон – мажорная, минорная гамма в 2 октавы, терции, октавы, малый барабан - 1 этюд)

Апрель – Академический зачет, (на ударной установке - исполнение в составе коллектива на конкурсе или концерте)

1 вариант:

Ксилофон - Д. Кабалевский "Медленный  вальс "

Малый барабан - Р.Шуман "Марш"

Ударная установка - Купинский К. Школа игры на ударных инструментах Этюды №№ 10-20.

 2 вариант

Ксилофон - Д. Палиев"Вальс"

Малый барабан - Д. Кабалевский "Маленький      жонглёр"

Ударная установка - Снегирев В. Этюды №№ 2-3

3 вариант

Ксилофон - Л.Боккерини " Менуэт"

Малый барабан - Д.Кабалевский "Клоуны"

Ударная установка - Палиев Д. Этюды №№ 5, 6

4 вариант:

Ксилофон - П. Чайковский "Вальс"

Малый барабан - А. Жилинский "Мышки"

Ударная установка - М. Ковалевский. Этюды для ударной установки.

5 вариант

Ксилофон - Цыбин В. Старинный танец

Малый барабан - Бутов Г. Родео

Полная ударная установка - Гершвин Дж. Чарующий ритм

4 класс

Гаммы мажорные и минорные 1-3 знака включительно, мажор с его параллельным минором в две октавы, трезвучия, арпеджио. Освоение мелизмов: форшлаг одиночный, двойной. Усовершенствование приема тремоло, освоение игры legato с использованием тремоло. Мелизмы: форшлаг одиночный, двойной.

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). На итоговую аттестацию выносятся три-четыре разнохарактерные пьесы.

Освоение других ударных инструментов, приемы игры и звукоизвлечения (треугольник, маракасы, бубен, тамбурин, тарелки, большой барабан).

Ксилофон: в течение учебного года учащийся должен освоить: мажорные и минорные гаммы до 4-5-х знаков, трезвучия, арпеджио с обращениями. 4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Развитие навыков чтения с листа.

Малый барабан: различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые триоли, шестнадцатые, четвертные). Игра с динамическими нюансами, двойные и тройные форшлаги. Упражнения по развитию двоек, чтение нот с листа в том числе оркестровых и ансамблевых партий. 5-6 этюдов (по нотам).

Ударная установка: учебная художественно-техническая работа.

На протяжении учебного года ученик должен подготовить программу для выступления на итоговом зачёте, уметь самостоятельно делать полный анализ исполняемых произведений. Уровень программы по сложности и направлению должен показать степень роста ученика за годы обучения в школе. В программу должны быть включены основные виды аккомпанементной фактуры, темброво- ритмические и полиритмические соло.

Работа над овладением новых приемов игры: упражнения «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением к первоначальному темпу, размеры: 12/8, 6/8, нюансы: пиано, меццо форте, форте, крещендо, диминуэндо и т. д., простые виды исполнения дроби, дальнейшее освоение триольного и дуольного ритма в отдельности и в соотношении друг с другом, темброво-ритмические и полиритмические соло, накопление сценического репертуара и применение его в концертной практике, развитие навыков самостоятельной работы.

На выпускном итоговом зачёте ученик должен играть наизусть три-четыре разнохарактерных произведения (одно-два на ксилофоне, одно на малом барабане, одно на ударной установке, с сопровождением фортепиано или фонограммы минус (вальс, полька, марш).

Ноябрь – технический зачет (ксилофон – мажорная, минорная гамма в 2 октавы, терции, октавы, малый барабан - 1 этюд)

Декабрь, апрель – прослушивание выпускников

Май – экзамен исполнение выпускной программы 3 произведения: малый б., ксилофон, (на ударной установке - исполнение в составе коллектива на конкурсе или концерте)

4 класс (примерная программа итоговой аттестации)

  1. вариант:

Ксилофон - С. Прокофьев "Гавот" из Классической симфонии

В. Цыбин "Старинный танец"

Малый барабан - Д. Кабалевский "Марш"

Ударная установка - Ковалевский М. Этюды для ударной установки (на выбор).

  1. вариант:

Ксилофон - П. Чайковский "Неаполитан- ский танец""(Лебединое озеро)

С.Рахманинов "Итальянская полька"

Малый барабан - Р.Шуман "Смелый наездник"

Ударная установка - Раздобудов А. «В закрытых глазах…» (соло)

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

_

Февраль – технический зачёт (1 гамма, 1 этюд).

Апрель –Академический  зачёт (3 разнохарактерные пьесы).

2 класс

Ноябрь – технический зачёт        (1 гамма, 1 этюд).

Декабрь – аттестация не предусмотрена

Февраль – технический зачёт (1 гамма, 1 этюд).

Апрель – Академический зачёт (3 разнохарактерные пьесы).

3 класс

Ноябрь – технический зачёт (1 гамма, 1 этюд).

Декабрь –  аттестация не предусмотрена

Февраль – технический зачёт (1 гамма, 1 этюд).

Апрель – Академический зачёт

(3разнохарактерные пьесы или про изведение крупной формы. (на ударной установке - исполнение в составе коллектива на конкурсе или концерте)

4 класс

Ноябрь – технический зачёт (1 гамма, 1 этюд).

Декабрь – прослушивание выпускников

(2 разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы).

Апрель – прослушивание выпускной программы (1 этюд, 2 разнохарактерные пьесы или произведение крупной формы).

Май –экзамен итоговая аттестация 3 произведения: малый б., ксилофон, (на ударной установке - исполнение в составе коллектива на конкурсе или концерте)

Примерный репертуарный список 1 год обучения

Ксилофон

1.Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. NoNo 1-5

2.Р.н.п. «Василек»

3.Р.н.п. «Частушка»

4.Р.н.п. «У кота»

5.Р.н.п. «Как под горкой»

6.Р.н.п. «Ах, вы, сени»

7.Р.н.п. «Солнышко»

8.Р.н.п. «Зайчик»

9.Укр.н.п. «Лисичка»

10.Детская песенка «Петушок»

11.Р.н.п. «Во поле береза стояла»

12.Д. Кабалевский «Маленькая полька»

13.В.А. Моцарт «Азбука»

14.Бородин А. «Полька»

15.Укр. н. п. «Весёлые гуси»

16.М. Качурбина «Мишка с куклою танцуют польку»

Ф.Госсек "Гавот G-dur" П.Чайковский "Полька"

Й. Гайдн "Менуэт G-dur" М. Глинка "Полька"

Украинская народная        песня "Веселые гуси"

Д .Кабалевксий "Ёжик"

Малый барабан

1.С. Ветров Этюды и упражнения NoNo 1-41

2.Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

3.Прибаутка «Я гуляю»

4.Р.н.п. «Уж как по мосточку»

Ударная установка:

  1. Купинский К. Этюды №№ 1, 3
  2. Снегирёв В. Этюд № 1
  3. Палиев Д. Этюды №№ 1, 2
  4. Школа «101 Drumset», стр. 6-12

Д.Кабалевский "Галоп

Русская народная песня "Пойду ль я, выдуль я"

Купинский "Этюд 1"

Примерный репертуарный список 2 год обучения

Ксилофон

1.Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. NoNo 1-4

2.Глинка М. «Полька»

3.Люлли Ж. «Гавот»

4.Кодай З. «Детский танец No 3»

5.Балакирев М. «Полька»

6.Гайдн Й. «Анданте»

7.Глинка М. «Андалузский танец».

8.Стравинский И. «Аллегро»

9.Укр.н.п. « Ехал казак за Дунай»

10.Шаинский В. «Кузнечик»

11.Гладков Г. «Песня друзей»

12.Укр.н.п. «По дороге жук, жук»

13. Р.н.п. «Я на горку шла»

14.Р.н.п. «Ах, ты, береза»

15.Р.н.п. «На горе-то калина»

16. Р.н.п. «Как на тоненький ледок»

Малый барабан

1.Купинский К. Школа игры на малом барабане. NoNo 1-4

2.Купинский К. Этюды NoNo5-10, упражнения.

3.Бородин А. Полька

4.Беркович И. Этюд

5.Жилинский А. Весёлые ребята.

6.С. Ветров Этюды и упражнения NoNo 42-118

Ударные инструменты:

  1. Купинский К. Этюд № 31
  2. Снегирёв В. Этюд № 2
  3. Палиев Д. Этюды №№ 3, 4
  4. Школа «101 Drumset», стр. 15-30
  5. Ковалевский М. Этюды для ударной установки
  6. Соло из сборников C. Willcoxon, J. Pratt
  7. Палиев Д. Этюды №№ 7, 8, 9, 10
  8. Ковалевский        М.        Этюды        для        ударной        установки        (триоли, восьмые, шестнадцатые)
  9. Кокалин В. Соло-этюды на выбор
  10. Осадчук В. Этюд № 38 (или пьеса в сопровождении фортепиано)
  11. Кизант Г. Соло на двойном парадидле для малого барабана и двух томов
  12. Раздобудов А. «И опять помнить Бади на 5»
  13. Раздобудов А. «Солё»
  14. Джазовые стандарты для ударной установки (на выбор)
  15. Кокалин В. Соло-этюды (на выбор)
  16. Примерная программа на итоговый зачёт:
  17. Ковалевский М. Этюды для ударной установки (на выбор).
  18. Раздобудов А. «В закрытых глазах…» (соло)
  19. Кизант Г. «Разговоры барабанов» Концертная пьеса для ударных инструментов

Примерный репертуарный список 3 и 4 год обучения

Ксилофон

1. Р.н.п. «Калинка»

2. Р.н.п. «Ой, мороз, мороз»

3. Р.н.п. «Тонкая рябина»

4. Р.н.п. «Как у наших у ворот»

5. Дж. Гершвин «Колыбельная»

6. Шуман Р. «Смелый наездник»

7. Вебер К. М. «Хор охотников»

8. Перселл Г. «Ария»

9. Гайдн Й. «Анданте»

10. Глинка М. «Жаворонок»

11. Моцарт В.А. «Колыбельная»

12. Чайковский П. Камаринская

13. Глинка М. «Галоп»

14. Бетховен Л. «Менуэт»

15. Палиев Д. «Вальс»

16. Шуберт Ф. «Музыкальный момент»

17. Селиванов В. «Шуточка»

18. Гендель Г. «Жига»

19. «Маленькая Леди»

20.Прокофьев С. Танец Антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»

21. Бетховен Л. Турецкий марш

22. Балакирев М. Полька

23. Боккерини Л. Менуэт

24. Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»

25. Григ Э. Норвежский танец No 2

26. Шостакович Д. Гавот из цикла «Танцы кукол»

27. Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

28. Рахманинов С. Итальянская полька

29. Госсек Ф. Гавот

30. Цыбин В. Старинный танец

Малый барабан

1.Лонгшамп-Друшкевичева К. «Краковяк»

2.Кабалевский Д. «Маленький жонглёр»

3.Купинский К. Этюды NoNo 1-5, упражнения.

4.Кабалевский Д. «Клоун»

5.Шуман Р. «Марш»

6.Жилинский Ж. «Мышки»

7.Бутов Г.«Элли»

8.Бутов Г.«Страшила»

9.Бутов Г.«Песенка Татошка»

10.Вольфарт Х. «Маленький барабанщик»

11.Иордан И. «Охота за бабочкой»

12. Питерс М. «Прогрессивный этюд No2»

13. Дюпэн Ф., Йордан М. «Шкатулка»

14. Дюпэн Ф., Йордан М. «Шутка»

15.Упражнения и этюды

16. Купинский К. Школа игры на ксилофоне, 2раздел, NoNo5-10

17. Купинский К. Школа игры на малом барабане, NoNo 6-10

18. Кабалевский Д. Марш

19. Хосровян Е. Кочари Армянский народный танец

20. Купинский К. Этюды No 1-12, упражнения.

21. Бутов Г. Родео

Полная ударная установка

  1. Колган М. Два соло
  2. Маклевский С. РудиментыNoNo27-32
  3. Резевский З. Медленный фокстрот
  4. Росетти Эд Свинг хип-хоп
  5. Гершвин Дж. Чарующий ритм
  6. Жобим А. Девушка из Ипанемы аранж. Белова В.(с ансамблем)
  7. Купинский К. Этюд № 31
  8. Снегирёв В. Этюд № 2
  9. Палиев Д. Этюды №№ 3, 4
  10. Школа «101 Drumset», стр. 15-30
  11.  Ковалевский М. Этюды для ударной установки
  12.  Соло из сборников C. Willcoxon, J. Pratt
  13.  Палиев Д. Этюды №№ 7, 8, 9, 10
  14.  Ковалевский        М.        Этюды        для        ударной        установки        (триоли, восьмые, шестнадцатые)
  15.  Кокалин В. Соло-этюды на выбор
  16.  Осадчук В. Этюд № 38 (или пьеса в сопровождении фортепиано)
  17.  Кизант Г. Соло на двойном парадидле для малого барабана и двух томов
  18.  Раздобудов А. «И опять помнить Бади на 5»
  19.  Раздобудов А. «Солё»
  20.  Джазовые стандарты для ударной установки (на выбор)
  21.  Кокалин В. Соло-этюды (на выбор)
  22.  Примерная программа на итоговый зачёт:
  23.  Ковалевский М. Этюды для ударной установки (на выбор).
  24.  Раздобудов А. «В закрытых глазах…» (соло)
  25.  Кизант Г. «Разговоры барабанов» Концертная пьеса для ударных инструментов

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

• текущий контроль,

• промежуточная аттестация учащихся,

• итоговая аттестация учащихся.

 Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

• систематичность,

• учет индивидуальных особенностей учащегося.

Формами текущего и промежуточного контроля являются:

1. Технический зачет (ноябрь, февраль) – одна гамма по выбору и этюд;

2. Академический зачет (апрель) – три разнохарактерных произведения;

3.Участие в тематических вечерах, мероприятиях культурно-   просветительской, творческой деятельности школы, конкурсах.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. При проведении итоговой аттестации применяется форма Академического зачета. Содержанием Академического зачета является исполнение сольной программы.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);

• переводные зачеты (дифференцированные);

• академические концерты;

• контрольные уроки.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, немузыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя на следующей ступени обучения (3 года от 10 – 16 лет), продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием, оставлял себе возможность для импровизации.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

1. С. Макаров. Пьесы для ксилофона и фортепиано. -М. 2002;

2. С. Ветров. Сборник упражнений для ксилофона. –М. 2005;

3. Т. Егорова, В. Штейман. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана.

Младшие классы. –М.1986;

4. А. Школяр. Ксилофон. 1-2 классы. –Крымск. 2011;

5. А. Школяр. Ксилофон. 2-3 классы. –Крымск. 2012;

6. А. Школяр. Ксилофон. 3-4 классы. –Крымск. 2013;

7.         Апатский В. Основы теории и методики духового музыкально- исполнительского искусства. - НМАУ

им. П.И. Чайковского. - Киев, 2008.

8.         Волков Н. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. - М., 2008.

9.        Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирова- ние музыкального мышления исполнителя. - СПб.; Композитор, 2008.

10.        Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Классика-XXI, 2008.

11.Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. - СПб.: Композитор, 2008.

12.Ключникова Е. Как учить музыке одаренных детей. - М.: Классика-XXI, 2010.

13. Леонов В., Палкина И. Методика обучения игре на духовых инструментах. Ростов-на-Дону, 2012.

14. К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах.- М. 2015;

15.  Г. Бутов. Нотная папка ударника. – М. 2010;

16. Tommy Egoe’s. Groove essentials. 2002;

17. Школа рока. 2006;

18. С. Ветров. Сборник упражнений и этюдов для малого барабана. –М.2002;

19. Т. Егорова, В. Штейман. Ритмические упражнения для малого барабана. – М.

1988;

20. Дж. Тизар. Этюды для малого барабана. Прага. 1966;

21. В. Осадчук. Этюды для малого барабана. Ленинград. 1988;

22. К. Бартлет. 20 соло для ударной установки;

23. А. Раздобудов. Школа игры на ударных инструментах. –М.2008.

24. Г. Кизант. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986

Дополнительные источники:

1. А. Раздобудов. Школа игры на ударных инструментах. Учебное пособие. -

М.; Изд. В. Катанский, 2008 г.

2. Н. Платонов. Школа игры на флейте. Изд.7. Редактор Ю. Должников. - М.,

1983

3. С. Савшинский. Работа над музыкальным произведением. – М., 2004

4. К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах. –М. 2015.

5. Л. Баньян .Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962.

6. Л. Арчажникова. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд. искусствоведения. -М., 1971.

7. В. Григорьев . Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-

исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М., 1986.

8. Л. Грищенко. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

9. П. Евтихиев. Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994.

10. В. Снегирев. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003

11. Д. Ванамейкур, Р. Карсон. Международные основы обучения на ударных, США

Список рекомендуемой нотной литературы

1.        Баньян Л. «Школа игры на джазовом барабане». Будапешт, 1962

2.        Кизант Г. «Техника игры на ударных инструментах». - Киев, 1986

3.        Кокалин В. «12 этюдов соло для установки». – Новосибирск, 2006

4.        Кузьмин Ю. «Школа игры на ударных инструментах». Ч. I, II, - М., 1965

5.        Купинский К. «Школа для малого барабана». Ред. Штеймана В. - М., 1951

6.        Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах». Ред. Штеймана В. -

М., 1987

7.        Немецкая школа «Соло для ударной установки в стилях rock, fank, blues, fusion»

8.        Осадчук В. «80 ритмических этюдов для малого барабана». - М., 1956

10.        «Ритмические упражнения для малого барабана». / Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1970

11.        Сковера В. «70 этюдов для барабана». - Польша, 1964

12.        Снегирев В. «Этюды для малого барабана». - М., 1970

13.        Стойко И. «Школа игры на ударных инструментах». - Польша, 1970

Методическая литература

1.        Асафьев Б. «Музыкальная форма как процесс». Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

2.        Арчажникова Л. «Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых

представлений и музыкально-двигательных навыков». Автореферат канд. искусствоведения. М., 1971

3.        Барановский П., Юцевич Е. «Звуковысотный анализ свободного мелодического строя». Киев, 1956

4.        Володин А. «Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука» /Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

5.        Гарбузов Н. «Зонная природа тембрового слуха». М., 1956

6.        Григорьев В. «Некоторые проблемы специфики игрового движения

музыканта-исполнителя» /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М., 1986. С. 65-81

7.        Грищенко Л. «Психология восприятия внимания, памяти». Екатеринбург,1994

8.        Евтихиев П., Карцева Г. «Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом» / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

9.        «Комплексный подход к проблемам музыкального образования». Сб. тр., М., 1986

10.Логинова Л. «О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы». М., 1998

11.Маркова Е. «Интонационность музыкального искусства». Киев, 1990

12.Рагс Ю. «Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами».

/Труды кафедры теории музыки. Московская государственная

консерватория имени П. И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

13.Снегирев В. «Методика обучения игре на ударных инструментах». М., 2003

14.«Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах».