28. авторская программа для ансамбля ложкарей

Тимофеева Алла Юрьевна

28. авторская программа для ансамбля ложкарей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ имени А. С. Даргомыжского

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для АНСАМБЛЯ ЛОЖКАРЕЙ

для Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

 «Народные инструменты», «Духовые инструменты» (срок обучения 8 лет)

В.00. Вариативная часть (срок реализации 3 года)

В.01.УП.01. Коллективное музицирование (1-3 класс)

для Дополнительной общеразвивающей программы

 в области Театрального искусства (срок обучения 3 года)

ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки

ПО.01.УП.06. Коллективное музицирование (срок реализации 3 года)

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\а.jpg

Смоленская область, г. Вязьма

2022г

ОДОБРЕНО                ПРИНЯТО                            УТВЕРЖДАЮ

на заседании                на заседании                            Директор МБУДО

Методического            Педагогического               Вяземской ДШИ им. А.С.

совета                        совета                                    Даргомыжского

Протокол № 1                Протокол № 1                 ________   _Е.А. Новичкова

от 29.08.2022г.             от 30.08.2022г.                    Приказ № 71

                                                                   от 01.09.2022г.

Авторская программа учебного предмета «Коллективное музицирование» (народные ударные инструменты – деревянные ложки)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на деревянных ложках в детских школах искусств со сроком обучения 3 года.

Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории Тимофеева А.Ю. по классу аккордеона и баяна

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

-Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план.

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература

- Методическая литература

VII. Примечание

1. История создания ложек, виды народно-прикладного искусства

2. Освоение приемов игры на ложках

3. Работа над ансамблевым исполнением

4. Методические рекомендации для освоения приемов игры на ложках

 

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Авторская программа для ансамбля ложкарей «Обучение игре на ложках, как средство развития музыкальных способностей», разработана на основе многолетнего опыта работы с младшими учащимися в ДШИ и является одной из учебных дисциплин, способствует формированию навыков коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных. Разработка методов и приемов исполнения ритмических последовательностей позволила найти новые методы в работе с детьми на начальном этапе. Этот способ музыкального исполнительства, позволяет музицировать детям, не имеющим музыкальную нотную подготовку.

Программа имеет художественно - эстетическую направленность, а по функциональному предназначению является общеразвивающей в нескольких направлениях: музыкальное, театральное, образовательное. Это позволяет в целом расширить кругозор знаний о русской народной культуре, ее обычаях, ремеслах и промыслах.

Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программ в 6 – 9 лет.

Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена. Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. Игра на ложках всегда радует своими возможностями, эмоциями и зрелищностью.

Двадцатилетний стаж работы на народном отделении в классе баяна-аккордеона, а также работа руководителем оркестра народных инструментов, подтолкнула меня к воплощению идеи создания самобытного ансамбля исполнителей на деревянных ложках. Главной задачей для меня стала идея сплоченности учащихся своего класса - от первоклассников до выпускников, а также, дополнительная возможность развития ритмических и музыкальных способностей учащихся.

При подборе участников ансамбля, самым главным критерием является желание учащегося научиться играть на ложках. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей, уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Творчество любого народа представляет историческую ценность для всего человечества. У каждого народа есть те исторические особенности и традиции, которые отличают их друг от друга. Русский народ в своем разнообразии обычаев, традиций, фольклоре, народно-прикладном творчестве, искусстве - во многом превосходит многие страны Европы.  Нельзя забывать об этом в нашем современном компьютерном мире. Задача музыкальных школ и школ искусств состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в пропаганде русского народного музыкального творчества, в подготовке участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки и подготовке грамотных слушателей.

В конечном результате программа создаёт условия, которые помогут детям научиться слышать музыку вокруг себя и найти себя в мире музыки. Программа направлена на создание условий для развития ребёнка, обеспечения эмоционального благополучия, творческой самореализации ребёнка и развития мотивации к познавательному творчеству.

Программа предусматривает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их музыкальным способностям.

Данная программа предусматривает проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме концертного выступления, способствует выработке ответственности за слаженное исполнение, концентрацию внимания, добросовестное посещение занятий. Возможны другие формы завершения обучения (контрольный урок, зачет). При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Выступления подобного рода ансамблей, всегда украшают концерты и нравятся публике любых возрастов. Ансамбли ложкарей всегда отличаются яркостью не только выступления, но и самобытностью костюмов, головных уборов, музыкального сопровождения. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня организовать в Вяземской школе искусств им. А.С. Даргомыжского ансамбль ложкарей «Веселые ребята» на отделении русских народных инструментов. Мной разработана программа для ансамбля ложкарей, в рамках предмета «Коллективное музицирование», рассчитанная на 3 года.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\работа,документы\Новая папка (уроки, программы, сценарии)\ложкари\PC127013.JPGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\народное отделение\IMG_3888.jpg 

Ансамбль ложкарей «Веселые ребята» руководитель Тимофеева А.Ю.

Именно музыка помогает детям на занятиях изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Каждому занятию предшествует подготовительный период для детей и самого преподавателя (начиная от выбора репертуара, подбора движений и до показа на ложках).

Срок реализации учебного предмета 

При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты» В.01.УП.01. Коллективное музицирование срок обучения 8 лет, составляет 3 года 1-3 классы. Продолжительность учебных занятий в первом классе – 32 недели в год, 2-й и 3-й годы обучения составляет 33 недели в год.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области «Театрального искусства» ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки, ПО.01.УП.06. Коллективное музицирование срок обучения 3 года, составляет 3 года 1-3 классы. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Коллективное музицирование»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Духовые инструменты» В.01.УП.01. Коллективное музицирование срок обучения 8 лет, 3 года 1-3 классы.

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Количество недель

32

33

33

98

Аудиторные занятия

32

33

33

98

Самостоятельная работа

32

33

33

98

Максимальная учебная нагрузка

64

66

66

196

Дополнительная общеразвивающая программа в области театрального искусства ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки, ПО.01.УП.06. Коллективное музицирование срок обучения 3 года, 3 года 1-3 классы.

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Количество недель

34

34

34

102

Аудиторные занятия

34

34

34

102

Самостоятельная работа

34

34

34

102

Максимальная учебная нагрузка

68

68

68

204

-Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий 

Недельная нагрузка по предмету «Коллективное музицирование» составляет 1 час в неделю (40 минут) Занятия проходят в форме групповых занятий (6-10 человек)

Цели и задачи учебного предмета 

  ЦЕЛЬ:

- Сохранить русские народные музыкальные традиции;

- Развить музыкальные способности учащихся;

ЗАДАЧИ:

- Знакомить детей с русскими народными промыслами и ремеслами;

- Развить коммуникативность общения среди детей;

- Познакомить участников с историей возникновения ложки, как музыкального инструмента;

Практические: 

- Уметь преодолевать сценическое волнение;

- Ощутить преимущество игры в ансамбле;  

- Познакомить с приемами игры на ложках и упражнениям, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений;

- Стремиться преодолевать сценическое волнение.

Воспитательные:

- Стремиться быть одной командой.

- Делиться творческими идеями на уроке;

- Понимать ответственность за концертное выступление.

преподаватель сам должен иметь большой запас неиссякаемых возможностей и приемов игры.

Новизна.

 Происходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание, эстетические и исполнительские основы. Используются средства для демонстрации видов народно-прикладного искусства в виде фотографий, видеоматериалов других детских коллективов, аудио записей. Предоставлены виды и приемы игры на деревянных ложках. В примечании есть наглядные пособия для знакомства детей с русскими народными шумовыми инструментами, ремеслами и промыслами.

Актуальность сохранения традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Именно музыка помогает детям на образовательной деятельности изображать музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.

Народное творчество, фольклор или прикладное искусство – это необъятный, бездонный клад тысячелетней мудрости и красоты. Приобщить современных детей к сокровищам художественной прикладной, музыкальной и устной культуре - нелегкая задача, решать которую можно в форме игры на деревянных ложках.

Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того, с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.

Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе, школе искусств имеют большое значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебных программ и методик по коллективномо музицирования очень большое множество. Все они ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий. Но игра в ансамбле ложкарей дает возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Практическая значимость и

 педагогические основы работы с детским коллективом.

 Опыт работы можно использовать в программе ФГТ «Коллективное музицирование» в ДМШ и ДШИ, Домах детского творчества.

    Главными основами методической работы с детским коллективом ложкарей, являются принципы дидактики: доступность, наглядность, прочность, систематичность. Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:

 - результативность обучения (зависит от систематичности посещения занятий);

- осознание целей обучения;

- значимость для детей успешного выступления всего коллектива и отдельно каждого участника;

- сложность приемов игры на ложках;

- профессионализм преподавателя.

Неотъемлемой частью на занятиях ансамбля ложкарей присутствуют здоровье сберегающие факторы. На уроке ребята выполняют разминочные упражнения для рук, наклоны и повороты корпуса, знакомятся с разными народными шумовыми инструментами, видами ремесел и промыслов. На концертных выступлениях происходит меньше психических затрат, поскольку игра на ложках не требует выучивания нотных записей. Достаточно лишь запомнить и отработать последовательность ритмических упражнений.

Каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди детей. С первых уроков в ансамбле ложкарей, ученик получает конкретное представление об одном из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности исполнения, единстве ритмического пульса, темпа, внимательности, ответственности, дисциплинированности и целеустремленности. Занятия в ансамбле ложкарей способствуют также закреплению навыков, приобретенных на уроках специального класса.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:

1.        знакомство с новыми приемами игры на ложках;

2.        отработка материала, находящегося в работе;

3.        работа над воплощением концертного исполнения.

Такая форма работы помогает формировать слухо-зрительно-двигательную координацию у детей.

- Структура программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимися. Программа содержит следующие разделы:

-        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-        распределение учебного материала;

-        требования к уровню подготовки обучающихся;

-        формы и методы контроля, система оценок;

-        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

- Методы обучения

При выборе методов обучения по предмету «Коллективное музицирование» зависит от:

•        возраста учащихся;

•        их индивидуальных способностей;

•        от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-        словесный (рассказ, объяснение);

-        метод показа (исполнение преподавателем или аудио, видео запись);

-        частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с коллективом ан ансамбля ложкарей, входящей в вариативную часть, образовательной программы, являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных        методиках        и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество игрового материала и подготовленный посадочных мест, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план.

Инструментальный состав и количество участников в ансамбле могут варьироваться. Возможно добавление разнообразный шумовых народных инструментов: чугунок, трещетки, свистульки, дрова, рубель и другие.

- Годовые требования

В коллективной игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

 - сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

 - навыки по решению музыкально-исполнительских задач в программе «Коллективное музицирование, обусловлены художественным содержанием и особенностями жанра музыкального произведения.

В состав коллектива могут входить учащиеся разных классов и разного уровня подготовки с 1-3 классы. Основные годовые требования включают в себя количество освоенных ритмических приемов и элементов, концертные выступления.

Выступление коллектива рассматривается, как вид промежуточной аттестации. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи, в освоении навыков коллективной игры, соблюдение ансамблевой дисциплины.

Содержание учебного предмета. Учебно-тематический план

Первый год обучения

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Исторические данные о русском народном инструментарии. Общая характеристика ложек, их функции.

Знакомство с простыми и легкими способами игры на ложках.

2 четверть

Закрепление выученных приемов игры, знакомство с новыми приемами игры. Исполнение первых простейших приемов под аккомпанемент.

II полугодие

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Изучение новых способов игры на ложках, их комбинация в зависимости от аккомпанемента и характера музыки.

4 четверть

Совершенствование навыков игры на ложках, участие в дуэтах, трио, выступление на родительских собраниях, концертах.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

Второй год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Знакомство с новыми приемами игры на ложках, игровых комбинаций. Игра под более сложный аккомпанемент, произведения не только русских народных песен, но и эстрадного плана.

2 четверть

Закрепление пройденного разнообразия приемов игры, добавление новых комбинаций, игра в ансамбле ложкарей, совместное творчество.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

II полугодие

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Знакомство с новыми более сложными приемами игры на ложках, работа в струнных ансамблях, навыки импровизации.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

4 четверть

Подготовка к итоговому зачету, выступление на концертах в средних школах и детских садах, работа в классе над разными комбинациями выученных приемов с добавлением топа ногой, поворотов головы, хлопков и другое.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

.

Третий год обучения

I полугодие

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Знакомство с новыми приемами игры на ложках, игровых комбинаций. Пополнение репертуара более современными композициями, игра под фонограмму.

2 четверть

Закрепление пройденного разнообразия приемов игры, добавление новых комбинаций, игра в ансамбле ложкарей, совместное творчество. Знакомство с приемами игры на трех ложках.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

II полугодие

Календарные сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Знакомство с новыми более сложными приемами игры на ложках, закрепление пройденных приемов плюс игра на трех ложках, работа в струнных ансамблях, навыки импровизации.

Усложнение и разнообразие приемов игры, добавление новых звучаний и ритмических фигураций.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

4 четверть

Подготовка к итоговому зачету, выступление на концертах в средних школах и детских садах, работа в классе над разными комбинациями выученных приемов с добавлением топа ногой, поворотов головы, хлопков и другое.

Подготовка к участию в концертной деятельности школы и района.

Коллективное музицирование.  Срок обучения – 3 года (1-3 класс)

1-й год обучения - (1час в неделю, 40 минут). В течение года ученики должны сыграть в составе коллектива 3-4 пьесы, освоив простые ритмические рисунки на деревянных ложках, шумовых или ударных народных инструментах, знать особенности звукоизвлечения. Одновременно знакомиться с русскими промыслами и ремеслами.

Апрель - контрольный урок. Одно или 2 выступления перед зрителями.

2-й год обучения - (1час в неделю 40 минут). В течение года ученики должны сыграть в составе коллектива 3-4 пьесы, продолжать осваивать простые ритмические рисунки на деревянных ложках, шумовых или ударных народных инструментах знать особенности звукоизвлечения. Одновременно знакомиться с русскими промыслами и ремеслами. В каждом полугодии 1-2 выступления.

Апрель - контрольный урок.

 3- й год обучения - (1час в неделю, 40 минут). В течение года нужно сыграть 3-4 пьесы в составе коллектива, освоив простые инструментальные партии. Ознакомиться с русскими народными инструментами, освоить новые приемы игры, звукоизвлечение. Одновременно знакомиться с русскими промыслами и ремеслами. В каждом полугодии 1-2 выступления.

Апрель - контрольный урок.

Примерный        перечень        музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в народном коллективе, прилагается в разделе «Репертуарный список». Возможно корректировать репертуарный список, исходя от инструментального состава коллектива.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства:

-развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

- приобщение к русским народным традициям музыкального исполнительства;

-реализовать в ансамбле индивидуальные практические навыки игры на инструменте ложки;

-приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе;

-развитие навыка игры по слуху;

-наличие навыков репетиционной и концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

-повышение мотивации к продолжению         профессионального обучения на музыкальных инструментах;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Основными видами контроля успеваемости являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточная аттестация (контрольный урок, зачет)

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию посещения занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

 На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами текущего контроля и промежуточной аттестации являются прослушивания, концерты, фестивали, конкурсы. Каждая форма проверки может быть, как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Переводной экзамен не проводится. Прослушивания и генеральные репетиции проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Коллективное музицирование».

Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения осуществляются по итогам исполнения программы на концерте, прослушивании или конкурсе. Выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

(«отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Владение приемами игры и ритмическое совпадение с музыкальным материалом. Синхронное ансамблевое исполнение

4

(«хорошо»)

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами         (как        в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неритмичное исполнение, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс        недостатков, причиной         которых является плохое посещение аудиторных занятий

«зачет»

(без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В отличие от другого вида коллективного музицирования, где группы инструментов имеют разные функции, в ансамбле ложкарей, как правило, дублируются. Регулярные занятия позволяют выучить музыкальные фрагменты на совместных репетициях.

Индивидуальные занятия не предусматриваются. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным прослушиваниям, зачетам, фестивалям, концертам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Педагог должен уметь владеть разнообразными приемами игры, уметь виртуозно и грамотно их исполнять, быть артистичным и активным во время урока.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомить учеников с творчеством разных коллективов ложкарей.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения других партий в исполняемом произведении в коллективе. Педагог должен обращать внимание на ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для ансамбля ложкарей, педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала и уровень подготовки учащихся, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненные задачи -   залог успешных выступлений.

В звучании коллектива немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка, расстановка солистов, внедрение других народных инструментов).

Работа преподавателя предмета «Коллективное музицирование» ансамбля ложкарей, распределяется по следующим этапам: прослушивание и изучение произведения, изучение приемов игры и ритмических последовательностей, работа над синхронным и слаженным исполнением, проведение сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа в ансамбле ложкарей ведется по тематическому и календарному плану, отталкиваясь на важные и значимые даты («Рождественский концерт», «12 марта – день освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков», «9 мая», «День города» и др.). В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков синхронной игры и ведет к перегрузке.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся. Учащийся должен тщательно выучить свою партию, обращая внимание на слаженное исполнение под музыку всего ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом.

VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

Работа любого коллектива и оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям учащихся разных классов.

  1. И.Г.Лаптев «Детский оркестр в начальной школе» М., «Владос» 2001г.
  2. К.Купинский «Школа игры на ударных инструментах» М., «Музыка» 2004г.,
  3. М.Имханицкий, А.Мищенко «Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики» вып.1, М., Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001г. Стр. 3-8
  4. Л.Пилипенко «Азбука ритмов» М., издательство В.Катанского 2000г. Стр.41
  5. Журнал «Музыкальный руководитель» вып.8 2010г.  Статья «Играем в оркестре» Н.Крашеннкова, А.Белова
  6. Журнал «Народник» вып. I /69 2010г. М., «Музыка»

Статья «Играет Скиф» стр. 52-53

VII. Примечание

В примечании предложены материалы для знакомства детей с русскими народными промыслами, ремеслами и способами звукоизвлечения игры на ложках по годам, в зависимости от способностей учащихся, от более простых к более сложным и примерные комбинации разных приемов. Учитывая множество разных комбинаций и импровизационный характер работы с детьми, таких комбинаций, может быть, различное множество и поэтому репертуар может быть более разнообразный, более свободный.

  • История создания ложек, как музыкального инструмента.
  • Виды русского народно-прикладного искусства
  • Приемы и способы игры на деревянных ложках, репертуарный список по годам
  • Методические рекомендации для освоения приемов игры на ложках, описание.
  • Работа над ансамблевым исполнением

  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛОЖЕК.

В начале формирования коллектива, дети задавали вопросы:

 - Откуда появились ложки?

 - Почему на ложках нарисован такой рисунок?

Отвечая на эти вопросы, появилась идея включить в мою программу раздел, в который входит краткий обзор русских народных промыслов и ремесел. Дети должны знать свои корни, обычаи. Слушая и смотря на уроках видео записи разных детских коллективов ложкарей, даешь детям понять, как захватывает этот вид исполнительства разных людей от мала до велика на территории всей страны. Параллельно я сама убеждаюсь в том, что освоенный мною вид музыкального исполнительства очень интересен и неиссякаем в своих приемах и фантазиях.

Ударные инструменты вошли в употребление восточных славян еще в древние времена. Употреблялись они повсеместно: на охоте, в ратном деле, для проведения обрядов, при выпасе скота пастухами, в качестве сопровождения песен и плясок. Использовались эти инструменты славянами вместе с хлопаньем и притопыванием. Использование ложек, как музыкального инструмента не является уникальным. В древности для музыкального исполнительства использовались так же: сковороды, тазы, печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки, пилы, косы, топоры и молотки.  Древние музыкальные ложки не отличались внешне от столовых. Их лишь только делали из более твердых пород дерева. У ложек могли быть длиннее рукоятки и более отполированные края в местах соударения. Вдоль рукоятки к таким ложкам могли подвешивать бубенцы.

До сих пор не установлено время начала использования ложек на Руси в качестве инструмента. Первым упоминанием о новой функции ложек относят к концу 18 века среди крестьян. Некоторые исследователи полагают, что игра на ложках у русских появилась в подражании испанским кастаньетам. В 19-20 веках ложки нашли широкое применение в русских народных ансамблях и использовались с элементами трюкачества. Виртуозы-ложечники выступали сольно. Огромный успех получили ложечники в 20 веке, после привлечения их в состав оркестров р.н.и., что привело к модернизации ложек. Стали появляться металлические ложки, к которым крепились бубенцы и колокольчики. Сейчас ложки заняли достойное место и на профессиональной сцене.

Некоторые народности так же играют на ложках: в Африке (у них немного другая форма), в Англии. Джефф Ричардсон играет на электрических ложках. Сила звучания, благодаря подсоединенному к ним электричеству усиливается во много десятков раз. В последнее время игра на деревянных ложках стала очень популярной и даже модной. Устраивают концерты и соревнования, фестивали, где играют на ложках и других деревянных народных инструментах.

Ложки универсальны в применении, приемы игры быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру руки ребенка, прочны и надежны, при соприкосновении издают гармоничный, чистый звук, создают прекрасные условия для активного музицирования и импровизации. Игра на ложках всегда приносит детям радость. К тому же деревянные ложки – отражение самобытности нашей русской культуры и наших культурных традиций, очаровывая всех своей самобытностью и колоритом.

  • ВИДЫ РУССКОГО НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

Невозможно рассказывая детям о ложках, и не сказать о русских народных промыслах и ремеслах. Эти знания помогут детям лучше узнать о русском народе, русских традициях, попытаться понять секреты русского характера и обычаев. Через сотни лет дошли до нас секреты плетения знаменитых вологодских кружев, тонкости резьбы по бересте, вышивка, техника росписи по дереву. Во всех изделиях чувствуется бережное отношение мастера к материалу, изящество, неповторимость и фантазия, терпение в работе. Ни один мастер, подобно машине не может штамповать предметы, похожие один на другой, как две капли воды. Поэтому всякое изделие народных промыслов индивидуально. Откуда народные художники черпали мотивы для своих творений? Мир этих вещей населяют непривычные для нас сказочные существа – диковинные цветы, формы, персонажи, будь то туесок или ложка, посуда или сани. Прочные, удобные в употреблении и вместе с тем красивые, они вносят в жизнь праздник, красоту, радость, излучают тепло. Видно, веселые и добрые были люди, которые их мастерили.

Тематический план

1 год обучения.

ХОХЛОМА

  C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\hoh_02.jpg   C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\т.jpg      

А вот затейливый орнамент из растений, трав, цветов в черно-красно-золотых тонах украшают ложки, миски, медовницы. Что это за промысел?

Хохлома - название села в Заволжье, куда мастера привозили на продажу свои изделия, а затем развозили по всей России. Родина хохломы – группа деревень, тема для росписи - природа родного края. По одной из версий считалось, что начали промысел старообрядцы, которые прятались в лесу из-за гонений за веру.  

          C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\05.jpg  Торговые ряды    

Нижегородская техника росписи по лакированным деревянным изделиям восходит своими корнями к методам росписи старинных икон. Хохлома – это старинный народный промысел XVIв. декоративной росписи деревянной посуды и мебели. Красным, синим, зеленым и черным по золотому фону. После покрытия изделия серебристым оловянным порошком обрабатывают в печи, после чего получается медово-золотистый цвет. Это придает легкой посуде эффект массивности.

  C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\220px-BakanovPalekhKhokhloma.jpg  Мастера в Троице Сергиевой Лавре

Стиль росписи посуда унаследовала от иконописцев (мастерство «тонкой кисти», секрет изготовления золотой посуды без золота). Мастера приглашались в Троице-Сергиеву Лавру (которая и была изначально основным заказчиком этих изделий), для знакомства с производством изготовления чаш и ковшей.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ НА ПОДНОСАХ.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\gostovskie_podnosi_2.jpg C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\gostovskie_podnosi_5.jpg

 Известна с XIXв. в районе современного района Мытищи, г. Жостово. Роспись картины по-чёрному, красному, зеленому фону. Мастер работает одновременно с несколькими подносами. Основной мотив – цветочные букеты с крупными садовыми и мелкими полевыми цветами. Подносы встречаются разных форм: от круглых, до сложных многоугольников. Первое производство подносов связано с фамилией братьев Вишняковых. Изготовляли для московской знати.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.

    C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\ч.jpg  C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\Технология изготовления Дымковской игрушки _ «Слобода Дымково» - дымковская игрушка_files\4.jpg     

Дымковская слобода – г.Вятка. Промысел существует боле 400 лет. Красную глину рубили лопатами, соединяли с речным песком, вымешивали и постоянно переворачивали, смачивая водой. Кукол лепят руками, сглаживая стыки мокрой тряпкой, затем украшают деталями.              

                C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\slobo.jpg  Слобода    

Сушат, обжигают в русской печи. Белили игрушку с помощью молока с мелом, благодаря чему образовывалась сверху пленка. Тематику росписи связывают с языческим весенним праздником Свистуньи или Свистопляски. Праздника не стало, а промысел остался. Бытовые и сказочные сюжеты сохраняют гончарные традиции.

               C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\Технология изготовления Дымковской игрушки _ «Слобода Дымково» - дымковская игрушка_files\teh-2_s.jpgC:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\Технология изготовления Дымковской игрушки _ «Слобода Дымково» - дымковская игрушка_files\teh-5_s.jpg   C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\Технология изготовления Дымковской игрушки _ «Слобода Дымково» - дымковская игрушка_files\teh-6_s.jpg

Процесс изготовления игрушек.

ГЖЕЛЬ.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\i.jpgC:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\674.jpg

Город Гжель – колыбель русской керамики с XIV века. Изготавливались изделия из цветной глины с яркой одноцветной росписью по эмали. Основные цвета: белый, оттенки голубого и синего. Сюжеты бытовые и сказочные. В последствии, посуду и изделия в стиле росписи Гжель, стали относить дорогому фарфору благодаря, особенному изготовлению эмали, заимствованную у заграничных мастеров.

ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ.

      C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\платки.jpg C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\s640x480.jpg C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\платок.jpg                

Покрывало или платок – один из самых значимых элементов русского костюма. Традиции создания платков связаны с праздником Покрова Богородицы (только в русской православной церкви). У истоков стояла монастырская культура. Законодателем производства Павлово-Посадских платков был Иван Лобзин из Павлова Посада, служившим в Троице Сергиевой лавре. В 1795г. открыл фабрику по производству шелковых платков, а затем и шерстяных платков с набивным рисунком.

2 год обучения

НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА. Ремесло – это определенный вид деятельности человека, необходимый для жизни деятельности, труда, отдыха или просто для красоты. Ремесла всегда делились: на мужские и женские. Резьба по дереву, изготовление посуды, бытовой утвари – это мужские ремесла. Вышивка, плетение кружев, ткачество, прядение – вот традиционные женские ремесла.

Фольклорное вокальное творчество относится к устному и игровому творчеству. Летом проводили более подвижные, озорные игры, а зимой игры в избах более покойные и сопровождались поговорками и считалками, пением и рукоделием.

МУЖСКИЕ РЕМЕСЛА:

Резьба по дереву.  В России называлась резным делом. Рисунок – ознамёнка. В 15 веке в Троице-Сергиевой Лавре соединились в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент. Использовали изображения травяных узоров в Византийском стиле. Деревянными резными работами украшались царские покои, столовые, церкви. Для производства понадобились специальные инструменты. В мебели резьбе появились такие названия, как кронштейны, карнизы, фрамуги. Иногда изделия расписывались яркими красками и даже сусальным золотом.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\б.jpgC:\Documents and Settings\1\Мои документы\Загрузки\ь.jpg  C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\резьба по дереву.jpg    C:\Documents and Settings\1\Мои документы\работа,документы\Новая папка (уроки, программы, сценарии)\ложкари\я.jpg

Кузнецкое дело.  Начало было положено в Туле, благодаря происхождению богатых железных руд, необходимых для производства оружия для стрельцов. Приглашались «особые» матера, образовалось кузнецкое дело. В Туле в 16веке создалась гильдия оружейных мастеров (самопальных), изделия которых пользовались огромным спросом и проносило большой доход.      

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\кузнецы.jpg      C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\кованные розы.jpg

Гончарное дело – ремесло, служившее для изготовления емкостей для приема пищи или хранения сыпучих и жидких продуктов.  Современные приспособления гончаров - использование гончарного круга, нанесение глазури, с целью превращения посуды в предметы домашнего обихода, строительных материалов, декоративных изделий, сувениров и украшений. Благодаря гончарному кругу форма у посуды получалась ровная гладкая. Для разных видов изделий применяли разные сорта глины, включая окраску. Гончарное ремесло упоминают еще в Ветхом Завете. У славян гончарное производство известно с доисторических времен в Волго-Омском междуречье 7000лет назад.

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\гончарное ремесло 1.jpg   C:\Documents and Settings\1\Мои документы\работа,документы\Новая папка (уроки, программы, сценарии)\ложкари\300px-Гончар_Калашников_1.jpg    C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\гончарное ремесло 2.jpg

       

Лозоплетение – ремесло изготовления плетеных изделий из лозы домашней утвари, емкостей, коробов, корзин, ваз и т.д. Лоза – любой материал растительного происхождения, способный при обработке гнуться, а затем держать форму. Название произошло от «виноградной лозы». Разные техники плетения возникли раньше, чем человек научился обрабатывать дерево и металл без орудий производства. Ремесло уходит корнями в каменный век.

  C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\лозоплетение 2.jpg   C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\лозоплетение.jpg   C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\0006-008-Narodnoe-iskusstvo-russkikh-mnogoslojno-i-raznoobrazno-po-svoemu.jpg

3 год обучения  

ЖЕНСКИЕ РЕМЕСЛА

  Плетение кружев

Вологодское кружево – вид русского кружева, плетеного на коклюшках (деревянных палочках). Внешне рисунок изделий напоминал морозные узоры на стекле, поскольку орнамент был очень ажурным и ложным. Распространено было в Вологодской области в 16-17 веках. Как промысел сформировался в 19 веке. Но зародилось кружевоплетение изначально Европе. В имениях помещиков крепостные выплетали отделки для платьев, белья, подражая западноевропейским мастерицам. Стали появляться фабрики и в 20 веке открылась школа кружевниц.

  C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\кружево.jpg        C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\вологодское кружево.jpg      C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\вышивка крестом.jpg

 Вышивка                  

Бисероплетение – это декоративно-прикладное искусство, рукоделие, создание украшений. Сам бисер в той форме, в которой сохранился до наших дней, известен еще в Древнем Египте. В последние века в России, особенно в северных районах вместо бисера использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, для украшения одежды, церковной и бытовой утвари.

                             C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\биссероплетение.jpg               C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\биссероплетение 2.jpg

  РУССКОЕ УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО – переплетение, производство ткани на ткацких станках. Ткали из нитей с древнейших времен. Возникло, как эволюция плетение в позднем неолите (каменный век). Человек, занимающийся плетением называется – ткач. Ткацкие станки вначале были вертикальные, затем горизонтальные.

    C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\ткачество 2.jpg         

                                       

  • ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ.

Настало время поговорить о самих ложках: как их делают, когда появились, что за роспись на них?

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки и просмотра видеороликов качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь детей и зародить в них желание научиться играть и узнать о русских традициях. Демонстрируя мастерство, которое носит своеобразный зрелищный характер, большое значение, кроме звучащего ритма, имеет жестикуляция рук, повороты головы, корпуса, притопывание ногами, шаги и многое другое.

                              C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Мои рисунки\народные инструменты, промыслы\ложки.jpg 

Ложки бывают разной величины. Основные ее части черпак и черенок. Сувенирные изготавливаются художественными комбинатами.

Постановка исполнительского аппарата-корпуса

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. На ложках играют всевозможными способами. Все зависит от того, как держать ложки. Сидеть нужно ровно, выпрямив спину. Преподаватель показывает приемы исполнения. Затем начинается планомерная постоянная работа по обучению детей игре на ложках. Особое внимание необходимо уделить новичкам, отдельно с каждым повторить сложные для них приемы. Более опытные участники ансамбля с удовольствием демонстрируют перед новичками свои умения и навыки, тем самым передавая свой опыт. Иногда результативнее срабатывает прием передачи умений от ученика к ученику, чем от учителя к ученику.

Наблюдая игру на ложках, можно заметить, что исполнители во время игры нередко меняют их положение в руках, при этом ложки сжимают каждый раз по-разному. Меняют и количество ложек во время игры: играют то на двух, то на трех, то на четырех и более. Играют сидя и стоя. Все это говорит о существовании различных способов игры на них. Термин «способ» в данном случае означает какую-либо определенную исходную позицию инструмента, т.е. вариант расположения ложек в руках исполнителя.

Приемов игры на ложках немного, но, если учесть, что при различных способах одни и те же игровые приемы исполняются по-разному, создается впечатление, что их существует великое множество. Прием игры на ложках – это специфическое звукоизвлечение, выполняемое определенным движением руки, от которого зависит характер прикосновения ложек к ложкам или к корпусу исполнителя.

1 год обучения.

1.Посадка на стуле.

2.Способ работы с ложками (как их держим)

3.Простейшие приемы игры.

4.Знакомство с приемами и комбинаций приемов игры на ложках.

В правой руке исполнителя зажаты две ложки. Основные приемы: удар, тремоло, скольжение. Много времени приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков, артистичностью исполнения.

  • Можно держать в каждой руке по одной ложке (исполняют самые простые приемы, с помощью которых дети учатся формировать ритмические рисунки);            

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0908.jpg       C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0910.jpg

две ложки в правой руке (самый распространенный прием. Удары осуществляются по разным частям тела: кисть, плечо, колено, бедро, голень, грудь и т.д.

Способы игры на 2-х ложках.

1.Удары по руке сверху снизу

2.Удары по коленям, по плечам.

3.Знакомство с приемами игры:

  • Домик
  • Подбой, пол подбоя, 2 подбоя
  • туда-сюда
  • Часики
  • Солнышко
  • Ученик
  • Дробь-скольжение, тремоло, форшлаги
  • забор-возврат
  • отличник-двоечник
  • ритмо-формулы

1.Ах ты, лошадка, шерстка гладка (с подбоем

2.Кошка ленивая, мышку не ловит (отличник-двоечник)

3.Бабка сломала себе ножку (отвод руки в сторону)

4.Я колобок, совсем не ежик (с подбоем + колено)

5.Нет у меня не рук, не ножек (с вытянутыми ногами)

6.С печки свалилась Бабка-ежка (с ладонью по груди или с каблуком)

7.Лез на забор и порвал штаны (со скольжением)

8.Тикают часики на стенке, тикают быстро наши стрелки

9.Ой вы блины, вы мои блины, ой вы, блиночики мои.

 

Примерный репертуар

1.«Как под горкой под горой» р.н.п.

2.«Коробейники»

3.А.Спадавеккиа «Добрый жук»

4.р.н.п.«Ах вы, сени, мои сени»

5.б.н.т.«Янка»

6.разнообразные плясовые наигрыши не в быстром темпе.

2 год обучения 

  • После овладения первого способа, переходим на втором году обучения ко второму способу, где в игре участвуют три ложки: 2 в левой руке  и 1 в правой.           C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0913.jpg          C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0914.jpg

Трудность заключается в том, чтобы держать ложки нужно сразу две в левой руке.  Приемы этого способа позволяют играть сидя и стоя, совмещать с танцевальными движениями. Овладев разными способами, можно намного расширить и разнообразить репертуар.

1.Знакомство с новыми приемами игры.

2.Совершенствование выученных приемов в разных темпах.

3.Более широкий репертуар произведений, включение пьес эстрадного плана.

4.Знакомство с приемом игры на трех ложках.

Способы игры на 3-х ложках.

  • Веничек
  • Зеркальце
  • Отличник-двоечник
  • Забор-возврат
  • Тремоло Лягушка
  • Хлопушка
  • Дробь

Примерный репертуар

1.Обр. С. Бубенцовой «Яблочко»

2.Аз.Иванов «Во кузнице»

3.А.Петров «Я шагаю по Москве»

4.Обр.С.Бубенцовой «Цыганская пляска»

5.С.Бредис«Раз и, два и» полька

6. «Из-под дуба, из-под вяза» русская плясовая

3 год обучения.

1.Совершенствование выученных приемов игры

2.Новые ритмо-формулы и комбинации приемов игры.

3.Знакомство с приемом игры на четырех ложках.

Третий способ – по две ложки в каждой руке. Ударяя ложку о ложку, получается характерный красивый звук.

  • 4 ложки: по две в каждой руке (самые сложные приемы)

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0915.jpg                 C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0916.jpg

  • веерные ложки (иногда используют подставку)

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\Фото0912.jpg                    C:\Documents and Settings\1\Мои документы\фото\школа 2012г,13г\фото ложки\DSC03021.JPG

Способы игры на 4-х ложках.       

  • Забор-возврат
  • Тремоло Лягушка
  • Хлопушка
  • Дробь
  • Ложка за пояс, ложка в голенище сапога и 2 в руке.

три ложки: в левой руке 2 и 1 в правой

  • Сложные ритмо-формулы, комбинированные

                          

Примерный репертуар

1.Дж. Гершвин «Любимый мой»

2.Аз.Иванов«Ах, Самара-городок»

3.Аз.Иванов«Недельа»

4.«Куманечек, побывай у меня» р.н.п.

5.Катенька

6.«Как унаших у ворот»

7. Фонограммы русских народных песен:

8. С.Полозов «Казачья пирушка»

9. А.Соловьев «Цыгане любят коней»

10. Б.Трояновский-А.Соловьев Ах, ты береза»

11.Танцы, польки, ритмичные песни народов мира: Кукарача м.н.т., Трепак

12. И.Паницкий «Светит месяц»

13. В.Корнев «Волжская кадриль»

14. В.Галочкин «Как за Доном, за рекой»

15. А.Шалаев «Кадриль»

1.6Б.Векслер«Полька»

17. Б.Маслов «Четкий ритм»

18. Обр. В.Кузнецова «Саратовские переборы»

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ЛОЖКАХ

Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также моторики при музицировании. Особенные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полноценные навыки закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

 Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:

«Шофер» - характерные движения кистями, имитирующие крутящий руль.

«Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).

«Вертолет» - поворот руки с ложкой вверх черенком, потом вниз.

Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре. Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, подходящие к тому или иному ритму.

Ритмические упражнения

«Маятник» - скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

Главный принцип – сделать занятия в интересной игровой форме с названиями, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» - напоминает цоканье копыт. Другую игру можно назвать «Зайка»: прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой. Зайка прячет ушки – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки разной высоты. Ритм можно чередовать. Ребенок не только воспроизводит звуки, но слышит и анализирует их высоту (высокая - низкая, звонкий - глухой).

Основные приемы игры на ложках

ПРОСТЫЕ УДАРЫ (хлопок). Ложки в правой руке, левая перед собой и немного согнута в локте. Легкие удары ложками по левой ладони. Это самый простой прием игры. При игре в ансамбле необходимо добиваться одновременного исполнения приема.

ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.

ТРЕЩЕТКА СЛОЖНАЯ. Похожа на простую трещотку, с добавлением поворота ладони верх и назад.

СКОЛЬЖЕИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар ложками по ладони, скольжение вниз и удар по ноге.

СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую ногу и продолжение скольжения на правую ногу.

ЛИНЕЕЧКА1.  Удар по лев. ладони / удар по лев. колено / удар по лев. ноге внизу (ногу слегка приподнять во внутреннюю сторону) / вернуться на колено. Повторить с правой ногой, только ногу слегка приподнять во внешнюю сторону.

ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук / короткое скольжение по колену/ голень 2 раза / колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все повторить.

ЛИНЕЕЧКА 3 по ладони л.руки, по колену л.ноги, пятке и полу.

ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони / два раза удар по колено соседа справа.

БАНЯ. Повернуться боком вправо/ поднять левую руку, согнутую в локте /два раза удар по своей спине, подражая ударам веника / два  удара по плечу соседа справа.

ТРЕМОЛО. Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.

СОЛНЫШКО – хлопая ложку об ложку, описываем большой круг

ДУГА – на счет 1 – по колену. На счет 2 – по локтю л.руки

КРУГ – по ладони л.руки, левому плечу, правому плечу, правому колену.

КАПЕЛЬКИ– одиночные и двойные удары по коленям, ладони, плечам; Ладонь-плечо, л. пр.        колено, л.и пр. плечо и т.д.

МАЯТНИК – скользящие удары ложки о ложку, напоминающие маятник. Удар тыльными сторонами ложек или ручек одной ложки о тыльную сторону др. ложки можно держать вертикально и горизонтально.

МЯЧИКИ– обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу:1-я – между 1 и2 пальцами 2-я между 3 и4 пальцами. На счет: 1.2.3.4 ударяют по колену. В каждой руке находятся по две ложки.

ПЛЕЧИКИ – ударяют по плечу и ладони

КОЛЕНОЧКИ– удар ложками по ладони и колену соседа справа

КАЧЕЛИ– по колену и по кисти, приподнятой до уровня глаз л.руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево и в право

На счет 1 – по колену

              2 – полу наклон влево и удар по ложкам

              3 – по колену

              4 – наклон вправо и удар по руке

ТРЕМОЛО – быстрое чередование ударов (можно и тремя ложками)

Прямые удары чередуются с глиссирующими. Можно в руках держать ложки веером и играть скользящим приемом. Это красиво звучит и зрелищно смотрится. Лучше закрепить ложки на деревянных брусках для удобств.

  • РАБОТА НАД АНСАМБЛЕВЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ

Важным моментом в работе является подбор репертуара. Музыка должна быть ритмична, задорна, популярна и нравится детям. Необходимо вовлекать детей в процесс творчества, приобщая их к соавторству.

Анализ видео и аудио записей с образцами выступления коллектива, позволит со стороны взглянуть на свои удачи и промахи. Принцип наглядности здесь самый действенный.

Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога и учащихся на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень сложности номера, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.

Артистизм действий педагога-дирижера придает эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки, организатора коллектива, творчески активного интерпретатора, эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.

 Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя частичкой коллектива, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.

Одним из самых важных качеств игры в ансамбле, коллективе – является чувство партнерства. Проведите игру «Цепочки».

Игра «Цепочки» (лучше расположиться в форме круга)

1 вариант. Каждый ребенок повторяет ритмический элемент за преподавателем под четкий ритм метронома. Нужно следить, чтобы не было остановок. За вторым кругом этот элемент исполняют сразу по два участника, потом все вместе.

2 вариант. Исполняют по очереди. Преподаватель с каждым кругом показывает новый элемент, а дети должны безошибочно без остановок все повторить. Возможно ускорять темп.

3 вариант. Провести упражнение на слуховые ощущение. Начать медленно, постепенно ускорить и затем постепенно замедлить.

4 вариант. Дети сами предлгают свой ритмические рисунок и все его исполняют.

Самым ценным и завораживающим в ансамбле является синхронная и слаженная игра.

 ЗАВЕРШЕНИЕ.

Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого собранного выхода. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.

Эта огромная работа невозможна без помощи родителей учеников. Я хочу выразить огромную благодарность родителям учеников своего класса. Благодаря им, в нашем ансамбле появились табуреты, расписанные в стиле жостовской росписи, яркие жилеты, головные уборы – картузы. Родители всегда присутствуют на концертах, помогают детям переодеваться, ведут фото и видео записи. Все это помогает мне, как руководителю ансамбля, больше уделять внимание творческому подходу в работе с детьми.