Рекомендации и памятка начинающим читать с листа в курсе общего фортепиано

Школенко Надежда Ивановна

В кратком изложении даны основные методические установки для поэтапного формирования навыков по чтению с листа по МДК 01.04 "Дополнительный инструмент - фортепиано". Для лучшего усвоения рекомендации также были собраны в виде "Памятки учащимся".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендации начинающим читать с листа

в курсе общего фортепиано

  1. Приступая к разделу учебной программы «Чтение с листа» настройтесь на особый вид деятельности, который потребует от вас большой концентрации аналитических способностей, внимания и сосредоточенности.

  1.  Основная цель этого вида работы – развитие навыков беглого прочтения незнакомых нотных текстов, что важно в любом виде вашей профессиональной деятельности: исполнительской, учебной, педагогической.

  1. Задачи, которые стоят перед начинающим обучаться чтению, таковы: за одну-две минуты произвести предварительный обзор и анализ нотного материала произведения, а затем постараться исполнить его достаточно точно по тексту, темпу, характеру, а главное не прерываясь. Допускаются: незначительные упрощения фактуры, чтобы сохранить непрерывность игры, свободный выбор аппликатуры.

  1.  Для прочтения рекомендуется использовать произведения на уровень – два ниже по сложности ваших программных исполнительских возможностей на данном этапе обучения фортепиано.

  1. Предлагается следующая схема и рекомендации по предварительному зрительно-аналитическому ознакомлению с нотным материалом произведения:

Определите:

- темп и характер произведения (его жанрово-стилевую и программную направленность);

- тональность, размер, рабочие ключи произведения.

Найдите:

- дополнительные  обозначения в нотном тексте произведения: внутритактовые знаки альтерации, смену ключей, обозначения реприз, da capo al fine и т.д.

Охватите зрительно форму, ознакомьтесь с тональным планом произведения, особенностями и типом фактурного изложения, такими, как: полифонический  (имитационный, гомофонный, подголосочный) или гомофонный (гомофонно-полифонический, гомофонно-гармонический, аккордовый, аккордовый, аккордово-фигурационный и т.д.).

Отметьте в ходе анализа:

- особенности движения мелодии (поступенно, по интервалам);

- сходства и изменения внутри аккордовой фактуры и функций гармонии;

- наличие аккордовых стереотипов, знакомых ритмо-интонационных оборотов.

Ознакомьтесь с артикуляционными особенностями фактуры, динамическими обозначениями. Настройте себя на метро-ритм произведения: прохлопайте, простучите, мысленно просольфеджируйте или продирижируйте первые такты и ритмически сложные места текста.

  1. Зонами повышенной сложности при игре с листа часто бывают:

- переходы от строчки к строчке,  между частями, на другую страницу произведения;

- смена ключей, ключевых знаков, модуляции;

- такты, где встречаются ноты на дополнительных линейках сверху и снизу, большое скопление пауз, затакт;

- окончания предложений, периодов, частей – каденции (обычно это такты с более насыщенной фактурой и гармонией).

  1. После предварительного анализа, приступая к исполнению, сосредоточьте свое внимание и взгляд: необходимо успевать видеть текст на полтакта, такт вперед – это одна из наиболее важных специфических особенностей и задач при чтении.

  1. Учитесь цепко держать взглядом нотный текст и как можно реже смотреть на клавиатуру - «игра вслепую» тренирует хорошее ощущение клавиатуры и не отвлекает от чтения текста.

  1. Целесообразно распределить работу по освоению навыков чтения с листа на три этапа: первый этап – чтение не сложных фортепианных миниатюр; второй – чтение фортепианных аккомпанементов, третий – чтение фортепианных ансамблей.

  1.  При чтении с листа аккомпанементов  используйте все вышеперечисленные рекомендации. Дополнение к схеме анализа: необходимо уточнить с иллюстратором перед исполнением темп произведения, репризы и другие обозначения, регулирующие построение формы.

Чутко слушайте солирующую партию, баланс звучания в вашем ансамбле. Постарайтесь учитывать технические возможности данного инструмента или голоса.

  1.  Специфика чтения с листа ансамблей: важно понять свою роль и объем участия в исполняемом произведении, так как партия ансамблевого произведения часто более самостоятельная, в сравнении с аккомпанементом.

Следуйте рекомендациям по предварительному анализу и подготовке к исполнению произведения на инструменте.



Предварительный просмотр:

Памятка учащимся

  1. Умение читать с листа – это важно!
  2. Настройтесь! Чтение с листа – это особый вид исполнительской деятельности.
  3. Важна сосредоточенность: концентрация внимания, зрения, воли.

      Рассеянность – враг чтения!

  1. Изучите схему предварительного анализа произведения. Работайте по предложенным рекомендациям.
  2. Всегда настраивайте себя на метроритм, темп и характер произведения, а главное  - на непрерывное исполнение. Допускаются некоторые упрощения. Важно – сохранить целое!
  3. Не забывайте! Необходимо видеть текст на полтакта, такт вперед!
  4. Особая концентрация внимания – в зонах повышенной сложности!
  5. В аккомпанементе – задача аккомпанировать! Ваше соло – только вступление, заключение и проигрыши.
  6. В ансамбле – распределяйте слуховое внимание и на партию партнера. Строго дозируйте свою долю участия в исполняемом процессе.

10. Обязательно используйте время, отведенное программой на чтение с   листа – рост будет очевиден.

11. Больше и смелее читайте новые произведения самостоятельно!  Но именно «читайте»! Не подменяйте задачу исполнения с листа привычным разбором текста.