Рекомендации и памятка начинающим читать с листа в курсе общего фортепиано
В кратком изложении даны основные методические установки для поэтапного формирования навыков по чтению с листа по МДК 01.04 "Дополнительный инструмент - фортепиано". Для лучшего усвоения рекомендации также были собраны в виде "Памятки учащимся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.72 КБ |
![]() | 15.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рекомендации начинающим читать с листа
в курсе общего фортепиано
- Приступая к разделу учебной программы «Чтение с листа» настройтесь на особый вид деятельности, который потребует от вас большой концентрации аналитических способностей, внимания и сосредоточенности.
- Основная цель этого вида работы – развитие навыков беглого прочтения незнакомых нотных текстов, что важно в любом виде вашей профессиональной деятельности: исполнительской, учебной, педагогической.
- Задачи, которые стоят перед начинающим обучаться чтению, таковы: за одну-две минуты произвести предварительный обзор и анализ нотного материала произведения, а затем постараться исполнить его достаточно точно по тексту, темпу, характеру, а главное не прерываясь. Допускаются: незначительные упрощения фактуры, чтобы сохранить непрерывность игры, свободный выбор аппликатуры.
- Для прочтения рекомендуется использовать произведения на уровень – два ниже по сложности ваших программных исполнительских возможностей на данном этапе обучения фортепиано.
- Предлагается следующая схема и рекомендации по предварительному зрительно-аналитическому ознакомлению с нотным материалом произведения:
Определите:
- темп и характер произведения (его жанрово-стилевую и программную направленность);
- тональность, размер, рабочие ключи произведения.
Найдите:
- дополнительные обозначения в нотном тексте произведения: внутритактовые знаки альтерации, смену ключей, обозначения реприз, da capo al fine и т.д.
Охватите зрительно форму, ознакомьтесь с тональным планом произведения, особенностями и типом фактурного изложения, такими, как: полифонический (имитационный, гомофонный, подголосочный) или гомофонный (гомофонно-полифонический, гомофонно-гармонический, аккордовый, аккордовый, аккордово-фигурационный и т.д.).
Отметьте в ходе анализа:
- особенности движения мелодии (поступенно, по интервалам);
- сходства и изменения внутри аккордовой фактуры и функций гармонии;
- наличие аккордовых стереотипов, знакомых ритмо-интонационных оборотов.
Ознакомьтесь с артикуляционными особенностями фактуры, динамическими обозначениями. Настройте себя на метро-ритм произведения: прохлопайте, простучите, мысленно просольфеджируйте или продирижируйте первые такты и ритмически сложные места текста.
- Зонами повышенной сложности при игре с листа часто бывают:
- переходы от строчки к строчке, между частями, на другую страницу произведения;
- смена ключей, ключевых знаков, модуляции;
- такты, где встречаются ноты на дополнительных линейках сверху и снизу, большое скопление пауз, затакт;
- окончания предложений, периодов, частей – каденции (обычно это такты с более насыщенной фактурой и гармонией).
- После предварительного анализа, приступая к исполнению, сосредоточьте свое внимание и взгляд: необходимо успевать видеть текст на полтакта, такт вперед – это одна из наиболее важных специфических особенностей и задач при чтении.
- Учитесь цепко держать взглядом нотный текст и как можно реже смотреть на клавиатуру - «игра вслепую» тренирует хорошее ощущение клавиатуры и не отвлекает от чтения текста.
- Целесообразно распределить работу по освоению навыков чтения с листа на три этапа: первый этап – чтение не сложных фортепианных миниатюр; второй – чтение фортепианных аккомпанементов, третий – чтение фортепианных ансамблей.
- При чтении с листа аккомпанементов используйте все вышеперечисленные рекомендации. Дополнение к схеме анализа: необходимо уточнить с иллюстратором перед исполнением темп произведения, репризы и другие обозначения, регулирующие построение формы.
Чутко слушайте солирующую партию, баланс звучания в вашем ансамбле. Постарайтесь учитывать технические возможности данного инструмента или голоса.
- Специфика чтения с листа ансамблей: важно понять свою роль и объем участия в исполняемом произведении, так как партия ансамблевого произведения часто более самостоятельная, в сравнении с аккомпанементом.
Следуйте рекомендациям по предварительному анализу и подготовке к исполнению произведения на инструменте.
Предварительный просмотр:
Памятка учащимся
- Умение читать с листа – это важно!
- Настройтесь! Чтение с листа – это особый вид исполнительской деятельности.
- Важна сосредоточенность: концентрация внимания, зрения, воли.
Рассеянность – враг чтения!
- Изучите схему предварительного анализа произведения. Работайте по предложенным рекомендациям.
- Всегда настраивайте себя на метроритм, темп и характер произведения, а главное - на непрерывное исполнение. Допускаются некоторые упрощения. Важно – сохранить целое!
- Не забывайте! Необходимо видеть текст на полтакта, такт вперед!
- Особая концентрация внимания – в зонах повышенной сложности!
- В аккомпанементе – задача аккомпанировать! Ваше соло – только вступление, заключение и проигрыши.
- В ансамбле – распределяйте слуховое внимание и на партию партнера. Строго дозируйте свою долю участия в исполняемом процессе.
10. Обязательно используйте время, отведенное программой на чтение с листа – рост будет очевиден.
11. Больше и смелее читайте новые произведения самостоятельно! Но именно «читайте»! Не подменяйте задачу исполнения с листа привычным разбором текста.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/31/otzyv_kuzmenko_s.a._-_2010g.jpg)