Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе с учащимися фортепианного отделения ДШИ.

Шадрина Наталья Юрьевна

В своём методическом докладе «Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе учащимися фортепианного отделения» я акцентировала внимание насколько важно взаимодействие педагога – музыканта и ученика уже в самом начале обучения. Только в определённом контакте с учащимися дошкольного возраста можно достичь результатов для дальнейшего обучения музыкальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл period_doshkolnogo_vozrasta_5_2.docx23.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе с учащимися фортепианного отделения ДШИ.

В настоящее время в связи с изменениями социальных и экономических условий жизни общества очень остро встает проблема психологического здоровья детей, их эмоционального комфорта и благополучия. По данным Всемирной организации здравоохранения, большая часть заболеваний человека (55 %) вызваны стрессовыми состояниями. Одной из основных составляющих здоровья человека является его душевное благополучие.

В своём методическом докладе «Особенности психолого – педагогического общения в подготовительном классе учащимися фортепианного отделения» я акцентировала внимание насколько важно взаимодействие педагога – музыканта и ученика уже в самом начале обучения. Только в определённом контакте с учащимися дошкольного возраста можно достичь результатов для дальнейшего обучения музыкальному искусству.

Педагогическое общение  – это целенаправленное, специально – организованное взаимодействие педагога и учащихся, включающее обмен информацией и действиями, а так же установления взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание мира и самих  себя, овладения определенными умениями и навыками, усвоения опыта эмоционально – ценностных отношений к себе и окружающему миру.

На своей практике я убедилась, что подготовительный класс просто  необходим ребёнку перед поступлением на предпрофессиональную программу в Детскую школу искусств. И если у родителей есть возможность отдать ребёнка в подготовительный класс, то я настоятельно рекомендую ею воспользоваться. С уверенностью могу сказать – готовить детей к школе обязательно нужно, это поможет в дальнейшем не только в обучении, но значительно облегчит адаптационный период ребёнка в первом классе.

Одна из важнейших задач подготовительного класса в ДШИ – обеспечение психологического комфорта учащегося, от этого в дальнейшем будет зависеть результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений и навыков у детей, способствующих дальнейшему успешному обучению. Ключевая роль в создании психологического комфорта учащегося в подготовительном классе принадлежит педагогу. Взаимоотношения педагога и учащегося в образовательном процессе являются важным условием  для успешного решения задач обучения и воспитания, является непременным условием его психического и личностного развития. Педагог выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта.

Дошкольный возраст - период становления фундаментальных качеств личности человека, возраст когда в психике ребѐнка появляются новые образования. Этот период очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в обществе. 

Возрастные особенности дошкольного возраста 6 – 7 лет:

Развитие личности:

 - формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций;

- в  качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка данного возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу»;

 - ребёнок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы;

 - появляется устойчивость самооценки;

 - появляется внутренний план действий (способность действовать в уме);

 - усвоение нравственных норм (формируется сочувствие, забота и активное отношение к окружающим событиям).

Развитие психических процессов:

 - внимание -  увеличивается устойчивость (25 – 30 минут), развивается способность к его распределению и переключаемости, наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному (контролируемое сознанием);

 - память – появляются элементы произвольного запоминания; произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель -  запомнить и вспомнить;

 - воображение – активизации функции творческого воображения  самостоятельно создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности;

 - мышление – наглядно – образное, формируется словесно – логическое; появляется умение устанавливать причинно – следственные связи и находить решение проблемных ситуаций;

 - речь – развивается связная речь, становится богаче лексика, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается интонационная выразительность.

Какими личностными качествами должен обладать педагог – музыкант в Детской школе искусств:

 - любовь к детям;

 - профессиональное мышление и самосознание;

 - высокой концентрацией;

 - самообладание;

 - умение заинтересовать;

 - умение импровизировать;

 - целеустремленность;

 - умение слушать и налаживать контакт;

 - умение сопереживать и сочувствовать;

 - выдержка;

 - требовательность;

 - внимательность;

 - воспитанность, тактичность;

 - справедливость;

 - внешний вид.

Главная задача педагога – уметь найти подход к каждому учащемуся, добиться контакта с ним и прежде всего доверия к себе. Основной трудностью педагогической работы является то, что ребёнок практически всегда стремится к самостоятельности и независимости. Вместе с тем ищет опоры в личности самого педагога.

И. Гофман «Начало – дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее… Отзвук детских впечатлений, связанный с миром музыкальных звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет первым учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Впечатления музыкального детства сохранятся в памяти навсегда. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику».

Педагог – музыкант может обладать целым комплексом личностных качеств, но самое главное из всех прежде всего любовь к детям. Композитор Гретри по этому поводу писал: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными». Лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.

Неотъемлемое качество педагога это доброта и доверительные отношения с учащимися, в подготовительном классе это очень важно. Это качество особенно важно уже при первом знакомстве с потенциальными учащимися, когда интерес и внимание к личности педагога особенно сильны. Нельзя начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта. Это важно не только для ученика, но и для учителя, который чувствует себя настоящим психотерапевтом, освобождая ребенка от отрицательных эмоций, облегчая возникшие у него проблемы.

Каждый урок начинается с оценки настроения ребёнка, необходимо уловить душевное состояние, успокоить, поднять эмоциональный настрой, если это необходимо. Очень важно подобрать правильный тон общения – с одним можно разговаривать лишь тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. Некоторые дети лучше всего реагируют на сдержанность, «дистанционность». В любом случае самое главное соблюдать чувство такта в общении и уважение к ученику.

Педагог всегда должен находится в творческом поиске. Работа с детьми дошкольного возраста это практически всегда импровизация. Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной гибкости, интуиции и артистичности. Каждый ученик – это особый мир. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности. Все, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно заново открывать вместе с учеником.

Основная форма урока в подготовительном классе проходит в  игровой форме. Здесь очень важно такое качество как умение импровизировать. Педагог должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок — это маленький спектакль. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает и вызывает желание самому сделать что – то, запомнить и повторить. Переключение внимания ребенка с одной игры на другую – непременный момент в занятиях.

Можно выделить несколько правил взаимоотношений педагога и учащегося:

 - любите детей;

 - будьте добры и внимательны;

 - пойте с детьми и для детей;

 - сопереживайте вместе с детьми, разделяйте с ними не только радость;

 - сохраняйте  внутреннюю убежденность, что каждый ребёнок уникален по – своему;

 - вселяйте в детей веру в себя, свои силы и способности.

В завершении хочется сказать, что деятельность педагога – музыканта  очень сложна. Хороший педагог должен стремится к усовершенствованию своих знаний, педагогическому мастерству, привить детям с самого детства любовь к музыке и подготовить их к возможности доставлять через музыку радость себе и окружающим.

Отрадно отметить для себя, что мне удается в своей профессии искусно сочетать роль не только педагога, но и роль друга, помощника, наставника и быть примером для подражания моим ученикам.

ЛИТЕРАТУРЫ

1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

2.Барсукова С.А. «Пора играть, малыш!»

3.Ведерникова И. «Первые шаги маленького пианиста»

4.Ветлугина        Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

5.Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»(для детей 4-6 лет).Изд. «Композитор- СПб», 2009

6.Донченко Т. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! : первые уроки маленького пиниста. – Изд. 3-е,стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.

7.Королькова И.С. Крохе- музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Части I,II. Ростов н/Д : изд –во «Феникс», 2004

8.Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

9.Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб,  1994

10.Милич Б.        Фортепиано 1, кл. Кифара, 2006

11.Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972

12.Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.Горошко.  Ростов -  н/Д: Феникс, 2007

13.Новый музыкальный букварь для самых маленьких: Учебно-    меодическое пособие / Иванова О.,Кузнецова И. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

14.Новая школа игры на фортепиано / авт.-сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. – Изд.12-е. - Ростов- н/Д: Феникс, 2011.

15.Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990

16.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962

17.Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина.  М.: Музыка, 1988

18.Фортепиано. Репертуарная серия. Первые шаги. Сборник для начинающих. Сост. С.И.Голованова. – Часть 1. Упражнения, этюды, пьесы. – М.: «Крипто-логос», 1996.

19.Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

20.Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. М.: Музыка, 2011

Список рекомендуемой  методической  литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996(вступительная статья)

             3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973

    4. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965
              5. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961

    6. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004

    7. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967

    8. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011

    9. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987

   10. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". М., 1997

    11. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". М., Просвещение, 1974

    12. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта"