ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Взаимодействие педагога с родителями класса при организации и проведения концертов учащихся «Северное сияние», «За роялем вдвоем»

Князева ирина владимировна

      В процессе обучения игре на музыкальном инструменте каждый учащийся ДШИ, ДМШ должен «почувствовать» сцену. Поэтому концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики, играют в воспитании юного музыканта большую роль. Выступление – наиболее ответственный момент в обучении. Оно должно всесторонне выявить уровень подготовки обучаемого и его достижения.      Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития его исполнительских навыков, каждое публичное выступление должно помочь подытожить достигнутое, наметить и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_za_royalem_vdvoem.docx35.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Взаимодействие педагога с родителями класса при организации и проведения концертов учащихся «Северное сияние», «За роялем вдвоем»                                              

                                                                                                                Выполнил:

                                                                                 Князева Ирина Владимировна

                                                                                                            преподаватель

                                                                         МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»

                                Пояснительная записка

    Работая педагогом дополнительного образования, обучая детей игре на самом, наверное, распространённом инструменте фортепиано, убеждена, что только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности. Музыкальное воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребёнка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности. Развитие музыкального вкуса создает основу музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Большое значение в формировании личности ребенка играет та среда, в которой растет начинающий музыкант. Именно домашнее окружение на начальной стадии обучения играет значительную роль. В семьях, где домашние любят музыку, и готовы прийти на помощь ребенку в освоении музыкального материала, музыка становится частью жизни. Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами.                                           Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.          Каждая семья – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Мягкое и тактичное вовлечение родителей в образовательный процесс делается для того, чтобы познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности.    

      В моем классе, вот уже седьмой год, учатся замечательные, способные   дети, которые своим трудолюбием, старанием добились прекрасных              

                                                                                                                                   1

результатов. Это Самурханова Эльнара и Зыков Лев. А привели их в мой класс их родители, которые действительно стали помощниками, партнерами и мне, и своим детям.                                                                                                         С самых первых уроков родители не пропустили ни одного занятия, чтобы оказать помощь в выполнении домашних заданий. Поскольку музыкально-учебный процесс стал для детей новым видом деятельности и им могли быть сложны или непонятны некоторые из задач педагога. Дети очень быстро развивались. Замечательные музыкальные способности, неуемное желание поскорей приобрести исполнительские навыки дали свои результаты. На второй год обучения ребята уже участвовали в различных конкурсах. И здесь, самыми большими помощниками стали их родители. Совместные поездки по всей России и даже за рубеж, походы в театры, в музеи, в цирк, решения различных бытовых проблем – все это дало возможность педагогу изучить особенности семей, их культурный уровень. Это не только позволило мне тщательно, взвешенно и продуманно подбирать методы и формы работы с детьми, но и добиться взаимопонимания с их родителями, установить партнерские отношения для достижения позитивных результатов в совместной деятельности.                                                                                                    Другие родители учащихся моего класса с большим участием и восторгом следили за профессиональным ростом Эльнары и Лёвы. Особенно им нравилось их совместное музыцирование (игра в дуэте).  Невольно сравнивая, они желали и своим детям добиться таких высоких результатов. Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью, заинтересовать их музыкой, приблизить к прекрасному искусству, дать возможность реализовать себя.                                    

      В процессе обучения игре на музыкальном инструменте каждый учащийся ДШИ, ДМШ должен «почувствовать» сцену. Поэтому концерт, как эффективный способ проверки успеваемости и как форма исполнительской практики, играют в воспитании юного музыканта большую роль. Выступление – наиболее ответственный момент в обучении. Оно должно всесторонне выявить уровень подготовки обучаемого и его достижения.      Являясь важной вехой в процессе обучения юного музыканта, развития его исполнительских навыков, каждое публичное выступление должно помочь подытожить достигнутое, наметить и уточнить дальнейшие перспективы художественно-технического роста. Пользу при этом оказывают не только этапы подготовки к выходу на сцену, не только сам процесс выступления, но и подведение итогов, умение дать правильную оценку происшедшему, сделать полезные выводы на будущее. Все это должно учитываться самим выступающим и его педагогом.    

                                                                                                                                   2

                 

                                                                                                                                                                             

      Одной из форм концертной деятельности учеников класса с привлечением родителей является сольный концерт, который подразумевает наличие программы, тесное слияние информационно-логического и эмоционального начала. Накопленный опыт сценических выступлений, накопленный исполнительский репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного – двух выступлений на сцене. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут составить сольный концерт.

Сольный концерт - это публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений, мощная мотивация, побуждение к действию ученика, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.

     Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, а порой и концертов в различных формах внеклассной работы, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя и ребенка. Поэтому для решения сложившейся ситуации стало целесообразно сотрудничество педагога с родителями в рамках разработанного мероприятия, в данном случае сольного концерта учащихся класса Самурхановой Эльнары и Зыкова Льва. Дуэт «Северное сияние». Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности.

       В ходе подготовки и реализации сольного концерта определилась цель –  создание условий для развития музыкально - творческого потенциала обучающихся класса посредством привлечения родителей к различным формам деятельности в рамках разработанного мероприятия – сольного концерта учащихся класса пр. Князевой И.В.

       В соответствии с целью мероприятия были определены задачи, ориентированные на родителей и обучающихся.

 Задачи для родителей:                                                                                         привлечение родителей к тесному сотрудничеству во взаимосвязи  «педагог      родитель - дети» для реализации мероприятия;                                                      - приобщение родителей к музыкальному искусству для повышения эрудиции и расширения их кругозора в этой области;                                               - укрепление взаимоотношений родителей и детей, обучающихся и преподавателя посредством включения в совместную деятельность.

Задачи для обучающихся:   

-  обеспечить поддержку одаренных детей класса пр. Князевой И.В. посредством организации их музыкально – творческой деятельности в рамках сольного отчетного концерта;

- способствовать эффективному развитию музыкальных способностей, познавательных процессов талантливых детей через образовательную и культурно насыщенную сферу доп/образования;

- раскрыть духовный, интеллектуальный и культурный потенциал детей;                                                                                                                                                                                                              - воспитать чувства ответственности, дружбы, взаимопомощи;                                   - создать открытое образовательное пространство в учреждении ДОД, стимулирующее творческую активность и самореализацию личности ребенка;                                                                                                                          - ориентировать одаренных детей на поступление в профильные учреждения среднего и высшего профессионального образования посредством поддержки интереса детей к фортепианному исполнительству, формирования их музыкальной культуры, освоения и расширения исполнительских приемов и навыков игры на фортепиано и т.д

      При подготовке концерта на родительском собрании педагог вместе с родителями обсудили ряд задач необходимых для успешного проведения мероприятия:                                                                                                                     - подготовить афишу концерта;                                                                                              - подготовить оформление зала;                                                                                       - придумать название творческого дуэта;                                                                           - подготовить слова благодарности участникам сольного концерта и их родителям;                                                                                                                           - подготовить подарки и цветы.

      Перед проведением концерта родители вместе с педагогом оформили концертный зал детской школы искусств шарами, цветами.

     Жанр мероприятия –сольный концерт учащихся класса Самурхановой Эльнары и Зыкова Льва с участием преподавателя и родителей. Концерт – это коллективное действо, совместное творчество, что превращает учеников класса в единомышленников, учит сосуществованию, развивает коммуникативные качества.

Правовыми основами организации данного проекта являются нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношение семьи и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания детей, а так - же в вопросах развития системы сотрудничества педагога и родителей:                                     - «Конвенция о правах ребенка»;                                                                                - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012. № 273;                       - Локальные документы Детской школы искусств (Устав, Положения, Правила);                                                                                                                         - «Программа развития образовательного учреждения на период 2015-2019».

Алгоритм включения родителей в конкретное мероприятие осуществляется через совместную деятельность педагога, родителей и детей.

Инструментарием включения родителей в данное внеклассное мероприятие явилось систематическое привлечение родителей к творчеству детей не только как слушателей, но и участников.

Инструментарием обратной связи явились положительные отзывы всех участников данного концерта и желании в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях, направленных на взаимодействие семьи и школы в целях развития детей.

Психолого-педагогическими основами коммуникации со взрослыми людьми явились теоретические основы организации и управления педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а так - же организации эффективного взаимодействия педагога и родителей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и при соблюдении принципов профессиональной этики.

Проанализировав результаты совместной деятельности всех участников мероприятия, удалось установить, что в процессе подготовки и проведения сольного концерта укрепилась взаимосвязь «педагог – родители - дети». Благодаря совместному восприятию музыки между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, понимание родителями своей значимости в музыкально-эстетическом развитии ребенка, повышение эрудиции и расширения кругозора учеников и их родителей в области музыкальной классики, коммуникативных качеств, эмоционально-креативных свойств, толерантности. Кроме того, педагог приобретает положительный опыт при организации совместной деятельности со всеми участниками данного мероприятия.

Основная часть.

Сценарий сольного концерта учащихся Самурхановой Эльнары и Зыкова Льва. Дуэт «Северное сияние».

На сцену выходит ведущая концерта – Родионова В. А. и начинает концерт.         Ведущая:

Добрый вечер уважаемые слушатели!

Прошел мрачный ноябрь со своей осенней усталостью, холодной апатией и погодными неурядицами. И вот мы плавно попали в сказочный декабрь - кругом зимняя фантазия, снежное великолепие, морозная бодрость. Декабрь - финишная прямая года, подведение творческих итогов, предвкушение праздника, ожидание чуда. И мы начинаем сюиту декабрьских вечеров - нашу активную концертную деятельность.

      Сегодня у нас уникальный по сути своей концерт. Наша школа богата одаренными детьми, мы любим всех наших юных музыкантов, но всегда радостно, когда среди учащихся появляются маленькие профессионалы, чья игра, заставляет замирать сердце не в волнении за результат, а от эстетического чувства художественности, когда звучит не просто качественный нотный текст, а пьеса превращается в историю, о том, что хотел сообщить композитор, и как это услышал взрослый музыкант - педагог, и третий этап, какие собственные грани передают в этой музыки его ученики. Тогда на сцене происходит настоящее событие.

      Сольными концертами нас уже радовали юные дарования, но сегодня совершенно особое явление, это творческий дуэт. Создать перспективный ансамбль в условиях учебного процесса очень сложно. Дети должны подходить друг другу по характеру, темпераменту, они должны быть не только музыкально одарены и технически подготовлены на близком друг другу уровне, они должны уметь работать в творческом союзе, слушать друг друга и чувствовать метро-ритмически, а главное, уметь из разрозненных партий создать единое произведение.

     Ребята поступили в музыкальную школу в 2011 году и уже с первого класса их педагог Ирина Владимировна увидела в них именно дуэтную перспективу. В этом направлении проделана огромная работа, по воспитанию ансамбля. И уже во втором классе на международном конкурсе в Италии дуэт занимает высшую награду - первое абсолютное место в номинации ансамбль и награждается дополнительным призом жюри.

     А далее конкурсная деятельность разнообразна и богата победами. Дети стали неоднократными лауреатами конкурсов «Роза ветров» Всероссийского и Международного, зональных и окружных конкурсов ансамблевой музыки, международных конкурсов «Юный Моцарт».  География их побед разнообразна: Ханты-Мансийск, Югорск, Златоуст, Пермь, Москва, Педара (Италия). визитной карточкой ансамбля стала пьеса «Северное сияние», которую мы услышим в сегодняшнем концерте, теперь это название нашего дуэта.

А откроет концерт «Увертюра» композитора Ходоша.

На сцене Лев Зыков и Самурханова Эльнара дуэт «Северное сияние»

«Над морем» Николай Заболоцкий

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,                                                  Повеял на меня - и этот сонный Крым,                                                                 И этот кипарис, и этот дом, прижатый                                                                  К поверхности горы, слились навеки с ним.                                                  Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,                                                   Концерт высоких волн здесь ясен наперед.                                                     Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,                                                  И эхо средь камней танцует и поет.                                                         Акустика вверху настроила ловушек,                                                  Приблизила к ушам далекий ропот струй.                                                            И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,                                                 И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.                                                 Скопление синиц здесь свищет на рассвете,                                              Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.                                                        Здесь время не спешит, здесь собирают дети                                              Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.

Хорош «Море».

Дуэт - это очень интересно и увлекательно, но его участники состоялись так же как солисты. Сегодня каждый из них представит слушателю сольное выступление.

Музыка способна передать порой даже больше чем слово. Она дошла до совершенства выражении чувств человека, его внутренних бурь и состояния умиротворения. Звуки музыки рисуют завораживающие пейзажи, разыгрывают театральные сцены, не хуже подмостков, создают запоминающиеся портреты, но границы возможностей музыки беспредельны. Она способна растрогать и напугать, а может страшное превратить в смешное. Для нас прозвучит джазовое скерцо знаменитого композитора современности Сергея Слонимского, которое изобразит характерный персонаж, не нуждающийся в представлении.

 «Марш Бармалея» -  исполняет Лев Зыков.

Давным - давно, практически 300 лет назад И. С. Бах создает цикл произведений, написанных в каждой тональности. Это первая декларация равноправия всех клавиш на инструменте. Каждая тональность для него имеет свой образ, неповторимый характер, даже персонаж. Каждая тональность привязывается в его сознании к одной из страниц Библейской истории, открывается великое произведение: До -  мажором, тональностью, гамма который состоит только из белых клавиш. Эта тональность для Баха имеет образ Благовещенья. Так сочиняется чудесная прелюдия, в которой аккорды, сменяя друг друга звучат тембром небесной арфы. Спустя полтора столетия французский композитор Шарль Гуно совершает беспрецедентный поступок в истории музыки. Он берет это законченное всем известное произведение Баха и сочиняет к нему своего рода ремих - свою мелодию. Так рождается ария, а текстом становится христианская молитва «Аве Мария» Текст песни:

Аве Мария, свет души…                                                                                                          Ты бед земных не замечаешь,                                                                        Когда, любовью окружив,                                                                                 Дитя свое в тиши качаешь.                                                                           Услышь несчастных и гонимых,                                                        Отчаявшихся призови,                                                                                     Проникни в души к ним незримо                                                                           И научи Твоей любви!

И. С. Бах-Шарль Гуно «Аве Мария».

Исполняет Светлана Князева скрипка, партия фотрепиано - Эльнара Самурханова.

Продолжает концертную программу произведение норвежского композитора Эдварда Грига -  «Юмореска».

Следующая пьеса посвящается Юбилейной дате ее создателя композитора Сергея Петровича Баневича. Музыканты нашей школы неоднократно обращаются к его творчеству. Для юных слушателей звучат музыкально-литературные композиции на его музыку «Гадкий утенок», «Русалочка», ансамбль «Карусель» поставил спектакль теневого театра с его музыкой. А все потому, что Сергей Петрович превосходный сказочник. Большой театр в этот новогодний сезон поставил премьеру его оперы «Снежная королева», мало, кто сейчас пишет оперы, еще меньше тех, чьи оперы сейчас ставят. Это культурное событие в жизни страны.

На темном холсте акварельные струи,                                                         Стекает с небес разноцветная мысль,                                                                    Я вижу, впервые, вселенские думы,                                                              Понять я пытаюсь магический смысл…                                                    Смотрю зачарованно, сердце чуть бьется…                                                     Великая тайна коснулась меня…                                                                           Я в центре Вселенной, мысль волнами льется…                                         Узоры рисуются танцем огня…

Сергей Баневич «Северное сияние».

Итальянский народный танец в репертуаре исполнителей давно превратился в виртуозное произведение. Быстрый темп, стремительное развитие, неудержимая энергия напоминает и другой жанр инструментальной музыки «вечное движение»                                                                                         Завязалась, закипела,                                                                                            Все идет живей, живей,                                                                                 Обуяла тарантелла                                                                                              Всех отвагою своей...                                                                                            Эй, простору! шибче, скрипки!                                                                           Юность мчится! с ней цветы,                                                                 Беззаботные улыбки,                                                                              Беззаветные мечты!

 Кьель  «Тарантелла».

А теперь приглашаем на сцену самих мастеров, еще один зрелый, состоявшийся дуэт:

Князева Ирина Владимировна -  педагог наших талантливых учеников и ее партнер – Третьякова Наталья Борисовна.

И. С. Бах - А. Вивальди « Концерт для органа -  ля минор».

Ведущая:

Наш концерт завершается. Позвольте выразить слова благодарности всем участникам концерта: преподавателю -  Князевой И.В., ведущей концерта -  Родионовой В.А., Третьяковой Н.Б., Князевой Светлане. Мы надеемся, что доброжелательная, творческая атмосфера концерта оставила приятное впечатление, вы узнали много интересного и познавательного и самое главное – насладились замечательной музыкой в исполнении творческого дуэта «Северное сияние».

                                        II часть мероприятия              

       Продолжением концерта стал классный час, на котором все участники данного мероприятия поделились впечатлениями, обсудили значимость таких концертов, со стороны родителей было сказано много положительных отзывов. Закончилось мероприятие совместным фотографированием и чаепитием.                                                                                                                          Проведенное мероприятие силами педагога, учащихся и родителей способствует сближению семьи со школой, развивает кругозор, познавательный интерес, стимулирует к поиску инновационных форм внеклассных мероприятий.

Концерт класса «За роялем вдвоем» 2023г.

Сценарий концерта учащихся класса преподавателя ДШИ г.Нягани Князевой Ирины Владимировны

Ведущий

– По словам президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год двухсотлетия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Это год учителя, год педагога.

В наше нелегкое время мы стараемся не забыть сами и напомнить нашему подрастающему поколению великие имена соотечественников, внесших огромный вклад в богатство нашей отечественной культуры. Если задать вопрос, а кем же был человек года, Константин Дмитриевич Ушинский, лучше всего на него ответит мнение Льва Модзалевского, известного культуролога. Итак, Ушинский – это наш народный педагог, так же как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец. Вот с такими великими именами встает в один ряд имя педагога и наставника, ведь по его слова педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства в самой природе человека. Главное в педагогике – это воспитание духовной стороны. Музыка – язык души, поэтому роль педагога-музыканта в духовном воспитании детей одна из важнейших.

Идея сегодняшнего концерта – в творческом союзе педагога и его воспитанников, их выступление на одной сцене, в их сотворчестве за одном инструментом. Ирина Владимировна – педагог с большим опытом. Многие годы она передает своим воспитанником не только знания и умения, и навыки игры на фортепиано, но отдает им свою душу, и свое сердце.

– Вечер откроет видео выступление ее ученика, Льва Зыкова, получившего базовую школу игры в классе Ирины Владимировны, а самое главное воспитанного любовью к музыкальному искусству. Теперь Лев продолжает свое обучение в музыкальном колледже Сибирского государственного университета искусств имени Дмитрия Хворостовского. В составе фортепианного дуэта вместе с Ксенией Рогулиной они исполнят «Концертино» выдающегося композитора, музыкального гения, Дмитрия Шостаковича. Внимание на экран.

Ведущий – Это своего рода первая вершина музыкального пути воспитанника Ирины Владимировны. А сейчас мы услышим первые шаги, самые маленькие музыканты, учащиеся первого класса, Дарина Лаптева и Алиса Быстрова, исполнят для нас фортепианное переложение песни Красева «Маленькая елочка». За роялем – их педагог.

– Программу продолжит пьеса современного российского композитора Виталия Ходоша. Творчество Ходоша наполнено пейзажной живописностью, тонким лиризмом, что роднит его музыку с творчеством русского писателя Антоном Павловичем Чеховым. В 2014 году Виталий Семенович стал лауреатом премии имени Антона Чехова и «Человеком года» в номинации «Композитор». Пьесу Виталия Ходоша «Вечерняя сказка» исполнят Анастасия Зимина и ее преподаватель Князева Ирина Владимировна.

– Хоровод, хоровод, задушевный хоровод! Как лебедушка, по кругу дева каждая плывет, словно павы величавы и сияют красотой – от мелодии душевной, так нетрудно быть такой. От мелодии душевной мир весь по кругу пойдет, девы статны, как царевны. Славься русский Хоровод! Исполняют Ралина Салимова и Ирина Князева.

– Следующая пьеса – музыкальное воплощение пейзажных строк Антона Чехова. «Море сначала хмурится, но скоро приобретает цвета ласковые, радостные, страстные, какие на человеческом языке и назвать трудно. Нежное и мягкое сочетание синего с зеленым; а порой вода сиреневого цвета, такого мягкого и теплого, и по ней от луны – золотая полоса». Ходош, «Море». Исполняет Екатерина Елышева и Ирина Князева.

– Одно из самых сильных средств воспитания – это народная песня. Благодать русской песни в силе ее истоков – добре, любви, вере, надежде, радости, в духовной силе и красоте. Живущие с песней в душе открыты миру. Песня украшает мир, а человек – песню. Концерт продолжит обработка русской народной песни «На горе-то калина» композитора Дмитриева в исполнении Гульноры Михайловы, домра, партия фортепиано – Ралина Салимова.

– Исаак Яковлевич Беркович – не только советский композитор, но и выдающийся музыкальный педагог. Ему принадлежит школа игры на фортепиано, на которой выросло целое поколение музыкантов. В исполнении Марины Надович и ее преподавателя Ирины Князевой мы услышим «Романс» Исаака Берковича.

– Идея музыкального жанра – концерт в состязании оркестра и сольного инструмента, воплощающих идею мировой гармонии и творческой изобретательности. И у нас с вами сегодня уникальная возможность услышать этот жанр в исполнении фортепианного дуэта учитель – ученик. Исаак Беркович, «Концерт для фортепиано с оркестром 3 часть». Солистка – Валерия Чумакова, партия оркестра – Ирина Князева.

– Жанр скерцо представляет собой выражение в музыке разных граней юмора: от веселой игры – шутки, до гротеска и даже воплощения фантастических образов. Скерцо Берковича несет слушателям образ динамичного движения в сочетании с трогательной мелодией и превращает пьесу в маленький шедевр. Беркович, «Скерцо». Исполняют Екатерина Русина и Ирина Князева.

– Близкий скерцо музыкальный жанр юморески не всегда полон безудержного веселья. Так, юморески норвежского композитора Эдварда Грига замышлялись как цикл норвежских танцев, а в само название «юморески» композитор вложил свое понимание характера его соотечественников – юмор, задор, энергичность и богатая фантазия. «Юмореска» Эдвард Григ исполняют лауреаты второй степени первого всероссийского конкурса «Талантливые дети – талантливая Югра», Анастасия Зимина и Ирина Князева.

– Звучит романс, чарующий и нежный, и лирика мелодии царит. Чудесный звук над вечностью безбрежной свободной птицей радостно парит. Романса звук не громкий, теплый, страстный, разносится в волнующей тиши. Напев бесхитростный и простатой прекрасный затронет струны у любой души. Матвейчук, «Романс». Исполняет Гульнора Михайлова, концертмейстер – Екатерина Русина.

– Итальянский танец тарантелла давно вышел за пределы движения под музыку и превратился в виртуозную пьесу. Но и в фортепианной тарантелле можно расслышать блестящий звон тамбурина и яркое звучание кастаньет. Кьель, «Тарантелла». Исполняют лауреаты первого всероссийского конкурса «Талантливые дети – талантливая Югра», Екатерина Елышева и Ирина Князева.

– Распахнуло небо звезды, сообщая всем заранее: будет холодно, морозно – и зажгло на нем сияние. Дирижер на небе – ветер, переливов ритм заметен. Посмотри, на небосвод – там мгновение живет! Все цвета видны прекрасно: ярко-синий, дальше – красный. Посмотри – зигзаг огромный со сверканьем бесподобным. И на новом месте вмиг изумрудный путь возник. Это знак небес, подсказка, наша северная сказка. Звуками музыки северное сияние живописно передает современный композитор Сергей Баневич. Его пьесу «Северное сияние» исполняют лауреаты второй степени первого всероссийского конкурса «Талантливые дети – талантливая Югра», Екатерина Русина и Ирина Князева.

– Аве Мария – самая популярная из молитв, обращенных к Святой Марии, матери Иисуса. Также она известна как ангельское приветствие. Образ пречистой девы, матери спасителя, вдохновлял композиторов на создание самых прекрасных мелодий в истории музыки. Одной из таких, мелодию Сергея Смирнова «Аве Мария» группа хора 5–6-х классов. Руководитель Нина Павловна Белянкина, концертмейстер Екатерина Елышева, класс преподавателя Ирины Владимировны Князевой. Партия виолончели – Вера Удникова.

Богородице Дево, радуйся, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего Иисуса, Святая Мария, Матерь Божья, молись о нас грешных и ныне, и в час смерти наших.

– В завершении концерта – диалог двух великих творцов, композиторов-виртуозов, итальянского скрипача Антонио Вивальди и немецкого органиста Иоганна Себастьяна Баха. Итальянский темперамент в состязании с немецким стремлением к порядку. Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, «Концерт для органа ля минор в переложении для двух фортепиано». Исполняет Екатерина Елышева и Екатерина Русина.

                                      Список литературы

  1. Азаров ю. п. Семейная педагогика. –М., 1982.
  2. Алексеев А.Д. Методика преподавания фортепиано; М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.
  3. Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства ХМАО-Югре от 09.10.2013г. № 413-п)
  4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. - М., 2000.
  5. Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р).
  6. Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ.  –  Екатеринбург., 2002.
  7. Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ. –Екатеринбург., 2003.
  8. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М. Андреевой М.,1987.
  9. Программа развития МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» на 1015-2019 годы.
  10.  Программа развития системы музыкального образования РФ на 2014-2020 годы.
  11.  Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
  12.  Синкевич Ю. С. Основы технологии сотрудничества педагога с родителями и их характеристика. – М.,2008.
  13. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года (Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от19.02.2010г. №91)
  14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие; М.: Советский композитор, 1989.
  15.  Устав МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» (Постановление Администрации города Нягани от 25.  03. 2014г. №1022)
  16. Хохряков Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие; Новосибирск: 1998.
  17. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3).
  18. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург., 2004.

                   Подпись                                                 Расшифровка подписи