ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Взаимодействие с родителями концертмейстера при организации и проведении отчетного хорового концерта «Вместе мы поем!».

Князева ирина владимировна

Концерт в жизни детского хора для каждого маленького артиста это что – то свое особое, сокровенное. Кто – то воспринимает концерт с любопытством, а кто – то с восторженным благоговением. Одно можно сказать с уверенностью – ни один ребенок никогда не останется равнодушным к выступлению. Для юного артиста – это, прежде всего яркое, красочное впечатление, это радость, испытав которую в детстве, уже никогда не забудешь. Волнение детей и их родителей, всеобщая оживленность, приподнятое настроение создают атмосферу праздника, а ощущение собственной значимости останется в памяти навсегда.                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_vmeste_my_poem.docx26.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  

«Взаимодействие с родителями концертмейстера при организации и     проведении отчетного хорового концерта «Вместе мы поем!».                               Выполнила:                                                                                                                          Князева Ирина Владимировна                                                                                           преподаватель                                                                                                                       МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»   

                                   Пояснительная записка

     Работая преподавателем и концертмейстером в учреждении дополнительного образования, убеждена, что только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности. Музыкальное воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребёнка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности. Развитие музыкального вкуса создает основу музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к музыкальному искусству.                                                                                                                          Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Поэтому только правильная организация работы с родителями может принести положительные результаты в обучении и воспитании ребенка.                                                                                                          Социальные изменения, произошедшие в последнее время в дополнительном образовании детей, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями обучающихся. Объединение усилий ДШИ с родителями является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. Мягкое и тактичное вовлечение родителей в образовательный процесс делается для того, чтобы познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности.  Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами.                                                       Так получилось, что почти всю свою концертмейстерскую деятельность мне пришлось работать с творческими хоровыми коллективами и считаю, что именно хоровое пение как искусство воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино слово и музыка. Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение является для него естественным и доступным способом выражения эстетических потребностей, чувств, настроений. Именно хоровой коллектив поможет раскрыться, самореализоваться даже самым робким, неуверенным в себе детям. Поэтому, в руках умелого педагога и его помощника концертмейстера, хоровое пение становится действенным средством музыкально – эстетического воспитания. В нашей школе вот уже 10 лет вместе с руководителем хоровых коллективов Белянкиной Н. П., составляем неразрывный творческий тандем педагог – концертмейстер. В течении всех этих лет, благодаря тесному сотрудничеству с родителями, мы смогли организовать поездки на различные конкурсы: г. Братислава (Словакия); г. Екатеринбург «Рождество в России», «Венский бал»; г. Ханты – Мансийск «Епархиальный Рождественский конкурс»; г. Югорск и др. Бесконечное множество концертов на различных площадках города, где самыми строгими слушателями и ценителями были родители наших певцов.                                                                                                                     Концерт в жизни детского хора для каждого маленького артиста это что – то свое особое, сокровенное. Кто – то воспринимает концерт с любопытством, а кто – то с восторженным благоговением. Одно можно сказать с уверенностью – ни один ребенок никогда не останется равнодушным к выступлению. Для юного артиста – это, прежде всего яркое, красочное впечатление, это радость, испытав которую в детстве, уже никогда не забудешь. Волнение детей и их родителей, всеобщая оживленность, приподнятое настроение создают атмосферу праздника, а ощущение собственной значимости останется в памяти навсегда.                                                      Одной из форм концертной деятельности педагога, концертмейстера и учеников хоровых коллективов с привлечением родителей является творческий отчет руководителя, который подразумевает наличие программы, тесное слияние информационно – логического и эмоционального начала, позволяющий подвести итоги полугодия или всего учебного года. Позволяющий каждому воспитаннику продемонстрировать свои достижения, а родителям предоставляется возможность оценить уровень     исполнительского и вокального мастерства своего ребенка. Собранные вместе, тщательно подобранные с тактическим и точным учетом возможностей хоровых коллективов концертные номера, выстроенные в определенном смысловом порядке, выученные и отрепетированные, могут составить отчетный концерт.                                                                                                                                                   Отчетный концерт - это публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений, мощная мотивация, побуждение к действию, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.       Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества педагога, концертмейстера, родителя и ребенка.                                                     Поэтому для решения сложившейся ситуации стало целесообразно сотрудничество концертмейстера с родителями в рамках разработанного мероприятия, в данном случае отчетного хорового концерта «Вместе мы поем!». Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности.                                                  В ходе подготовки и реализации отчетного концерта определилась цель – создание благоприятных условий для развития музыкально-творческого потенциала обучающихся посредством привлечения родителей к различным формам деятельности в рамках разработанного мероприятия – отчетного хорового концерта пр. Белянкиной Н. П.                                                                         В соответствии с целью мероприятия были определены задачи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

       Задачи (образовательные):                                                                                     - обобщение основных вокальных навыков и умений;                                                    - формирование музыкальных знаний;                                                                             - формирование сценического опыта.

        Задачи (развивающие):                                                                                            - развитие умения контролировать свое исполнение, внимательно слушать и анализировать исполнение товарищей;                                                                               - развитие музыкального мышления, памяти;                                                                   - повышение уровня сценического исполнения, уверенности и свободы на сцене.                                                                                                                                        

        Задачи (Воспитательные):                                                                                       - воспитание чувства товарищества и коллективизма, чувства ответственности за качество выполнения коллективного дела;                                     - воспитание интереса к концертной деятельности;                                                     - воспитание коммуникативных качеств, толерантности вовремя проведения массовых мероприятий.

        Задачи для родителей:  

   - привлечение родителей к тесному сотрудничеству во взаимосвязи «педагог, концертмейстер, родитель - дети» для реализации мероприятия;                                                      - приобщение родителей к музыкальному искусству для повышения эрудиции и расширения их кругозора в этой области;                                               - укрепление взаимоотношений родителей и детей, обучающихся и преподавателя посредством включения в совместную деятельность.                          Алгоритм включения родителей в конкретное мероприятие осуществляется через совместную деятельность педагога, концертмейстера, родителей и детей.                                                                                                                 Инструментарием включения родителей в данное мероприятие явилось систематическое привлечение родителей к творчеству детей не только как слушателей, но и участников:

1. Организационная деятельность:                                                                                   - определения даты проведения концерта;                                                                       - назначение ответственных за определенный круг вопросов (разработка и печать афиш, оформление сцены, техническое обеспечение концерта, разработка сценария и др.);                                                                                                - подборка репертуара;                                                                                                     - составление графика репетиций в зале ДШИ, даты проведения генеральной репетиции;                                                                                                                   - размещение информации об отчетном хоровом концерте «Вместе мы поем!» в сети Интернет и информационных стендах ДШИ;                                                                                                     - определение лиц, ответственных за ряд вопросов в день проведения концертного мероприятия (встреча гостей и зрителей, контроль за порядком, работник сцены;                                                                                                                  - организация и подготовка к выходу на сцену и ухода со сцены участников концерта, видео - и фото – съемка концертной программы);                                       - подготовка памятных  подарков и цветов.

2. Проведение мероприятия:                                                                                             - проведение отчетного хорового концерта «Вместе мы поем!» пр. Белянкиной Н. П.;                                                                                                               - выполнение ответственными лицами своих обязанностей.

3. Рефлексия полеченного опыта:                                                                                     - анкетирование, индивидуальное собеседование.  

    Жанр мероприятия – отчетный  концерт хоровых коллективов под рук. Белянкиной Н. П. «Вместе мы поем!»  с участием преподавателя, концертмейстера, родителей и детей класса.  Концерт – это коллективное действо, совместное творчество, что превращает обучающихся в коллектив единомышленников, учит сосуществованию, развивает коммуникативные качества.

Правовыми основами организации данного проекта являются нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношение семьи и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания детей, а так - же в вопросах развития системы сотрудничества педагога и родителей:                                              - «Конвенция о правах ребенка»;                                                                                       - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;                             - Локальные документы ДШИ (Устав, Положения, Правила);                                      - «Программа развития образовательного учреждения на период 2015- 2019». 

Инструментарием обратной связи явились положительные отзывы всех участников данного концерта и желании в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях, направленных на взаимодействие семьи и школы в целях развития детей.

Психолого-педагогическими основами коммуникации со взрослыми людьми явились теоретические основы организации и управления педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а так - же организации эффективного взаимодействия педагога - концертмейстера и родителей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и при соблюдении принципов профессиональной этики.

Проанализировав результаты совместной деятельности всех участников мероприятия, удалось установить, что в процессе подготовки и проведения отчетного концерта укрепилась взаимосвязь «педагог - концертмейстер – родители - дети». Благодаря совместному восприятию музыки между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, понимание родителями своей значимости в музыкально-эстетическом развитии ребенка, повышение эрудиции и расширения кругозора учеников и их родителей в области музыкальной классики, коммуникативных качеств, эмоционально-креативных свойств, толерантности. Кроме того, концертмейстер приобретает положительный опыт при организации совместной деятельности со всеми участниками данного мероприятия.                              

                                 

                                                       Основная часть.

Сценарий отчетного концерта хоровых коллективов «Вместе мы поём!»

Преподаватель Белянкина Н. П., концертмейстер Князева И.В.                                        Ведущая:

Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на концерте хоровой музыки «Вместе мы поём!» в теплом, уютном зале школы искусств.                                                           Участники нашего концерта – это дети двух хоровых коллективов: хор старших классов «Страна фантазия» и, совсем еще юный коллектив – хор 1- ых классов.                              

  Хоровой коллектив – это коллектив единомышленников. Все дети любят петь, ведь пение в хоре воспитывает умение работать и общаться в коллективе. Здесь очень важно взаимопонимание участников хора между собой и, конечно, с их руководителем. Итак, встречайте – руководитель и дирижер коллектива Н. П. Белянкина, концертмейстер И. В. Князева.                                                                                                                                                  1. Муз. В. Синенко, сл. М. Пляцковского «Птица – музыка». Исполняет хор старших классов «Страна фантазия».                                                                                                                     Эта песня стала визитной карточкой коллектива на Международном конкурсе в г. Екатеринбурге «Венский бал», где они стали лауреатами I степени. (звучит песня)

Ведущая:  

Рождаются новые коллективы, все больше и больше юных исполнителей интересуются хоровым пением. Почему? Наверное, потому, что пение дает человеку ощущение счастья. И, наконец, хор – как признаются сами участники этого творческого содружества – это просто весело!                                                                                                                                  В исполнении хора 1-ых классов прозвучит цикл песенок Александра Чернышова – доцента Российской академии музыки им. Гнесиных, член Московского отделения Союза композиторов России. Песенки – крохотульки ярки, живы, многогранны по настроению, непосредственны и выразительны, как сами дети.                                                                                                           2. Муз. А. Чернышова, сл. П. Синявского «Котлетный сон».                                                           Коту прекрасно спится                                                                                                                        Коту котлета снится.                                                                                                                               А рядом спят котята,                                                                                                                           Им снятся котлетята.                                                                                                                         3. «От носика до хвостика» -                                                                                                                   Гулял под дождиком щенок,                                                                                                                     Щенок под дождиком промок                                                                                                            От носика до хвостика,                                                                                                                           От хвостика до носика.                                                                                                                         Щенку понравилась вода,                                                                                                                        Теперь он моется всегда!                                                                                                                        4. «Барбоскина беда».                                                                                                                               5. «Такса едет на такси».                                                                                                    

Ведущая:                

В песенном цикле Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Знакомые насекомые» персонажи песен являются забавные светлячки, жучки и другие насекомые, в поведении которых так много общего с нами, людьми…                                                                                 «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,                                                                                      Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.                                                                                        Сказал так дедушка Крылов – создатель умных басен.                                                                      Не буду тратить лишних слов – я с Дедушкой согласен!»                                                                     6 «Стрекоза и муравей». Исп. Хор 1-ых классов.                                                                                  7. «Моль».                                                                                                                                           «Ты знаком с такой невеждой, что питается одеждой?!                                                                          Не знаком? Тогда позволь мне тебе представить Моль!» (звучит песня)

Ведущая:

Забавные насекомые встречаются в песенках и других композиторов.                                           8. Муз. Г. Гладкова, сл. К. Чуковского «Муха в бане». На сцене хор 1-ых классов.

Ведущая:

Маленькие исполнители с удовольствием поют о том, что им самим понятно и дорого. Игры, мечты, герои мультфильмов, сказок, ожидание праздников и подарков наполняют радостью их души.                                                                                                                                 «Лучик на носочках по луже пробежал,                                                                                              За косу березку дернул и пропал,                                                                                                             Ели лапу мягкую вежливо пожал                                                                                                            И ее иголочки все пересчитал».                                                                                                               9. Муз. и сл. Ирины Фроловой «Лучик – шалунишка». Исп. Хор 1-ых классов.

(к хору 1-ых классов присоединяется хор старших классов)

Ведущая:

Наши юные участники очень любят выступать вместе со взрослыми детьми. Это воспитывает у маленьких детей профессионально – творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает новые силы в исполнителей, творчески обогащает их.                                                       «Освещает небосвод, звезд веселый хоровод.                                                                                        И на землю льется песня сквозь хрустальный небосвод.                                                                      Светлый праздник Рождества дарит людям свет добра.                                                                         Рождество повсюду ждут и хвалу поют».                                                                                                10. Муз. И. Хрисаниди, сл. А. Иванова «Рождественская песня». Исп. Хор 1-ых и Хор старших классов «Страна фантазия». Руководитель и дирижер Н. П. Белянкина, концертмейстер И. В. Князева.  

Ведущая:      

Творчество композитора Евгения Крылатого всем хорошо известно. Основной жанр его творчества – музыка для мультфильмов, кино и театра. Автор музыки к таким фильмам, как «Приключения Электроника», «Чародеи», мультфильмам «Умка ищет друга», «Дед Мороз и лето», «Приключения Огуречика» и мн. др. Сам он говорил: «Все лучшее, написано мною для детей. Не уверен, что скажу словами лучше, чем музыкой, но хотел бы подарить вам ощущение полета, которое рождается от хорошей песни, как и от сделанного доброго дела».                                                                                                                                                   «Белый свет пусть останется белым,                                                                                                       Сгинут черные тучи войны.                                                                                                                   Мир, причудливо созданный мелом,                                                                                                     Люди мира увидеть должны!                                                                                                                   Нас связали незримые узы,                                                                                                                  Мы плывем на одном корабле, -                                                                                                                В мире нету прочнее союза,                                                                                                                   Чем союз всех детей на земле!».                                                                                                                                                 11. Муз. Е. Крылатого, сл. Ю. Энтина «Взрослые, гляньте…».  Исп. Хор 1-ых и старших классов.

(хор 1-ых классов уходит)

Ведущая:    

Я уверена, что у участников нашего праздника будут еще и новые победы, и новые встречи в этом удивительном мире, имя которому – «Хоровое искусство».              

         (на сцене остается хор старших классов)                                              

 За плечами наших певцов и их педагога – годы упорного труда. Коллективу «Страна фантазия» есть чем гордится: лауреаты Городских, Региональных, Международных конкурсов! Но, наверное, главное – это победы над собой: преодоление лености, неуклюжести, проявление терпения и трудолюбия, умения концентрироваться и добиваться поставленных целей. Каждый из участников коллектива оставляет свой след и вносит новые краски в звучание хора.                                                                                                        12. Муз. П. Ермишева, сл. Л. Ошанина «Юность моя». Исп. Хор ст. классов «Страна фантазия».

Ведущая:    

Участники коллектива год за годом поднимаются по «хоровой лестнице», постепенно осваивая вокально – хоровые навыки. Тронуть душу слушателей, приоткрыть им свое сердце – вот задача, которую ставят перед юными музыкантами их наставники – руководитель и дирижер Н. П. Белянкина и концертмейстер И. В. Князева. (поздравления)

Ведущая:

В заключении нашего концерта выступит еще один коллектив – вокальная группа преподавателей «Рапсодия». Вот уже много лет руководителем и творческим вдохновителем этого содружества является Белянкина Н. П. В состав коллектива входят не только наши бывшие ученики школы, но и родители учеников, что способствует развитию отношений партнерства, преемственности и сотрудничества педагога, концертмейстера, родителя и ребенка. Встречайте, группа «Рапсодия».                                                           13. Р.Н.П. «Барыня» обработка А. Новикова.

Вот и подошел к концу наш концерт «Вместе мы поем!», наш праздник, который, я думаю, подарил всем море положительных эмоций. И пусть ваша жизнь будет всегда светла и радостна.

Позвольте выразить слова благодарности всем участникам концерта и их родителям, которые приняли активное участие в подготовке этого праздника. Еще раз выразить слова благодарности преподавателю Белянкиной Н. П. и концертмейстеру Князевой И. В., группе «Рапсодия» и ведущему концерта Шубаровой Т. Н.

 Мы благодарим всех за внимание!

                                                II часть мероприятия

Закончилось внеклассное мероприятие совместным фотографированием и чаепитием, на котором все участники концерта поделились впечатлениями, обсудили значимость такого рода концертов.

Проведенное мероприятие силами педагога, концертмейстера, учащихся и родителей способствует сближению семьи со школой, развивает кругозор, познавательные интересы, стимулирует к поиску инновационных форм внеклассных мероприятий.    

                                                 Список литературы

1.        Азаров ю. п. Семейная педагогика. –М., 1982.

2.        Алексеев А.Д. Методика преподавания фортепиано; М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.

3.        Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства ХМАО-Югре от 09.10.2013г. № 413-п)

4.       Живов В. Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика. Москва 2003 г.

5.        Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. - М., 2000.

6.        Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – р).

7.        Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ.  –  Екатеринбург., 2002.

8.        Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов молодых.

9.      Струве Г. А. Школьный хор. Москва: Просвещение, 1981 г.

10.      Стулова Г. Хоровой класс – М: Просвещение, 1988 г.