Влияние педагога – музыканта дополнительного образования на взаимодействие родителей и учащихся в детской школе искусств.

Шадрина Наталья Юрьевна

Работа семьи и педагога – музыканта, концертмейстера по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г. Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shadrina_nyu_vliyanie_pedagoga_-_muzykanta.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние педагога – музыканта дополнительного образования на взаимодействие родителей и учащихся в детской школе искусств.

 2024 год Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875   объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми.  Гуманистическая направленность современного дополнительного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Работа с родителями занимает немаловажное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Тема взаимодействия педагога и родителя в дополнительном образовании является  важной и значимой. Семья закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Поэтому насколько эффективно выстроена взаимосвязь педагога с родителями учащегося, настолько будет и эффективен  процесс обучения и воспитания в детской школе искусств.

Работа семьи и педагога – музыканта, концертмейстера по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г. Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

Взаимодействие преподавателя – музыканта с родителями учащегося основывается на организации учебно – воспитательного и музыкально – образовательного процесса путём повышения их активности в формировании культурно – эстетической личности ребёнка, объединении усилий в творческом воспитании детей, необходимо создать единое воспитательно – образовательное пространство «детская школа искусств – семья».

Задачи:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение знаний об обучении по дополнительной предпрофессиональной образовательной  программе в области музыкального искусства «Фортепиано»;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение в образовательный процесс;

- продвижение опыта успешного образовательного воспитания, определение единых требований семьи и дополнительного образования к воспитаннику;

- вовлечение родителей  в творческую жизнь своего ребенка.

К сожалению, всё чаще мы наблюдаем дефицит внимания родителей к своим детям. Родители могут искренне любить ребенка, но при этом не уделять ему достаточно внимания. Причины разные: изнуряющая работа, командировки, домашние дела, забота о младших членах семьи, напряженная учеба. Для ребенка такая ситуация очень опасна: неудовлетворенная потребность во внимании родителей порождает у него негативные представления о самом себе и окружающих и мире в целом.

Из моих наблюдений  на примере моего класса и класса А. Н. Шадрина, где я являюсь концертмейстером, можно выделить несколько типов родителей учащихся :

Из 24 человек:

Позитивно ориентированные – 18 человек, родители,  которые стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчёт в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются.

Общение с такой категорией родителей — самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

Творческие родители 2 человека, склонны к игре и импровизации, действуют часто не по правилам педагога, ориентированы на новые впечатления. Спонтанны в своём поведении и независимы в суждениях. Такие родители могут видеть в событиях то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять.

Равнодушные – 4 человека, свою роль видят только в том, чтобы привести ребенка на занятия. Интересуются достижениями детей только с инициативы педагога.

Цель педагога – музыканта найти подход к каждому типу родителей.

Для решения данной задачи на музыкальном отделении используются следующие формы работы с родителями и учащимися детской школы искусств:

  - Индивидуальные уроки -  при желании,  родитель может посетить урок своего ребёнка, тем самым показать свой интерес к процессу обучения, ведь ребенку так важно понять, что его самым близким людям интересно то, что и ему. Умение вовремя поддержать, похвалить за успехи, помочь в преодолении трудностей – это и есть каждодневная забота родителей. Присутствие родителей на уроке я считаю важным на любом этапе обучения. В своей практике такую форму работы применяю достаточно часто, независимо от возраста учащегося, так как участие родителя в процессе обучения положительно влияет на качество и результат исполнительской деятельности ученика и их взаимодействие в семье.

 - Отчетные концерты, академические концерты, тематические вечера – они важны и нужны для  приобщения родителей к концертной жизни их детей. Такие мероприятия дают возможность проявить себя учащимся, показать, чему они успели научиться, как усовершенствовали свое мастерство в исполнении. На таких концертах традицией стало  наше исполнение с Антоном Николаевичем какого – либо произведения. Своим примером мы можем продемонстрировать, что такое увлеченность музыкой и  любовь к своему инструменту. Для родителей это важно, в дальнейшем мотивирует их к обучению своих детей и поступлению их в профессиональные учебные заведения. Отрадно отметить, что посещаемость концеров практически всегда достигает 100%. Редкий случай, когда кто – то из родителей не может посетить такие мероприятия. Помимо концертов в ДШИ для укрепления семейных взаимоотношений родителей и учащихся планируются городские мероприятия: посещение концертов, мастер – классов, фестивалей, конкурсов. Не так давно, мы с ученицей 2го класса Балюра Ксенией  и её мамой Лидией Владимировной посетили Сургутский музыкальный колледж, брали мастер – класс у Пилецкой Ольги Дмитриевны. С огромным интересом теперь уже родители интересуются, когда будет следующий мастер – класс, потому как понимают значимость данного мероприятия для развития своего ребёнка.

Конкурсы – это совместное сопереживание родителя и учащегося. Кто, если не родители поддержат в самый ответственный момент?

         -  Родительские собрания –На них обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам организации, обучения и отчета педагога об усвоении учащимися образовательной программы.

        - Индивидуальные беседы, консультации – для меня это актуальная форма работы. направлена на установление тесного контакта родителя и педагога для решения образовательных и воспитательных задач. Это может быть как поиск путей решения проблемных вопросов (поступление, текущая успеваемость, поведение), так и возможность проанализировать творческий или личностный рост учащегося.

Все эти формы работы помогают укрепить плодотворное сотрудничество педагогов  и родителей, расширить сферу общения с собственными детьми, повысить качество не только собственного образа жизни ,но и ребёнка. Путём дополнительного образования сделать свою жизнь более содержательной, эмоциональной и творческой. В наше время это особенно важно.