Методический доклад «Введение ФГОС на хореографическом отделении. Реформы образования»

Калашникова Светлана Викторовна

     В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

    Танцевальное искусство – массовое искусство. Оно доступно всем .  Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических  кружков,  балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому  воспитанию и образованию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных навыков способствует более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Музыка и танец тесно связаны друг с другом . Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического     воздействия на детей. Простая , доступная музыка будит фантазию,          увлекает, помогает преодолевать трудности.

    Музыка в области преподавания танца занимает одно из центральных мест.

    Развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной     деятельности (восприятие, творчество, музыкально-образовательную   деятельность).

     Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, а хореография – на        выразительность движений человеческого тела.

    Сегодня , в условиях образовательной реформы, педагоги должны адаптироваться к изменяющимся условиям. Школьная реформа затронула не только общеобразовательные учреждения, но также и учреждения дополнительного образования: сокращение нагрузки, сокращение дисциплин, увеличение объема домашней работы у учащихся и т.п. Эти изменения коснулись и всех отделений ДШИ.

     Хочу рассмотреть подробнее, какие изменения появились с введением ФГОС на хореографических отделениях, и как это повлияло на учебный процесс: на хореографическом отделении нет больше  предмета по общему инструменту. Этот предмет относится к вариативной  части программы.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Курчатовская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему: «Введение ФГОС на хореографическом отделении. Реформы образования»

Преподаватель: Калашникова Светлана Викторовна

г. Курчатов

Март

2024 г.

     В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

    Танцевальное искусство – массовое искусство. Оно доступно всем .  Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических  кружков,  балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому  воспитанию и образованию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных навыков способствует более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Музыка и танец тесно связаны друг с другом . Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического     воздействия на детей. Простая , доступная музыка будит фантазию,          увлекает, помогает преодолевать трудности.

    Музыка в области преподавания танца занимает одно из центральных мест.

    Развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной     деятельности (восприятие, творчество, музыкально-образовательную   деятельность).

     Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, а хореография – на        выразительность движений человеческого тела.

    Сегодня , в условиях образовательной реформы, педагоги должны адаптироваться к изменяющимся условиям. Школьная реформа затронула не только общеобразовательные учреждения, но также и учреждения дополнительного образования: сокращение нагрузки, сокращение дисциплин, увеличение объема домашней работы у учащихся и т.п. Эти изменения коснулись и всех отделений ДШИ.

     Хочу рассмотреть подробнее, какие изменения появились с введением ФГОС на хореографических отделениях, и как это повлияло на учебный процесс: на хореографическом отделении нет больше  предмета по общему инструменту. Этот предмет относится к вариативной  части программы.  

Прежде, чем подробно рассмотреть этот аспект, надо помнить, что хореография - это единство музыки и движения.

   Музыкально-эстетическое воспитание обучающихся хореографических  отделений – важнейшая составляющая в подготовке будущих танцоров!  Знаменитый реформатор хореографического искусства Ж. Ж. Новерр      сказал замечательные слова: «Хорошая музыка должна живописать,    должна говорить. Отзываясь на неё, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит».

    Необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться её содержанием, но и любить её, понимать, чувствовать, воспроизводить, увлекаться ею.

    Большое значение для занятий на хореографических отделениях ДШИ и ДМШ играли индивидуальные уроки по общему инструменту - фортепиано.  В поисках связи хореографии с фортепиано хочется отметить, что это универсальный инструмент, инструмент-оркестр. На нем можно исполнять классическую музыку для «классического танца», народную – для «народного танца», не обделить вниманием и «бальный танец» - вальс, танго, фокстрот, не оставить в стороне «историко-бытовой танец», сыграв бурре, ригодон и др.

Ни на каком инструменте не прозвучит так ярко и выразительно симфоническая музыка, вокальная (оперная), и, что немало важно , - балетная.

В период учебы обучающиеся получали элементарные навыки игры,   развивали музыкальное мышление. Пройдя курс фортепиано, они могли осмысливать, анализировать музыкальное произведение, изучив такие понятия ,как мелодия, мотив, кульминация, музыкальная фраза, предложение – именно по ним строятся хореографические фигуры, этюды и хореографические номера.

В процессе обучения обучающиеся знакомились с такими понятиями как ритм, темп, метр, форма, мотив, мелодия, гармония и так далее .

Танец лишь в редких случаях сводится к отбиванию каждой метрической доли такта. Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеет мелодия , гармония и ритм в их взаимодействии. В мелодии ярче всего обычно проявляются характерные черты той или иной мысли. Гармония имеет свойство раскрашивать музыку (танец),  каждое соотношение звуков имеет свой цвет.

    Изучая все эти понятия и применяя их на практике на уроках фортепиано, учащиеся могли использовать полученные знания и навыки на занятиях хореографии. Понимание музыкальных сочинений невозможно без эмоциональной отзывчивости. Работа над воплощением музыкального образа в произведениях различных композиторов, разных эпох и стилей на уроках общего фортепиано формировала у учащихся эмоциональную отзывчивость, которая необходима для воплощения образа в танце.

     И сегодня в связи с реформой образования обучающиеся лишены  всего перечисленного. О какой предпрофессиональной подготовке может идти речь, когда  у обучающихся отсутствует музыкально-эстетическое воспитание.

     Не играя музыку, ребята не понимают ее глубокий смысл, соответственно, танцуя, они не могут передавать эмоциональность, глубокие переживания той или иной музыки. И вся ответственность за музыкально-эстетическое воспитание обучающихся хореографических отделений ложится на преподавателей фортепиано и музыкальной грамоты. Но, в рамках одного урока в неделю, разделенного на музыкальную грамоту и слушание музыки, невозможно, к сожалению, дать детям тот объём знаний,  умений и навыков, которые они должны иметь, судя из требований программ ФГОС.

    Предмет «Музыкальная грамота» тоже занимает важное место в комплексе дисциплин, дающих общее эстетическое образование, прививающих эстетический вкус, приобщающих детей к лучшим произведениям классического русского, зарубежного и современного искусства.

    Хочу отметить из выше сказанного слово «в комплексе». Именно в комплексе с такими дисциплинами, как общее фортепиано. Но об этом чуть позже.

    На музыкальной грамоте обучающиеся изучают основы теории музыки, ритмическое сольфеджио и основы музыкальной литературы. Цель – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов и развитие музыкально-творческих способностей обучающихся.

    При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения.

    К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у обучающихся не просто потребности в общении с музыкой, а потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

    Мы должны помочь детям в решении многих задач:

-  восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми), как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;                  

-  снижение зачастую негативного влияния улицы;

-  формирование у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка превращается в фоновый поток;

-  посредством изучения народных традиций и лучших образцов мировой культуры формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;

-  воспитание пропагандистов музыкальной культуры.

    Как было уже ранее сказано, цели и задачи предмета музыкальная грамота реализуются в комплексе с общим фортепиано. Не играя музыку, дети сложнее  в некоторых случаях понимают теорию музыки. И не потому, что компетентность педагогов под вопросом, а потому, что теорию без практики понять намного сложнее, и, конечно, все эти цели и задачи становятся невыполнимыми.

    Занимаясь с детьми хореографического отделения, нужно , в первую очередь , помнить, что хореография – это единство музыки и движения. И эту нить тянуть через все годы обучения.

    Ребёнок должен понять, что нельзя построить музыкально-танцевальную композицию, не зная строения музыкального произведения. Что важен ритм, характер, к какой эпохе относится данная музыка. Именно с этим он познакомится на уроках «обязательного фортепиано» и «слушания музыки». И эти  предметы обязательно должны входить в программу хореографического отделения. Они знакомят обучающихся с музыкальным языком, формами, жанрами, с биографиями великих композиторов, музыкальными эпохами. Музыкальная грамота облегчает задачу общего фортепиано, упрощает его теоретическую часть, то есть является своеобразной «вспомогательной» ступенью.

В период учёбы на фортепиано ученик получает элементарные навыки игры, музыкального мышления. Пройдя курс обязательного фортепиано, он спокойно может проанализировать произведение, изучив такие понятия как: мелодия, мотив, кульминация, коданс (это нужно знать при самостоятельном построении танцевальной композиции); музыкальная фраза, предложение – именно по ним строятся хореографические фигуры, этюды.

    «Ритм – организатор музыкальных звуков во времени». Что без него танец? Именно на уроках фортепиано маленькие танцоры узнают, что древние обряды, игры, праздники, военные походы всегда сопровождала музыка. Именно она помогала людям объединиться в общем настроении, чувстве, движении. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства – ритм и темп. А знание мажорного и минорного лада помогает в жизни правильно подобрать нужную по характеру музыку.

Итогом обучения будет умение проанализировать текст  произведения, его окраску, гармонию, смены размера. Задача преподавателя фортепиано воспитать творца, чтобы этот танцор был музыкально грамотным, умел думать, творить, фантазировать. Чтобы этот ребёнок вырос эрудированным человеком.

Обучение игре на инструменте должно быть дано в том объёме, который понадобится для освоения его прямой специальности (хореографии) в период учёбы и, возможно, его дальнейшей работы.

    Начальное обучение едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Уроки музыки нельзя начинать с обучения «ремеслу», если учесть, что этот ученик танцор.

    Казалось бы, это ясно, но на практике часто бывает иначе. Маленький ученик пришёл в ДШИ и музыка для него (в его понятии) – танец. А тут с первого урока : ноты, длительность, аппликатура, бесконечные упражнения, необходимые для постановки рук, корпуса. Так много нового, а главное трудно постижимого. И не понятно: пришёл учиться танцевать, а тут музыка? И где она? И стоит ли она таких терзаний? Занятия становятся в тягость.

   На начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие танца – одна из самых активных форм приобщения к хореографии, потому что при этом активизируются внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.

    На музыкальной грамоте дети изучают ритмические рисунки, и теорию музыки, так же учатся слушать музыку, и педагоги, понимающие значимость музыкально-эстетического воспитания, стараются дать как можно больше знаний, умений и навыков обучающимся хореографических отделений. Но, как было сказано выше, не находясь в комплексе с общим фортепиано и в связи с сокращением курса, музыкальная грамота не способна восполнить ту базу знаний, которая необходима танцорам для успешных выступлений, которые сейчас, в век конкурсомании, требуют все.

    Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок. Основной задачей обучения танцу является не только приобщение детей к танцевальному искусству, но и воспитание у них способности к более глубокому восприятию музыки.