Струнно-щипковые инструменты как важная часть приобщения к национальной культуре русского народа

Прудникова Елена Николаевна

Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной куль­туры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Струнно-щипковые инструменты, как важная часть приобщения к национальной культуре  русского народа

В музыкальной школе, также как и в образовательных школах, и в системе дошкольного  образования мы занимаемся патриотическим воспитанием наших учащихся. И его неотъемлемой частью является приобщение к русской национальной культуре. Испокон веков русский народ с помощью музыки передавал какие-то события, выражал свои мысли, душевные переживания. В результате были созданы прекрасные образцы не только песенного, но и инструментального искусства, которые постоянно, из поколения в поколение совершенствовались. Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их возникновения и развития неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания.  Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности. До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия инструментов.  Но важную роль в музицировании России на протяжении многих столетий занимали струнные щипковые инструменты, постепенно видоизменявшиеся в связи с изменением жизненного уклада народа. Одни из них получали широкое распространение по всей стране, другие только в определенной местности.

Струнные щипковые музыкальные инструменты, по мнению многих специалистов, стали неким идентификатором национальной музыки, народного фольклора самых разных стран. Технически струнные щипковые инструменты представляют собой группу музыкальных инструментов, источниками звука в которых выступают натянутые струны, а звук извлекается с помощью защипывания струн пальцами или другими приспособлениями.

К русским народным струнно-щипковым инструментам относятся гусли, балалайка, домра, семиструнная гитара.

Гусли – один из древнейших струнных щипковых инструментов восточных славян. Впервые гусли упоминаются в 591 году в рассказе византийского историка Феофилакта Симокатты.

На протяжении многих веков на Руси существовали различные по способу звукоизвлечения и звуковым характеристикам гусли. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами. (Видеозапись)

Балалайка также стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в., но массовое распространение инструмент получил только спустя сто лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии. Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементом для досуга русских крестьян. (Видеозапись)

Домра – традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой до последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

В России это трёхструнная домра с квартовым строем, в Беларуси и Украине – четырёхструнная домра с квинтовым строем. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

(Видеозапись)

Семиструнная гитара – инструмент, пришедший в Россию из Европы в конце XVIII века. Изначально назывался «польским». В первой половине XIX века семиструнная гитара получила распространение по всей России – на нем играли фантазии, вариации на русские песни и романсы, аккомпанировали пению, цыгане ввели его в состав хора. Постепенно семиструнная гитара «обрусела» и «оцыганилась». Именно поэтому, в наше время, семиструнную гитару называют «русской» и «цыганской», и она является неотъемлемой частью русской культуры. Но по разным причинам на смену ее расцвета в XIX веке, пришел упадок в XX веке. Ее богатый репертуар был незаслуженно забыт и в наше время исполнителей, которые могут достойно представить ее репертуар — считанные единицы. (Видеозапись)

Шестиструнная гитара в России развивалась как профессионально-академический инструмент. Первыми ее распространителями в России были итальянские композиторы при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио.

В начале XIX века появляются учебные пособия для шестиструнной гитары И. Гельда и А. Березовского, опирающиеся на испанскую и итальянскую классику.

Наиболее крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструнной гитары были Н. П. Макаров, М. Д. Соколовский. Макаров в 1856 году в Брюсселе организовал первый международный конкурс «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». (Видеозапись)

На своих уроках, в классе гитары,  я  прививаю детям любовь к русской национальной культуре.  В репертуаре моих учеников много русских народных песен, в обработке знаменитых композиторов. При разборе пьес на гитаре встречаются различные приемы игры. Например, прием «подражая балалайке». На этом этапе разбора я рассказываю ученику про балалайку, мы смотрим видео, и ученик легче усваивает этот прием. Также есть прием «тремоло», которое применяется на домре. И чтобы правильно исполнить этот прием на гитаре, ученик узнает сначала про домру, слушает, как она звучит.

         Все эти инструменты популярны в России и в наши дни. Они звучат как сольно, так и в знаменитых русских народных оркестрах, ансамблях. В современных  школах искусств, в больших городах, с целью  популяризации инструментов, создаются  оркестры и ансамбли, которые используют обработки  не только русской народной музыки, но и современной музыки.

В России очень много  заслуженных русских народных оркестров, и  хотелось бы рассказать об одном из них – это оркестр «Русский стиль». Это  первый в мире русский оркестр, который вышел за рамки академизма и смело ломает стереотипы о привычном звучании народных инструментов. В 2013 году они создали новое направление в музыке - ФОЛК-АРТ. Симбиоз традиционного звучания русских инструментов и мощного рока. Только живые выступления, киловатты звука, мощные спецэффекты, интерактив со зрителями - все это выводит шоу на новый уровень зрелищности. Артисты оркестра известны не только своими регалиями и наградами в мире классической музыки, но и сумасшедшими экспериментами. Один из таких набрал более 24,5 МИЛЛИОНОВ просмотров на YouTube (Russian Rammstein). Вы думали, что на балалайке можно сыграть только «Калинку-Малинку»? А как насчет фолк-версий Nirvana, Bon Jovi, Muse, SOAD, Green Day, Rammstein? Не представляете? Тогда убедитесь в этом сами!

(Видеозапись).