Методические рекомендации для музыкальных руководителей: « Обучение детей фольклорным играм»

Хазиева Гузель Ахнафовна

Моя педагогическая деятельность доказывает, что эффективность развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста может быть значительно повышена при условии применения метода фольклорной игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для музыкальных руководителей:

« Обучение детей фольклорным играм» 

  Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.  Навыки пения, движений, игре на музыкальных инструментах прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям. Жанры фольклора для детей разнообразны. Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти. Поём частушки-небылицы, которые развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Например, «Ехал грека через реку» и другие.

Дети очень любят игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные, поэтому элементы игры и пляски вношу в песни очень часто. Например, «Дарья», «А у нас ноне белый день», «Калина», «А я по лугу» и др.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Например, «Край ты мой, любимый», «Рябинушка», «Гляжу в озёра синие» и другие.

Игра на народных инструментах содействует формированию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитию мелкой моторики пальцев, совершенствованию дыхания. Например, «Гусачок», «Вариации на русские мелодии».

Отмечу, что фольклорный театр – это часть народной культуры, проявляющейся в различных формах, действо которого, чаще всего, происходит в период календарных праздников. Так, дети участвуют в праздниках Святки, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Дошкольники с удовольствием играют в такие игры, как «Золотые ворота», «Перстень», «Ремешок», «У медведя во бору», «Заря-зарница» и многих других. Вершиной творческих достижений является участие в постановке театрализованных преlставлений и фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно так дети применяют свои умения, навыки сольного ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действия, плясок и хороводных движений. Трудно переоценить значение и силу нравственно-эстетического воздействия на детей русских песен и плясок в исполнении воспитателей. Так, дети с небывалым восторгом приняли русскую песню «Коробейники» и «Субботея» на празднике «Зимние забавы».

Творческая  основа фольклорного искусства способствует формированию художественной  индивидуальности ребёнка, развитию его творческой активности. В фольклоре (как в исполнительском искусстве) заложена игровая и театрализованная деятельность.

        Это обуславливает его привлекательность для формирования у детей  сценического поведения , сценических способностей и для раскрытия их творческого потенциала. В процессе игры  ребёнок получает представление о мире, расширяет свои познания и совершенствует умения в области музыки, движения , народной поэзии. Фольклорная игра подключает дошкольника к миру театра- процессу создания образов и сценария. Ребёнок перевоплощается в героя игры, он переживает игровую ситуацию, учится двигаться по сцене, поёт, танцует. Так фольклорная игра перерастает в музыкально - игровые и вокально – пластические композиции. К.С. Станиславский утверждал, что фольклорные игры развивают воображение, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Однако фольклорные игры нацелены не только на развитие музыкально- сценических способностей, но и на  практическое освоение детьми национальных традиций. В процессе организации фольклорной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы. Виды и средства общения друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Фольклорные игры органично объединяют в себе слово, напев. И движение . Каждая игра ставит перед  ребёнком немало очень важных задач.

   Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: календарный . потешный , игровой.

 ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР – это попевки, пестушки, подговорки. Считалки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми.

 НЕБЫЛИЦЫ -  особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на вымысле.  Все  эти несобранности и несовпадения с реальным  миром, как раз помогают. Ребёнку понять подлинные взаимосвязи  живой действительности, укрепить чувство реальности Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающий радостные эмоции. 

ДРАЗНИЛКИ: - эта форма проявления детской сатиры и юмора. В них  точно подмечается какой либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Фольклор играет важную роль в развитии чувства  музыкального ритма у детей дошкольного возраста.