Конспект открытого урока «Основные принципы работы над классической сонатной формой (на примере Сонатины А. Диабелли)»

Гуслякова Наталия Валерьевна

В музыкально-исполнительском развитии учащегося важное место занимает изучение произведений крупной формы, эта жанровая форма является обязательной в репертуаре музыканта. Задача педагога - познакомить ученика с произведениями крупной формы композиторов разных эпох, их музыкальным стилем, научить его понимать скрытый за нотными символами замысел композитора. Этот жанр довольно сложный, потому что требует от ребёнка не только уже стабильного владения разнообразными игровыми приёмами, навыками исполнения разнохарактерных миниатюр, но и развитой памяти, внимания, а также сформированной метроритмической устойчивости. 

ссылка на открытый урок: https://rutube.ru/video/private/ef2a2510f9c74715256dc341f9a16aa4/?p=sIKDv5WnQrNqtX7Po-6GJg;ч.1  https://rutube.ru/video/private/3aeb52ba1b43e9c805839bf3cff7651a/?p=k4fTqoxfGNT15W9w3cBKzQ; ч.2

Презентация к открытому уроку https://disk.yandex.ru/i/RCLZi4PlBYmPVw  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. Г. СТРУВЕ"

Конспект открытого урока на тему:

«Основные принципы работы над классической сонатной формой (на примере Сонатины F-dur А. Диабелли)»

Гуслякова Наталия Валерьевна

преподаватель по классу фортепиано

г. Железногорск 2022 г.

Тема урока: «Основные принципы работы над классической сонатной формой (на примере Сонатины F-dur А. Диабелли)».

Цель урока: формирование знаний о строении сонатного цикла, об основных стилистических особенностях классических сонат.

Задачи урока:

образовательные: 

  • формировать понятие о построении сонатной формы;
  • научить использовать свои умения и навыки в работе над сонатой;
  • научить понимать музыкальную речь и фортепианную фактуру;

развивающие:

  • развить точность выполнения всех деталей текста;
  • способствовать развитию музыкальное мышление;
  • развить ритмическую устойчивость исполнения;
  • формировать правильный художественный вкус на основе произведений классической сонатной формы; 

воспитательные:

  • воспитывать умение слышать собственное исполнение и анализировать услышанное, давать объективную самооценку;
  • воспитать интерес к классической музыке 

Вид урока: практическое занятие.

Тип урока: комбинированный (закрепление и комплексное применение знаний)

Форма урока: индивидуальный урок

Технологии обучения:

  • технология личностно-ориентированного обучения
  • технология индивидуального обучения
  • здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ

Методические приемы: 

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (показ преподавателя, показ видео)
  • Практические (работа над классическим произведением, рефлексия)

Оборудование: фортепиано, нотный сборник, ноутбук.

Структура урока:

- организационный момент;

- работа над музыкальным материалом;

- основная часть (усвоение новых знаний и способов действий);

- заключительный этап работы над произведением.

- подведение итогов и запись в дневник домашнего задания, рефлексия.

Репертуарный план:

А. Диабелли «Сонатина F-dur» соч. 168, №1, часть 1

Ход урока:

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня на открытом уроке, я хочу показать вам приемы работы над крупной формой, которые я использую в своей педагогической деятельности. Тема сегодняшнего урока: «Основные принципы работы над сонатной формой на примере первой части Сонатины F-dur А. Диабелли, соч.168, № 1.

Урок провожу с учащейся 5 класса, Журовой Ольгой.

Слайд 2

В музыкально-исполнительском развитии учащегося важное место занимает изучение произведений крупной формы, эта жанровая форма является обязательной в репертуаре музыканта. Задача педагога - познакомить ученика с произведениями крупной формы композиторов разных эпох, их музыкальным стилем, научить его понимать скрытый за нотными символами замысел композитора.

Этот жанр довольно сложный, потому что требует от ребёнка не только уже стабильного владения разнообразными игровыми приёмами, навыками исполнения разнохарактерных миниатюр, но и развитой памяти, внимания, а также сформированной метроритмической устойчивости.  

- Оля, музыкальные произведения могут быть малой, двух или трех частной формы, это пьесы, этюды, которые имеют программные названия, где рассказывается про какой-то конкретный образ. Вспомни пьесу В. Косенко «Дождик», с помощью фортепианных звуков тебе надо было изобразить природное явления. Крупная форма - произведения больше по объему и построены они по более сложным законам музыкальной формы.

С несложными произведениями крупной формы, такими, как «Сонатина», «Рондо», «Вариации» ученик знакомится уже в конце первого года обучения. Изучение классических сонатин Д. Чимароза, Д. Штейбельта, Л. Кулау, А. Диабелли, А Гедике и др., служат подготовительным этапом в работе над сонатным allegro венских классиков Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.

Слайд 3

- Сейчас мы послушаем небольшие фрагменты сонат венских классиков. (Слушаем Й. Гайдн Соната № 42 G dur, В. Моцарт Соната C dur № 16, Л. Бетховен Соната № 1 f moll.)

Слайд 4

- Оля, на уроке мы будем работать над сонатиной Антона Диабелли, кратко расскажи о композиторе.

Ответ учащейся: Антон Диабелли, австрийский композитор, редактор и издатель музыкальных произведений.  

- А. Диабелли – гитарист, пианист и композитор, поздний современник композиторов Венской школы, его произведения имеют много общего с произведениями Й. Гайдна, В. Моцарта. А. Диабелли преподавал фортепиано и сочинял для этого инструмента. Также он был крупнейшим австрийским издателем. Но в историю он вошел со своим вальсом, который Бетховен назвал «schusterfleck» (пустячок). Композитор сочинил маленький «Лендлер» на три четверти и отправил его великому Людвигу ван Бетховену. Тот взял его «в разработку» и в результате появилось монументальное творение для фортепиано - 33 вариации на тему вальса Диабелли. (Слушаем музыкальный фрагмент в исполнении Святослава Рихтера).

Сонатина, над которой сегодня работаем, входит в сочинение № 168 вместе с шестью другими сонатинами, написанными для фортепиано, основная тональность сонатины Фа мажор.

Слайд 5

- на уроке, я рассказывала тебе о сонатном цикле и сонатной форме, что ты запомнила.

Ответ учащейся: Сонатина - это маленький сонатный цикл, который состоит из 3 частей -  1-я всегда быстрая, 2-я медленная и 3-я снова быстрая.

Слайд 6

Ответ учащейся: Сонатная форма, это форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы.

- Первая часть сонатины разделена на три развития: первый раздел - экспозиция: показ тем главной и побочной партий, тональный план: главная партия, Фа мажор (T) – побочная партия, модуляция в До мажор(D), уход в тональность доминанты является обычным случаем для сонатной формы. 2-ой раздел - разработка: строится на интонациях главной и побочной партии, в данной сонатине, разработка строится на интонациях главной партии.3-ий раздел - реприза: повторение и утверждение тем в основной тональности Фа мажор (T). 

- Переходим к работе над произведением.

- 1 часть сонатины написана в облегчённом, миниатюрном виде. Оля, какой темп указал композитор?

Ответ учащейся: Moderato cantabile (умеренно, певуче).

Слайд 6

- Чтобы понять, какой метроритм, то есть, скорость движения указанного темпа в сонатине, необходимо воспользоваться метрономом. Я предлагаю в игровой форме, выяснить метроритм темпаAndante, Moderato и Allegro. Физкультминутка.

- Немного подвигались, возвращаемся к инструменту и продолжаем работу. Обрати внимание, темп на протяжении всей части не изменяется.

- Размер сонатины указан «С», мыслим целым тактом, т.е. пульсация времени, стремление в первую долю следующего такта (2,3,4 в 1).

- Оля, фактура сонатины гомофонно-гармонического склада(гомофония), чем он отличается от полифонии?

Ответ учащейся: Это способ изложения музыкального «текста», при котором один из голосов, мелодия – играет главенствующую роль, а остальные — подчиненную роль, в сонатине гармоническое сопровождение – аккомпанемент.

- Сонатина создана для фортепиано, тембр один — фортепиано, но, если включить воображение, можно представить сонатину, как переложение для оркестра, тогда бы верхний голос играли бы струнные, короткие мотивы и парные лиги актуальны для смычковых инструментов, аккордовый склад можно отдать духовым инструментам, «моторное» движение в левой руке — низкие струнные инструменты, альт.

- Венские классики, композиторы той эпохи, оставили «вето» на свободность исполнения. Прочтение произведения заложено в нотном тексте, не только, что исполнить, но, и, как исполнить. Необходимо воспитать навык грамотного прочтения текста. Именно в классической музыке оттачивается артикуляция трех фаз, «вижу - слышу, понимаю – воспроизвожу».

Экспозиция.

Мелодия главной партии грациозная, певучая, мотивного склада, звучит в главной тональности Фа мажор. Побочная партия звучит в доминантовой тональности До мажор.

Затактное начало создает легкую устремленность. Преобладание коротких мотивов, через паузу, заставляют думать вперед и слышать вперед, переключение с мысли на мысль. Начало мотива и окончание легкое, без утяжелений на последней ноте мотива.

Динамическая структура тоже спокойная, «Р», диминуэндо, «F» только перед побочной партией, и в конце раздела, для утверждения новой тональности.

Левая рука выступает в роли «дирижера», она всегда определяет время движения. Арпеджированные аккорды левой руки, «альбертиевы басы», выдержаны в равных ритмических длительностях, восьмые ноты, создают ощущение упругости ритма.

Важно, артикуляция рук (линий) должны быть безупречно проучены.

Разработка.

Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения. Вся разработка строится на интонациях главной партии, развитие по разным тональностям, в разработке больше хроматизмов, но они в основном модуляционные. (Мне мелодия этого раздела напоминает интонации песни «Очи черные»). Разработка приносит напряжение (пунктирный ритм, аккорды, импровизационный момент), Каденция звучит ярко, динамично, полные совершенные аккорды звучат убедительно. (Каденция -  это последовательность из двух или более аккордов, которая завершает фразу, раздел или музыкальное произведение.)

Реприза.

Реприза не является простым повторением экспозиции, а синтезирует, дает заключение и подводит итоги. Очень важно установить новые черты в звучании главной и побочной партий, решить, какой образ приобрел большее значение, проанализировать все изменения, которые произошли в репризе по сравнению с экспозицией.

Главная партия начинается в основной тональности, но затем модулирует в побочную тональность, чтобы избежать слишком долгого пребывания в основной тональности во всей репризе. Побочная партия – основная тональность. В заключении многократно и торжественно звучат аккорды тоники, утверждающие Фа мажор и подчёркивающие окончание 1 части.

- В заключении нашей работы исполни всё произведение, с учетом рекомендуемых указаний и замечаний. (Ученица исполняет сонатину)

Слайд 8

        - Оля, предлагаю тебе послушать сонатину в исполнении юного музыканта, твоей ровесницы, видеозапись найдена в интернете.

Слайд 10

Рефлексия.

- Оля, подведем итог нашей работы на уроке:

* на уроке мне было трудно…

* на уроке я работала неплохо, но…

* я довольна своей работой на уроке…

- Я довольна твоей работой на уроке, внимание, собранность и понимание своего исполнения музыкального произведения.

Домашнее задание:

1. Проучить все трудные места отдельно, чтобы возможные недочеты не нарушали течения музыки. Заботясь о целом, не забывай о деталях.

2. Исполнить произведение целиком, собирая проученные детали с помощью единого темпа.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  2. Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма. — Л.: «Музыка», 1974.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://nsportal.ru/

https://knigogid.ru/