Конспект занятия по вокалу в театральной студии «Непоседы» Тема: «Комплекс вокальных упражнений».

Павлюкова Ольга Валерьевна

Цели занятия:

 формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

Задачи:

1.развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

2.устойчивое интонирование одноголосного пения

3. развитие музыкальной памяти, ритмического рисунка при игре на деревянных ложках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektkt_otkrytogo_zanyatiya_po_vokalu.docx27.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по вокалу в театральной студии «Непоседы»

Тема: «Комплекс вокальных упражнений».

Тип занятия: повторение пройденного

Форма организации обучения: групповая

Методы обучения: практическая работа

Год обучения: 1

Возраст учащихся:6-7лет

Продолжительность занятия: 45 мин.

Оборудование:

Музыкальный центр, компьютер, колонка.

Цели занятия:

 формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

Задачи:

1.развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

2.устойчивое интонирование одноголосного пения

3. развитие музыкальной памяти, ритмического рисунка при игре на деревянных ложках.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: музыкальный центр, микрофон, СD диски, фонограммы минус,

плюсовое исполнение «Мы хотим, чтоб птицы пели»

 

                                     Этапы и хронометраж занятия

I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию.

Правильная певческая позиция – 2 мин;

II. Подготовительный этап: дыхательная гимнастика- 5мин.

гимнастика артикуляционного аппарата-5 мин.

фонетические упражнения- 2мин.

вокально – интонационные упражнения – 8 мин.

III.Основной этап – работа над репертуаром (работа над   

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением.

  1. Повторение текста песни-2 мин. 
  2. Проговаривание текста песни с детьми с речевыми проблемами-3мин.

3.Пропевание песни a cappella, «Мы хотим, чтоб птицы пели»- 3 мин.

Отработка интонационно сложного интервала («Чтобы речка серебрилась»)-2-3 мин.

     3. Пропевание песни под фонограмму «минус» – 3 мин

    

 4.Динамическая пауза – между песнями 3 минуты на отдых- релаксация,  

 физкультминутка

 5.   Работа над ансамблем ложкарей РНП «Два гуся»

       Проговаривание ритмического рисунка и работа ладошками каждого куплета и проигрыша-2 мин.

6. Исполнение песни на ложках-2мин.

     

  V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, 

  эмоциональном состоянии – 2 мин  

  VI. Итоговый этап:

  Подведение итогов, ошибок и успехов     

   каждого ученика – 2мин.

  

 

Содержание учебного занятия:

  I. Организационный этап:

– встреча детей Вокальное приветствие «Здравствуйте, ученики-здравствуйте, учитель»

– проверка присутствующих;

– Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице  создаёт ощущение приподнятости,  необходимое для занятия.

                   Подготовительные упражнения.

      II. Подготовительный этап:  Перед началом пения подготовим свой дыхательный аппарат. Каждое занятие начинаем с дыхательной артикуляционной и гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

                 Упражнения на дыхание.

– С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

– Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1.      Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.      Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.      Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох – кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.      Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5.      Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

                     Внимание педагога должно быть направлено:

–              свободу мышц

–              правильность осанки;

–              активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

–              умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

–              работу резонаторной системы;

–              общая внятность речи;

–              ритмическая точность.

                                          Артикуляционная гимнастика

                                              Гимнастика  языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

 –Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как- бы жуя его.

–Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

– Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

                                                   Скороговорки:

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

                          Вокально-интонационные упражнения.

 Цели вокально-интонационных упражнений:

• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
• добиться определенности в атаке звука
• уточнить интонацию в момент атаки звука
• выстроить унисон

  • Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям– фа) 

расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней   стенки живота.

 

1.    Пение с закрытым ртом способствует  выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение  поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт),  высоким небом,  ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается  легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

    2.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР) 

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

    3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

    4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия.  Опора на дыхание.         

    

III.   

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песней «Мы хотим, чтоб птицы пели»

     1 этап. Повторение текста песни.

  • Проговорить текст с детьми у которых есть речевые проблемы.
  • Пропевание песни a capella.
  • Работа над чистотой интонации,
  • Работа над дикцией, окончанием фраз
  • работа над правильным звуковедением,
  • работа над унисоном.

  Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Мы единое целое» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга. Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

    3 минуты отдыха

Массаж лица

     – Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

     – Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.    Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .

          5 этап. Работа с ансамблем ложкарей подготовка к отчётному концерту. Работа над ансамблем ложкарей РНП «Два гуся»

       Проговаривание ритмического рисунка и работа ладошками каждого куплета и проигрыша.

6. Исполнение песни на ложках.

     

IV. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

– Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V. Итоговый этап: пропевание песни от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого учащегося

Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 2011.

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2010