Участие в научно-практической конференции "Наследие Н. Г. Рубинштейна. Взгляд через окно". Тема выступления: "Братья Рубинштейны: характер творческого человека - его творческая судьба."

Гуслякова Наталия Валерьевна

Многие композиторы и культурные деятели внесли своё имя в историю национального и мирового музыкального искусства, оказали колоссальное влияние на его развитие, взрастили десятки и сотни новых талантов. Такими были Антон и Николай Рубинштейны – фигуры колоссального масштаба в русском культурном сообществе. Антон и Николай, родные братья, принесли славу России, воспитали множество талантливейших музыкантов и стали основателями первых консерваторий – Санкт-Петербургской и Московской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БРАТЬЯ РУБИНШТЕЙНЫ: ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА – ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА

Н.В. Гуслякова,

г. Железногорск

F:\фото Рубинштейна\Николай и Антон Рубинштейн.jpg

Многие композиторы и культурные деятели внесли своё имя в историю национального и мирового музыкального искусства, оказали колоссальное влияние на его развитие, взрастили десятки и сотни новых талантов. Такими были Антон и Николай Рубинштейны – фигуры колоссального масштаба в русском культурном сообществе. Антон и Николай, родные братья, принесли славу России, воспитали множество талантливейших музыкантов и стали основателями первых консерваторий – Санкт-Петербургской и Московской.

F:\фото Рубинштейна\Подольская губерния место рождения Антона Рубинштейна.jpg

Конец XVIII века, Подолье, в котором много столетий жила семья Рубинштейны, в результате раздела Речи Посполитой отошло Российской империи. Рубинштейны, из зажиточных польских купцов превратились в обитателей зоны «черты оседлости». Черта оседлости — это, по сути, территория, которая охватывала заранее оговоренные населенные пункты, относящиеся к городскому типу. Фактически, в духе крепостного права евреям разрешали проживать только в небольших городках-местечках, не иметь свое дело, не покидать место проживания. В результате в нее вошли значительные территории современных Беларуси, Литвы, а также Царства Польского, Латгалии, Бессарабии, некоторые области современной Украины, которые в то время соответствовали южным губерниям Российской империи. Глава семейства, Рувен Рубинштейн, принял нелегкое решение, крестить свою семью. 25 июля 1831 года в одну из церквей города Бердичи прибыло семейство Рубинштейн в полном составе, все крестились и получили новые имена. Теперь крещенным евреям дозволялось покинуть «черту оседлости», заниматься своими некрупными, но приносящими стабильный доход делами.

F:\фото Рубинштейна\братья рубинштейн и мама.jpg

Григорий Романович и Калерия Христофоровна Рубинштейны, родители Антона и Николая, проживали поначалу в Подольской губернии в местечке Выхватинец. Отец по табели о рангах являлся купцом первой гильдии, хотя и не слишком удачливым. Мать, в девичестве Клара Левинштейн, в православии Калерия, родом из прусского города Бреслау, с высоким для того времени уровнем образования, где был университет, несколько гимназий, множество частных общеобразовательных и музыкальных школ. Карелия Рубинштейн получила блистательное образование, знала несколько языков, прекрасно разбиралась в музыке.

Антон Рубинштейн родился в 1829 году, в небольшом селе Выхватинец, что располагалось в Подольской губернии. В 1833 году семья Рубинштейнов, приняв православие, переезжает в Москву, где у отца Антона Рубинштейна, Григория Романовича, появляется возможность открыть собственное дело. Николай Рубинштейн родился 2 июня 1835 года в Москве, на Большой Ордынке. Николай во всем следовал примеру своего старшего брата Антона.

Почувствовав незаурядные музыкальные способности Антона и Николая, Калерия Христофоровна приложила все усилия к тому, чтобы сыновья стали профессиональными музыкантами. Братья с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать. Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А.И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Когда Антону исполнилось восемь, его отдали на обучение к Александру Ивановичу Виллуану: одному из лучших педагогов Москвы того времени. Впервые на сцену Антон попал уже в десять лет: он выступил в рамках благотворительного мероприятия. В 1840 году, по настоянию Александра Виллуана, Антон Григорьевич отправляется в Париж, поступать в консерваторию, однако стать «альма-матер» для русского таланта консерватории было не суждено. По словам самого Антона Григорьевича, его находили то слишком малым по возрасту, то слишком далеко ушедшим в музыку, но вернее всего, что Вилллуан смотревший на него, как на собственное создание, не желал расстаться с ним и уступить его дальнейшее воспитание кому бы то ни было. Впрочем, поездка в Европу не прошла зря, Рубинштейн познакомился здесь с Фредериком Шопеном и Ференцом Листом. По совету Ф. Листа, А. Рубинштейн дает ряд концертов в европейских странах: от Германии через Голландию, Британию и Норвегию до Швеции, Австрии, Саксонии и Пруссии. Турне по Европе, прошло с большим успехом. Антон Рубинштейн несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

Пока Антон Рубинштейн утверждал себя в Европе, как вундеркинд, подрастал его младший брат Николай, и его, как и старшего Антона, усадили за фортепиано. Как отмечали современники, Николай Рубинштейн учился с еще большей легкостью и считался даже даровитее старшего брата. Когда Антон вместе со своим педагогом Александром Виллуаном вернулся с гастролей, Николай стал заниматься вместе с ними. Мальчики стали выступать вместе. На одном таком совместном концерте в 1843 году присутствовал поэт Афанасий Фет. «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу», — вспоминал Фет, а потом им дали конфет, фруктов и каких-то игрушек. «Мальчики, эти были братья Рубинштейны, с которыми позднее мне случалось встречаться не раз в период их славы». На том концерте Антону было 13 лет, а Николаю — восемь. Оба, Антон и Николай, виртуозно играли на рояле. Князь Одоевский говорил по поводу младшего брата: «Положите ему какую хотите музыку – он читает ее, как газеты...». Талант талантом, но и труд был тяжелый и упорный. «Нас, то есть детей, — вспоминал позднее Николай Рубинштейн, — будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения. Мать садилась с работой в смежной комнате, из которой в небольшое оконце видно было фортепиано. Бывало, в комнате утром темно, холодно, иногда одолевал сон, но как только задремлешь, сейчас же слышится стук в оконце, мгновенно пробуждаешься от дремоты, потому что знаешь, что стук даром не пройдет». Педагогическое наказание было строгим: палки и пощечины. Вряд ли сегодня так учат, но в те времена все было именно так. Александр Иванович Виллуан, как и Калерия Христофоровна, был очень требовательным учителем, за любую ошибку или проявление лени он тотчас же наказывал подопечных ударом хлыстика. Несмотря на это, в будущем оба музыканта вспоминали о нем с огромной благодарностью и теплотой.

В 1844 году Калерия Христофоровна повезла сыновей в Европу для продолжения музыкального образования. Ехали через Петербург, где мальчики дали концерт при царском дворе. Младший сыграл ноктюрн своего сочинения. Императорская чета была в восхищении, и Николай I благословил юных братьев Рубинштейнов: «Учитесь, не балуйтесь, вы сделаете русским честь». Царь Российского государства Николай I был прав, он предугадал, что братья Рубинштейны принесут славу русской музыкальной культуре.
Из Петербурга — в Берлин, Париж. Концерты как способ зарабатывания денег на дальнейшее музыкальное образование. Но пришло известие о смерти мужа. Калерия Христофоровна с младшим Николаем возвратилась в Россию, а Антон отправился с концертами по Европе.

После смерти главы семьи Рубинштейнам пришлось нелегко. Дела Григория Романовича остались в полном расстройстве, и, чтобы рассчитаться с долгами, каждый из членов семьи был вынужден зарабатывать, как мог. Калерия Христофоровна начала брать сторонних учеников, а Коля стал давать платные концерты. Когда вместе с Виллуаном он отправился в первый гастрольный тур, ему едва исполнилось 10 лет. Выступления имели большой успех, маленькому пианисту удалось заработать приличную сумму денег.

F:\фото Рубинштейна\Антон Рубинштейн за роялем.jpg

Расставшись с матерью и братом, Антон Рубинштейн переехал в Вену и там сделал карьеру исключительно своими усилиями, благодаря выработанному в детстве трудолюбию и таланту. Он стал истинным музыкантом-профессионалом, гениальным пианистом и первым русским музыкантом, добившимся всемирной славы, концертируя по различным странам Европы и США.

Рубинштейн-старший сочетал в себе таланты пианиста, дирижера и композитора. Он оставил немалое музыкальное наследство: 13 опер и четыре духовные оперы-оратории, шесть симфоний и несколько десятков сочинений для оркестра и камерно-музыкальных ансамблей, более 200 фортепианных пьес и почти столько же романсов. Из творчества Антона Рубинштейна следует выделить ораторию «Вавилонское столпотворение» и оперы. Первая опера была посвящена Куликовской битве, затем последовали другие: «Фомка-дурачок», «Сибирские охотники», «Дети степей», «Нерон» (знаменитая эпиталама), «Купец Калашников». Но все затмила опера «Демон», написанная в 1871 году и поставленная в Мариинском театре в Петербурге 13 января 1875 года (премьера в Большом театре — 23 октября 1879 года). Опера сочинена по одноименной поэме Лермонтова. Роль князя Гудала исполнял Федор Шаляпин.

C:\Users\Админ\Desktop\консерватория.jpg

Антон Григорьевич достиг вершины как общественный деятель, как педагог, как создатель Петербургской консерватории. Идея зародилась летом 1858 года в селе Богородском под Москвой (ныне это Сокольники). Там собиралась рубинштейновская семья: мать, сестры, братья. «Музицированию не было конца». Антон и Николай серьезно прорабатывали план создания в России общества для «распространения музыки и развития вкуса к этому искусству путем концертов, конкурсов, поощрений и тому подобное». Общий замысел принадлежал старшему брату, младший брат подхватил инициативу. Поле деятельности Антона был Петербург, Николая — Москва.
1 мая 1859 года при поддержке великой княгини Елены Павловны и под руководством Антона Рубинштейна в Петербурге было основано Русское музыкальное общество, а 8 сентября 1862 года в городе на Неве открылась первая в России консерватория. Антон Рубинштейн вложил свои деньги в строительство нового здания консерватории на Театральной площади напротив Мариинского театра. Он стал и первым директором консерватории, собрал блестящий состав преподавателей. Первый выпуск петербургской консерватории состоялся в 1865 году, и среди выпускников – Петр Ильич Чайковский, ученик Антона Григорьевича.
Антон Григорьевич много сил отдавал Петербургской консерватории и несколько раз ее покидал, концертировал по Европе, возвращался снова и продолжал благородное дело популяризации классической музыки в России. Нагрузки были огромные. Сил хватило только на 65 лет жизни. Антон Григорьевич Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Петергофе близ Петербурга.

F:\фото Рубинштейна\николаю рубинштейн.jpgЧто касается судьбы основателя Московской консерватории — Николая Рубинштейна, то его творческий и жизненный путь после смерти отца разошелся с путем брата. И хотя братья Рубинштейны схожи по масштабам дарований и по своему влиянию на русскую музыкальную жизнь, в своем творчестве они во многом были противоположны. В отличие от брата, Николай, поселившийся в Москве, проникся московским духом, и стал со временем составной частью ее творческой интеллигенции, что не мешало братьям сохранять глубокие дружеские отношения между собой.

По возращении в Россию Николай, несмотря на тяжелое материальное положение семьи, еще два года (1847 — 1849 гг.) занимался у А. Виллуана, одновременно гастролируя с ним по крупным городам России. Эти концерты принесли ему всероссийскую славу как выдающегося пианиста. Дальнейшие занятия с учеником, превосходящим учителя, по мнению Валлуана, смысла уже не имели, и вся дальнейшая музыкальная карьера Николая была уже результатом его самостоятельной деятельности. Но с 1847 г. Являясь купеческим сыном, не имевшим средств на выплату пошлины за нахождение в купеческой гильдии, и ставшим мещанином, Николай должен был поступить на службу в армию. Денег для поступления в гимназию, освобождавшую от армии, не было. Не было их и на частных преподавателей для поступления в университет. Николай в течение трех лет самостоятельно готовился к поступлению в Московский университет и в 1851 г. сдал экзамены экстерном. Закончив в 1855 г юридический факультет Московского университета, он поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора, получив один из младших чинов - губернский советник (12-й по Петровской табели о рангах), сохранившийся за ним до конца жизни. Но карьера чиновника Николая не прельщала. Молодой музыкант вновь возвратился к концертной деятельности, совмещая фортепьянные концерты, с им же организованными симфоническими, на которых он выступал уже и в качестве дирижера. Молодой талантливый музыкант стал вхож в московское светское общество, увлекался балами, был принят во многих лучших московских домах. На одном из балов он познакомился и увлекся девушкой из дворянской семьи, ответившей ему взаимностью. Но их брак, состоявшийся, несмотря на возражения его и ее семьи, оказался недолговечным.

В 1857 г. он бросает чиновничью службу, разводится и полностью отдает себя музыке. Почти год он преподает музыку в Николаевском сиротском училище. С 1858 г. концертная деятельность Николая носит уже регулярный характер, главным образом, в Москве, где он выступает как пианист и дирижер симфонических оркестров. В это же время разворачивается его деятельность как общественного музыкального организатора, в менее чем за десятилетие в корне изменившая музыкальную атмосферу в Москве — в городе, в этом смысле, до того достаточно провинциальном.

F:\фото Рубинштейна\московская консерватория.jpg

Главным делом жизни Николая Григорьевича стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию. Николай сумел привлечь к преподаванию лучших отечественных и зарубежных музыкантов, в частности, несколько лет преподавателем теории музыки был выпускник Петербургской консерватории 26-летний П. И. Чайковский, который и жил в этом же доме, в одной квартире с Николаем. Сам Николай вел фортепианный класс, дирижировал ученическим оркестром. В числе учеников Николая были — С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр — немецкий композитор и пианист. Срок обучения составлял шесть лет, и стоило оно, по тем временам, недешево — сто рублей в год. Но основным средством существования Консерватории были все же пожертвования и деньги, взятые под векселя, зачастую оплаченные Николаем из его концертных выручек.

За границей Николай концертировал мало, но в 1872 г. он организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже, участвуя в них, как дирижер и пианист. По сути, он стал первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции, задолго до знаменитых дягилевских «русских сезонов» в Париже начала ХХ века.

В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П.И.Чайковский, который по рекомендации А.Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н.Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов – Бетховена, Берлиоза, Шумана. Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.

Должного внимания своему здоровью Рубинштейн не уделял, творчеству и светской жизни отдавался без остатка. В 1870 годах музыкант стал все чаще жаловаться на плохое самочувствие, но концертную и преподавательскую деятельность не оставлял. Когда врачам удалось уговорить маэстро пройти лечение за границей, он отправился в одну из лучших клиник Ниццы. Не доехав до места назначения, 23 марта 1881 года гениальный пианист и дирижер скончался.

Братья Антон и Николай Рубинштейны оставили в русской культуре значительный след. Оба были отличными пианистами, причем Антон Григорьевич – мирового значения. Оба впервые в России занялись организацией серьезного музыкального образования. Антон Рубинштейн создал Консерваторию в Петербурге, а несколькими годами позднее - Николай Григорьевич - в Москве. Он привлек своего хорошего друга - П. И. Чайковского в качестве директора Московской консерватории. Теперь желающие получить достойное музыкальное образование могли не выезжать для этого за границу. Антон Григорьевич, помимо фортепианной деятельности, занимался еще сочинением музыки. Многие его произведения исполняются до сих пор. Его брат - Николай Григорьевич был не только пианистом и преподавателем, но и дирижером. После его смерти П. И. Чайковский сочинил "Трио великому артисту".

Список литературы:

  1. Боренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн: история жизни и деятельности. – М.: Музыка. – 1982, 278 с.
  2. Финдейзин Н. Антон Григорьевич Рубинштейн: очерки его жизни и музыкальной деятельности. – М.: П. Юргенсон, 1907. – 106 с.
  3. Интернет-ресурсы: