Участие в Межрегиональном конкурсе методических работ преподавателей ДМШ и ДШИ. г. Липецк. Методическая разработка «Сказочная тематика в фортепианном репертуаре учащихся детских музыкальных школ и школ искусств как средство повышения мотивации к обучению»

Гуслякова Наталия Валерьевна

С рождения детский ум и сознание чисты, ребенок с нуля познает этот мир. В детстве особым образом воспринимается мир – непосредственно, увлеченно, с острым любопытством. Во все времена, как только ребенок начинал понимать человеческую речь, ему рассказывали сказки. Слушая сказки, ребенок познает мир, развивает фантазию, мышление, внимательность. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев.

Приложение нот сюиты https://disk.yandex.ru/d/Hvvj2Qhn92CfRQ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Методическая работа:

«Сказочная тематика в фортепианном репертуаре учащихся детских музыкальных школ и школ искусств как средство повышения мотивации к обучению»

Выполнила: 

преподаватель по классу фортепиано

ОБОУ ДО «ДШИ им. Г. Струве»

Гуслякова Н.В.

г. Железногорск

2022 г.

Содержание

1. Введение. Роль сказки в развитии личности ребенка                3 с.

2. Евгений Иршаи. Сюита по мотивам сказки К. Чуковского «Кто на чем едет»                                                                                        3-6 с.

3. Заключение                                                                        7 с.

4. Список литературы                                                                8 с.

5. Приложение нот сюиты                                                        9-14 с.

Введение. Роль сказки в развитии личности ребенка.

С рождения детский ум и сознание чисты, ребенок с нуля познает этот мир. В детстве особым образом воспринимается мир – непосредственно, увлеченно, с острым любопытством. Во все времена, как только ребенок начинал понимать человеческую речь, ему рассказывали сказки. Слушая сказки, ребенок познает мир, развивает фантазию, мышление, внимательность. Мысленно следуя за сюжетом, ребенок рисует в воображении невиданные места, фантастические события, внешность главных героев.

Начальный этап обучения игре на фортепиано маленького пианиста, делится на два периода, донотный и нотный. В донотный период, преподаватель использует игровые методы обучения на основе сказочных образов, для развития у ребенка интереса к музыкальным занятиям и музыке в целом. Фантазирует вместе с ним над созданием сказки на клавишах. Такой период обучения длиться не долго. Далее, цель преподавателя – научить понимать и выявлять содержание исполняемых произведений, раскрыть замысел и мысли композитора. Развитие творческого проявления музыкальных качеств ученика требует терпеливого и внимательного отношения. Следует особенно бережно подходить к первым проявлениям творческих задатков ребенка. Надо подготовить его мышление, слух, ритм, движения для того, чтобы он мог понимать основы музыкальных знаний.

Детская музыка является ярким художественным отображением неповторимого мира детства, а сказочные образы в музыке позволяют глубже развить творческую личность маленького музыканта. Музыка умеет рассказывать сказки и изображать сказочных героев, с помощью инструментальных звуков можно изобразить разные характеры и даже внешность героев. В таких малых формах музыкальных произведений фантазия и творческая жилка ученика раскрывается в полную силу.

Евгений Иршаи. Сюита по мотивам сказки К. Чуковского «Кто на чем едет».

Почти все композиторы писали музыку на сюжеты сказок, классическая музыка располагает множеством сказочных произведений. Например, Н. Римский-Корсаков и его оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко», Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов», П. Чайковский «Детский альбом» с пьесой «Баба Яга», М. Мусоргский «Картинки с выставки», где одна из пьес называется «Избушка на курьих ножках», и другие композиторы. Тема сказочных образов обширна, богата музыкальным материалом, классическим и современным, имеет большое воспитательное значение для юного музыканта.

Репертуарный комплекс юного пианиста должен охватывать произведения различных стилей, жанров и периодов, от старинной до современной музыки. Гармоническая основа современной музыки отличается красочностью, разнообразием находок с элементами современных ритмов, помогая создавать образ, характер. Используя средства музыкальной выразительности, современные композиторы создают живые, узнаваемые детьми образы, обращаясь к сказкам, героям литературных произведений Г.Х. Андерсена, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака.

В пору моего обучения в музыкальном училище, в одно из экзаменационных исполнений входила тема детских фортепианных циклов. Мне было предложено исполнить фортепианную сюиту современного ленинградского композитора, Евгения Иршаи. Сюита по мотивам сказки К. Чуковского «Тараканище», «Кто на чем едет». До сих пор помню эмоции и впечатления от услышанного исполнения, необычности музыкального языка, и пианистических приемов. Ноты сюиты я сохранила. Она состоит из шести пьес, ряд пьес композитор посвятил своей маленькой дочери. В сюите проходит одна тема, тема «езды».

Пьесы невелики по размеру, яркие по содержанию, несложные по форме, эффективные по использованию выразительных средств.

Известно, что «интонационный словарь» музыки XX века требует определенной слуховой подготовки. Трудно воспринимаются на слух и трудны для восприятия диссонансы, резкая смена фактуры и динамики, неожиданное сопоставление различных штрихов, использование всех регистров, современная мелодика и аккордовые средства. Для того, чтобы исполнение стало по настоящему интересным, ярким, стильным, пианист обязан в полную меру выявить специфику новой музыки, характерные художественные черты. Следует подумать о том, что же такое современный фортепианный стиль, как стиль самих произведений, так и способ их исполнения.

Исполнение этой сюиты-сказки ставит перед учеником множество задач:

  • ощутить степень современности в музыке;
  • почувствовать степень эмоциональной «открытости», как нужно, а как нельзя проявлять свои чувства и темперамент;
  • создать представление о штриховых приемах музыкального произведения.

        Речь пойдет в основном о сфере интонирования, фразировке. Здесь очень важно учитывать два обстоятельства. Первое – само интонирование, один из центральных моментов в исполнительском процессе, мы воспринимаем музыку через мелодию, т.е. мелодически. Слушая музыкальное произведение, мы внутренне интонируем, повторяя про себя звуки мелодии. Именно с неё, через неё и начинается постижение музыкального произведения. Второе обстоятельство –  это искусство интонирования. Невыразительное и плоское – оно является одной из причин вялого исполнения музыкального произведения.

Изменение основ интонирования, своеобразие пианистического исполнения, привело к преобразованию всей тембровой палитры. Обилие стаккатированных звучностей, причем, идущих длительно, при напряженно-диссонирующей гармонии преимущественно на таких динамических градациях как «f» и «ff». Именно таким крепким «staccato» надо играть вторую пьесу «А за ними кот задом наперед». Штрих «legato» в сюите минимален, вернее, это промежуточный штрих исполнения. В произведении заметно уменьшилось значение «legato», как явления интонационного. Во многих темах мало мелодического развития, тяготения к кульминации, какой-то особой слитности звуков, вокально-речевой их выразительности. Своеобразные тембры возникают и в приеме одновременного использования крайних регистров, для достижения особой прозрачности или же в качестве психологического эффекта. Произведению характерна частота и неожиданность смен фактурных приемов, нередко начало фразы звучит в определенном регистре, а продолжение оказывается в другом, и, совершенно в других тембровых красках.

Этот цикл пьес вводит маленьких исполнителей и слушателей в удивительный мир новых образов.

 «Ехали медведи на велосипеде». Автор использует различные выразительные средства и изобразительные приемы, которые характерны для всех пьес сюиты. Темп автор не указывает, лишь дает обозначение «con motto», что позволяет выбрать соответствующий темп для создания желаемого образа. Своеобразно начало пьесы – переменный размер, акценты, которые создают эффект несогласия героев пьесы друг с другом (неуклюжие, неповоротливые медведи). В середине пьесы размер 4/4, остинатный ритм, передающий слаженное движение героев. Форма пьесы,

а     +     в         +   с     +    в1    +    а1

(7 т)    (7 т)      (3 т)      (5 т)        (6 т)

создает ощущение приближения и удаления. Еще один интересный изобразительный прием – политональное сочетание двух мелодий. В мелодии правой руки звучит нисходящий гексахорд «ми  – ре  – до – си  – ля бемоль – соль », в то же время левая рука играет нисходящий диатонический звукоряд от «ре» второй октавы, до «ре» первой октавы. При этом в пассаже не всегда применяется параллельное движение Речевая выразительность ритма в этих тактах возможна с подтекстовкой (такты 4 и 5), «на ве-ло-си-пе-де», для точного исполнения ритма.

«А за ними кот задом наперед». Веселая, озорная миниатюра. Свободная форма пьесы строится на проведении двух голосов, мелодическое построение по принципу:

а – ав – ас.

Такты 1 и 2 – а, такты 5,6 – ав, такты 9-13 –ас, далее, в мелодии правой руки. В левой руке тема в обращении, т.е. задом наперед. Сложность исполнения двумя руками, может возникнуть с 9-го такта (ас).  Следует обратить внимание на общие звуки в конце пассажа, такты 18-23, в пунктирном ритме можно применить речевой элемент, «за-дом-на-пе-ред». Задорный эффект придает высокая IV ступень.

«Комарики на воздушном шарике». Миниатюра в жанре вальса. Высокий регистр придает музыке хрупкость и невесомость. Легкость звучания также подчеркивается  штриховым стаккато в левой руке. Восьмые ноты на третью долю правой руки, штрих легато создают эффект покачивания. Мелодия диатонична, подчеркивает плавность и мягкость звучания, музыкальные фразы короткие, повторяющиеся. Гармония колористична, такты 4-6, 9-10, окончание пьесы, большая септима, красочные сдвиги в тональность си мажор (неаполитанская гармония) и ми  (VII низкая ступень) – все используемые композитором средства создают легкий, воздушный, почти невесомый хрупкий образ.

«А за ними раки на хромой собаке». Пьеса построена на противоречиях. Во-первых, меняются местами мелодия и аккомпанемент, во-вторых, несоответствие размеренного ритма аккомпанемента и изменчивого ритма мелодии с использованием пунктира и синкоп. В-третьих, обе темы не соответствуют друг другу, в верхнем голосе (аккомпанемент) звучит хорал строгих диатонических аккордов, мелодия (левая рука) – явный джазовый колорит. Пьеса миниатюрна, имеет трехчастную форму репризно-развивающего типа:

а     +     в         +     а1

(6 т)    (4 т)      (6 т)

Все средства музыкальной выразительности выбраны для характеристики героев пьесы – раков и хромой собаки.

«Волки на кобыле». Пьеса мрачная с настороженными оттенками, но, тем не менее, не лишена юмора. Сумрачный колорит придает пьесе низкий регистр, композитор выбрал для этой пьесы все низкие октавы: большую, контроктаву, субконтроктаву. Тема, в левой руке, звучит вкрадчиво и осторожно, её монотонность подчеркивается постоянным возвращением,  квартовым скачком к ноте «ре». В мелодии чередуются гармонические интервалы (сначала консонансы, затем диссонансы), повторяющиеся мелодические обороты. Эффект внезапности достигнут средствами динамики (ff), высоким регистром, стремительностью шестнадцатых нот. В этой пьесе необходимо дать ученику возможность пофантазировать.

        «Едут и смеются». Пьеса строится на сопоставлении двух тематических элементов. Первый, в пунктирном ритме, имеет общее с «темой кота» из второй пьесы, а второй является производным от «темы медведей» из первой пьесы сюиты. Форма пьесы выстраивается на чередовании этих тем в различных регистрах. Этот прием создает ощущение чередования ярких картинок. Острое диссонирующее звучание политональных сочетаний мелодии и аккомпанемента, движение параллельными квинтами, квартами и даже, нонами, придают звучанию пьесы яркость, блеск, юмористическое настроение.

Заключение

Педагогическая практика дает основание считать, что больший эффект в развитии творческой личности учащегося дает использование на занятиях сочинений разного стиля и эпох. Желательно, чтобы при этом педагог не просто рассказывал о музыке, а создавал так называемые проблемные ситуации, призывая детей мыслить, высказывать собственные суждения по данным произведениям.  Как известно, живое исполнение музыкальных произведений всегда создает в классе творческую эмоциональную атмосферу. Поэтому преподавателю необходимо как можно чаще исполнять те пьесы, которые он дает для изучения учащемуся. Неуёмная фантазия ребенка внесет яркий и запоминающийся образ в исполнение пьес. Это ценный опыт необходим для дальнейшего становления ученика как музыканта.

Список литературы:

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. – Л.: Музгиз, 1961. –  60 с.
  2. Боренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Музыка, 1969. – 288 с.
  3. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.: «Классика- XXI», 2008.  – 220 с.
  4. Фортепианная музыка XX века в учебно-педагогическом репертуаре (школа-училище-вуз): сборник статьей. – Ростов н/Д: Издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2007. – 96 с.