Участие во II Всероссийской научно-практической конференции"Художественная культура и образование в 21 веке: история, традиции, перспективы". Тема выступления: "Современная классическая музыка - взаимосвязь эпох в искусстве."

Гуслякова Наталия Валерьевна

Искусство – это зеркало эпохи. Данное утверждение используют, чтобы аргументировать свою точку зрения, и объяснить, в чем заключается особенность искусства той или иной эпохи.

На искусство влияет всё, что происходит вокруг. Оно создается людьми-художниками, которые существуют в определенном информационном пространстве, и поэтому, восприимчивы к тенденциям и моде своего времени, оказываются под влиянием популярных идей. На художника напрямую влияют социальные и экономические устройства, политический климат страны, в которой он живет, взгляды и традиции, которые он усвоил в процессе обучения, вопросы, обсуждаемые в обществе.

 Художник – прежде всего, человек, который живет в свое время и создает произведения для своих современников!

Презентация https://disk.yandex.ru/i/s48KlzrX5n51Yg

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гуслякова Наталия Валерьевна,

преподаватель,

областное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА – ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭПОХ В ИСКУССТВЕ

Современное искусство – это искусство, относящееся к современности,

работающее с актуальными проблемами с помощью

современных материалов.  Когда-нибудь современное нам

искусство тоже может перестать быть современным».

Сергей Гущин 

Введение

Искусство – это зеркало эпохи. [3, с.8] Данное утверждение используют, чтобы аргументировать свою точку зрения, и объяснить, в чем заключается особенность искусства той или иной эпохи.

На искусство влияет всё, что происходит вокруг. Оно создается людьми-художниками, которые существуют в определенном информационном пространстве, и поэтому, восприимчивы к тенденциям и моде своего времени, оказываются под влиянием популярных идей. На художника напрямую влияют социальные и экономические устройства, политический климат страны, в которой он живет, взгляды и традиции, которые он усвоил в процессе обучения, вопросы, обсуждаемые в обществе.

 Художник – прежде всего, человек, который живет в свое время и создает произведения для своих современников!

Искусство, которое создается человеком

(Слайд 2) Музыка появилась и развивалась вместе с человеком. Музыка, (от греч.) – искусство муз, вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат осмысленные и особым образом организованные, по высоте и времени, звуковые последования. Выражая мысли и чувства в слышимой форме, музыка, наряду с речью, служит звуковым средством человеческого общения. Содержанием музыкального произведения является отражение реальной действительности или создание вымышленного посредством музыкального языка. Музыка развивалась параллельно с другими видами искусства, поэтому в ней много общего с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром.

Музыка эпох и её стиль

Искусство, и прежде всего, музыка разных эпох, отражало своё время и выражалось определённым стилем.

(Слайд 3) Музыка в древности появилась, как звукоподражание птицам и животным. Предполагается, что первые песни сложились очень рано: это были колыбельные, торжественные приветствия, оплакивание умерших. Музыка была составной частью игры, средством лечения больных, частью всех бытовых обрядов и религиозных ритуалов.

(Слайд 4) Музыкальная культура античности воспевала красоту человека, его силу, духовность, гармоничное отношение с окружающим миром и природой. Музыка существовала в неразрывной связи с поэзией (лирика) и эпосом, была непременной участницей трагедии и комедии.

(Слайд 5) Средневековая музыка. На все сферы жизни огромное влияние имела церковь, поэтому профессиональное музыкальное искусство тесно переплеталось с деятельностью храмов. Здесь проводилось обучение музыкантов, и тут же исполнялись соответствующие композиции. Многоголосная полифоническая музыка появилась благодаря традиционным религиозным обрядам в храме.

(Слайд 6) Эпоха Возрождения является временем расцвета всех видов искусства, музыкальная культура получила хороший творческий толчок и возможность резко отделиться от традиций, навязанных церковью. Композитор мог не придерживаться строгих канонов и создавать новое. Композиторы эпохи Возрождения и их произведения подготовили расцвет инструментальной музыки XVII века и появление новых жанров.

(Слайд 7) Эпоха барокко. Характерными чертами искусства данного периода являются контрастность, напряженность, динамичность образов, тяготение к величавой пышности, совмещению действительности и вымысла. В эту эпоху открылась первая консерватория, написан балет, а позже – опера. Все это случилось на рубеже XVI-XVII веков. Изобрели скрипичные инструменты, форма которых практически повторяет современные. В конце XVII века придворный музыкант Людовика IV, Жан-Батист Люлли, становится создателем симфонических оркестров. Чуть позже Антонио Вивальди напишет более пяти сотен концертов, а Иоганн Себастьян Бах создаст легендарные органные творения.

(Слайд 8) Эпоха классицизма сравнительно короткая – примерно с конца XVII до середины XVIII века. Музыка в это время полностью отделилась от церкви и превратилась в самостоятельное искусство. Рождались и усложнялись основы новых жанров. Засияли яркие звезды великих композиторов: В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, и многих других.

(Слайд 9) Эпоха романтизма, это искусство периода XVIII - XIX столетия. Обыденность и повседневность уступила место мечтам и идеальному миру. Эти идеи воспевали: Шопен, Мендельсон, Шуберт, Вагнер, Берлиоз, Верди, Штраус, Римский-Корсаков, Чайковский и другие известные композиторы того времени. Поиски картинности, красочной изобразительности, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы.

В русском музыкальном искусстве конец XIX н начало XX века называют «серебряным веком». Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда на Западе это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в. А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Эпоху романтизма считают самой значительной в истории музыки.

(Слайд 10) XX век, это время связывают с импрессионизмом, конструктивизмом и неоклассицизмом. Импрессионизм расширил колористические средства музыкальной выразительности в гармонии, инструментовки. В музыке конструктивизма комбинируют резко диссонирующие созвучия, синкопированные, ломанные ритмические фигуры. Неоклассицизм стремится возродить художественные образы, формы и стилистические приемы музыки классического периода. Композиторы ищут вдохновение в прошлом, но придают старым формам новое звучание. Начинается время экспериментов.

Искусство разных эпох совершило прорыв в развитии музыкальной культуры и положило начало современному искусству.

Классическая музыка в современном мире.

(Слайд 11) Начать изучать современное искусство лучше с классики. [2, с.13] Произведения, которые неподвластны времени – это классическая музыка, в современном мире она востребована и узнаваема. Это музыка, прошедшая испытание временем и оставшаяся популярной на протяжении многих лет. Давно знакомые и любимые многими музыкальными ценителями классические шедевры обретают новое звучание, новый стиль, новый характер, благодаря интеграции различных жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают ещё одну жизнь музыкальному произведению, доносят его до той аудитории, которая ещё не была знакома с ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и прекрасный мир. Например, известный российский композитор гитарист, Виктор Зинчук, создал аранжировки классической музыки в жанре инструментальный рок.

Современная классическая музыка.

(Слайд 12) Современная музыкальная культура представляет собой огромный пазл, в котором находят себе место различные стили и жанры. Одни их них актуальны длительное время, популярность других угасает. Если посмотреть значение слов «современная классическая музыка» в словаре, можно увидеть, что под это определение подпадает вся музыка, написанная с середины 1970-хх годов. XX – XXI век – эпоха использования и смешение разнообразных средств и приемов в искусстве: постмодерн, неоромантизм, минимализм. В эти годы были возвращены произведения русского зарубежья С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева. Произошла смена творческих поколений музыкантов, противопоставление двух направлений художественного творчества: традиционного и новаторского. Тяготение к традициям старшего поколения в музыке Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Д. Кабалевского и др., и освоение новых техник композиторского письма А. Шнитке, С. Слонимского, Р. Щедрина, С. Губайдулина и др. Невозможно отнести некоторых русских композиторов, к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в XX, так и в XXI веке. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем.

(Слайд 13) В эти столетия музыкальное искусство меняет социальные ориентиры, композиторы, музыканты ищут новые музыкальные жанры. В наш интерактивный век, без музыкального сопровождения, что игра в театре, что фильм будут своего рода пустыми и сухими. Так как музыка, по большей части, используется в моментах, где нужно добавить драмы или напряжения, именно музыка может с этим справиться безотказно и легко, она акцентирует внимание зрителя в нужные моменты и задает ритм. Практически все композиторы писали, и пишут музыку для кино и спектаклей, потому что, трудно себе представить фильм или спектакль без музыки. Многие киноленты мы узнаем по первым аккордам мелодий из них. Б. Мокроусов и его «Весна на заречной улице», Е. Гладков и «Крылатые качели», А. Пахмутова и «Девчата», М. Дунаевский и «Мери Попинс, до свидания», А. Петров и «Я шагаю по Москве», А. Рыбников и «Юнона и Авось», М. Таривердиев и «Семнадцать мгновений весны», Е. Дога и «Мой ласковый и нежный зверь». Перечислять можно бесконечно. Все эти узнаваемые произведения давно стали современной классикой.

(Слайд 14) Музыка, неотъемлемая часть современного искусства она становится частью художественного высказывания. Все чаще художники вступают в совместное творчество с композиторами: перфоманс, инсталляция, саундинсталляция – сопровождается звуком. В прошлом мы могли слушать музыку только на наших домашних проигрывателях, но сегодня у нас есть телевидение, радио, компьютеры и другие устройства, которые расширяют наши возможности. Теперь каждый слушатель может не только наслаждаться новыми треками от своего любимого исполнителя, но и получать информацию о его жизни.

В XXI веке музыкальные жанры, в которых работают современные композиторы, совмещают в себе академические и авангардные течения. Алексей Айги – талантливый музыкант и композитор, его музыку можно услышать в залах классической музыки, в фильмах и сериалах. Композитор совмещает в своем творчестве минимализм и экспрессию. Настасья Хрущева, пианистка, композитор, музыковед. Её альбом «Русские тупики» - цикл из 36 пьес, это попытка создать салонную музыку. Илья Бешевели, композитор, чьи пьесы для фортепиано и струнных, классические по форме, но вполне современные по мелодике, подходящие для саундтрека к какому-нибудь драматическому фильму. Никола Мельников в своих сочинениях совмещает два мира – академическую и электронную музыку.  Владимир Ермоленко – композитор классической фортепианной музыки, пианист, в каждом его произведении присутствует образность и ярко выраженная эмоциональность.                                                

        Заключение.

(Слайд 15) На протяжении столетий искусство менялось в зависимости от культурных процессов, социальных и исторических потрясений, технологических изобретений и открытий. Каждая эпоха имеет свои уникальные особенности. Современное искусство почти всегда предлагает нам новый опыт, обогащающий наше восприятие. В наше время, благодаря интернету, мы, буквально в два клика можем получить доступ ко всем знаниям этого мира. Этот технический прогресс, уникальный случай самореализации для людей с неограниченным талантом. Анализируя искусство нашего времени всегда стоит помнить, о возможной особенности, что, через определенное столетие современное искусство тоже станет классикой.

Библиографический список:

  1. «История отечественной музыки XX века» /И. И. Банникова. – Орел: ОГИИК, 2012 – 147 с.
  2. «Как понимать современное искусство и перестать его боятся» /Сергей Гущин, Александр Щуренков. – Москва: Издательство АСТ, 2022. – 272 с.
  3. «Современное искусство. Как разбираться в том, что непонятно всем вокруг» /Алена Репина. – Москва: ЭКСМО, 2023 – 288 с.
  4. «Современное искусство России» Бычкова А.С., «Актуальные исследования» научный журнал, 26.01.2023
  5. https://dzen.ru/a/XSWRhN3-9gCteEBh?sid=180536511721026383             https://dzen.ru/a/ZHtHK56seS5aYuih?sid=10919199211879048      https://nrtv.ru/article/iskusstvo/Sovremennaja-muzyka-kak-iskusstvo