Доклад на тему: «Воспитание искусством или искусство воспитания» Т.И. Смирнова, обучение эмоциональной природы творчества»

Гуслякова Наталия Валерьевна

Психологический портрет ребенка 21 века заставляет нас, учителей, родителей задуматься, как выстроить свою стратегию по воспитанию и формированию личности ребенка в «новых» правилах и установок общества. Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие, как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, такие методы полностью отталкивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают детей к бунту. Главное условие взаимодействия школы и семьи – сплотить свои силы и методы для гармоничного развития ребенка. 

Материал опубликован на сайте solncesvet.ru https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/o...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_iskusstvom.docx25.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гуслякова Наталия Валерьевна,

преподаватель,

областное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Железногорск 2022 г.

«ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВООМ ИЛИ ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ» Т.И. СМИРНОВА, ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ТВОРЧЕСТВА.

«Наше дело маленькое и очень большое

в то же время – играть так нашу изумительную,

чудесную фортепианную литературу,

чтобы она нравилась слушателю,

чтобы она заставляла сильнее любить жизнь,

сильнее чувствовать, сильнее желать глубже понимать…

Конечно, всякий понимает, что педагогика,

ставящая себе такие цели, перестаёт быть педагогикой,

но становится воспитанием.»

Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

Психологический портрет ребенка 21 века заставляет нас, учителей, родителей задуматься, как выстроить свою стратегию по воспитанию и формированию личности ребенка в «новых» правилах и установок общества. Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие, как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, такие методы полностью отталкивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают детей к бунту. Главное условие взаимодействия школы и семьи – сплотить свои силы и методы для гармоничного развития ребенка.

Школа – это образовательный институт, и её функция -  обучение (дать знания о мире и научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания школы был социально адаптирован, т.е. смог найти своё место в жизни, проявить свои способности и возможности).

         Задача семьи - создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; научить полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

       Ребенок приходит в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять методы семейного воспитания. Задача учителя нести знания в своей специфической области, а воспитание отодвигается на второй план. Чаще всего семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка. В личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.

        Книга «Воспитание искусством или искусство воспитания», автор Смирнова Татьяна Ивановна, адресована всем, кто занимается с детьми в области гуманитарного образования и воспитания, и является плодом многолетней работы.

Татьяна Ивановна Смирнова создала «Международный центр музыкального образования», педагог с мировым именем, автор двух методик «Воспитание искусством» и «Свободное фортепиано». Разработала программу обучения игре на фортепиано «Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro». «Международный центр музыкального образования» это центр который объединяет школу «Свободное фортепиано» (обучение детей и взрослых свободному владению фортепиано) и школу «Воспитание искусством» (занятия для детей 3-6 лет) также здесь проводят семинары для преподавателей и родителей.

Методика Смирновой Т.И.  помогает развить личность ребенка средствами искусства, системно подойти к воспитанию и обеспечить гармоничное развитие. Главные принципы методики – это взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начала в преподнесении материала, личностный подход в общении, учет яркой индивидуальности каждого ребенка в процессе групповых занятий. Цель занятий - развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир его тонкое устройство. Сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме.

На занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех её проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, балетом, поэзией, прозой.

Книга «Воспитание искусством или искусство воспитания» является плодом многолетней работы автора. Здесь в полном объеме прописаны множество разнообразных тем о воспитании и искусстве, обучении и постижении эмоционального творчества.

В «обыкновенные» музыкальные школы, студии, кружки приходят заниматься «обыкновенные» дети, и первоначальная работа с ними обязана носить коррекционный характер. Прежде всего необходимо развить в ребенке многоаспектное внимание (умение держать во внимании сразу несколько объектов). Оно, чаще всего, не развито у детей – это возрастная особенность. Игра на фортепиано без развитого многоаспектного внимания практически не возможна, она раздражает учителя и ученика, эти бесконечные замечания «…ритм не выдержал…забыл ключевой знак…что за пальцы?.. посмотри на аппликатуру… а лигу видишь?.. а в левой руке – стаккато… и т.д.». После таких бесконечных замечаний, ученику уже не до чувств и воплощении художественного образа. Попробуйте, перечислите все аспекты, которые необходимо держать во внимании первокласснику, при воспроизведении нотного текста, перечислите, что должно находиться в поле внимания ребенка при исполнении произведения.

Метод вполне ясен, мы системно, последовательно развиваем многоаспектное внимание ученика, и он начинает внимательно играть.

Мы постоянно говорим о необходимости развития творческих способностях и гораздо реже о самостоятельности ребенка. Обучение чаще всего строится на показе и разъяснении: что и как должен делать ученик «обучение по образцу», но, надо отметить, что творческая деятельность – процесс самостоятельной деятельности, свободной и индивидуальной. Как только приступаем к подготовке экзаменационной или конкурсной программ, самостоятельность и творчество отходит на второй план, начинается натаскивание на общепризнанное исполнение. Главный критерий – выдержать в рамках «прилично сыгранного» так, чтобы понравилось комиссии и не вызвало сомнений. Так школы живут от экзамена до экзамена, сам ребенок, с его полноценным развитием, уходит на второй план, так как трудно противостоять общешкольной направленности. Если мы хотим развивать творческую личность, то начинать должны с развития самостоятельности, с формирования стремления и умения самовыражаться, с создания условий, в которых ребенок будет иметь свои мысли, чувства, уметь воплощать свои идеи. Важно с первых занятий на уроках музыки, развивать в ребенке мастерство интерпретации, как главный аспект исполнительской деятельности. Однако, начиная учиться игре на инструменте, маленький музыкант довольно долгое время не может «получить в руки» по-настоящему глубокий, содержательный музыкальный материал, а как раз этот начальный период обучения надо посвятить развитию чувств и умению использовать их в своей творческой деятельности. Ведь если чувства ребенка не развиты, если он не в состоянии определить и назвать их, если не может вызвать в себе в нужный момент и произвольно изменить их, то играть выразительно он не сможет, как бы вы не хотели, и что бы не пытались на словах объяснить. Ребенок, конечно, может что-то «перехватить» с вашего показа, но это уже будет не его, а ваше.

На вопрос, как создавалась ваша методика, Татьяна Ивановна отвечает:

«30 лет назад, когда я только начала работать с детьми, то наблюдала за тем, как строятся занятия в детских учреждениях. Куда ни отведи трехлетнего малыша – в школу, студия, детский кружок – практически везде начинают заниматься развитием навыков по образцу: «ручку туда, ножку сюда, делай так, как я показываю». Одни уроки танцев для малышей чего стоят, они гораздо больше мешают творческому становлению личности, чем помогают. Достаточно ли привить ребенку механические навыки, чтобы вырос гармоничный человек? И становится ли гармоничным тот, кто многое научился делать «правильно»? Я подумала, что для развития маленького человека нужна некая социальная среда, в которой он мог бы захотеть творить. Так появилась моя первая группа учеников и постепенно сложилась комплексная программа, которую позже мы назвали «Воспитание искусством». Стремясь понять ребенка, я стала смотреть на мир его глазами, отказавшись от стереотипов, присутствующих в сознании взрослого человека. Я поняла, какие именно занятия способны расширить возможности ребенка – те, на которые он может что-то «прожить», а не выучить. Ведь только до 6-7 лет можно заложить в человека все самое важное из того, что понадобится ему в жизни. Наша задача – научить ребенка учиться, причем легко учиться, научить общаться, трудиться, любить и быть любимым, видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить».

        Развитие эмоциональной сферы – процесс длительный и объемный. В методике обучения Т.И. Смирновой рекомендует в первый год обучения, ребенку 3 х лет, давать слушать детям классическую музыку, т.е. накопить с помощью этой музыки определенное количество реальных ощущений, «пониманий», знаний, чтобы этот опыт применить в дальнейшем обучении. На первое место при обучении ставят задачу развивать эмоциональную сферу ребенка, без чего невозможно восприятие искусства. В раннем возрасте ребенок не может выполнить сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образного мышления. Практика работы по этой методике, доказала, что симфоническую музыку трехлетние дети воспринимают лучше, чем большинство школьников. У малышей нет навязанных штампов о её сложности и потому нет отвержения. Именно поэтому им нравится слушать музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси, Прокофьева и современных композиторов. Хотя многие из взрослых, даже имеющие специальное музыкальное образование, признаются, что их «раздел» любимой музыки не так велик. Но для детей, которые только открывают мир музыки, границ сложности не существует. Благодаря возрастным особенностям дети моментально входят в образ и начинают в нем жить. Протяни ребенку пустую ладонь, и скажи - возьми яблоко, и он «возьмет» и «откусит», потому что оно для него совершенно реально. А взрослый подумает – где же яблоко? В детях эта вера, эта готовность играть настолько ярко выражена, что и звуки они воспринимают как реальный образ. Балеты П.И. Чайковского, Прокофьева, Стравинского смотрят с огромным интересом, потому что, не просто слушают, сидя на стуле, а устраивают спектакль, в котором дети проигрывают все роли. Вместе с персонажами сказок переживают множество чувств и выражают эти чувства танцем и пантомимой. При этом ничего не разучивают, а импровизируют на ходу, вслушиваясь в музыку. Это такая игра, а игра – всегда удовольствие, и, что еще важнее, это чистое творчество: играя, ребенок творит. Постоянная свободная импровизация на заданную тему растит творчески активную, интересную личность. Сказки адаптируют под те задачи, которые ставят перед собой, основополагающее в них – развитие представления о мире и о самом себе через сопереживание. Сказки, притчи, стихи – все становится инструментом для решения задач этического, психологического, социального характера. Например, в традиционном представлении Золушка – хорошая, а её сестры и мачеха – плохие. Дети сказку представляют иначе, в ней у каждого героя – своя ситуация. Попробуйте поставить себя на место героя, и каждый из них может быть по-своему прав».

В своей методике С. И. Смирновой призывает увести детей от шаблонов «плохой – хороший», «добрый-злой» и подвести их к сложной картине мира, какой она в реальности и является. Задачи подобных адаптаций сказок – пробудить «объемное» мышление, научить выстраивать гармоничные отношения с близкими людьми и с окружающим миром через его позитивное восприятие, а инструмент – опять же творческое переживание. Также работают со стихами – причем вовсе не с детскими, а с поэзией Пушкина, Бунина, Тютчева, Фета, главное – осознать красоту слова, понимая красоту слова, дети сами хотят говорить красиво. Татьяной Ивановной издан специальный сборник стихов «Поэзия – музыка слова», в котором каждое стихотворение дается с соответствующим ему по настроению произведением классической музыки. Ребенок чувствует каждое слово, каждую ноту, их проигрывает, пританцовывает, проживает. Когда ребенок эмоционально наполнен, у него появляется желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танце, в музыке. Вот теперь развитие творческих навыков становится для него насущной потребностью, и он начинает учится осознано, для себя, а не для отметки.

Что происходит в итоге. За трехлетний период обучения дети узнают столько классической музыки, столько сказок, притч и стихов, что по объёму это превышает программу музыкальной и обычной школы лет пяти, шести. Вот такой пример приводит Татьяна Сергеевна, который приятно удивил родителей. Братья четырех и шести лет остались дома одни, вернувшись, родители застали их за просмотром фильма – оперы «Князь Игорь». Их удивило то, что дети из всей обширной видеотеки предпочли оперу, а не мультики. А другой малыш, просыпаясь, отказывался вставать, пока мама не включит балет «Ромео и Джульетта», и это типичные случаи учеников творческой школы. Художественные впечатления становятся жизненно необходимыми.

В центре Т. И. Смирновой нет подготовки в школу в традиционном понимании, умение читать и писать детей не учат, но, Татьяна Ивановна утверждает, что все ученики становятся отличниками. Почему? Потому что они чувствуют и воспринимают окружающий мир иначе, нежели обычные дети, и обучаются по-другому, они включены в процесс, а не сидят на уроках безучастно. Это влияет и на качество, и на скорость обучения. Те дети, которые прошли первую ступень по этой программе, в любом коллективе становятся лучшими, в детском саду, в общеобразовательной и музыкальной, художественной, балетной школах, в театральной студии.

        Всякий ребенок, осваивая мир, изначально ощущает себя творцом. Любое действие, любое познание для него – это открытие, результат работы его собственного разума, его физических возможностей, его душевных усилий. Вроде бы это понимают взрослые люди, занимающиеся воспитанием ребенка, но эту творческую активность подавляют в нем. На самом деле, главный потенциал уже заключен в ребенке и наша задача – помочь ему максимально раскрыться и создать условия для его развития.