Конспекты уроков музыки

Здесь вы можете просмотреть конспекты уроков музыки и призентации к ним

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balet_petrushka.docx32.05 КБ
PDF icon balet_petrushka.pdf570.64 КБ
Файл prelyudiya.docx33.67 КБ
PDF icon prelyudiya.pdf705.7 КБ
Файл opera_ivan_susanin.docx30.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.23

Учитель музыки: Королева Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С

Солоничик Лины

Тема урока музыки: Балет «Петрушка»

            Цель: Знакомство с балетом «Петрушка» через слушание произведений И.Стравинского «Народное гуляние», «У Петрушки»

Задачи:

Образовательная: Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление - музыкальных впечатлений.

Развивающая: Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки

Воспитательная: Воспитывать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: И. Стравинский Балет «Петрушка», сцена «Народное гуляние», «У Петрушки».

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

2 мин

-Здравствуйте ребята! Что бы начать наш урок я предлагаю вам поздороваться по музыкальному.

(Музыкальное приветствие)        

- Ребята, чем вы занимались на прошлом уроке?

- Для того что бы закрепить наши знания, предлагаю вам посмотреть на доску.

- Запишите пожалуйста домашнее задание на следующий урок нарисовать «Петрушку». Придумать ему новый наряд, или образ.

(Выполняют задание)

2.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- повтор одного звука;

-хроматизмы

- скачки на б6.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- быстрый темп.

- Прохлопывание ритма.

Дикционные:

-труднопроизносимые слова.

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

Сегодня на уроке мы познакомимся с Русской - народной песней «Ах вы сени мои сени»

Кто-нибудь уже знаком с этой песней?

Я предлагаю вам ее послушать, а затем мы разучим ее и добавим движения.

(Слушают песню)

- Встаем со своих мест.

- Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить.

- Послушайте 1 предложение.

 (Пою)

- Давайте попробуем вместе.

- Послушайте далее.

(Пою)

- Попробуем вместе.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

3.

Организация слушательской деятельности

14 мин

Ребята, послушайте загадку:

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок

Я – забавная игрушка

А зовут меня….(Петрушка)

- Ребята, Вы догадались о ком сегодня пойдёт речь на уроке?

- Верно! Сегодня мы с вами познакомимся с балетом «Петрушка» И. Стравинского.

- Какие цели урока вы можете для себя выделить ?

Давайте вспомним, что же такое балет ?

Правильно! Балет это - театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

- Балет «Петрушка», написал молодой композитор Игорь Стравинский, 1911 году  именно этот балет стал гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

- Ребята, подумайте и скажите, где мы можем встретить Петрушку?

- Верно! Петрушка персонаж, который, выполняет роль шута, веселит и развлекает русский люд. Чаще всего его можно было встретить на масленичных гуляниях.

- Кто из вас знает, чему посвящён этот  праздник? Чем развлекался народ в это время?

- Он возник в глубокой древности, посвящен этот праздник проводам зимы и  празднуется целую неделю.

В масленичную неделю устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили !Блины пекли, всех угощали, они как солнышко – круглые горячие.

- Вот и действие балета происходит, на веселом масленичном гулянье. Внимание толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди.

-Сейчас мы с вами послушаем фрагмент «Масленичного гуляния» из балета «Петрушка» чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.

(Перовое слушание)

- Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?

- Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.

Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную.

Ребята, как вы думайте, в этой музыке мы можем услышать знакомые мотивы?

- Верно! Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».

В честь Масленицы написаны не только музыкальные произведения, художникам тоже полюбился этот праздник. Один из них, а именно Борис Кустодиев написал картину Три «Масленицы». Внимательно посмотрите на нее. Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

Предлагаю вам послушать еще раз фрагмент из сцены «Масленечное гуляние» и подумать, что же объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?

(Второе слушание)

- Чем каждый из них добивался этой яркости?

- Какие музыкальные инструменты звучали в музыке?

Верно! Эти самые инструменты т.е оркестровые тембры дают своеобразную окраску этой музыке. Запишите понятие к себе в тетрадь.

Оркестровые тембры.

Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.

Далее действие рассказывает нам о балерине которая не понимает терзаний петрушки и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным.

Сейчас мы послушаем фрагмент из сцены «У петрушки» для того что бы охарактеризовать его.

(Первое слушание)

И так, что вы можете сказать о Петрушке? Совпадают ли образ И. Стравинского и наши представления о нем?

Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы, и нарисовать своего петрушку опираясь на ваши музыкальные впечатления. На выполнение задания дается 3 минуты.

(Второе слушание)

Вы большие молодцы! У вас получились замечательные рисунки!

Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Сегодня мы с вами познакомились с балетом «Петрушка». Я предлагаю подытожить наш урок! На слайде вы видите вопросы.

Ответы детей.

- Ответы детей

-В театре, дома, на ярмарке.

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

4.

Итог урока

4 мин

Что такое балет?

Назовите композитора балета «Петрушка».

Перечислите героев балета «Петрушка».

 В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского?

Молодцы! Наш урок подходит к концу. До свидания!

(Отвечают на вопросы)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата: 28.03.23

Учитель музыки: Королева Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С

Солоничик Лины

Тема урока музыки: «Прелюдия»

            Цель: Формирование представления о понятии «Прелюдия», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена

            Задачи:

Образовательная: Познакомить обучающихся с прелюдиями Рахманинова( До диез минор),Шопена (№7 и №20),разучить 1 куплет песни «Кто на свете всех добрее»

Развивающая: Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей; развивать музыкальную память, восприимчивость, эмоциональность;

Воспитательная: Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: С.В.Рахманинов (Прилюдия до диез минор),Ф.Шопен (Прилюдии № 7 и №20), «Кто добрее всех на свете» Слова и музыка Людмилы Мельниковой.

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

4 мин

- Здравствуйте, ребята. Так как мы с вами находимся в музыкальном классе, предлагаю поздороваться соответствующе. (Музыкальное приветствие)

 Сейчас я раздам вам листочки с вопросами, для того что бы закрепить полученную информацию прошлого урока. На выполнение задания, вам дается 4 минуты.

Ваше задание на следующий урок. Написать мини-сочинение (4-5 предложений) на тему: «Что для вас значит слово Родина»

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

2.

Организация исполнительской деятельности

13 мин

- Сегодня мы с вами разучим песню, про наших любимых учителей. А называется она, «Кто на свете всех добрее»

- Предлагаю вам выучить ее. Встаем со своих мест.

- Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить.

- Послушайте 1 предложение.

(Пою)

- Давайте попробуем вместе.

- Послушайте далее.

(Пою)

- Попробуем вместе.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

- В следующем куплете мелодия такая же, но слова меняются, послушайте.

(Пою)

- Давайте повторим.

- Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова!

- Молодцы, на следующем уроке продолжим работу над песней

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- повтор одного звука;

-хроматизмы

- скачки на б6.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- быстрый темп.

- Прохлопывание ритма.

Дикционные:

-труднопроизносимые слова.

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

Слушают

Поют

Слушают

Поют

Поют 1 куплет

Слушают

Поют

Поют под минус

3.

Организация слушательской деятельности

14 мин

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новым музыкальным жанром. И тема сегодняшнего урока «Прелюдия»

Какие цели урока мы можем выделить?

- Верно! Давайте предположим, что же такое прелюдия. Если мы разберем это слово, то можем догадаться, что прелюдия исполняется перед более крупным произведением.

Прелюдия – музыкальное произведение, исполняемое перед более значимым произведением.

Прелюдия возникла еще в середине пятнадцатого века. Изначально она была небольшим музыкальным (обычно инструментальным) вступлением к более крупному сочинению. Опытные музыканты зачастую вместо заранее подготовленной прелюдии предпочитали импровизировать.

- Прелюдия написал Сергей Рахманинов в 19 лет. О ней он говорил следующее, «Меня вдохновляло желание создать, что - то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы от нее отделаться, если бы даже попытался. Она должна быть – и она стала».

- Сергей Рахманинов русский композитор, пианист, родился в 1827 года. Был необычайно одаренным пианистом, обладал удивительной памятью и феноменальным музыкальным слухом. Он был свидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Умер в 1943 году, оставив после себя богатейшее музыкальное наследие.

- И так ребята, что вам запомнилось из биографии?

- Какая может быть музыка? (грустной, мрачной, веселой, быстрой, медленной).

-Запишите в тетради С. Рахманинов прелюдия «До, Диез, минор».

-Сейчас вы прослушаете прелюдию, и после прослушивания, охарактеризуете ее.

Первое слушание

- И так ребята, какое настроение передает нам это произведение?

- Слышная ли надежда в этом произведении?

- Предположите, сколько частей в этом произведении?

 Сейчас вы еще раз прослушаете прелюдию Рахманинова и узнаем, кто был прав.

2 слушание

- На сколько частей, условно ее можно поделить?

-Какой будет первая часть?

- Вторая часть?

-Третья часть?

Верно ребята, слушатель должен быть взволнован, возбужден и успокоен, такое предназначение своей Прелюдии видел Сергей Рахманинов.

Вы верно определили ,в этой музыке три части, и мы можем сделать вывод. Форма музыки: трёхчастная.

-Как вы думаете, почему именно трехчастная форма прелюдии?

- Композитор очень тосковал по своей Родине, во многих его произведениях слышна тоска по России, ее просторам и природе.

- Продолжаем знакомится с жанром прелюдии послушаем Прелюдию Шопена№7. Какие чувства вызывает эта музыка?

Слушание 1

Прочитайте строки из письма Ф.Шопена:

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находится вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...»

Как вы думаете, к кому могут быть обращены слова композитора?

Прочитайте письмо до конца:

«Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Слушание 2

- Совпадают ли ваши высказывания о чувствах, вызванных этой музыкой, с теми чувствами о которых мы узнали из письма Шопена?

-Сейчас я предлагаю послушать прелюдию №20 и сравнить, ее с ранее прослушанной прелюдией № 7.Что общего между ними?

Слушание 1

Что вы можете сказать об этой музыке?

Как вы думайте, в музыке происходит такое то развитие?

Так называется понятие. Развитие музыкального образа.

 - Каждое произведение Шопена-это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Я предлагаю вам послушать еще раз и предположить, что же чувствовал композитор во время написания прелюдии.

Слушание 2

Какие чувства у вас возникли при прослушивании?

Как вы думайте, с помощью чего композитор выразил тоску, грусть?

- Дополнить ваше музыкальное впечатление хочу такой информацией. «В Польше вскоре после освобождения страны от гитлеровского гнета был поставлен фильм «Варшава». И кадры, в которых разворачивалась панорама руин великого города, проходят в этом фильме под звуки двадцатой прелюдии. Удары ее погребальных аккордов производят здесь особенно страшное впечатление. Впечатление это не ослабевает и тогда, когда звучность постепенно стихает, а на экране в это время видны груды догорающих фолиантов, пепел которых далеко разносит ветер. И видно, авторы фильма чутко постигли, что двадцатая прелюдия Шопена навсегда осталась гениальнейшим выражением народной скорби. Именно так и была она задумана композитором.»

-Был пианистом, обладал хорошим музыкальным слухом, прожил за рубежом ,но чувствовал себя русским.

- Мрачное, грустное, тоскливое, спокойное

-Да

- 3

3

Спокойной

Быстрая, ритмичная.

Мрачная, как исход события.

- в начале происходит завязка события, потом идет решение этого события и под конец, успокоение).

-Родина

 

Тиска, уныние, разочарование.

С помощью отдельных звуков(Аккордов)

4.

Итог урока

4 мин

Сегодня мы познакомились с жанром «Прелюдия»

- Музыку, каких композиторов мы сегодня послушали на уроке?

- В чем сходство судеб этих двух композиторов С.Рахманинова и Ф.Шопена?

- Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов?

Вы большие молодцы! Спасибо за урок!

(Музыкальное прощание)

Рахманинов, Шопен

- Жили в России

-Грусть,тоска по родине.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата: 24.01.23

Учитель музыки: Королева Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А

Класс: 4

Преподаватель фортепиано: Мизина Л.В

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С

Солоничик Лины

Тема урока музыки: Опера «Иван Сусанин»

            Цель: Расширение знаний об опере «Иван Сусанин» через слушание музыкальных фрагментов.

            Задачи:

Образовательная: Познакомить обучающихся со 2 и 3 действием оперы, прослушать произведения – 2 действие «Бал в замке польского короля» - полонез, мазурка, 3 действие - «За Русь мы все стеной стоим», дать знания терминов (Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст, конфликт), разучить 1 и 2 куплет песни «Дорогою добра»;

Развивающая: Развивать музыкально-творческие способности, умения и навыки у обучающихся в слушательской , исполнительской деятельности;

Воспитательная: Воспитывать у обучающихся музыкально-эстетические чувства, любовь к музыке.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, наглядный.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: М.И.Глинка «Бал в замке польского короля» (2 действие), «За Русь мы все стеной стоим» (3 действие), песня «Дорогою добра» слова: Ю.Энтина, музыка: М.Минкова.

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

4 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Т.к. вы пришли на урок музыки, то поздороваться нам нужно музыкально.

(Музыкальное приветствие)

На доске вы видите группы инструментов симфонического оркестра и сами инструменты. Наша задача, соотнести группы с инструментами.

(Выполняют задание)

Вы большие молодцы! У нас получилось.

- Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

(Смотрят на слайд)

2.

Организация исполнительской деятельности

13 мин

- Сегодня мы с вами отправимся в дорогу, а сопровождать нас будет песня.

(Слушают песню «Дорогою добра»)

- Ребята, вам понравилась песня?

- Предлагаю вам выучить ее. Встаем со своих мест.

- Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить.

- Послушайте 1 предложение.

(Пою)

- Давайте попробуем вместе.

- Послушайте далее.

(Пою)

- Попробуем вместе.

- Давайте попробуем спеть весь куплет.

- В следующем куплете мелодия такая же, но слова меняются, послушайте.

(Пою)

- Давайте повторим.

- Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова!

- Молодцы, на следующем уроке продолжим работу над песней

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- повтор одного звука;

-хроматизмы

- скачки на б6.

- Собственный показ.

- Дирижерский жест.

Ритмические:

- быстрый темп.

- Прохлопывание ритма.

Дикционные:

-труднопроизносимые слова.

-Четкое проговаривание «Р»;

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

- Да!

Слушают

Поют

Слушают

Поют

Поют 1 куплет

Слушают

Поют

Поют под минус

3.

Организация слушательской деятельности

14 мин

- Наша «Дорога добра» привела к зданию.

Кто может сказать, как оно называется?

-  Верно. Сегодня в состоится знакомство с оперой «Иван Сусанин», а написал ее Михаил Иванович Глинка. Может быть кто-то помнит, что-нибудь о композиторе?

Глинка Михаил Иванович (1804—1857) основоположник русской классической музыки, он написал первую русскую оперу.

Композитор мечтал — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина.

В 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя», с которой мы познакомимся.

Кто помнит сюжет этой оперы?

Опера рассказывает о событиях, которые происходили 400 лет назад, когда польские войска напали на Русь и захватили столицу нашей Родины – Москву.

- А кто такой Иван Сусанин?

- Иван Сусанин - реальный человек, обычный крестьянин, совершивший подвиг в 1613 году.  И жил он в Костромской области в селе Домнино.

Польский отряд в зимнюю метельную ночь ворвались в избу Ивана Сусанина и потребовали проводника, который бы отвел их к царю. За услуги проводника польские вояки предлагали сначала деньги, а затем пригрозили смертью всей семье. Сусанин понял, что так просто поляки не уйдут из деревни. И тогда он принял непростое для себя решение – ценой собственной жизни погубить врагов. Сусанин завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам. Так ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников!

- В основу оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинка взял этот исторический факт.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со II действием оперы "Иван Сусанин", которая называется "Бал в замке польского короля". Композитор через польские танцы раскрывает характер поляков, а русский народ песнями. Т. е перечислил музыкальные образы. Запишите понятие в тетрадь.

Музыкальный образ - совокупность музыкально-выразительных средств, построения, стиля, самого характера музыки

- Композитор отвел целое действие для польского народа, которое называется «Бал польского короля». Во 2 действии поляки уже танцуют, празднуют свою победу, хотя сами еще ничего не добились.

- На балу польского короля звучат 4 танца, торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

- Сейчас мы с вами послушаем несколько из этих танцев. В замке польского короля, полонезом открывается бал, заканчивается же он танцем под названием мазурка. Запишите понятие к себе в тетрадь.

 Полонез - Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.

- Полонез это танец-шествие из оперы, поэтому поляки поют, а вот что поют, определите вы!

(Варианты текста на слайде)

Лей вина! Пей до дна!

Добычу нам дает война!

Мы скоро покончим с холопской Москвою!

Грозою стоим мы над русской землею!

Мы шляхта! Мы Польша!

И всех мы сильнее!

Или:

Гибель близка!

В плену там отряд наш

Сидит без еды в теремах.

Гибель близка!

Ужель весь отряд наш

Погибнет в московских снегах?

(Первое слушание)

-Как музыка подтверждает ваш выбор? Какого она характера?  Попробуйте охарактеризовать поляков.  

- Поляки какие?

-  Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска?

- М.И. Глинка взял танец полонез для характеристики поляков и в этом ему помогает ритм, мелодия танца.

Мы продолжаем знакомство с танцами на балу.

-Как назывался последний танец 2 действия оперы?

Запишите это понятие к себе в тетрадь.

-  Мазурка - это польский народный танец, горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами.

(Первое слушание)

Мазурка – танец польский, но закончить его гости не успели, в это время ворвался в зал гонец и сообщил всем гостям какую-то весть. Послушайте, и скажите, хорошую или плохую новость принес гонец.

(Второе слушание)

Почему вы думаете, весть плохая? Как изменилась музыка?

 Вы правы, гонец сообщает….

Весь русский народ на поляков восстал.

Фортуна грозит нам бедою.

А гости вторят ему:

Гибель близка!

В плену там отряд наш

Сидит без еды в теремах.

Гибель близка!

Ужель весь отряд наш

Погибнет в московских снегах?

Польскую честь надо спасти!

Не лучше ль войска увести?

- Итак, что же происходит, после того, как гонец сообщает плохую весть?

- Верно, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков.

- Как меняется звучание мазурки после неожиданного сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве?

- А сейчас подумайте, поляки - захватчики. А М.И.Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?

- М.И.Глинка не скрывал и не прятал качеств польских захватчиков. Высокомерные поляки, уверенные в своей непобедимости, предвкушают скорую победу над Россией!

- И так, заканчивается второе действие оперы. Следующее действие происходит в доме Сусаниных. Оно начинается с торжества, т.к происходит подготовка к свадьбе дочери Ивана (Антониды).

Неожиданно врываются поляки и требуют, чтобы Иван Сусанин показал место, где скрывается Минин. Сусанин сделал вид, что готов выполнить их просьбу, а сам тайно отправил Ваню к Минину, предупредить об опасности. Поляки уводят Сусанина из дома. В этот момент происходит завязка сюжета оперы. В литературных произведениях можно увидеть пролог,  завязку, кульминацию и т.д., а М.И. Глинка сумел отразить это в музыке, что называется музыкальной драматургией.

Запишите понятие к себе в тетрадь.  

Музыкальная драматургия – это отображение в музыке драматических событий с передачей соответственных чувств, таких как: тоска, боль, отчаяние, грусть, переживание.

- Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из 3 действия 

«За Русь мы все стеной стоим» Сцена с поляками.

(Первое слушание)

Какая музыка по характеру?

Как вы думайте, в этой музыке есть что-то схожее с танцами поляков? Интонации какого танца вы услышали?

Сейчас мы с вами послушаем еще раз. И вы мне скажете, какой танец вы услышали.

(Второе слушание)

Правильно! Музыка полонеза характеризуется тем, что в дом к Ивану Сусанину вошли поляки. Полонез звучит воинственно, временами угрожающе.

Ребята, как вы думайте, музыка русского и польского народа в опере отличается? Почему вы так считайте?

Верно! М.И. Глинка использовал в своей оперной музыке прием под названием контраст.

Запишите пожалуйста понятие в тетрадь.

Контраст — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов.

- Театр оперы и балета

-Отвечают про композитора

- Рассказывают сюжет

- Крестьянин

Записывают

Записывают

(Выбирают первый текст) Яркая, уверенная, победная.

- Хвастливые

- Подвижность, обрывистость

Записывают

-  Плохая, музыка изменяется, становится тревожной

 

- Поляки идут на русских

- Что бы показать какие они хвастливые

Показать красоту национальной музыки поляков

Записывают

 

Полонеза, мазурки

-Да ,у русских- песни, поляки-танцы

Записывают

4.

Итог урока

4 мин

Запишите домашнее задание. Найти 5 интересных фактов, об опере «Иван Сусанин».

Ребята, о какой опере мы сегодня с вами говорили? Какие народы сражались между собой в опере? Какие произведения мы сегодня послушали?

Молодцы, посмотрите на слайд, какие понятия встречались нам сегодня на уроке?

(Много понятий на слайде)

Наш поход в театр прошел успешно! Но, к сожалению, нам пора прощаться.

Музыкальное прощание

(мажорное трезвучие) со словами до свидания!

(Ответы детей)

(Ответы детей)