План – конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки» с учащимися 3 класса «Фортепиано» по теме «Музыкальные формы»
Открытый урок посвящен повторению и закреплению темы "Музыкальные формы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки»
с учащимися 3 класса «Фортепиано»
Разработчик- Кузнецова Маргарита Ивановна
МБУДО «Челно-Вершинская ДШИ»
Тема урока: « Музыкальные формы»
Цель урока:
Повторение, закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.
Задачи урока:
- образовательные: закрепление теоретических знаний, совершенствование практических навыков, формирование грамотного подхода к прочтению нотного текста;
- развивающие: развитие памяти, внимания, музыкального мышления, навыков слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды деятельности;
- воспитательные: воспитание трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно работать с музыкальным материалом;
Вид урока – практическое занятие.
Тип урока – комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: фортепиано, нотный материал для выполнения практического задания учащимися, телевизор для показа презентации «Музыкальные формы».
Урок проводится с учащимися третьего класса отделения «Фортепиано»
План урока:
I. Организационный этап.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и цели урока определяется в процессе беседы. Вступительное слово преподавателя.
II.Основной этап.
Учитель: Как называется профессия людей, придумывающих и проектирующих различные здания? (Архитекторы)
У: Как вы думаете,можно сравнить композитора и архитектора? Что между ними общего?(ответы учащихся)
У: Правильно,архитектор планирует как будет выглядеть дом и композитор придаёт своим произведениям различные формы. Вы догадались, какова будет тема урока? (ответы учащихся).
У: - Действительно,на уроках мы встречаетесь с разными музыкальными произведениями. Что из объединяет? ( музыкальные звуки, с помощью которых они созданы, и музыкальные инструменты, на которых эти произведения исполняют.)
Ещё одним важным средством художественной выразительности музыки является её форма. Например, простую детскую песню композитор не будет сочинять в сонатной форме. Или для балетной музыки нельзя выбрать форму песни с припевом. Сегодня вы вспомните, какие существуют музыкальные формы .
Далее учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Что такое музыкальная форма?
- Какие музыкальные формы вы знаете?( использование презентации «Музыкальные формы»)
- Отчего зависит выбор композитора формы произведения?
- Разгадать слова- перевёртыши и дать определения им: мотив,фраза,предложение,каденция,период.
Учитель предлагает послушать песню « Как у наших у ворот» Ответить на вопрсы:
- Из каких частей состоит песня? (из запева и припева).
-Чем отличается запев и припев?
-Как мы узнаем, где в песни запев, а где припев? (в припеве слова не меняются.)
Практическое задание . В нотной записи Р.Н.П. « Как у наших у ворот» найти границы фраз, предложений. Определить форму.(Учащиеся после выполнения задания называют самую простую форму – период).
У : Мы с вами уже перечислили знакомые музыкальные формы.Давайте посмотрим как они строятся графически.
Во время демонстрации презентации «Музыкальные формы»учитель с помощью наводящих вопросов выясняет характерные особенности пройденных музыкальных форм (одночастная,двухчастная,рондо,трёхчастная).
Практическое задание.Работа и анализ с нотным текстом.
Всем учащиемся раздаются нотный текст пьесы Чайковского «Болезнь куклы», « Марш деревянных солдатиков» .После двух проигрываний учащиеся определяют характер,образ,затем самостоятельно в нотном тексте расставляют границы муз.построений .Определяют форму.
Музыкальная форма «Рондо» - повторение, пояснения.Танец- импровизация .
У: А сейчас я вам раздам слова Французской народной песни «На мосту Авиньон».Но кто-то смешал слова и произошла путаница. Ваша задача составить правильную очерёдность куплетов по смыслу( это задание можно выполнить коллективно или индивидуально ).
После выполнения задания учащиеся выразительно читают слова песни:
Рефрен:
На мосту Авиньон
Все танцуют,все танцуют.
На мосту Авиньон
Все танцуют вставши в круг.
Эпизод:
Прекрасные господа
Делют вот так.
А потом ещё вот так.
Рефрен:
На мосту Авиньон
Все танцуют,все танцуют.
На мосту Авиньон
Все танцуют вставши в круг.
Эпизод:
Весёлые молочники
Танцуют так
А потом ещё вот так.
Рефрен:
На мосту Авиньон
Все танцуют,все танцуют.
На мосту Авиньон
Все танцуют вставши в круг.
Эпизод:
Весёлые сапожники
Делют вот так.
А потом ещё вот так.
Рефрен:
На мосту Авиньон
Все танцуют,все танцуют.
На мосту Авиньон
Все танцуют вставши в круг.
У: Как вы думаете,какая образовалась форма?(ответы учащихся) Правильно,рондо.(Учитель раздаёт различные геометрические фигуры).
Составьте из геометрических фигур схему этой формы.(Учащиеся выполняют задание )
- Из каких частей состоит рондо? (Из рефрена и эпизодов)
- Что такое рефрен?
- Что такое эпизод?
- С какой части начинается рондо?( с рефрена)
У: Приведите примеры музыкальных произведения, в которых вам встретилась форма рондо ( учащиеся перечисляют).
Далее преподаватель играет начальную фразу песни С.Прокофьева «Болтунья».Дети отгадывают музыкальную загадку, затем
интонируют рефрен песни С. С.Прокофьева «Болтунья» с сопровождением педагога.
У: Напоминаю вам,что в переводе на русский язык слово «рондо» означает «круг». Эта форма пришла из средневековой Франции,где люди по праздникам выходили на излюбленное место- мост Авиньон и взявшись за руки водили хороводы. Давайте попробуем исполнить танец- импровизацию «На мосту Авиньон».
Учащиеся и преподаватель исполняют танец- импровизацию «На мосту Авиньон»
III. Рефлексия
- О чём мы с сегодня с вами беседовали?
- Какие музыкальные произведения вам запомнились?
- Какие музыкальные формы использовали композиторы в услышанных произведениях ?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание для вас было самым трудным?
- Всё ли вам понравилось в ваших ответах?
У: Домашнее задание : Найти или сочинить сказку,построенную в любой пройденной форме .
IV.Прощание с учащимися.
