План – конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки» с учащимися 3 класса «Фортепиано» по теме «Музыкальные формы»

Кузнецова Маргарита Ивановна

Открытый урок посвящен повторению и закреплению темы "Музыкальные формы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_otkrytogo_uroka.docx13.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по  предмету «Слушание музыки»

с учащимися 3 класса «Фортепиано»

Разработчик- Кузнецова Маргарита Ивановна

МБУДО «Челно-Вершинская ДШИ»

Тема урока: « Музыкальные формы»

Цель урока: 

Повторение, закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.

Задачи урока:

- образовательные: закрепление теоретических знаний, совершенствование практических навыков, формирование грамотного подхода к прочтению нотного текста;

- развивающие: развитие памяти, внимания, музыкального мышления, навыков слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды деятельности;

- воспитательные: воспитание трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно работать с музыкальным материалом;

Вид урока – практическое занятие.

Тип урока – комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:  фортепиано, нотный материал для выполнения практического  задания  учащимися, телевизор для показа презентации «Музыкальные формы».

Урок проводится с учащимися  третьего класса  отделения «Фортепиано»

                                      План урока:

I. Организационный этап.

 Приветствие.

 Проверка готовности учащихся   к  уроку. Сообщение темы и цели урока  определяется в процессе беседы. Вступительное слово преподавателя.

II.Основной  этап.

Учитель: Как  называется профессия людей, придумывающих  и проектирующих  различные здания? (Архитекторы)  

У: Как вы думаете,можно сравнить  композитора и архитектора?  Что между ними общего?(ответы  учащихся)

У: Правильно,архитектор планирует  как будет выглядеть дом и композитор  придаёт своим произведениям  различные формы. Вы догадались, какова будет тема урока? (ответы учащихся).

У: - Действительно,на уроках мы встречаетесь с разными музыкальными произведениями. Что из объединяет? ( музыкальные звуки, с помощью которых они созданы, и музыкальные инструменты, на которых эти произведения исполняют.)

Ещё одним важным средством художественной выразительности музыки является её форма. Например, простую детскую песню композитор не будет сочинять в сонатной  форме. Или для балетной музыки нельзя выбрать форму песни с припевом. Сегодня вы вспомните, какие существуют музыкальные формы .

Далее учащиеся отвечают на  следующие вопросы:

  1. Что такое музыкальная форма?
  2. Какие музыкальные формы вы знаете?( использование презентации  «Музыкальные формы»)
  3. Отчего зависит выбор композитора формы произведения?
  4. Разгадать слова- перевёртыши и дать определения им: мотив,фраза,предложение,каденция,период.

Учитель предлагает  послушать песню « Как у наших у ворот» Ответить на вопрсы:

      - Из каких частей состоит песня? (из запева и припева).

-Чем отличается запев и припев?

-Как мы узнаем, где в песни запев, а где припев? (в припеве слова не меняются.)

Практическое задание . В нотной записи Р.Н.П. « Как у наших у ворот» найти границы  фраз, предложений.  Определить форму.(Учащиеся  после выполнения задания называют самую простую форму – период).

У : Мы с вами уже перечислили знакомые музыкальные формы.Давайте посмотрим как они строятся графически.

Во время демонстрации презентации «Музыкальные формы»учитель  с помощью наводящих вопросов  выясняет характерные особенности пройденных   музыкальных форм (одночастная,двухчастная,рондо,трёхчастная).

Практическое задание.Работа и анализ с нотным текстом.

 Всем учащиемся раздаются нотный текст пьесы Чайковского «Болезнь куклы», « Марш деревянных солдатиков» .После  двух  проигрываний учащиеся определяют характер,образ,затем самостоятельно в нотном тексте расставляют границы муз.построений .Определяют форму.

 Музыкальная форма «Рондо» - повторение, пояснения.Танец- импровизация .

У: А сейчас я вам раздам  слова Французской народной песни «На мосту Авиньон».Но  кто-то  смешал слова и произошла путаница. Ваша задача составить правильную очерёдность  куплетов по смыслу( это задание можно выполнить   коллективно  или  индивидуально ).

После выполнения задания учащиеся выразительно читают слова песни:

Рефрен:

На мосту Авиньон

Все танцуют,все танцуют.

На мосту Авиньон

Все танцуют вставши в круг.

Эпизод:

Прекрасные господа

Делют вот так.

А потом ещё вот так.

Рефрен:

          На мосту Авиньон

Все танцуют,все танцуют.

На мосту Авиньон

Все танцуют вставши в круг.

Эпизод:

Весёлые молочники

Танцуют так

А потом ещё вот так.

Рефрен:

На мосту Авиньон

Все танцуют,все танцуют.

На мосту Авиньон

Все танцуют вставши в круг.

Эпизод:

Весёлые  сапожники

Делют вот так.

А потом ещё вот так.

Рефрен:

На мосту Авиньон

Все танцуют,все танцуют.

На мосту Авиньон

Все танцуют вставши в круг.

 У:  Как вы думаете,какая образовалась форма?(ответы учащихся) Правильно,рондо.(Учитель раздаёт  различные геометрические фигуры).

 Составьте из геометрических фигур схему этой формы.(Учащиеся  выполняют задание )

- Из каких частей состоит рондо? (Из рефрена и эпизодов)

- Что такое рефрен?

- Что такое эпизод?

- С какой части начинается рондо?( с рефрена)

У: Приведите примеры музыкальных произведения, в которых вам встретилась форма  рондо ( учащиеся перечисляют).

 Далее преподаватель играет  начальную   фразу  песни С.Прокофьева «Болтунья».Дети  отгадывают музыкальную загадку, затем

интонируют  рефрен  песни С. С.Прокофьева  «Болтунья» с сопровождением педагога.

У: Напоминаю вам,что  в переводе на русский язык слово «рондо» означает «круг». Эта форма пришла из средневековой Франции,где люди по праздникам выходили  на излюбленное место- мост Авиньон и взявшись за руки  водили хороводы. Давайте попробуем исполнить танец- импровизацию «На мосту Авиньон».

Учащиеся и преподаватель  исполняют танец- импровизацию «На мосту Авиньон»

III. Рефлексия

  • О чём мы с сегодня  с вами беседовали?
  • Какие  музыкальные произведения  вам запомнились?
  • Какие музыкальные формы использовали композиторы в услышанных произведениях ?
  • Какое задание  вам понравилось больше всего?
  • Какое задание для вас было самым трудным?
  • Всё ли вам понравилось в ваших ответах?

У: Домашнее задание : Найти или сочинить сказку,построенную в  любой пройденной форме .

IV.Прощание с учащимися.