План открытого урока на тему "«Работа над гаммой –составляющая часть развития ансамблевого исполнительства»

Резакова Ольга Александровна

Планоткрытого урока на тему " Работа над гаммой -составляющая часть развития ансамблевого исполнительства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urokgamma_vansamble.docx20.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева»

г. Смоленска

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  18 марта  2024 г.

преподавателя отделения  струнно-смычковых инструментов

Резаковой Ольги Александровны

Тема урока: «Работа над гаммой –составляющая часть развития ансамблевого исполнительства»

Вид урока:

-Групповое занятие в исполнительском классе

Цели урока:

-Применение различных форм работы для формирования навыков игры в ансамбле.
-Освоение характерных художественно-выразительных особенностей  пьесы посредством технических приемов исполнения.

Задачи:    образовательная

- отработка ансамблевых моментов с использованием различных методов и приёмов;
-укрепление общей интонационной основы;
-контроль над четкостью ритма;

        воспитательная-

-     воспитание музыкально-художественный вкуса.
-     развитие активности внутреннего слуха, логического и образного мышления;
-     воспитание навыков самоконтроля в игре на скрипке.

       развивающая -
-     формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой.
-    развитие самостоятельности в работе над произведением.
-    развитие внимания и памяти.

Методическое обеспечение:

- скрипки, пульт;

- скрипичные партии изучаемых пьес;

-дневники

Содержание

 /ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач/:

ПЛАН:

   ПЛАН:

1. Подготовка класса к занятию - до урока;

2.  Теоретическое вступление(+настройка) – 3 мин.;

3. Исполнение гаммы Ре-мажор  в различных вариантах – 20 мин.

4. Релакспауза – 2 мин;

5. Работа над пьесой Р.Телепнева «Забавные гаммы»  - 10 мин.

6. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание – 5 мин.

Организационный этап.

Сегодня мы  покажем процесс работы над гаммой в ансамбле скрипачей,а также исполним произведение Р.Телепнева    «Забавные гаммы».

Сначала давайте вспомним, что  же такое гамма?

«Гаммой», то есть названием третьей буквы греческого алфавита (альфа, бета, гамма), окрестил поступенный звукоряд Гвидо Д,Ареццо, музыкант XI века, которому мы обязаны и наименованием самих нот.

Во французском языке так же используется слово гамма. В других европейских языках используется слово лестница. В немецком Tonleiter- буквально лестница из звуков. В итальянском scala. В Италии в городе Милан есть даже театр с таким названием- La scala, центр оперной культуры. Это название ему досталось от одноимённой церкви, которая была на этом месте. А церковь в свою очередь названа в честь Реджины из старинного веронского рода скалигеров, которые долгое время были правителями Вероны в средние века. Сейчас я покажу их семейный герб и всё станет ясно. То есть на гербе рода скалигеров изображена лестница. Можно предположить, что их предки занимались изготовлением лестниц.

Так вот гамма- это звукоряд, хотя мне больше нравится слово скАла, в смысле лестница, потому что именно в этом слове заключается смысл восходящего и нисходящего движения. Если сыграть все звуки подряд, уходя в правую сторону клавиатуры на фортепиано, то слышно, что они становятся всё выше. И струны у фортепиано в этой части тоньше. На скрипке, мне кажется, это более наглядно. Если подниматься всё выше и выше по грифу, как по невидимой лестнице, то струна по размеру сокращается и издаёт более высокие звуки «шаг за шагом».

 Гамма это важная часть полноценного развития скрипача. Регулярно занимаясь гаммами, музыкант поддерживает своё «исполнительское здоровье», слух, так же как регулярные физические упражнения, чистка зубов или правильное питание поддерживают наш организм.

Так же есть ещё один немаловажный момент. Во многих произведениях, которые мы играем очень часто встречаются гаммы или целиком или какая-то их часть.

Вывод: Гамма- это важная составляющая ежедневных занятий любого скрипача. Бесхитростный звукоряд может стать огромной помощью в изучении произведений, укрепления игровых навыков и неотъемлемой частью «здорового образа жизни» музыканта, большого и маленького.

Основной этап

На сегодняшнем уроке  работа  ансамбля будет основано на исполнении гаммы Ре-мажор

в самых разных вариантах.

Давайте определим задачи:

-слушаем себя и весь ансамбль в целом;

-поём про себя, и этим добиваемся чистоты интонации;

-считаем про себя, одновременно меняем смычки;

 Почему полезно разыгрываться?(Настраиваемся на тональность, настраиваем внутренний слух ,слушая соседа,………………………….

Будем играть гамму Ре Мажор сначала в унисон. Сначала играем пианиссимо, прислушиваясь друг к другу, подстраиваясь под общую интонацию. Исполнение.

Теперь разделимся на два голоса и сыграем гамму каноном(а что это такое?) от piano на crescendo к forte, затем diminuendo и piano. Исполнение.

Спасибо, можно переходить к исполнению  пьесы.

Основной этап – закрепление знаний

Прежде чем мы приступим к работе над пьесой Р.Телепнева «Забавные гаммы»» , повторим материал прошлого урока. (Какой жанр этого произведения? Размер? Тональность? Форма? Характер?Какие штрихи здесь используются? Помогают ли они передать характер этой пьесы?) Молодцы!

Теперь давайте сыграем произведение.

Исполнение. Получилась ли сыграть ритмически правильно? Пьеса прозвучала  легко, аккуратно? Динамика была ярко выражена или слабо?

Давайте сейчас сыграют только первые скрипки. В этой Польке мелодия у партий достаточно равноправная. Играем  небольшим отрезком смычка в средней его части, даже ближе к колодочке, чтобы получалось легко, прыгуче. Давайте сыграем еще раз. Уже лучше.

Теперь я попрошу 2-х скрипок  сыграть свою партию. Особое внимание обращаем на средний раздел. В данном эпизоде попрошу сыграть свои шестнадцатые ярче, смелее. Здесь вам нужно звучать ярче  первых скрипок, выделить этот мелодический ход. Давайте сыграем этот эпизод.Исполнение

Молодцы, вы очень отзывчивые и старательные. Теперь сыграем все вместе с самого начала.

Исполнение. Вы сыграли хорошо, но хочется более четкого ритмических рисунков. Давайте будем внимательны к окончанию фраз – их нужно играть тише, мягче, не перетягивая длительности. И в конце пьесы внимательно слушайте концертмейстера Давайте исполним произведение целиком. Исполнение.

Уже намного лучше стали ваши ансамблевые навыки: вы прислушиваетесь друг к другу, стараетесь играть одинаковыми штрихами в одной части смычка, делаете вместе динамическое развитие. Произведение начинает звучать лучше. Правда, пока не хватает сценической свободы, но этот важный навык вырабатывается не на уроке, а только в целой серии концертных выступлений. И у нас с вами есть такая цель – много выступать.

Итоговый этап:

В завершение урока предлагаю сконцентрировать все знания, умения и навыки , необходимые для коллективного музицирования и исполнить еще раз пьесу. Помните, что скрипки и смычки поднимаем и опускаем одновременно. В конце выступления – одновременный поклон. Исполнение пьесы

Ребята, большое спасибо вам за работу. Ваш труд я оценила на оценку «отлично». Все вы молодцы. Видно, что игра в ансамбле приносит вам большое удовольствие, и поэтому вы всегда работаете с полной самоотдачей.

И еще. Попрошу вас оценить свои усилия   на уроке, подвести некоторые итоги.

5. Домашнее задание: Домашнее задание будет таким: проанализировать своё сегодняшнее исполнение, выявить все положительные и отрицательные моменты. Следующий урок мы начнем с совместного обсуждения. Дома еще раз повторите партии. Наш урок закончен. Всем спасибо!

Результат:

Ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя;  кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

 

2.