Методическое сообщение на тему "Как преодолеть сценическое волнение"

Коростелева Ольга Викторовна

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик, эмоции становятся неподконтрольными, волнение зашкаливает? Это совсем не сложно сделать по характерным признакам: головная боль; бледность лица; невнятность речи; дрожание конечностей и некоторым другим. Причины страх могут быть внешние и внутренние.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО             ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО

«ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

на тему: «Как преодолеть сценическое волнение»

Преподаватель высшей квалификационной категории

 по классу скрипки Коростелева О. В.

пгт Верхнеднепровский

Ноябрь – 2022

Процесс обучения в школе искусств построен так, что обучающимся приходится часто выступать. Отчетные концерты, концерты для воспитанников д/садов, учащихся общеобразовательной школы, конкурсы, фестивали и др. Каждому публичному выступлению предшествует большая работа. Выбирается репертуар, разбирается и долгое время учится произведение, неоднократно обыгрывается. Казалось бы – всё готово! Но вот приходит день выступления – а ребёнок дрожит от страха, у него в горле все пересохло, ему кажется, что он все забыл, порой даже впадает в панику (в некоторых случаях это приводит к срыву выступления).

Такое состояние называется сценическим волнением, и знакомо оно не только начинающим музыкантам, но и концертирующим исполнителям, признанным мастерам сцены.  Полное отсутствие волнения характерно только для маленьких детей (до 9 - 10 лет) и для исполнителей, в которых невысоко развита музыкальность.

Многие ученики  часто недооценивают важность и значимость предконцертного периода подготовки к публичному выступлению. Как ни странно, но растерять, все, что было выучено за довольно продолжительный период, можно в самые последние минуты перед выходом на сцену. А ведь от успешности публичных выступлений зачастую зависит будущее молодых музыкантов! Велика роль педагога, который, должен быть способен повлиять на положительное отношение к публичным выступлениям, заложить основы сценической культуры и помочь ученику в выборе средств психологической подготовки.

 Почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью.  А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом. Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений. Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик?

    Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

головная боль;

бледность лица;

невнятность речи;

изменение мимики;

дрожание конечностей;

колебание тембра голоса;

повышенное потоотделение;

зажатость или напряжение мышц;

учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

    Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Причины страха.  Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например: 

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

 Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а в то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу. В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!». Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах. 

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

 Нужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:

1.

  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
  • методы аутотренинга, позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики и атмосферы праздника в зрительном зале;
  • навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и при разном количестве людей.

  1. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
  2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляет равнодушным.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).

 Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями. Жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.

Заменить слово «надо» на установку «хочу!» («мне хочется выступить для зрителей в зале!»).

 Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.

 Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности. В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом.

Литература

1. Зимина А.Н. Основы музыкально-эстетического

воспитания и развития детей младшего возрас-

та. М., 2000.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы

волевой регуляции. М., 1991.

3. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство

и педагогика. Челябинск, 2006.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: посо-

бие для учащихся и студентов сред. и высш. муз.

учеб. заведений. М., 1994.