«Некоторые аспекты работы концертмейстера над произведениями для струнных народных инструментов в сопровождении фортепиано».

Ежова Надежда Алексеевна.

Принципиальное значение в работе концертмейстера над произведениями для струнных народных инструментов в сопровождении фортепиано имеет осмысление авторских штрихов и динамических указаний. Несомненна их взаимосвязь, обусловленная характером музыкального развития, тембровой окраской звучания.

В процессе ансамблевой игры перед концертмейстером постоянно возникают вопросы штрихового соответствия, воплощения точно дифференцированной динамики, выбора оптимальной метро-ритмической пульсации. В игре концертмейстера творческая инициатива должна сочетаться с контролем за качеством ансамбля, использованием богатого спектра выразительных возможностей фортепиано.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_aspekty_raboty_kontsertmeystera.doc31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты работы концертмейстера

над произведениями для струнных народных инструментов

в сопровождении фортепиано

Современный исполнительский арсенал балалаечника включает широкое применение аккордов, двойных нот, гитарных приемов. Тем не менее, основной ошибкой пианистов в ансамбле с балалаечниками остаётся слишком громкое звучание фортепиано. Трудной задачей для пианистов-концертмейстеров при исполнении балалаечных аккомпанементов становится необходимость сдерживать силу звука, не подавляя эмоций. Тихая фортепианная игра не означает игру, лишенную смысла, напротив, это — очень ясное понимание и выражение логики музыкального развития ансамблевого сочинения.

Аккомпанируя солисту-балалаечнику, пианист знакомится с необычной для него терминологией, новыми штрихами. Для достижения оптимального звукового баланса концертмейстеру необходимо учитывать, что удар вверх при бряцании — основном приеме игры на балалайке — звучит несколько глуше, чем удар вниз.

При переходе солиста к приему vibrato, отличающемуся красивым, но слабым звуком, концертмейстер может использовать пальцевое legato с острым и легким прикосновением.

Не следует забывать, что в нижнем регистре pizzicato балалайки приобретает матовую, но относительно медленно затухающую звучность. В верхнем регистре pizzicato балалайки звучит звонко, но менее продолжительное время.

Концертмейстер также должен учитывать ударный характер звукоизвлечения на фортепиано, наличие максимума динамической силы звука в момент его взятия. Поэтому даже малейшее опережение пианистом солиста-балалаечника становится явным.

В произведениях для домры и фортепиано значительная роль отводится поиску правильной «степени нюанса», выверенного баланса звучания двух инструментов. Создание оправданной, продуманной во всех деталях динамики — необходимое условие выразительной, технически грамотной совместной игры. Особое внимание концертмейстера в ансамбле с домристом должно фиксироваться на достижении «общего дыхания» в зависимости от протяжённости тремоло солиста. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы артикуляции и возможности педализации.

Таким образом, принципиальное значение в работе концертмейстера над произведениями для струнных народных инструментов в сопровождении фортепиано имеет глубокое осмысление авторских штрихов и динамических указаний. Несомненна их теснейшая взаимосвязь, обусловленная характером музыкального развития, тембровой окраской звучания.

В процессе ансамблевой игры перед концертмейстером постоянно возникают вопросы штрихового соответствия, воплощения точно дифференцированной динамики, выбора оптимальной метро-ритмической пульсации. В игре концертмейстера творческая инициатива должна сочетаться с контролем за качеством ансамбля, использованием богатого спектра выразительных возможностей фортепиано.