«Опыт подготовки концертмейстеров (на примере концертмейстерского класса ТГМПИ им. С.В. Рахманинова)».

Ежова Надежда Алексеевна.

В ходе освоения курса концертмейстерского класса необходимо решать задачи развития музыкального мышления молодых музыкантов, художественного вкуса, чувства стиля при изучении обширного вокального и инструментального репертуара, включающего произведения разных эпох, национальных школ и жанров.

Закономерным итогом учебно-воспитательной работы становится достижение основной цели курса — формирование концертмейстерских навыков, готовности студента к самостоятельной работе в качестве концертмейстера с солистами-вокалистами и инструменталистами в различных областях музыкального исполнительства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_podgotovki_kontsertmeysterov.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт подготовки концертмейстеров

(на примере концертмейстерского класса

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова)

Концертмейстерский класс в системе высшего профессионального образования ТГМПИ им. С.В. Рахманинова начал свою деятельность в 1997 г. — с момента создания кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Осознание значимости концертмейстерского профиля кафедры базировалось на востребованности высокой профессиональной квалификации концертмейстера при организации учебного процесса в музыкальных учебных заведениях различного уровня, а также при осуществлении концертной деятельности в учреждениях культуры и искусства.

В ходе освоения курса концертмейстерского класса необходимо было решать задачи развития музыкального мышления, художественного вкуса, чувства стиля при изучении обширного вокального и инструментального репертуара, включающего произведения разных эпох, национальных школ и жанров. Закономерным итогом учебно-воспитательной работы обозначалось достижение основной цели курса — формирование концертмейстерских навыков, готовности студента к самостоятельной работе в качестве концертмейстера с солистами-вокалистами и инструменталистами в различных областях музыкального исполнительства [2].

Для организации деятельности концертмейстерского класса в вузе ректором ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, профессором А.С. Базиковым были приглашены С.А. Расцелуева, обладавшая опытом организационной и научно-исследовательской работы в Тамбовском филиале Московского государственного института культуры, и Н.А. Ежова, имевшая 25-летний трудовой стаж в Тамбовском музыкальном училище и продолжавшая поствузовское образование в ассистентуре-стажировке Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова по специальности «Концертмейстерский класс».

Процесс обучения концертмейстерскому искусству студентов бакалавриата ТГМПИ первоначально был ориентирован на трёхлетний период. На основе программ для фортепианных факультетов музыкальных вузов по классу концертмейстерского мастерства в ТГМПИ велась интенсивная работа над учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: готовились рабочие программы с учётом региональных особенностей, составлялись обязательные списки репертуарного минимума, разрабатывались требования к коллоквиуму.

Первый же государственный экзамен студентов бакалавриата ТГМПИ по классу концертмейстерской подготовки, состоявшийся в 1999 г., показал высокий профессиональный уровень выпускников. Так, Л. Тверитнева и В. Попова (класс Н.А. Ежовой), получив оценки «отлично», по завершении в 5-летнего цикла обучения в ТГМПИ, подтвердили отличное качество реализации на кафедре образовательных программ. Профессиональные навыки, приобретённые первыми выпускниками кафедры в стенах Alma Mater, впоследствии были успешно реализованы в самостоятельной работе. Л.И. Корякина (Тверитнева) — лауреат Всероссийского и областного конкурсов — преподаёт в ДМШ №2 г. Тамбова. В.В. Попова, проработав в течение 10 лет в составе кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки ТГМПИ, в настоящее время осуществляет свою трудовую деятельность в качестве концертмейстера ГБОУ СПО «Московский музыкально-педагогический колледж».

Формирование основ функционирования концертмейстерского класса в системе высшего профессионального образования ТГМПИ им. С.В. Рахманинова непосредственно связано с деятельностью преподавателей, принимавших участие в работе кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки в различные периоды становления и развития кафедры (И.М. Анастасьева, Н.А. Ежова, А.А. Базикова, С.А. Расцелуева, В.В. Попова).

Бесспорной и основополагающей заслугой в успешном обучении студентов концертмейстерскому мастерству стала действенная помощь заведующей кафедрой (в период 1997-2012 гг.) профессора И.М. Анастасьевой — заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженной артистки России. Её педагогические принципы, методические советы преподавателям кафедры по взаимодействию со студентами, выбору концертных и экзаменационных программ стали залогом дальнейшего творческого развития коллектива кафедры, имевшего счастливую возможность присутствовать на занятиях и концертных выступлениях талантливого педагога, музыканта-исполнителя.

С 2012 г. по настоящее время кафедрой заведует кандидат педагогических наук, доцент А.А. Базикова (с 1997 по 2001 гг. педагог-ассистент И.М. Анастасьевой) — выпускница Тамбовского музыкального училища (1992), Российской академии музыки им. Гнесиных (1998), активно содействующая укреплению в работе кафедры принципов профессиональной преемственности, развитию и приумножению сформированных музыкально-педагогических и исполнительских традиций.

Формированию оценочных критериев профессиональной подготовки студентов способствует работа педагогов кафедры в составе жюри исполнительских конкурсов различного ранга, активная музыкально-просветительская деятельность. Реализация концертных программ с членами Клуба пианистов (руководитель — заслуженный работник культуры РФ Н.М. Колпакова), Клуба виолончелистов (руководитель — кандидат искусствоведения, профессор М.Ю. Кустов), участие в фестивалях, конкурсах, концертах с ведущими артистами г. Тамбова и других регионов России, с зарубежными исполнителями оказывают благотворное влияние на художественное развитие студентов.

Рациональному планированию самостоятельной работы студентов способствует теоретическое изучение различных аспектов концертмейстерской деятельности. В 1999 г. состоялся первый методический семинар по книге Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе», положивший начало кафедральной традиции ежегодного проведения методических семинаров по вопросам теории и практики концертмейстерской работы. Данная форма работы становится интересной и для иностранных студентов. Различные аспекты концертмейстерской деятельности исследовались в методических сообщениях А. Йеттера (Германия), Ли Чжи Ен, Ли Жохань, Чен Чиу Ю, Чжан Юньшу (Китай), С. Абдуллаевой (Таджикистан) и др.

Значительная активизация деятельности кафедры на методическом направлении произошла в 2005 г. с организацией кружкового объединения студентов «Концертмейстер» (руководитель — кандидат философских наук, доцент Н.А. Ежова), изначально образовавшегося в силу необходимости подготовки и проведения методических семинаров. Объединение развивало традиции работы со студентами факультета среднего профессионального образования ТГМПИ в рамках кружка «Школа молодого концертмейстера». Деятельность кружкового объединения студентов вуза направлена на решение актуальных задач подготовки специалистов, формирование устойчивого интереса к исследованию проблем концертмейстерской деятельности. Формы работы кружкового объединения «Концертмейстер» включают подготовку студентами методических сообщений по теории и практике аккомпанемента, обсуждение новых концертных программ, проведение конкурсов концертмейстеров.

Важнейшее значение в приобретении концертмейстерских навыков имеет творческое взаимодействие с солистами-вокалистами и инструменталистами. Первые годы работы кафедры связаны с именами засл. артистки России Н.В. Неокиной, М.В. Леонтьевой, В. Ахундовой, Л.В. Домаревой. Расширению учебного репертуара способствовало привлечение к иллюстраторской работе солистов ТОГАУК «Тамбовконцерт», преподавателей и студентов ТГМПИ, бывших выпускников кафедры. Их обширный исполнительский репертуар позволял членам кафедры компоновать для студентов сложные, разноплановые концертные программы по концертмейстерскому классу. Необходимо отметить яркие выступления солистов, лауреатов международного конкурса Ю.В. Антоновой, Ю.В. Фукалова, старших преподавателей Т.В. Романовой, Ю.В. Косаревой, артистов ТСО А.Ю. Корякина, М.Ю. Кувшиновой, М.В. Мироновой, М.В. Митрофановой, Ю. Огородниковой, Р.С. Петрова, А.А. Кортавенко (Провоторовой), А.С. Тафинцевой, солиста оркестра «Россияне» С.Ю. Гладышева и мн.др.

Концертмейстерская подготовка неразрывно связана с участием студентов кафедры в концертно-просветительской деятельности ТГМПИ. Подготовка концертных программ для учащейся молодежи, творческой интеллигенции г. Тамбова, выступления на различных концертных площадках, в учреждениях городской библиотечной сети, музеях служит воспитанию артистических способностей, исполнительской свободы музыкантов, быстрой адаптации к акустическим свойствам различных концертных аудиторий.

С момента становления кафедры студенты вуза принимают активное участие в концертных мероприятиях. В первые годы функционирования кафедры — в рамках XVII Международного фестиваля им. С.В. Рахманинова (1998), Международных курсов виолончелистов (1998), XIX Международного музыкального фестиваля им. С.В. Рахманинова (2000), Международных курсов высшего художественного мастерства музыкантов-исполнителей памяти С.В. Рахманинова (2003).

Система многоуровневого образования в ТГМПИ предоставила реальные возможности концертмейстерской работы студентов без отрыва от обучения. Организация концертмейстерской практики со студентами кафедры хорового дирижирования ТГМПИ, исполнителями на струнных, духовых, ударных и русских народных инструментах позволили расширить репертуарные рамки, закрепить навыки, полученные в классе концертмейстерской подготовки, придать процессу обучения концертмейстерскому мастерству чёткую практическую направленность.

Деятельность членов кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, преподавателей дисциплин концертмейстерского профиля в годы становления и дальнейшего успешного функционирования кафедры заложили основы для формирования традиций подготовки концертмейстеров в системе высшего профессионального образования ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Среди них — активное участие студентов в концертно-просветительской работе института, исполнительских конкурсах, использование различных методов постижения концертмейстерского искусства, включающих интерактивные, теоретические, практические и самостоятельные формы занятий.

Серьёзное отношение студентов к приобретению профессиональных навыков подтверждают итоги Государственной аттестации по концертмейстерскому классу. Дипломные работы выпускников, отличающиеся стилевым разнообразием, направлены на максимальное выявление творческой активности студентов. Показателем эффективности учебно-воспитательной работы на кафедре является востребованность специалистов в области концертмейстерского искусства, успешная профессиональная деятельность выпускников кафедры в образовательных учреждениях России и за рубежом, активная концертная деятельность в ансамблевых составах.

Список литературы

1. Архивные материалы из фондов музея истории ТГМПИ.

2. Ежова, Н.А., Расцелуева, С.А. Концертмейстерский класс. Программа для высших музыкальных учебных заведений. Квалификационная степень — бакалавр [Текст] / Н.А. Ежова, С.А. Расцелуева. — Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 1998. – 16 с.