Особенности работы с фортепианным ансамблем в детской школе искусств

Важнейшие задачи дополнительного образования в сфере музыкального искусства состоят в том, чтобы повысить мотивацию учащихся к занятиям музыкой, сформировать у них стойкий интерес и любовь к музыкальному искусству и культуре. Помочь в решении этих задач может, в числе иных видов деятельности, организация работы по обучению игре в ансамбле. Курс фортепианного ансамбля входит в учебные планы учреждений дополнительного образования. Значение этого направления работы трудно переоценить, поскольку его возможности многогранны и перспективны, открывают самые благоприятные возможности для развития юных музыкантов.

Прежде всего, игра в ансамбле позволяет развить весь комплекс способностей учащегося – чувство ритма, музыкальную память, исполнительские возможности, все виды музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Ансамблевая игра способствует развитию внимания, интеллекта, образного и ассоциативного мышления учащихся, помогает раскрыть их творческий потенциал и способности к самовыражению.

Одна из особенностей ансамблевой игры – это доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между партнерами. Комфортная обстановка, атмосфера совместного творчества, увлеченность общим делом имеет большое значение для обучения и развития участников ансамбля, воспитывает чувство товарищества и ответственности, позволяет каждому ученику реализовать себя в совместной деятельности.

Таким образом, обучение ансамблевой игре помогает решить многие проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля.

Цель данной работы – изложить теоретические сведения и методические аспекты работы по организации обучения игре в фортепианном ансамбле. Сведения, изложенные в докладе, адресованы преподавателям, осуществляющим обучение игре в фортепианном ансамбле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._rabota_s_fortepiannym_ansamblem.docx38.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методический доклад на тему:

«Особенности работы с фортепианным ансамблем

в детской школе искусств»

Выполнила:

Анфимова О.П.,

преподаватель

по классу фортепиано

МБУДО «ДШИ им. Г.Кукуевицкого»

Сургут 2023

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть.
  1. Теоретические и исторические сведения.
  2. Цели и задачи работы по обучению игре в фортепианном ансамбле.
  3. Методические аспекты обучения игре в фортепианном ансамбле.
  1. Заключение
  2. Список литературы

  1. Введение

Важнейшие задачи дополнительного образования в сфере музыкального искусства состоят в том, чтобы повысить мотивацию учащихся к занятиям музыкой, сформировать у них стойкий интерес и любовь к музыкальному искусству и культуре. Помочь в решении этих задач может, в числе иных видов деятельности, организация работы по обучению игре в ансамбле. Курс фортепианного ансамбля входит в учебные планы учреждений дополнительного образования. Значение этого направления работы трудно переоценить, поскольку его возможности многогранны и перспективны, открывают самые благоприятные возможности для развития юных музыкантов.

Прежде всего, игра в ансамбле позволяет развить весь комплекс способностей учащегося – чувство ритма, музыкальную память, исполнительские возможности, все виды музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Ансамблевая игра способствует развитию внимания, интеллекта, образного и ассоциативного мышления учащихся, помогает раскрыть их творческий потенциал и способности к самовыражению.

Одна из особенностей ансамблевой игры – это доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между партнерами. Комфортная обстановка, атмосфера совместного творчества, увлеченность общим делом имеет большое значение для обучения и развития участников ансамбля, воспитывает чувство товарищества и ответственности, позволяет каждому ученику реализовать себя в совместной деятельности.

Таким образом, обучение ансамблевой игре помогает решить многие проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля.

Цель данной работы – изложить теоретические сведения и методические аспекты работы по организации обучения игре в фортепианном ансамбле. Сведения, изложенные в докладе, адресованы преподавателям, осуществляющим обучение игре в фортепианном ансамбле.

  1. Основная часть
  1. Теоретические и исторические сведения

Понятие«ансамбль», означающее стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыкальном исполнительском искусстве ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, исполняющих музыкальное произведение и само произведение, написанное для такой группы музыкантов.

Определение «хороший ансамбль» означает слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников ансамбля, а выражение «чувство ансамбля» - способность музыкантов к совместной игре, навыки ансамблевой игры.

Жанр фортепианного ансамбля имеет два вида: на одном или двух инструментах. Фортепианный дуэт – ансамбль на одном фортепиано - это четырехручный дуэт, единственный род ансамбля, когда два человека музицируют за одним инструментом. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении ее с игрой пианистов на двух фортепиано. Различие между этими ансамблями очень велики и касаются их принципиальных стилевых основ.

Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее, в то время как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует внутреннему единству и сопереживанию. Различие в характере ансамблей отразились и в музыке, создаваемой для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, сочинения для четырехручного дуэта - к стилю камерного музицирования.

Этот жанр существовал в Европе с давних времен. Начав интенсивно развиваться во второй половине XVIII века, он сделался необычайно популярным и превратился в неотъемлемую часть музыкальной жизни. Возникла богатая и разнообразная литература: музыку для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы XIX века.

Причина такого быстрого расцвета фортепианного дуэта прежде всего в демократичности жанра, в широком распространении традиций домашнего музицирования, неотделимого от распространения фортепиано, которое к тому времени стало любимым и необходимым инструментом, – на нем играли и соло, и различные ансамбли, аккомпанировали пению, танцам, обучали детей.

Четырехручные произведения конца XVIII - начала XIX века часто были рассчитаны на средний пианистический уровень и были доступны многим любителям. Они успешно применялись в педагогической практике, игра в четыре руки развивала у взрослых и детей ансамблевые навыки.

Затем было открыто новое свойство фортепианного дуэта, сделавшее его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. Игра в четыре руки давала возможность передать на фортепиано и насыщенность полнозвучных tutti, и разнообразие приемов звукоизвлечения, штрихов, например, одновременное звучание выдержанных звуков, подвижных голосов, играющих legato, nonlegato, staccato, и некоторые тембровые свойства отдельных оркестровых групп.

Первые четырехручные переложения оркестровых сочинений, появившихся на рубеже XVIII-XIX веков, стали предвестниками новой важной функции фортепианного дуэта – музыкально-просветительской, ведь прослушать симфоническое произведение и проиграть его самому – далеко не одно и то же. Вскоре вошло в обычай издавать симфонические, камерно-ансамблевые, а затем и оперные произведения одновременно с их четырехручными переложениями.

Оркестровые тенденции, заложенные в природе фортепианного дуэта, часто побуждали композиторов инструментовать свои или чужие четырехручные произведения, и в дальнейшем эти переложения иногда становились более известными, чем оригиналы. Так случилось с «Венгерскими танцами» Брамса, «Славянскими танцами» Дворжака, «Детскими играми» Бизе, Маленькой сюитой Дебюсси, пьесами из «Матушки Гусыни» Равеля.

После Второй мировой войны возрос интерес к искусству эпохи барокко, появляются камерные коллективы - оркестры, хоры, ансамбли, а фортепианный дуэт стал все больше привлекать внимание композиторов.

Развитие «дуэтного»направления в творчестве композиторов XX века привело к тому, что появилось большое число произведений для детей, нотной литературы педагогического назначения.

  1. Цель и задачи работы по обучению игре в фортепианном ансамбле

Цели: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства; содействие их личностному росту и духовно-нравственному воспитанию.

Задачи:

  • развивать и совершенствовать музыкальные способности учащихся;
  • формировать комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • способствовать развитию внимания, воображения, образного и ассоциативного мышления;
  • создавать условия для развития творческого потенциала, приобретения опыта публичных выступлений в сфере ансамблевого исполнительства;
  • воспитывать коммуникативные навыки, усидчивость, выдержку, самостоятельность, чувство ответственности;
  • содействовать развитию художественно-эстетического вкуса и общей культуры, расширению кругозора учащихся.

  1. Методические аспекты обучения игре в фортепианном ансамбле

Обучающий и развивающий эффект ансамблевой игры проявляется тогда, когда оно базируется на рациональной методической основе. Сюда входят, прежде всего, продуманные способы педагогического воздействия, основанные на учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого из участников.

В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же специальности, что в значительной степени облегчает их взаимопонимание. Партнерами фортепианного дуэта выбираются, по возможности, дети, близкие по возрасту и с примерно одинаковым уровнем развития исполнительских навыков. С самого начала обучения необходимо приучать детей к тому, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

«Азбука» совместного исполнения включает элементарные навыки дуэтной игры. К первым шагам в овладении ансамблевой техникой относятся особенности посадки и педализации при четырехручном исполнении на одном фортепиано, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами; согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами; соблюдение общности ритмического пульса и т.д. По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, использование тембральных возможностей фортепианного дуэта, педализации на двух фортепиано и тому подобное.

При четырехручной игре за одним роялем, отличие от сольного исполнительства начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении.

Учащимся нужно объяснить, что в дуэте педализирует исполнитель партии secondo, т.к. обычно она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом необходимо внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские интересы. Это умение – слушать одновременно то, что играешь сам, и то, что играет партнер, то есть звучание обеих партий, сливающихся в единое целое – основа совместного исполнительства.

Полезно предложить ученику, играющему партию secondo, ничего не играя только педализировать во время исполнения другим учащимся партии primo. Ученик убеждается, что это непросто и требует особого внимания и навыка. Полезно в это период поменять учащихся местами, с тем, чтобы оба партнера осознали трудности данной работы.

Начать играть вместе, одновременно точно взять два звука – нелегко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить учащимся, что в данном случае может быть применен прием дирижерского замаха, ауфтакт. Можно порекомендовать одновременно с этим жестом обоим исполнителям взять дыхание (буквально – сделать вдох). Это сделает начало исполнения естественным, органичным, снимет напряжение. Можно попробовать начать исполнение, сперва следуя взмаху руки педагога, а потом самостоятельно.

Очень важно не только одновременное начало, но и одновременное «снятие» звука. «Рваные» аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, «загрязняют» паузу и производят неприятное впечатление.

Кроме того, в дуэте очень важно добиться равновесия звучания. Задача усложняется в случае, когда правильность равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах (например, при октавном изложении мелодии в разных партиях). С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников договоренности о приемах извлечения звука.

Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы с ансамблем. Технические затруднения возникают не только в материале каждой партии, но и при координации исполнения участников дуэта. То, что может быть сыграно без всяких затруднений двумя руками одного пианиста, иной раз становится более технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей.

Важный дуэтный навык – передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента, контрапункта и т.д. Пианисты должны научиться «подхватывать» незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.

Очень важна работа над динамикой исполнения. Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие: все играется по существу mf и f. Надо объяснить учащимся, что динамический диапазон четырехручного исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру, построить более объемные аккорды, использовать для достижения динамических эффектов равномерное распределение силы двух человек. Педагог должен помнить, что работа в дуэте над звуком требует большого труда и терпения.

Еще не начав совместного исполнения, партнеры должны договориться, кто будет показывать вступление, каков будет характер звучания и каким приемом, с какой силой будет начата пьеса. Точно также заблаговременно должен быть определен темп. Общность понимания и чувствования темпа – одно из первых условий ансамбля. Партнеры должны одинаково чувствовать темп, еще не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте. Можно рекомендовать при разучивании просчитать в соответствующем темпе «пустой такт». В дальнейшем это становится излишним, достаточно будет дать движение затакта.

Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма, в ансамбле ритм должен обладать особым качеством: он должен быть коллективным, но при этом вполне естественным и органичным для каждого участника дуэта. Воспитание в учениках чувства коллективного ритма – одна из важных задач ансамблевой работы.

Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям. Обычно это происходит при нарастании силы звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс – или в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах, когда хочется скорее «проскочить» опасные такты.

Важная задача ансамблевых занятий – воспитание коллективного ритма как необходимого качества ансамблевого исполнения. Этого можно достичь путем изучения разнохарактерных произведений, развития взаимопонимания и взаимодействия партнеров в процессе исполнения.

Важной задачей педагога должно быть обучение участников ансамбля регулярной и продуктивной самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Кроме того, педагог должен помнить, что содержание изучаемых произведений должно соответствовать уровню развития и интересам его учеников, поскольку от этого во многом зависит результативность работы. Основное место в репертуаре ансамбля должна занимать академическая музыка отечественных и зарубежных композиторов.

  1. Заключение

Таким образом, организация занятий в фортепианном ансамбле дает возможность сделать процесс обучения более эффективным, способствует духовному и культурному росту учащихся.

Ансамблевая игра обладает большим развивающим потенциалом всего комплекса музыкальных способностей учащихся, расширяет их культурный кругозор, воспитывает художественно-эстетический вкус, способствует интеллектуальному и личностному росту.

При этом необходимо помнить, что данная форма учебной работы требует умелого педагогического руководства, грамотной рациональной методики, продуманной репертуарной политики, учета индивидуальных способностей и возрастных возможностей учащихся.

  1. Список литературы
  1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996.
  2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979.
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973.
  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971.
  5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное
  6. искусство. Выпуск 1. М.,1976.
  7. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4.
  8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988.
  9. Примерная программа по учебному предмету ПО.#1059;П.02. «Ансамбль» (Разработчики: Т.В.Казакова, заместитель директора Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И.Чайковского, преподаватель, заслуженный работник культуры РФ, О.Е. Мечетина, заведующая фортепианным отделом ДМШ Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И.Чайковского, преподаватель, заслуженный учитель РФ, Москва, 2012).