Подготовка юного пианиста к концертному выступлению

Успешность публичного выступления юного музыканта на сцене часто зависит не только от качестваего подготовки, но и от психологической готовности к общению со слушателем. Сценическое волнение, как известно, является большой проблемой для большинства учащихся музыкальных школ, особенно на первоначальном этапе обучения. Каждое выступление – это всегда волнение,а для некоторыхучащихся – еще и страх. Часто именно в этомпричина того, что учащийся не может показать свои достижения в полной мере, теряется или даже забывает все, что подготовил. Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, «выпадении текста», неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену. Неудача на сцене закрепляет страхи ребенка, и избавиться от них с каждым разом становится все труднее. Поэтому подготовка учащихся к концертному выступлению– необходимая часть работы педагога, имеющая большое значение для воспитания будущего музыканта-исполнителя.

В данной работе излагаются основные причины сценического волнения, даются рекомендации, которые помогут учащимся избавиться от сценического волнения, описаныэтапы достижения эстрадной готовности. Разработка будет полезна преподавателям учреждений дополнительного образованияв сфере музыкального искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anfimova_o.p._metodicheskaya_razrabotka.docx41.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методическая разработка на тему:

«Подготовка юного пианиста к концертному выступлению»

Выполнила:

Анфимова О.П.,

Преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

Сургут 2023

Содержание

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Основные причины сценического волнения.
  2. Методы воспитания психологической устойчивости во время выступления на сцене.
  3. Этапы достижения эстрадной готовности.
  1. Заключение.
  2. Список литературы

  1. Введение

Успешность публичного выступления юного музыканта на сцене часто зависит не только от качества его подготовки, но и от психологической готовности к общению со слушателем. Сценическое волнение, как известно, является большой проблемой для большинства учащихся музыкальных школ, особенно на первоначальном этапе обучения. Каждое выступление – это всегда волнение, а для некоторых учащихся – еще и страх. Часто именно в этом причина того, что учащийся не может показать свои достижения в полной мере, теряется или даже забывает все, что подготовил. Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, «выпадении текста», неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену. Неудача на сцене закрепляет страхи ребенка, и избавиться от них с каждым разом становится все труднее. Поэтому подготовка учащихся к концертному выступлению – необходимая часть работы педагога, имеющая большое значение для воспитания будущего музыканта-исполнителя.

В данной работе излагаются основные причины сценического волнения, даются рекомендации, которые помогут учащимся избавиться от сценического волнения, описаны этапы достижения эстрадной готовности. Разработка будет полезна преподавателям учреждений дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

  1. Основная часть.
  1. Основные причины сценического волнения

На успешность или, наоборот, недостаточный уровень публичного выступления учащегося-музыканта оказывают влияние следующие факторы:

  • психологическая обстановка в семье, уровень доверия ребенка и родителей;
  • стиль взаимодействия педагога с ребенком;
  • личностные особенности участников образовательного процесса.

Чем комфортнее ученик чувствует себя на занятиях, тем ниже уровень его волнения, тем реальнее возможность реализовать себя в музыкально-исполнительской деятельности. И наоборот, боязнь быть наказанным, заниженная самооценка ребенка, критика и раздражительность педагога создает подъем личной тревожности. Умение почувствовать настроение ученика в определенный момент, поддержать его при подготовке к концерту приведут к снижению тревоги у ребенка. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своего рода психологом.

Невозможность проявить свою индивидуальность, например, на конкурсном выступлении, возникает часто из-за страха перед членами жюри, боязни получить низкий балл, опасения услышать критические отзывы со стороны комиссии.

Причина страха может крыться и в неправильно подобранной, «завышенной» программе. Для публичного показа желательно отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны.

Возникновению излишней тревожности ребенка могут способствовать как недостаточная степень контроля в семье, безразличное отношение к его занятиям музыкой, так и завышенные требования со стороны родителей.

Улучшение качества исполнения произведений на сцене, снижение уровня волнения возможно только при взаимодействии в едином комплексе: ученик – родитель – педагог. Все участники образовательного и творческого процессов - партнеры, единомышленники. В этой связи необходимо помнить о совместных формах работы педагога и семьи учащегося, это совместные концерты, лекции, тематические вечера, походы в театр и филармонию.

У неопытных музыкантов часто случается «выпадение» текста. Как писал Л. Коган: «Сама по себе память тут по большей части ни при чем. Исполнители волнуются оттого, что боятся забыть, а забывают же оттого, что волнуются».

Музыкальная память – понятие комплексное, она одновременно слуховая, зрительная и мышечно-игровая. Активное запоминание произведения происходит во время предварительного анализа его тонального плана, структуры и взаимоотношения частей. Если запоминание текста сводится к приобретению чисто технических навыков, к так называемому «механическому» выучивание, то закономерно, что при сильном волнении текст забывается. Н.А. Римский- Корсаков говорил, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение».

Некоторые приемы заучивания музыкального произведения наизусть:

  • Деление произведения на эпизоды, отдельные отрывки с завершенным логическим смыслом. Осмысленное запоминание, с постепенным объединением мелких частей в более крупные. В случае забывания текста во время исполнения память начинает вспоминать «опорные» места.
  • Сопоставление между собой характерных свойств тонального плана, мелодии, аккомпанемента, обращать внимание на интервалы, секвенции, аккорды.
  • Внимательное изучение нотного текста при помощи внутреннего слуха, с определением характера произведения, средств выразительности, главной идеи.
  • Проговаривание нотного текста, например, с какого звука начинается произведение; как идет движение мелодии, где кульминация.
  • Пропевание голосом, без инструмента, запоминая мелодию на слух.
  • Заучивание текста в течение нескольких дней, затем – регулярное чередование игры по нотам с проигрыванием наизусть, игра в медленном темпе.
  • Чередование мысленной игры с реальной игрой на инструменте.
  • Закрыв глаза, представить нотный текст, включая штрихи и динамические оттенки.

Сценическое волнение проявляется у каждого ученика по-разному, в зависимости от типа центральной нервной системы: один может быть внешне спокоен, другой весь дрожит, третий заторможен, четвертый – возбужден. Некоторые хорошо играют в классе, но сбиваются на сцене, а те, на кого не возлагалось больших надежд, могут собраться и сыграть лучше, чем ожидалось. Благоприятному состоянию на сцене противостоят два негативных психологических самочувствия: это излишне суетливое, нервно-возбужденное состояние и полное безразличие, равнодушие.

В первом случае - нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся торможением, из-за того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы превосходит силу торможения. Паническое волнение обнаруживается в дрожании рук и ног, в торопливой речи с проглатыванием слов, в напряженных лихорадочных движениях, приподнятых плечах, частом, поверхностном дыхании, красных пятнах на лице и влажных ладонях. Нервная система, пребывая в таком состоянии, начинает быстро истощаться, и организм входит в состояние полного безразличия ко всему происходящему. Проявляется это в характерных признаках: речь замедляется, становится тихой с паузами, появляется слабость, недомогание, ученик вялый, сонливый. Подобное случается на концертах и конкурсах, при длительном ожидании очередности выступления.

Сценическое самочувствие во время выступления, реакция на слушателей у каждого ребенка проявляется по-своему. Считается, что ученик, часто выступающий на сцене, более устойчив психологически и легче справляется со сценическим волнением. Поэтому желательно готовить ученика к выступлению начиная с первого года обучения.

Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе.

О. Бальзак сказал: «Не существует больших талантов без большой воли…». Действительно, немалое число наших достижений на жизненном пути – это результат победы над собой. Волевые качества – это: настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость, решительность, самостоятельность, инициативность, самообладание и выдержка.

Волевые качества могут проявляться по-разному. Один из учеников может показать пример в проявлении настойчивости и целеустремленности, пытаясь справиться с техническими трудностями произведения, а другой в решительности и смелости, первым выходя на ответственное публичное выступление. Тренировка подобных качеств происходит только с практикой. И, как ни велики сложности публичного выступления, они устраняются, если владеть способами их преодоления.

  1. Методы воспитания психологической устойчивости во время выступления на сцене

Метод самовнушения. За две недели до ответственного выступления ученику предлагается представить концертный зал, в котором он будет играть, чтобы мысленно привыкнуть к обстановке, где состоится выступление.

Ученику предлагается удобно сесть и полностью расслабить мышцы тела. Когда ученик достигнет расслабления мышц тела, кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым, его особенностью является способность к внушению и самовнушению.

Преподаватель просит ученика сосредоточиться на внутренних ощущениях и повторять вслед за ним предложения, погружающие в состояние самовнушения:

  1. «Мои руки становятся теплыми. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются. Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены».
  2. «Мое внимание переходит на ноги. Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх. Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения. Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом».
  3. «Теперь мое внимание переносится на лицо. Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица. Мне дышится легко и спокойно. Спокойно и ровно бьется мое сердце».
  4. «Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать...Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступать...Я спокоен, собран, сосредоточен…».
  5. «Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть. Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием…У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника…Я выполняю все, что задумал... Я играю также хорошо, как и в классе…Я могу хорошо играть…Я знаю, что я сделаю все, что задумал…Я весь отдался моему вдохновенному исполнению…Какое это наслаждение- красиво и хорошо играть. Я могу перестроиться с исполнения одного произведения на другое…Мне легко и приятно держать всю программу в голове…».
  6. «С каждым разом самовнушение будет помогать мне все больше и больше…Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления».

Первые сеансы аутотренинга преподаватель проводит с учеником сам, в дальнейшем это могут делать родители ребенка – перед сном, в спокойной обстановке. Таким образом, страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности, ребенок научится владеть своим состоянием, управлять собой и переводить переживания в нужное русло.

Метод игры перед мысленно представляемым слушателем. На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, представляя, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. В домашних условиях можно создать приближенные условия для выступления, вместо слушателей выставить ряд стульев и посадив на них куклы, игрушки. Во время исполнения необходимо приучать ученика быть готовым к любым неожиданностям, и при встрече с ними не останавливаться, а двигаться дальше, играя как на концерте. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения. Повторные проигрывания произведения с применением этого метода уменьшают влияние волнения на исполнение.

Метод обыгрывания. При обыгрывании создается подобие концертной атмосферы. В качестве слушателей можно привлекать друзей, одноклассников, соседей. Можно выступать в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная, но очень благодарная и доброжелательная. Хорошую помощь в проведении домашних концертов с объявлениями, поклонами, аплодисментами, могут оказать заинтересованные родители. После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:

  • когда удалось избавиться от сильного напряжения;
  • каким было эмоциональное состояние до, в момент, и в паузах между выступлением;
  • что отвлекало;
  • наиболее «слабые» места выступления.

При регулярных обыгрываниях ученик научится справляться с волнением, но перерывы между выступлениями не должны быть длительными.

Можно снимать выступление ученика на видео, а затем просматривать вместе с ним. Это поможет не только проанализировать собственное исполнение, но и избавиться от вредных привычек, если таковые имеются (раскачивание во время игры; подергивание ногой; закусывание губ; надувание щек и т.д.).

Метод концентрации внимания, осознания и прочувствования всего, что связано со звукоизвлечением. При направлении внимания на слуховые ощущения улавливаются все переходы звуков из одного в другой; интонации, возникающие из соединения звуков между собой. Погружение в музыкальную ткань происходит при выполнении таких упражнений как:

а) пропевание учеником (сольфеджирование) без поддержки фортепиано;

б) пропевание учеником вместе с инструментом;

в) пропевание учеником про себя (мысленно);

г) пропевание учеником вместе с мысленным проигрыванием.

Предельная концентрация внимания с проигрыванием произведения осуществляется учеником в медленном темпе, так, чтобы не было ни единой посторонней мысли, именно тогда слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать в неразрывном единстве.

Медленная игра на пианиссимо тренирует концентрацию внимания и усиливает тормозные процессы. Именно их ослабление во время выступления может спровоцировать громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

Метод выявления возможных ошибок. Когда программа полностью выучена, необходимо провести работу по выявлению возможных ошибок. Ведь, как указывал Г. Коган, игровое движение считается закрепленным тогда, когда исполнитель даже при желании не может ошибиться.

Способы выявления возможных ошибок:

  1. Во время исполнения учеником программы педагог произносит психотравмирующее слово «Ошибка». Ученик при этом не должен ошибиться.
  2. Игра с помехами для концентрации внимания. Попросить ученика попытаться сыграть свою программу дома, при включенном на среднюю громкость радио, телевизоре, магнитофоне. Вначале это потребует большого напряжения и вызовет сильную усталость. Но постепенно ученик привыкнет без труда исполнять свою программу в условиях звуковых помех.
  3. Предложить ученику медленно поиграть произведение с завязанными глазами, или в темной комнате. При этом следить, чтобы не было мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
  4. Побегать, попрыгать, поприседать до учащенного сердцебиения и сразу же начинать исполнять программу.

Наиболее сложные задачи стоят перед учеником, когда он готовит к выступлению не одно произведение, а целую программу. Важно планировать работу над программой так, чтобы вся она находилась в готовности к нужному сроку.

Важно научить ученика не придавать на выступлении значения мимолетной фальши, сохранить течение мелодии; уметь забыть промах во время исполнения, так как порой из-за незначительной помарки можно испортить все выступление.

Педагог может завести дневник, где будет отслеживать динамику исполнительского роста ученика, анализировать причины успехов и неудач от выступления к выступлению, на протяжении всего обучения.

  1. Этапы достижения эстрадной готовности

Репетиции.

а) играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте;

б) репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью;

в) репетировать перед специально приглашенными слушателями;

г) не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности.

Репетиции не стоит проводить ежедневно – они отбирают много энергии. Обычно считается, что игра на репетиции всегда лучше, чем на концерте, но наблюдения показывают, что большую содержательность исполнения дает контакт с аудиторией, которая пришла не искать недостатки исполнения, а слушать музыку. «Публика для исполнителя является самым тонким барометром того, в какой форме он находится в данное время», - писал Л. Коган.

Во время работы между репетициями необходимо:

  • обдумать моменты, которые не удовлетворили на репетиции;
  • отрабатывать мысленно, а потом на рояле те места, где были технические трудности, применяя игру отдельных партий, игру в медленном темпе, многократные повторения мелких звеньев;
  • уметь проигрывать в уме без усилий любое место произведения;
  • хорошо играть на рояле любое место с первого раза, как в нужном, так и в медленном темпе.

В этот период в исполнении не должно быть технических трудностей, если место кажется трудным, значит по-настоящему не выучено. Кроме того, должно исчезнуть и физическое и психологическое утомление от исполнения программы.

На всем протяжении игры должно быть:

а) ощущение удобства движений;

б) приподнятость;

в) отсутствие напряжения внимания.

За два дня до концерта педагог должен посоветовать ученику отвлечься от забот и волнений, сходить в кино, театр, почитать интересную книгу.

Накануне концерта нужно поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; посмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься, чтобы не было, по словам Г. Нейгауза, «душевной изношенности» из-за переутомления.

День концертного выступления. Важный элемент – разыгрывание, оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и подготовки психологического аппарата в целом. Организм входит в состояние «боевой готовности»: повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов. Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани.

Важным фактором успешного выступления является состояние рук. При «ледяных» руках можно выполнить гимнастические упражнения по Й. Гату:

  • ударять кончиками пальцев сперва по «подушечкам» первого сустава, затем по середине ладони, потом по нижней части ладони (ударять каждым пальцем отдельно);
  • подтягивать 5-й палец как можно ближе к кисти, прикасаясь им к ладони, а затем гладящим движением провести его кончиком по ладони, до основания пальца, тоже делать по-очереди и с другими пальцами.

Перед выходом на сцену, как советовал А. Щапов, нужно заставить себя спокойно сидеть в удобной позе, при расслабленной мускулатуре, тренируя необходимую для выступления волевую выдержку.

За какое-то время до выхода на сцену педагог должен прекратить все замечания. Ученик должен верить, что он хорошо играет, и он будет играть хорошо. Нельзя фиксировать внимание ученика на проблемах волнения, расспрашивать его, не волнуется ли он, гораздо важнее мобилизовать его волю, чтобы он смог выполнить свой исполнительский замысел.

Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым чаем или водой. Таким способом пользовались С. Рихтер, Д. Ойстрах. Известно, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга, уменьшает ощущение «ватности» ног и дрожание рук.

Советы педагога ученику перед выступлением:

Выходя на сцену, нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие.

Важно приспособиться к инструменту. Обязательно проверить высоту стула.

Важно освещение, затемненная клавиатура раздражает, также, как и бьющий в глаза свет.

Высокие каблуки мешают пользоваться педалью; острый или «обрубленный» носок обуви негативно сказывается на технике владения педалью.

Необходимо удобство в одежде.

Выходить на сцену нужно не торопясь, ступать - легко.

Хорошая осанка – это более глубокое дыхание, лучшее самочувствие, уверенность в себе.

Перед тем, как начать играть, надо мысленно проиграть начало произведения про себя, таким образом начать в нужном темпе и характере значительно легче.

  1. Заключение

В завершение приведем слова Г. Нейгауза, которые можно считать своего рода программой действия для педагога-музыканта: «Достигнуть успехов в работе над художественным образом, можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически (…). Чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу надо развивать его фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, развивать любовь к искусствам - поэзии, живописи, архитектуре, а главное - дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, ответственность и права. Не только научить ученика хорошо играть, но сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким». Речь идет о том, что в работе с начинающим музыкантом важно развить не только его музыкально-исполнительские способности, но и, что не менее важно, его личность в целом.

  1. Список литературы
  1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства М., 1988.
  2. Глазкова Т.Н. Факторы тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся ДМШ М., 1965.
  3. Коган Г.М. У врат мастерства М., 1961.
  4. Коган Г.М. Работа пианиста М., 1963.
  5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры М., 1987.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997.
  7. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением М., 1964.
  8. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники М., 1968.