Методическая разработка "Особенности вокально-речевого интонирования"

Титова Елена Александровна

Для преподавателей, концертмейстеров, учащихся ДМШ и ДШИ, любителей музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Вяземская детская школа искусств

им. А.С. Даргомыжского

Методическая разработка

«Особенности вокально-речевого интонирования»

Выполнила концертмейстер:

Титова Е.А.

Вязьма

Звук - основа певческого и речевого голоса

Проблема взаимосвязи речи и музыки рассматривалась многими представителями различных областей науки. К их сравнительному анализу обращались музыковеды, психологи, лингвисты, этнографы. Изучались проблемы восприятия музыкальных и речевых ритмов и их воздействия на психику, вопросы эмоциональной окраски музыки и речи, исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций. Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. По своему жизненному значению человеческая речь многофункциональна. Она является в первую очередь средством общения, средством мышления, носителем памяти, информации. Кроме того, с помощь речи становятся возможными управление поведением других людей и регуляция собственного поведения человека. Речь может принимать разные формы, она может быть внешней, внутренней, устной, письменной; речь также может быть представлена в форме монолога или диалога (односторонний и двусторонний обмен информацией) и т.д.

Музыкальное искусство, как форма общения, на протяжении веков вбирало в себя опыт всей человеческой коммуникации. Коммуникативность – наиболее очевидный параметр сходства речи и музыки. Кроме того, можно выделить и такие характерные для этих звуковых явлений компоненты, как знаковость, ритмичность, интонационная основа, а также акустические параметры: высота звука, сила, тембр, длительность, динамика. Что касается общности акустических параметров речи и музыки, то она очевидна.

В вопросе о взаимосвязи музыки и речи нельзя обойти вниманием такой компонент, как интонация. В языкознании это понятие в широком смысле понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая (то, что мы называем «мелодия речи»), изменения динамики и тембра и т.д. Интонация в музыке – это звуковое воплощение сочинения в единстве всех средств его выразительности в масштабах целого. В узком смысле под музыкальной интонацией имеется в виду звуковысотная кривая мелодии, музыкальный отрезок, кратчайшая музыкальная мысль. Музыкальная интонация представляет собой обобщение, несущее в себе некую музыкальную информацию; в ней кроется выразительность музыкальной темы. В отличие от музыкальной, речевая интонация вносит дополнительный эмоциональный смысл в речевое высказывание, подчас настолько изменяя этот смысл, что он начинает противоречить словам. Тем не менее, функции музыкальной интонации весьма близки к функциям, выполняемым речевой интонацией.

Дыхание, как основа звука

Вопрос о дыхании в вокальной методике имеет немаловажное значение потому, что дыхание является той силой, которая приводит в действие голосовой аппарат. Внимательно рассмотрев сложный процесс пения, можно сделать вывод, что удельный вес двух фаз дыхания имеет в нем равно важное значение, но функции их совершенно различны. Первая фаза - вдох - имеет две функции: наполнение легких необходимым количеством воздуха и, при помощи «задержки» дыхания, приведение голосового и дыхательного аппаратов в активное состояние перед моментом включения звука.

Певческая практика говорит, что вдох должен быть энергичным и достаточно быстрым, кроме того – достаточно глубоким и полным. Переполнение легких воздухом следует избегать, так как это утомит певца и затруднит механику звукообразования. Обязательным условием является бесшумность вдоха. Чрезвычайно существенным методом является вопрос, как нужно вдыхать – через нос или через рот. При пении время вдоха – выдоха регламентируется исполняемым произведением, а воздуха требуется значительно больше. Требование дышать только через нос оказывается практически трудно осуществимым, особенно в темпе «престо».

Противоположное требование – дышать только через рот – также неверно, так как вдох, особенно при большой активности, может осушить слизистую оболочку гортани и лишить ее необходимой эластичности. Чисто ротовое дыхание неосуществимо, так как нос, оставаясь все время открытым, неизбежно пропускает через себя какое-то количество воздуха, следовательно, это определение носит условный характер. Логика и певческий опыт говорят, что наиболее рациональным способом вдоха является смешанный вдох, то есть вдох одновременно через рот и нос.

Вторая фаза дыхания – выдох играет в процессе пения большую роль, так как от его характера зависит ровность звуковедения, плотность атаки, яркость, сконцентрированность звука и т.п. Наш голосовой аппарат устроен таким образом, что певческий звук может быть включен лишь в момент выдоха и весь дальнейший процесс пения производится именно при помощи выдоха. Прямая зависимость существует именно между выдохом и звуком и от характера выдоха зависит характер звука. Звук должен быть «поставлен» не вообще на дыхание, а именно на выдох: он должен быть включен в поток выдоха.

Огромная работа должна быть проделана певцом для того, чтобы добиться полной свободы в передаче музыкальных образов. В работе над звуком развитие технических и исполнительских навыков должно идти рука об руку. Вместе с тем, развивая исполнительские навыки певцов, необходимо учитывать их техническую подвинутость. Исполнительская свобода может быть достигнута лишь путем преодоления вокально–технических трудностей.

Вокальный язык - система звукового интонирования

Вокальная речь - это средство передачи музыкально-эстетической и эмоциональной информации от исполнителя к слушателю. От разговорной речи она отличается значительно увеличенной мощностью и громкостью, длительностью звучания гласных, особенностями тембра, характерными модуляциями высоты основного тона, наличием вибрато, особой ролью высоты певческой форманты, спецификой физиологических механизмов голосообразования (дыхания, гортани, резонаторов).

В вокальной речи происходит слияние текста речевого и музыкального, речь накладывается на мелодию. Вокальная музыка в основе своей написана на стихотворные тексты, соединение акцентов речевых и музыкальных - даёт единство музыкальной и вокальной линии в произведении.

Вокальное интонирование

ИНТОНИРОВАНИЕ — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструментах. Понятие "интонирование"  музыканты применяют в том случае, когда говорят об умении мыслить музыкальные звуки не по отдельности, а заключать их в единую музыкальную мысль - строить фразы, предложения. Опытный музыкант практически не мыслит отдельными звуками, а слышит сразу музыкальную мысль.

Если звуки заключаются в музыкальную фразу, то некоторые из них могут чуть занижаться или завышаться, показывая звуковедение вверх или вниз. У вокалистов и хоровиков есть целые схемы того, какие ступени музыкальных ладов завышаются, занижаются или остаются стабильными, в зависимости от того в каком музыкальном ладу (минор, мажор) или его разновидности мы находимся. А обуславливается это тем, что мы воспринимаем звук как чистый не в какой-то определённой точке, а в некотором диапазоне. Этот диапазон и позволяет менять высоту звука в его пределах. Если поющий или играющий музыкант не воспроизводит такое звуковедение, обусловленное предслышанием следующих звуков, то его интонация тоже не воспринимается, как чистая, не смотря на то, что формально он музицирует верно.

Пение - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения,

один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов, с инструментальным аккомпанементом, и без него - а капелла. Пение различается:

  • по видам - сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровое;
  • по жанрам - оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). Кроме того существует эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Певческая интонация

Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком. Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, а также вытекающие из общности материала и функций родства принципов организации интонационного процесса относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.

Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку, существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах, общий коммуникативный опыт человека - опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.

Сходство вокальной и речевой интонаций проявляется в наличии понятия опоры, в расположении главного опорного звука в нижнем регистре голосового диапазона, чередовании волнообразных подъемов и спусков звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового высказывания. Роднят вокальную интонацию с речевой и наличие пауз, цезур, и т.п.

Напряжения, идущие вверх, ослабления, идущие вниз - характерный прием в интонационном высказывании. Это обусловлено неодинаковым напряжением голосовых связок.

Певческая интонационная система обладает несколькими значениями. Во-первых, экспрессивным, связанным с эмоциональной стороной и волевыми устремлениями человека. Это могут быть интонации ликования, торжества, призыва к действию, ощущения тревоги, гнева и т.д. Во-вторых, логическим значением, характеризующимся семантикой смыслов: вопросы, утверждения, отрицания, завершения мысли. Во многом они закрепились в так называемых риторических фигурах, которые первоначально были выделены в ораторской речи.

При воспитании вокальных навыков необходимо опираться на звуковысотный и тембровый слух в их комплексе, ибо тембровые свойства звука помогают в работе над интонированием собственно высоты, а правильное интонирование высоты звука выявляет тембровые качества звучания. Умение чисто интонировать — сложный навык, непосредственно связанный с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности. В этом прослеживается диалектическая сущность взаимосвязи музыкально-слуховых представлений с полученными практическими результатами. Способность оперировать музыкально-слуховыми представлениями в пении воспитывается умением сольфеджировать произведения. В процессе пения по нотам певцы корректируют свое звучание в вокально-интонационном направлении.

Речевая интонация

Как осуществляется выразительность звучащей речи? При утверждении, констатации, голос на ударном слоге падает вниз. Другие средства применяются, если фраза вопросительная. На ударном слоге голос заметно повысится. В то же время, несколько усилившись, фраза окрасится открытым или сдержанным любопытством, недоумением или другим чувством, что выразится также в оттенках голоса. Предложение, выражающее просьбу, кроме эмоциональной окраски, будет отличаться удлинением ударного слога и вследствие этого скрадыванием послеударного слога. Каждое предложение или целое высказывание получает определенную звуковую оболочку, приобретает свое звучание. С этим звучанием всегда связано значение предложения.

Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она, в известной мере, непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы. Интонация собственной речи рождается непосредственно. С передачей чужой, написанной речи (при чтении произведения) живость, интонационное соответствие появляется в ситуации общения. Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое.

Тембр, как компонент интонации

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно тембру голоса, он важен для нас так же, как наша внешность, манеры и знания. Голос - тот инструмент, с помощью которого доносится мысль до других людей, и взаимопонимание между людьми зависит от голосовых и речевых данных.

Тембр, иначе тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, звонкий, скрипящий), то осязательное (мягкий, холодный, жесткий), то ассоциативное (бархатный, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый и т.д).

Законы дикции и артикуляции

Пение недаром называют вокальной речью. Слово в пении несет слушателю содержание того, о чем поется, в связи с чем проблема разборчивости вокальной речи становится актуальной.

Когда говорят о дикции, то под этим термином обычно подразумевают степень понятности (внятности) произношения, т. е. разборчивости речи. Вместе с тем термином «дикция» в практике нередко обозначаются и некоторые элементы художественной выразительности речи или особенности произношения того или иного артиста. В связи с этим под термином «дикция», по-видимому, кроется более широкое понятие, чем под термином «разборчивость», обозначающим лишь степень фонетической четкости произношения, или, так сказать, чисто техническую сторону дикции.

Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю, членораздельно произношу) - способ исполнения последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних.  Функции артикуляции многообразны и тесно связаны с ритмическими, динамическими, тембровыми и некоторыми другими музыкально - выразительными средствами, а также с общим характером вокального произведения. Вокальная речь существенно отличается от обычной речи тем, что звуки произносятся протяжно и на разных нотах. Изменение это в основном сводится  к тому, что вокалист не проговаривает указанные слоги, а пропевает их своим обычным певческим голосом.

Дикция в пении совершенно закономерно зависит от высоты ноты; чем выше нота, тем хуже дикция. Особенно ухудшается дикция и при пении самых низких нот диапазона голоса и с повышением голоса у женщин: по мере приближения к самым верхним нотам величина дикции стремится к нулю. У каждого типа голоса и у каждого певца (индивидуально) в центре диапазона имеется зона наилучшей дикции; причем чем выше голос, тем соответственно выше располагается эта зона максимальной дикции.

Говоря о причинах плохой дикции у вокалистов, следует особо подчеркнуть роль согласных в пении. Именно плохая артикуляция согласных и обусловливает низкий уровень дикции. Занимаясь в классе с учеником, педагог обычно слышит его на близком расстоянии. Вследствие этого он нередко обращает все свое внимание на характер звучания гласных. Но его восприятие текста резко отличается от первичного восприятия слушателем, к тому же в большом концертном зале. В этом случае усвоенная певцом вялая, неактивная манера произношения согласных и приводит к тому, что с большого расстояния согласные воспринимаются нечетко, и дикция певца страдает. В пении ввиду большой протяжности гласных роль согласных во много раз возрастает. Поэтому ошибкой многих неопытных певцов является пренебрежительное отношение к согласным. Поются не только гласные, но и большинство согласных, а некоторые (звонкие) имеют даже ясно выраженную высоту основного тона.

Исполнительская практика говорит, что лучшие певцы, обладающие отличной дикцией, всегда даже несколько подчеркнуто артикулируют согласные в пении. Кроме четкости дикции, это придает их пению и особую художественную выразительность.  

Некоторые особенности вокально-речевого интонирования в практике вокальной исполнительской деятельности

Певец, прежде чем выйти на эстраду, должен овладеть целым комплексом навыков: научиться владеть голосом, петь с аккомпанементом, читать ноты и т. п. Чем выше техника деятельности, тем меньше она занимает певца, тем лучше он может сосредоточиться на творчестве.

Для певца основным выразительным средством является голос, и поэтому его совершенная обработка позволяет с большой гибкостью и полнотой эмоционально выражать в прекрасной вокальной форме идейное содержание. Мастерство в вокальном искусстве — это умение владеть большим количеством навыков и употреблять их так, как требует творческая задача. Пение, как искусство исполнительское, всегда предполагает творческий элемент, так как певец не просто переводит механически ноты и текст в звуки голоса, а всегда воссоздает произведение, т. е. проводит его через себя.

Творчество невозможно без подготовительного этапа, во время которого накапливается материал для будущей работы. Певец, занятый другим делом, ловит себя на мысли, что он внутри все время что-то поет, ищет какие-то интонации, повторяет какие-то привязавшиеся музыкальные фразы из того или иного произведения и т. п. Найденные находки затем с полным включением сознания обрабатываются, переделываются, шлифуются и, в зависимости от общей идеи замысла, входят или не входят в окончательный вариант.

Творчество — это всегда огромный труд, труд сознательный, обычно связанный с большим волевым усилием. Искусство певца действенно и впечатляет только тогда, когда ясна идея, замысел и когда она воплощена в яркой эмоциональной и технически совершенной художественной форме. Таким образом, певец всегда должен сочетать в своем исполнении рациональное и эмоциональное начало.

Для этого певец должен: приучить себя как к постоянному накоплению материала для творчества, так и к постоянному труду в этой области. Развитие наблюдательности, запоминания явлений, фактов, эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи, развитие интеллектуальных способностей обязательны для певца. Приобретение широкого кругозора, выработка ясного мировоззрения, и отсюда эстетических взглядов, — также необходимы певцу.

Когда певец знакомится с произведением, с ролью, у него еще нет ясного исполнительского замысла, идеи, плана. По мере развития творческого воображения, на основе предыдущего опыта и в соответствии с эстетическим мировоззрением, замысел возникает вначале в очень общем виде. Затем он перерабатывается сознанием и изменяется, дополняется. Такой аналитический период работы над образом, где один вариант исполнения борется с другим, где возникают новые идеи, где в равной мере работает сознание, воображение и интуиция, — обязателен для работы над произведением.

Варианты динамики, темпа, строение фраз, интонации, акценты, игра тембров, слово — все это требует своего нахождения для наиболее полного воплощения замысла. Поэтому аналитический период включает в себя многочисленные пробы исполнения, где певец отбирает нужное и отбрасывает ложное или менее характерное. У творца поиск лучшего часто длится всю жизнь.  Для педагога-вокалиста творческий подход связан с умением понять и раскрыть способности каждого ученика. Личный певческий опыт здесь недостаточен. Здесь нужны и глубокие разносторонние знания, и творческая интуиция. Для вокального педагога необходимо накопление как практического опыта работы с учениками, так и глубокая разносторонняя теоретическая подготовка, развитие наблюдательности, тонкого вокального слуха.

Итак, из всего вышесказанного следует, что пение, как коммуникативное проявление, основанное на интонации, представляет собой достаточно сложное, многоплановое и чрезвычайно важное явление в общем контексте речевой деятельности человека. Именно интонация фактически организует речь в целом, в том числе и пение. С помощью интонации придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки музыкального текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность и т.д.). Важнейшая функция интонации – определение многоплановости смысла высказывания. В жизни пение и речь постоянно взаимодействуют. Провести чёткую грань между этими феноменами чрезвычайно сложно, а порой и невозможно.

Музыка и речь не только взаимодействуют в процессе вокального интонирования, но и дополняют друг друга, создавая Великое искусство пения.

Список литературы

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс 1971.

Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки 1968.

Браудо И., Артикуляция 1961.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики 1963.

Зиндер Л.Р. Звуки речи 1971.

Котов А.И. Выразить невыразимое: слово звучащее  2007 .

Мальцев С.М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-

исполнителя 1976.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос  1965.

Морозов В.П. Тайны вокальной речи  1967.

Панофка Г. Искусство пения  1968.

Плужников К. Механика пения 2006.

Ромодин A.B. Звучащее и неслышимое: голоса в традиционной культуре // Голос в культуре : артикуляция и тембр  2007.  

Юссон Р. Певческий голос: исследование основных физиологических акустических явлений певческого голоса   1974.

Яковлев A.B. Физиологические закономерности певческой атаки 1971.

Яковлева A.C. Русская вокальная школа: исторический очерк от истоков до середины XIX столетия  1999.