Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок закрепления знаний, развития умений и навыков
Продолжительность урока: 40 мин.
Оборудование: два фортепиано, нотный материал, иллюстративный материал.
Цель урока: закрепление теоретических знаний и практических умений при изучении музыкальных произведений крупной формы.
Задачи:
- Развивать музыкальные способности учащихся.
- Формировать умение анализировать музыкальное произведение.
- Развивать исполнительское мастерство, формировать сценическую культуру.
- Формировать интерес к фортепианным произведениям А. Диабелли.
Методы и приемы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (использование ассоциаций, образных сравнений);
- практический (игра на инструменте).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»
с учащимися 2-го класса ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» на тему: «Соната. Сонатная форма»
Преподаватель по классу фортепиано Анфимова О.П.,
МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут
Урок проведен с учащимися 2-го класса ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» Киприяновой Екатериной, Черепнёвой Анастасией.
Дата проведения: 15.12.2022 г.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок закрепления знаний, развития умений и навыков
Продолжительность урока: 40 мин.
Оборудование: два фортепиано, нотный материал, иллюстративный материал.
Цель урока: закрепление теоретических знаний и практических умений при изучении музыкальных произведений крупной формы.
Задачи:
- Развивать музыкальные способности учащихся.
- Формировать умение анализировать музыкальное произведение.
- Развивать исполнительское мастерство, формировать сценическую культуру.
- Формировать интерес к фортепианным произведениям А. Диабелли.
Методы и приемы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- эмоциональный (использование ассоциаций, образных сравнений);
- практический (игра на инструменте).
Структура урока:
- Организационный этап (5-7 мин.) Введение в тему урока. Повторение изученного материала.
- Основная часть (30 мин.). Закрепление теоретических знаний. Исполнение музыкальных произведений.
- Заключительный этап (3-5 мин.) Подведение итогов, домашнее задание.
Исполняемые произведения:
1. Диабелли. Сонатина d moll op.163 № 6 для фортепиано в 4 руки в 3-х частях.
Исполняет ансамбль: Черепнёва А. (2кл) I партия, Анфимова О.П. II партия.
2. Диабелли. Сонатина C dur op. 163 № 1 для фортепиано в 4 руки в 3-х частях.
Исполняет ансамбль: Киприянова Е.(2кл) I партия, Анфимова О.П. II партия.
На урок приглашены преподаватели и учащиеся фортепианного отделения.
Вступительное слово преподавателя. Уважаемые коллеги, дорогие ребята! Сонатная форма - одна из важных и сложных тем в программе обучения. Освоение ее требует от учеников знание теории музыки, осмысления целостности формы, умения анализировать, логически мыслить, хорошей исполнительской подготовки. Сегодня мы покажем вам, что нам удалось сделать с учениками в этом направлении работы.
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие. Представление учащихся. Сообщение темы урока.
Преподаватель: что такое соната?
Дети: музыкальное произведение для какого-либо инструмента.
Преподаватель: сколько частей в сонате?
Дети: три.
Преподаватель: какая часть сонаты медленная?
Дети: вторая.
Преподаватель: в какой форме пишется 1-я часть?
Дети: сонатное аллегро.
Преподаватель: назовите, пожалуйста, основные разделы сонатного аллегро.
Дети: экспозиция, разработка, реприза.
Преподаватель: правильно, молодцы. Мы с вами знаем, что основа сонатной формы – экспозиционное противопоставление и репризное объединение музыкального материала двух партий. Назовите их, пожалуйста.
Дети: главная партия и побочная партия.
Преподаватель: в чём их противопоставление в экспозиции и объединение в
репризе?
Дети: в экспозиции главная в основной тональности, побочная – в тональности
доминанты, а в репризе они обе в основной тональности.
Преподаватель: а что такое сонатина?
Дети: Это маленькая соната.
2. Основная часть. Закрепление теоретических знаний. Исполнение Сонатин А. Диабелли соч.163 №1 и №6.
Преподаватель: Сегодня мы с вами обсудим и исполним сонатины Антона Диабелли (5.09.1781–8.04.1858). Австрийский нотоиздатель и композитор родился в 1781 в Матзе вблизи Зальцбурга. Расскажу вам интересный факт из его биографии. В 1819 г. он разослал сочинённый им вальс нескольким десяткам ведущих австрийских музыкантов с предложением написать по одной вариации на его тему. Собранные вместе, эти вариации должны были быть опубликованы, а выручка направлена в пользу вдов и сирот, оставшихся в Австрии после Наполеоновских войн.
Среди 50 композиторов, откликнувшихся на предложение Диабелли, были, в частности, Людвиг Ван Бетховен, Франц Шуберт, Карл Черни и даже семилетний Ференц Лист. В итоге Бетховен написал самостоятельное сочинение — 33 Вариации на тему Диабелли. В 1823 году задуманное Диабелли издание вышло в двух томах (один включал музыку Бетховена, другой — работы остальных композиторов) под названием Союз музыкантов Отечества.
Диабелли написал много произведений для фортепиано и гитары. Сегодня речь пойдет о его сонатинах, изображающих борьбу героя с неизвестными силами.
Первой прозвучит Сонатина До-мажор, соч.163 № 1 в трёх частях.
На доске написаны схема и тональный план сонатины:
I II III
Э | Р | Р | |
ГП | C | Es-c | C |
ПП | G | C | |
ЗП | G | C |
Первая часть. Обратите внимание: начинается она вступлением Andante (характер maestoso, dolce[1], заканчивается на доминанте). Далее идёт собственно Сонатное Allegro (темп Allegro moderato[2]), в нём всё по правилам:
Экспозиция | Разработка | Реприза | |
Главная партия | До-мажор | Ми-бемоль мажор и до-минор | До-мажор |
Побочная партия | Соль-мажор | До-мажор | |
Заключительная п. | Соль-мажор | Соль-мажор | До-мажор |
Вторая часть – удивительной красоты романс Andantino в ля-миноре. Простая двухчастная форма, размер 2/2. Третья часть – стремительное, яркое Рондо. Размер 2/4. Темп Allegro vivace[3]. Написано в основной тональности сонатины – До-мажоре.
Исполняется Сонатина А. Диабелли До-мажор соч.163 № 1 в трёх частях для фортепиано в 4 руки. Исполняют: Киприянова Е., Анфимова О.П.
Преподаватель: Следующей прозвучит Сонатина ре-минор соч.163 № 6 в трёх частях.
На доске написаны схема и тональный план сонатины:
Э | Р | Р | |
ГП | d | A – D | D |
ПП | F | d – A | D |
ЗП | а | d |
Первая часть - Cонатное аллегро. Здесь хорошо слышна борьба героя с неизвестными силами: резкое и частое изменение в динамике звука от форте к пиано. Форте выражает чувство решимости героя, а пиано показывает его в более мягких, спокойных тонах. Характер обозначен: Con Fuoco[4]. Начинается коротким энергичным призывом. Интересен тональный план: Побочная партия написана в Фа-мажоре, а заканчивается экспозиция минорной доминантой. В разработке, как и положено, с главной и побочной партиями происходят различные «приключения», а в репризе – полное взаимопонимание.
Экспозиция | Разработка | Реприза | |
Главная партия | ре-минор | Ля-мажор, Ре-мажор | ре-минор |
Побочная партия | Фа-мажор dolce | ре-минор, Ля-мажор | ре-минор |
Заключительная п. | Ля минор stakkato[5] | Ля-мажор | ре-минор |
Вторая часть – нежное Andantino. Светлый Ре-мажор, размер 3/4. Форма простая трёхчастная с кодой.
Третья часть – лёгкое, полётное, волшебное Рондо. А. Диабелли обозначил: leggerissimo e staccato (в высшей степени легко и отрывисто). Написано в основной тональности сонатины – ре-миноре.
Исполняется Сонатина А. Диабелли ре-минор соч.163 № 6 в трёх частях для фортепиано в 4 руки. Исполняют Черепнёва А. (2кл.), Анфимова О.П.
3.Заключительная часть.
Подведение итогов. Преподаватель оценивает выступление учеников, как хорошее. Ребята смогли сконцентрировать внимание на исполнении, сумели справиться с волнением. Преподаватель также указывает на ошибки, допущенные при исполнении.
Задание на дом: уверенное исполнение наизусть с анализом и исправлением ошибок, допущенных на уроке, учитывать замечания по всем этапам работы над сонатной формой.
Источники информации:
1. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.:
Советская энциклопедия, 1990. – С.172, 513-514.
2. Википедия – свободная энциклопедия:
ru.wikipedia.org/…/Вариации_на_тему_Диабелли (коллектив авторов)
3. www.lastfm.ru/Anton+Diabelli
[1] Величественно, нежно (ит.)
[2] Скоро умеренно (ит.)
[3] Скоро, весело (ит.)
[4] С гневом (ит.)
[5] отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.