Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: урок закрепления знаний, развития умений и навыков

Продолжительность урока: 40 мин.

Оборудование: два фортепиано, нотный материал, иллюстративный материал.

Цель урока: закрепление теоретических знаний и практических умений при изучении   музыкальных произведений   крупной формы.

Задачи: 

  • Развивать музыкальные способности учащихся.   
  • Формировать умение анализировать музыкальное произведение.
  • Развивать исполнительское мастерство, формировать сценическую культуру.
  • Формировать интерес к фортепианным произведениям А. Диабелли.  

 

Методы и приемы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • эмоциональный (использование ассоциаций, образных сравнений);
  • практический (игра на инструменте).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа»

с учащимися 2-го класса ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» на тему: «Соната. Сонатная форма»

Преподаватель по классу фортепиано Анфимова О.П.,

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут

Урок проведен с учащимися 2-го класса ДПП в области музыкального искусства «Фортепиано» Киприяновой Екатериной, Черепнёвой Анастасией.

Дата проведения: 15.12.2022 г.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: урок закрепления знаний, развития умений и навыков

Продолжительность урока: 40 мин.

Оборудование: два фортепиано, нотный материал, иллюстративный материал.

Цель урока: закрепление теоретических знаний и практических умений при изучении   музыкальных произведений   крупной формы.

Задачи:  

  • Развивать музыкальные способности учащихся.    
  • Формировать умение анализировать музыкальное произведение.
  • Развивать исполнительское мастерство, формировать сценическую культуру.
  • Формировать интерес к фортепианным произведениям А. Диабелли.  

Методы и приемы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • эмоциональный (использование ассоциаций, образных сравнений);
  • практический (игра на инструменте).

Структура урока:

  1. Организационный этап (5-7 мин.) Введение в тему урока. Повторение изученного материала.
  2. Основная часть (30 мин.). Закрепление теоретических знаний. Исполнение музыкальных произведений.
  3. Заключительный этап (3-5 мин.) Подведение итогов, домашнее задание.      

Исполняемые произведения:

1. Диабелли. Сонатина d moll op.163 № 6 для фортепиано в 4 руки в 3-х частях.                    

 Исполняет ансамбль: Черепнёва А. (2кл) I партия, Анфимова О.П. II партия.                                                                                                                

2. Диабелли. Сонатина C dur op. 163 № 1 для фортепиано в 4 руки в 3-х частях.                                                                                                            

Исполняет ансамбль: Киприянова Е.(2кл) I партия, Анфимова О.П. II партия.

На урок приглашены преподаватели и учащиеся фортепианного отделения.

Вступительное слово преподавателя. Уважаемые коллеги, дорогие ребята! Сонатная форма - одна из важных и сложных тем в программе обучения. Освоение ее требует от учеников знание теории музыки, осмысления целостности формы, умения анализировать, логически мыслить, хорошей исполнительской подготовки. Сегодня мы покажем вам, что нам удалось сделать с учениками в этом направлении работы.

Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие. Представление учащихся. Сообщение темы урока.

Преподаватель: что такое соната?

Дети: музыкальное произведение для   какого-либо инструмента.  

Преподаватель: сколько частей в сонате?

Дети: три.

Преподаватель: какая часть сонаты медленная?

Дети: вторая.

Преподаватель: в какой форме пишется 1-я часть?

Дети: сонатное аллегро.

Преподаватель: назовите, пожалуйста, основные разделы сонатного аллегро.

Дети: экспозиция, разработка, реприза.

Преподаватель: правильно, молодцы. Мы с вами знаем, что основа сонатной формы –   экспозиционное противопоставление и репризное объединение музыкального материала двух партий. Назовите их, пожалуйста.

Дети: главная партия и побочная партия.

Преподаватель: в чём их противопоставление в экспозиции и объединение в

репризе?                                    

Дети: в экспозиции главная в основной тональности, побочная – в тональности

доминанты, а в репризе они обе в основной тональности.

Преподаватель: а что такое сонатина?

Дети: Это маленькая соната.

2. Основная часть. Закрепление теоретических знаний. Исполнение Сонатин А. Диабелли соч.163 №1 и №6.

Преподаватель: Сегодня мы с вами обсудим и исполним сонатины Антона Диабелли (5.09.1781–8.04.1858). Австрийский нотоиздатель и композитор родился в 1781 в Матзе вблизи Зальцбурга. Расскажу вам интересный факт из его биографии. В 1819 г. он разослал сочинённый им вальс нескольким десяткам ведущих австрийских музыкантов с предложением написать по одной вариации на его тему. Собранные вместе, эти вариации должны были быть опубликованы, а выручка направлена в пользу вдов и сирот, оставшихся в Австрии после Наполеоновских войн.

Среди 50 композиторов, откликнувшихся на предложение Диабелли, были, в частности, Людвиг Ван Бетховен, Франц Шуберт, Карл Черни и даже семилетний Ференц Лист. В итоге Бетховен написал самостоятельное сочинение —  33 Вариации на тему Диабелли. В 1823 году задуманное Диабелли издание вышло в двух томах (один включал музыку Бетховена, другой — работы остальных композиторов) под названием Союз музыкантов Отечества. 

Диабелли написал много произведений для фортепиано и гитары. Сегодня речь пойдет о его сонатинах, изображающих борьбу героя с неизвестными силами.

Первой прозвучит Сонатина До-мажор, соч.163 № 1 в трёх частях.

        

На доске написаны схема и тональный план сонатины:

                                      I                                    II                                   III

Э

Р

Р

ГП

C

Es-c

C

ПП

G

C

ЗП

G

C

 

        

Первая часть. Обратите внимание: начинается она вступлением Andante (характер maestoso, dolce[1], заканчивается на доминанте). Далее идёт собственно Сонатное Allegro (темп Allegro moderato[2]), в нём всё по правилам:    

Экспозиция

Разработка

Реприза

Главная партия

До-мажор

Ми-бемоль мажор

и до-минор

До-мажор

Побочная партия

Соль-мажор

До-мажор

Заключительная п.

Соль-мажор

Соль-мажор

До-мажор

Вторая часть – удивительной красоты романс Andantino в ля-миноре. Простая двухчастная форма, размер 2/2. Третья часть – стремительное, яркое Рондо. Размер 2/4. Темп Allegro vivace[3]. Написано в основной тональности сонатины – До-мажоре.  

Исполняется Сонатина А. Диабелли   До-мажор соч.163 № 1 в трёх частях для фортепиано в 4 руки. Исполняют: Киприянова Е., Анфимова О.П.  

Преподаватель: Следующей прозвучит Сонатина ре-минор соч.163 № 6 в трёх частях.

На доске написаны схема и тональный план сонатины:

  

Э

Р

Р

ГП

d

A – D

D

ПП

F

d – A

D

ЗП

а

d

         

Первая часть - Cонатное аллегро. Здесь хорошо слышна борьба героя с неизвестными силами:  резкое и частое изменение в динамике звука  от форте к  пиано.  Форте выражает чувство решимости героя, а пиано показывает его в более мягких, спокойных тонах. Характер обозначен: Con Fuoco[4].  Начинается коротким энергичным призывом. Интересен тональный план: Побочная партия написана в Фа-мажоре, а заканчивается экспозиция минорной доминантой. В разработке, как и положено, с главной и побочной партиями происходят различные «приключения», а в репризе – полное взаимопонимание.

Экспозиция

Разработка

Реприза

Главная партия

ре-минор

Ля-мажор, Ре-мажор

ре-минор

Побочная партия

Фа-мажор dolce

ре-минор, Ля-мажор

ре-минор

Заключительная п.

Ля минор stakkato[5]

Ля-мажор

ре-минор

Вторая часть – нежное Andantino. Светлый Ре-мажор, размер 3/4. Форма простая трёхчастная с кодой.

Третья часть – лёгкое, полётное, волшебное Рондо.  А. Диабелли обозначил: leggerissimo e staccato (в высшей степени легко и отрывисто). Написано в  основной  тональности  сонатины –  ре-миноре.  

Исполняется Сонатина А. Диабелли   ре-минор соч.163 № 6 в трёх частях для фортепиано в 4 руки. Исполняют Черепнёва А. (2кл.), Анфимова О.П.

3.Заключительная часть.  

Подведение итогов. Преподаватель оценивает выступление учеников, как хорошее. Ребята смогли сконцентрировать внимание на исполнении, сумели справиться с волнением. Преподаватель также указывает на ошибки, допущенные при исполнении.

Задание на дом: уверенное исполнение наизусть с анализом и исправлением ошибок, допущенных на уроке, учитывать замечания по всем этапам работы над сонатной формой.

Источники информации:

1.  Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.:                                    

     Советская энциклопедия, 1990. – С.172, 513-514.

2.        Википедия – свободная энциклопедия:  

ru.wikipedia.org/…/Вариации_на_тему_Диабелли (коллектив авторов)

3.  www.lastfm.ru/Anton+Diabelli    


[1] Величественно, нежно (ит.)

[2] Скоро умеренно (ит.)

[3] Скоро, весело (ит.)

[4] С гневом (ит.)

[5] отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.