Развитие техники пианиста. История вопроса и современные методики

Многие фортепианные педагоги и исполнители обращались и обращаются к теме развития технической оснащенности исполнителя-пианиста. работа над развитием техники занимала и занимает важное место в развитии музыканта. В условиях учреждения дополнительного образования значение развития техники учащихся понятно каждому педагогу. Развитие технических навыков практически неотделимо от музыкально-пианистического обучения. Правильно организованные занятия должны привести к совершенствованию исполнительского мастерства. Но при этом у многих учащихся после прохождения начального этапа обучения наблюдаются пробелы в техническом развитии, проблемы, связанные с состоянием пианистического аппарата. В данном сообщении речь пойдет о значении развития технического мастерства музыканта-пианиста.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение на тему:

«Развитие техники пианиста. История вопроса и современные методики»

Выполнила: Анфимова О.П.,

Преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»,

г. Сургут, 2022 г.

Содержание

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Краткий обзор истории развития взглядов на воспитание пианистических навыков.
  2. Основные тезисы книги Е. Я. Либермана «Работа над фортепианной техникой».
  1. Заключение.
  2. Список литературы

  1. Введение

Многие фортепианные педагоги и исполнители обращались и обращаются к теме развития технической оснащенности исполнителя-пианиста. работа над развитием техники занимала и занимает важное место в развитии музыканта. В условиях учреждения дополнительного образования значение развития техники учащихся понятно каждому педагогу. Развитие технических навыков практически неотделимо от музыкально-пианистического обучения. Правильно организованные занятия должны привести к совершенствованию исполнительского мастерства. Но при этом у многих учащихся после прохождения начального этапа обучения наблюдаются пробелы в техническом развитии, проблемы, связанные с состоянием пианистического аппарата. В данном сообщении речь пойдет о значении развития технического мастерства музыканта-пианиста.

II.   Основная часть.

  1. Краткий обзор истории развития взглядов на воспитание пианистических навыков

В эпоху клавирного искусства конца XVII - середины XVIII века формируются национальные клавирные школы во Франции, Германии, Италии, Испании. Появляются известные мастера клавирных школ – Франсуа Куперен, Жан Филипп Рамо, Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти и др. Появляются первые трактаты по исследованию искусства владения инструментом. В трактатах Куперена «Искусство игры на клавесине» и Рамо «Метод пальцевой механики» уже уделяется достаточно много внимания проблеме технического развития ученика.

Во второй половине XVIII века рождается новый музыкальный язык будущих венских классиков. Выделяются своим новаторством сыновья И.-С. Баха. Особенно значительным стало творчество Карла Филиппа Эммануила Баха, его трактат «Опыт об истинном искусстве игры на клавире» стал настоящей школой для музыкантов его времени. Три главных методических принципа Ф.Э. Баха: 1) он придает большое значение содержательности исполнения, воздействию исполнителя на слушателя; 2) уделяет большое внимание умению петь на рояле, советует слушать хороших певцов, чтобы понять фразировку музыкальной речи; 3) призывает воспитывать виртуозность усиленными упражнениями на инструменте.

В эпоху Венской классической школы (конец XVIII - начало XIV века) растет популярность нового инструмента - фортепиано, который постепенно вытесняет клавесин. Новые возможности инструмента вызвали большой интерес к новым приемам игры. Уделяется внимание четкости, ровности всех пальцев, с изобретением правой педали расширяется звуковой диапазон, градации от РР до ff.  И хотя ранние венские классики еще тесно связаны с традициями клавесинного стиля (прозрачность письма, мелкая пальцевая техника и т.д.), мастерство исполнителей того времени находилось на очень высоком уровне.

Одним из ярких представителей лондонской школы фортепианного искусства стал Муцио Клементи, автор первых в истории фортепиано инструктивных технических упражнений и этюдов «Gradus ad Parnasum». Главными принципами Клементи считает полный концертный звук, рельефность фактуры. Упражнениям и этюдам отводится основополагающая роль в развитии и формировании техники. Он подчеркивает: нужно учить много, медленно и громко, высоко поднимая пальцы.

Дальнейшее развитие фортепианного исполнительского искусства связано с творчеством Людвига ван Бетховена, основателя нового фортепианного стиля. Его фортепианная музыка способствовала развитию исполнительства на новом уровне. Фортепианные сочинения Бетховена пронизаны симфонизмом, широтой, размахом, невероятной энергией. Большое внимание он уделял изучению гамм во всех тональностях, правильному положению пальцев, использованию веса руки, аппликатуре, помогающей решать артикуляционные и агогические задачи. Исполнительские принципы Бетховена получили свое развитие в творчестве Листа, Шумана, Шопена, Мендельсона.

 Большое значение в дальнейшем развитии фортепианной техники сыграл последователь венской фортепианной школы Карл Черни. Будучи учеником Бетховена, он перенял многие его педагогические взгляды, а именно:

  • особенности артикуляции
  • аппликатурные установки
  • объединяющие движения руки, использование веса
  • координация мышц руки и плечевого пояса, свобода и эластичность движений, разнообразие туше
  • чистота, отчетливость пальцевой игры, воспитание независимости пальцев, частая смена положений рук
  • уважение к авторскому замыслу, максимальное раскрытие индивидуальности ученика, воспитание его творческой воли и самостоятельности.

Сам Бетховен высоко ценил педагогический авторитет К. Черни.

Самые известные сочинения К. Черни – «Об искусстве фортепианной игры». Из наиболее легких этюдов для начинающих пианистов – «Избранные этюды» под редакцией Г. Гермера, «Школа беглости» ор. 299, «Искусство законченной пальцевой готовности» ор. 740. Кроме этих главных сборников существует большое количество этюдов разных опусов, которые содержат различные упражнения и этюды, направленные на развитие различных видов техники. К. Черни считается классиком жанра этюда, на котором выросли этюды романтического направления. Его этюды– это блестящая исполнительская школа фортепианной техники.

Заслуживает внимания книга выдающегося советского пианиста и педагога Генриха Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры». В главе IV, посвященной работе над техникой, автор очень подробно освещает все аспекты развития технического мастерства пианиста-исполнителя, дает точные и убедительные рекомендации педагогам и обучающимся.

Таким образом, мы видим, сколько внимания было уделено мастерами прошлого вопросам развития техники в то время, когда были заложены первоначальные основы и принципы технического развития.

  1. Основные тезисы книги Е. Я. Либермана «Работа над фортепианной техникой».   

Книга известного исполнителя и педагога Евгения Яковлевича Либермана «Работа над фортепианной техникой» адресована педагогам и учащимся музыкальных учебных заведений. Опираясь на исторический опыт предшествующих музыкантов-исполнителей, автор создал уникальную энциклопедию, которая содержит целый комплекс советов, рекомендаций, упражнений, приемов развития фортепианной техники. Доступно и убедительно объясняет возникающие проблемы и приводит примеры их решения. Точно выстраивает методику постепенного освоения различной фортепианной фактуры. Образным доступным языком автор описывает различные приемы работы над фортепианной техникой.

Выделим главные тезисы, важные для работы педагога с учащимся по развитию техники.

  1. Для развития техники в широком смысле слова необходимо наличие комплекса музыкальных способностей обучающегося, его художественные потребности, стремление к развитию и совершенствованию.
  2. Техника представляет собой совокупность средств, позволяющих передать содержание музыкального образа. Вне музыкальной задачи техника не существует. Главная последовательность – от понимания музыкального образа к технической работе, которая приведет к более высокому пониманию и передаче музыкального образа.
  3. Ученик должен обладать способностью добиваться поставленной цели, работоспособностью, настойчивостью в достижении цели, важны и его физические возможности.
  4. С учащимся должна быть выстроена грамотная, методически организованная и осознанная работа над достижением цели различными способами, приемами, упражнениями.

Во II главе книги автор пишет о важности воспитания ощущения контакта с клавиатурой, как ощущения непрерывной связи свободно управляемой руки через конец пальца с клавишей. Большую роль автор уделяет упражнениям на развитие физических возможностей пальцев, дает множество различных упражнений с объяснениями физиологической основы и целесообразности каждого из них.

В III главе автор подчеркивает, что процесс игры - это в первую очередь умственный процесс, и лишь затем физический. Подробно объясняет взаимосвязь между техническими задачами и пониманием воплощения художественного образа. Учащийся должен ясно представлять художественный образ исполняемого произведения, его характер, темп исполнения, динамику, характер методизма, фразировку. Вся его дальнейшая работа должна быть направлена на реализацию поставленных задач. Важная роль отводится аппликатуре. Работу над выбором аппликатуры необходимо начинать на начальной стадии работы. Аппликатура должна быть удобной, тогда значительно легче и быстрее будет решена техническая проблема. Автор советует выбирать аппликатуру в быстром темпе, тем самым можно почувствовать ее удобство или неудобство. В данном разделе он приводит примеры работы над первым пальцем, определяя его важную роль при исполнении пассажей.     

В IV главе автор обращает внимание на необходимость игры всевозможных гамм и упражнений. Гаммы и упражнения - это фундамент дальнейшего развития техники, именно в них содержатся ключевые технические формулы. На ранних этапах работа над гаммами сводится к общему ознакомлению, а в дальнейшем в гаммах решаются темповые и художественные задачи. Автор приводит примеры упражнений, способствующих достижению в гаммах высшего пианистического мастерства.

 V глава полностью посвящена развитию различных приемов фортепианной игры: техники кантилены, пальцевому legato, игре non legato и staccato, аккордам  forte и аккордам piano, приемам исполнения различных аккомпанементов, исполнению специфических фактурных формул, приемов исполнения пунктирных ритмов, трелей и тремоло, арпеджиато и чередования рук в пассажах, октав, ломаных октав, терций, репетиций, скачков, быстрых аккордовых последовательностей.  По каждому приему автором даны конкретные советы.

Главное значение данной книги в том, что каждый педагог и исполнитель найдет в ней практические советы и полезные упражнения по развитию техники.

III. Заключение

Знание методических основ развития техники, изучение трудов великих педагогов-музыкантов необходимы для становления личности педагога. Опираясь на признанные мировые авторитеты, педагог должен найти свой путь и выработать собственные методы и приемы работы, направленные на развитие каждого ученика.  Сам ученик должен уделять технике большую часть времени и труда, развиваться и совершенствоваться, но при этом помнить, что техника – не цель, а средство для передачи замысла. Техника – это не только способность исполнять трудные пассажи, это целое искусство, охватывающее в мастерстве музыканта значительное количество элементов. Владея приемами развития техники, можно достичь исполнительских высот и добиться успеха.

IV. Список литературы

  1. Алексеев А.  Методика обучения игре на фортепиано. М.,1978.
  2. Гофман И. Фортепианная игра, Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.
  3. Коган Г. Работа пианиста. М.,1979.
  4. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М., 1966.
  5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., Классика-XXI, 2003.
  6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1958.
  7. Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л.,1961.