Опыт развития творческих способностей учащихся Майминской детской школы искусств

Сафронова Ольга Александровна

Учебный предмет «Сочинение и импровизация»,  введенный в вариативную часть предрофессиональной программы Майминской детской школы искусств на фортепианном отделении - это  результат поиска новых методов обучения, максимально способствующих раскрепощению творческих сил учащихся младших классов специального фортепиано.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сафронова Ольга Александровна преподаватель по классу фортепиано, заместитель директора по УВР

МБУ ДО «Майминская ДШИ» с.Майма, Республика Алтай, 2024 г.

Опыт развития творческих способностей учащихся Майминской детской школы искусств

Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно- воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе. Тем более все это актуально для работы школ, непосредственно связанных с развитием творческих способностей. В статье мы поделимся опытом развития таких способностей на примере обучения в классе специального фортепиано в Майминской детской школе искусств.

Поскольку критерием успешности педагогической работы в музыкальной школе остается качественное выступление ученика на экзамене с последующим участием в конкурсе или поступлением в среднее специальное учебное заведение, то все силы педагога уходят на выучивание необходимого количества сочинений для показа. Иногда это выучивание достигается весьма дорогой ценой как для педагога, так и для ученика.

Чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия внутреннего потенциала ребенка и творческого развития его способностей, в образовательную программу Майминской детской школы искусств были внесены изменения.

Дифференцированный подход позволил разделить учащихся музыкального отделения на три группы:

«А» - учащиеся с хорошими музыкальными данными;

«Б» - учащиеся со средними музыкальными данными;

«С» - учащиеся со слабыми музыкальными данными.

Процесс обучения стал дифференцированным, что позволило активно использовать различные формы, методы обучения и организации учебной деятельности на основе результатов личностно-ориентированной диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей детей.

Основная задача такой деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Также в программу был введен предмет по выбору «Сочинение и импровизация». Его роль и значение трудно оценить, с одной стороны, занятия по предмету дополняют и расширяют теоретические знания, полученные на уроках «Сольфеджио» и «Музыкальная литература», с другой – развиваются практические умения.

Самое важное то, что эти занятия способствуют осознанию полученных знаний, умений и навыков, самостоятельному выбору учащимися в исполнительской и сочинительской практике выразительных средств, развитию творческого начала.

Предмет «Сочинение и импровизация» способствует восстановлению потерянных связей между теоретическими знаниями и практическими навыками их использования, между заданными жанровыми и стилистическими рамками исполнения и свободой самовыражения.

Так, певческая импровизация – одно из самых любимых занятий младших школьников. В импровизациях ребенок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказывается на развитии вокально-слуховых способностей.

Одна из форм импровизации – сочинение мелодий на тексты. В ее основе должны лежать содержание текста и его эмоциональный настрой и

целесообразнее выбирать из тех стихотворений, которые дети изучают на предметах чтения и языка.

Успех импровизации во многом зависит от учителя, его исполнительских возможностей, педагогического мастерства, умения создать единую эмоциональную настроенность урока, связать импровизацию с его темой, со всем материалом, который составляет содержание урока.

Импровизация должна быть связана с композицией, причем с первого года обучения.

Так на уроках специального фортепиано учащиеся первого класса с большим удовольствием сочиняли мелодии для альбома «Музыкальные зверюшки», который предназначен к исполнению детьми подготовительного класса. Юные композиторы, как они себя называют, всегда стремятся к результату – созданию записанного произведения. Временное неумение учащихся младших классов записать и грамотно оформить свое произведение никогда не должно быть препятствием к осуществлению их мечты. В этом им помогают преподаватели.

Также в нашей школе совместно с центральной детской библиотекой был реализован проект «В начале всё же музыка была», в котором дети сочиняли песни на слова местных авторов. Был выпущен одноименный сборник, в оформлении которого использовались рисунки учащихся художественного отделения школы.

Говоря о результатах детского творчества, надо иметь в виду и то, что исполнение детьми своих сочинений часто вызывает у них разочарование, так как воплощение замысла оказывается гораздо беднее того звучания, которое было у них внутри. Поэтому песни проекта «В начале все же музыка была» аранжированы профессиональными музыкантами, и исполнялись как авторами, так и вокалистами хорового отделения.

Непонимание природы и условий детского творчества, непременное желание педагога обязательно получить результат могут привести к травмированию детской психики из-за нарушения естественности и свободы творческого процесса. Прежде всего, надо понять, что процесс вхождения в искусство не

может носить принудительный характер. Необходима та естественность процесса, когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства.

Для этого надо быть уверенным в правильности выбора цели развития личности, его дарований, индивидуальности, творческой фантазии. Быть уверенным в музыке, которая выбирается для детей и которая искренне прочувствована самим педагогом; быть уверенным в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят; и конечно, быть уверенным в том, что каждый ребенок – художник, и обязательно талантливый.

Приемы и способы работы с детьми в нашей школе соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям младших школьников. И, благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями по сочинению и импровизации, развиваются творческие способности.

Таким образом, введенный в учебную программу Майминской детской школы искусств предмет «Сочинение и импровизация», стал результатом поиска новых методов обучения, максимально способствующих раскрепощению творческих сил учащихся младших классов специального фортепиано.