«ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

Статья об «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

        В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»

       Развитие современного общества, характеризующееся нарастающим объемом и сложностью информационных потоков, динамизмом и скоростью социальных процессов, изменило требования к профессиональным и личностным качествам специалиста. Чтобы реализоваться в профессии, быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда, сегодня недостаточно владеть профессиональными знаниями и умениями - нужно обладать гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, умением оперативно реагировать на происходящие изменения, то есть быть профессионально мобильным.

Мобильность, скорость, активность - очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.

Профессия концертмейстера относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). 

Концертмейстеры отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума. Хоть это одна из самых распространённых профессий среди пианистов, но она до сих пор очень востребованная и никогда не теряющая своей особой значимости и актуальности.

Главное качество концертмейстера – общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного.

Специфика работы  концертмейстера  в  школе искусств  состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.

Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

  • В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности. Видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки, всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению.
  •    Владение навыками игры  в ансамбле.
  •    Знание правил оркестровки, особенностей игры на инструментах симфонического и народного оркестра – для того чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихами и тембрами  этих  инструментов.
  •    Умение на ходу подбирать  мелодию  и  аккомпанемент.
  •    Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний  и  умений  по курсам  гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

  Первым помощником преподавателя, как в профессиональной, так и в воспитательной работе в классе является концертмейстер, в деятельности которого объединяются педагогические творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Он  должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почести и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Удачными во всех отношениях профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески отлаженный и успешный союз. 

 Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и даже удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а находиться на втором плане музыкального действа. 

Функция концертмейстера хора заключается в том, что он имеет свой музыкальный голос, свою собственную партию, которая встроена в общий ансамбль, в целостность звучания музыки, а значит, концертмейстер должен иметь хороший ансамблевые слух и навыки взаимодействия в ансамбле. Ансамблевые функция есть универсальная функция для каждого музыканта,  но для концертмейстера хора она связана со специфическим музыкальным материалом, с хоровым звучанием. То есть фортепианный слух дополняется вокально-хоровым слухом. Пианист вступает во взаимодействие с многоголосными складами музыкальной фактуры. Функция концертмейстера хора подчёркивает особенность ансамблевого слуха пианиста в виде взаимодействия с хоровым массивом человеческих голосов. Концертмейстер хора обязан понимать язык жестов дирижера. Пианист становится для дирижера своеобразной «клавиатурой». Правильно удерживать дирижерские жесты с поле зрения  концертмейстеру помогает периферийной зрение. Но в моменты темповых отклонений необходимо применять технику быстрых зрительных переключений, смотреть то на нотный текст, то на дирижёра и, при этом контролировать качество исполнения и звуковой  баланс.

Среди концертмейстерских специальностей работа в хоровом классе является трудоёмкой. Концертмейстер хора помогает группам хора разучивать партии, аккомпанировать им на репетициях под руководством хормейстера, уметь общаться как со старшими так и с младшими  хоровыми коллективами, знать их возрастные особенности, уметь показать хоровую партитуру, понимать дирижерские жесты, обладать качеством звука в ансамбле, уметь играть под руку дирижера. Концертмейстер хора должен не только знать свою партию, но и все партии, исполняемые хором. Очень важен контакт концертмейстера и хормейстера. Концертмейстер должен наладить особую связь с хормейстером, быть с ним на одной волне, разделить ответственность за интерпретацию произведения, предвосхищать творческие устремления дирижера от первого до последнего такта произведения, объединять творческие усилия. В достижении ансамбля динамического, ритмического, тембрового, концертмейстеру  необходимо предвосхищать движение, в котором исполняется произведение еще до первого ауфтакта дирижёра. 

 В детском репертуаре очень велико значение текста, много песен-историй, сказок, диалогов. И концертмейстер аккомпанирует, подчиняясь логике развития стиха, правильному певческому дыханию. Нередко у младших учащихся еще не развит внутренний гармонических слух и важно чтобы мелодическая  линия была окружена ярким гармоническим аккомпанементом. При разучивании с детьми произведений a capella, надо  гармонически поддерживать мелодию.   Такие навыки требуют от концертмейстера хора не только пианистических умений, но и творческого воображения,  представления об особенностях   разных жанров, стилях эпох и народов. В репертуар входят и классические произведения, написанные для хора в сопровождении фортепиано, и популярные песни из кинофильмов, народная музыка. И концертмейстер должен уметь редактировать неудобный для себя аккомпанемент, придумать вступление, заключение , связки и т.п. Концертмейстер, работающий с хором, должен учитывать, что любой хоровой коллектив обладает превосходящими динамическими возможностями, нежели солист-вокалист, поэтому и играть пианист должен более насыщенно и рельефно, но при этом стараться быть ни «под» хором, ни «над» ним. Необходимо дополнять звучание хора в ансамблевые моментах.

Концертмейстер хора остаётся, прежде всего, мастером фортепиано. Хорошее владение инструментом -главное качество, которым должен обладать концертмейстер.  Чем выше пианистическое мастерство, тем выше квалификация концертмейстера-пианиста. 

Хороший концертмейстер постоянно совершенствуется, интересуется новой, неизвестной музыкой, слушает всевозможные записи, стремится расширить свой кругозор, соприкоснуться с различными жанрами  исполнительного искусства, старается расширять свой сценический  опыт и понять каждый вид исполнительства. Специфика фортепиано такова, что необходимо преодолевать ударную природу фортепианного звука, подражать пению и голосу. Поэтому огромное значение для концертмейстера имеют воображение фантазия, слуховые представления. В работе с хором пианист всегда представляет себя в роли оркестра или хора.

Для педагога хора концертмейстер - первый помощник, единомышленник и правая рука. Право на роль помощника и правой руки завоевывается авторитетом солидных знаний, собранностью, ответственностью, настойчивостью, желанием достичь высоких результатов как в работе с хоровым коллективом, так и в собственном музыкальном совершенствовании.     

Работа  концертмейстера хореографии имеет свою специфику. Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

           Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.На уроке хореографии, как и в музыкальной среде, существует своя терминология и специфика исполнения каждого движения, которую концертмейстеру придётся изучить. Как следствие, концертмейстеру придётся подбирать музыкальный материал, соответствующий характеру каждого хореографического па (pas), так как звучание концертмейстерской партии призвано помогать  развитию техники  танца,  формированию  выразительности  движений и умения передавать в пластике различные настроения и эмоциональные состояния. Концертмейстеру следует абсолютно точно понимать, какого темпа, ритма, характера должно  быть  музыкальное  оформление,  для  чего  оно предназначено  и каким конкретным творческим и техническим задачам служит. Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определенных методических знаний.

            Особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами и эта  правильная работа  – необходимое в концертмейстерской практике качество. Работа концертмейстера помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Урок  классики – это живое взаимодействие музыки и пластики. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а так же осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале – поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.

             Работа  концертмейстера   хореографии очень специфична, интересна и многогранна.  Его роль в процессе обучения в детских школах искусств неоспоримо велика. Есть ещё одна необходимая составляющая для успешной работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен любить танец. Любить его всей душой и вместе с педагогом хореографом создавать ту неповторимую  атмосферу  урока, которую невозможно передать словами.

 Хореографический класс – это особый мир. Начиная от  полов, зеркал и станка и заканчивая таинственным языком хореографических терминов, понятным только посвященным. В этом мире должна царить доброжелательность и взаимопонимание. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходима во всех сферах, как планирование, так и реализация программ учебной и постановочной деятельности, что помогает переосмыслению профессионального взгляда на свою специальность и повышает уровень компетентности, ответственности за результаты своей работы.

 

Список  использованной  литературы

1. Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред. М.Смирнов, С-П, Музыка. 1974 г.

2.   Крючков Н.  Искусство аккомпанемента, как предмет обучения. М. Музыка. 1961 г.

3.  Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М. Академия. 2002 г. 1. Романенко Л. Н. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 42-44.

4. Люблинский, А.А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. – Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1972. – 80 с.

5.   О работе концертмейстера / Ред. – сост. М. А. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – 159 с.

6.    Хавкина-Трахтер  Р. Работа в концертмейстерском классе // Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей / Пед. ред. В. Натонсона. – М.: Музыка, 1971. – С. 134 – 149.

7.   Чернышова Т. О работе концертмейстера. М. Музыка. 1974

8.  Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.

 Шендерович  Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. – 206 с.

9. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Издательство: Музыка Ленинградское отделение, 1968 год. Интернет ресурсы: http://www.tchaikov.ru/ballet.html