Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы эстетического развития» для детей с задержкой психического развития

В статье описывается опыт реализации дополнительной общеразваивающей программы "Основы эстетического развития" для детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rost_ohv_dlya_nsportal.docx32.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Основы эстетического развития» для детей с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития представляют собой многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе при организации процессов воспитания и обучения. Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении детей в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. Дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний и продуктивны в использовании помощи. Расстройство такого рода обратимо, поддается коррекции в младшем школьном возрасте при условии создания благоприятной коррекционно-развивающей образовательной среды. Психолого-педагогическая поддержка и корркция направлены на:

  • гармонизацию развития личности ребенка, выравнивание психологического и физиологического возраста;
  • формирование психических функций, характерных для физиологического этапа взросления;
  • устранение отставания по основным направлениям: волевая сфера, память, внимание, эмоциональная сфера;
  • исправление имеющихся психологических отклонений;
  • подготовку базы для правильного развития на следующем этапе.

Процесс коррекции длительный и непростой, но грамотные и регулярные занятия - гарантия успешной работы. 

Позитивный вклад в решение задач поддержки развития детей с ЗПР вносит педагогический коллектив отдела художественного воспитания ГБУДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района, обеспечивающий доступность и комфортность процесса обучения детей с ЗПР по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Основы эстетического развития» с сетевой формой реализации для учащихся общеобразовательной школы № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга. 

Программа нацелена на поддержку социальной адаптации учащихся с ЗПР, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей данной категории посредством активного включения в различные виды художественно-творческой активности. В основу программы положен принцип, что созидательным потенциалом обладает каждый ребенок с ЗПР, в каждом таком ребенке живёт творец: художник, музыкант, танцор, поэт или писатель, которому надо помочь пробудиться. Творческое мышление детей, как и любой другой навык, способно развиваться посредством систематических занятий различными видами искусства. Творчество рассматривается как одно из средств самовыражения личности. Оно развивает и воспитывает ребенка, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. В ходе освоения программы дети с ЗПР младшего школьного возраста приобщаются к основам художественного творчества: музыкального, танцевального, театрального, литературного, изобразительного, что в данном возрасте служит средством развития внутреннего потенциала учащихся, способствует успешной социализации, воспитанию эстетических и нравственных качеств личности.

Содержание программы состоит из девяти модулей: концерта-путешествия «Музыкальный сундучок», творческой мастерской «Пейзажи в музыке. Осень», концерта-беседы «Композиторы-детям», творческой мастерской «Сказка в музыке», творческой мастерской «Пейзажи в музыке. Зима», арт-часа «Этот волшебный мир танца», творческой мастерской «Карнавал животных», творческой мастерской «Пейзажи в музыке. Весна», интерактивной игры «Музыкальный серпантин»

В начале программы дети знакомятся с народным творчеством, музыкальными инструментами и композиторской музыкой. Ребята слушают народные мелодии, музыкальные произведения виднейших представителей российской и зарубежной музыки: И.С. Баха, В.А. Моцарта, М.И.Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и других.

Синтез изобразительного и музыкального искусства происходит в творческих мастерских «Пейзажи в музыке», в основу которых положены циклы музыкальных пьес П.И. Чайковского «Времена года», К. Сен-Санса «Карнавал животных». В ходе этих встреч учащиеся знакомятся с биографиями композиторов и художников: И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева, И.К. Айвазовского, слушают музыкальные произведения, рисующие образы природы, животных или сказочных героев, затем переносят свои музыкальные впечатления на бумагу, изображая запомнившийся образ или настроение. Итог таких занятий - импровизированная выставка детских работ.

О слиянии таких видов искусств как музыка и литература ребята узнают в ходе творческой мастерской «Сказка в музыке». Они становятся свидетелями второго рождения в музыке известных литературных произведений: «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «Щелкунчик» Т. Гофмана, «Золушка» Ш. Перро, «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковского. Ребята смотрят отрывки из опер и балетов, написанных на основе этих произведений М.И. Глинкой, Н.А. Римским–Корсаковым, П.И. Чайковским, слушают вокально–эстрадные номера сказочных персонажей. Подведение итогов реализации программы осуществляется в ходе интерактивной игры «Музыкальный серпантин»: дети участвуют в разгадывании музыкальных викторин, кроссвордов, отвечают на вопросы, включающие программный материал.

Образовательная деятельность по программе ведется с учетом психо-физических особенностей детей с ЗПР, нацелена на поддержку позитивного развития учащихся данной категории. Темп изучения материала для учащихся с ЗПР небыстрый. Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: учащиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения. Учебная деятельность  богата по содержанию, требует от учащегося интеллектуального напряжения, но одновременно неперегружена материалом и доступна ребенку. Доступность и понимание способствуют формированию и поддержанию у учащихся с ЗПР интереса к обучению.  

Важным условием успешной компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое эффективно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, то есть обучении, стимулирующем развитие и соответствующем реальным возможностям ребенка. В этой связи педагогическая деятельность в рамках данной программы нацелена не на создание объектов искусства, а на работу с внутренним миром ребенка. При оценке выполнения творческих заданий важна доброжелательная, спокойная атмосфера, педагогом не используются понятия «правильно» и «неправильно». Качество выполнения творческих работ - не глпвное. Важно то, как ребенок проживает свои эмоции во время выполнения задания, как он передает их в своей деятельности.

Используемые педагогические технологии обучения на основе художественно-творческой деятельности помогают корректировать нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПР. Технологии коррекционно-развивающего обучения:

способствуют развитию наглядно-образного мышления, творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия;

способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга;

способствуют формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

воспитывают аккуратность, эстетический  вкус.

Общение с искусством обогащает чувственный опыт детей с ЗПР, влияет на познание нравственной стороны действительности, воспитывает патриотические чувства посредством знакомства с традициями и культурой родной страны, повышает эмоциональную активность. Реализация данной программы решает важные задачи формирования социально-значимых и культурных компетенций у учащихся на основе творчества, взаимоуважения и сотрудничества.

Список используемой литературы

Программа комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». [Электронный ресурс]. - ULR: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58407, дата обращения 10.02.2023;

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016;

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016.